Вокально – хоровой анализ произведения П. Чайковского «Что смолкнул веселия глас…»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Произведение П. Чайковского «Что смолкнул веселия глас…» написано для четырёхголосного однородного мужского хора a cappella.
Общий диапазон хора – фа большой октавы до си первой октавы.
Тесситурные возможности хора не удобные, диапазоны партий широкие, присутствуют высокие ноты и перестроения на разные регистры.
Мелодическая линия произведения скачкообразная, насыщена альтерированными звуками, полутоновыми ходами. Не распевная, иногда приобретает форму статичности.
Звуковедение дискретное.

Файлы: 1 файл

Chto_smolknul_veselia_glas.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Историко – стилистический анализ

 

Чайковский Пётр Ильич (1840— 1893), композитор, дирижёр, педагог.

Родился 7 мая 1840 г. в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск, Удмуртия) в семье горного инженера. В 1850 г. семья переехала в Петербург, и Чайковский поступил в Училище правоведения, которое окончил в 1859 г.

Он получил  чин титулярного советника и  место в Министерстве юстиции. Но любовь к музыке оказалась сильнее  — в 1862 г. юноша сдал экзамены в  только открывшуюся тогда Петербургскую  консерваторию. В 1863 г. он оставил службу, а после окончания с серебряной медалью консерватории (1866 г.) был приглашён занять должность профессора в Московской консерватории.

В 1866 г. Чайковский написал Первую симфонию («Зимние  грёзы»), в 1869 г. — оперу «Воевода» и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», в 1875 г. — знаменитый Первый фортепианный концерт, в 1876 г. — балет «Лебединое озеро».

В конце 70-х гг. композитор пережил тяжёлый душевный кризис, связанный с неудачной  женитьбой, в 1878 г. оставил преподавание. Тем не менее именно в этот год было создано одно из лучших его произведений — опера «Евгений Онегин» на сюжет А. С. Пушкина.

Настоящей вершиной стала опера «Пиковая дама» (1890 г.), также на сюжет Пушкина. В 1891 г. Чайковский написал свою последнюю оперу «Иоланта». Сочинял он и музыку к балетам: «Спящая красавица», 1889 г.; «Щелкунчик», 1892 г. Взлёт Чайковского – симфониста явлен в его Шестой симфонии (1893 г.).

Постоянно обращался  композитор и к малым формам. Он автор 100 романсов, которые являются жемчужинами вокальной лирики, а также более чем 100 фортепианных пьес (в их числе циклы «Времена года», 1876 г., и «Детский альбом», 1878 г.). Творчество Чайковского было высоко оценено ещё при жизни — в 1885 г. он был избран директором Российского музыкального общества, в 1892 г. стал членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств, в 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета.

Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину  под Москвой, где в 1892 г. приобрёл дом (с 1894 г. музей композитора).

Скончался 6 ноября 1893 г. в Петербурге.

 

Пушкин Александр  Сергеевич (1799 – 1837 гг.) – великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик.

Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. После окончания лицея  в июне 1817 г. в чине коллежского  секретаря Пушкин был определен  на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».

Еще до окончания  лицея, в 1817 г., начал писать поэму  «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.

В мае он был  сослан на юг России за то, что «наводнил  Россию возмутительными стихами». В  июле 1823 г Пушкина перевели под  начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу. В Михайловском, куда он был выслан в 1824 г, Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и др.

17 декабря 1825 г узнает о восстании декабристов  и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв».

В 1828 г самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках  «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии».

В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько  месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине  написаны такие произведения, как  «Повести покойного Ивана Петровича  Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин».

Летом 1831 г. вновь  поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать «Историю Пугачева», историческое исследование «История Петра I».

Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой  обстановке все обострявшихся отношений  с царем и вражды к поэту  влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Но, хотя в таких условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», сказки.

В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской  аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его  жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был смертельно ранен.

Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга.

Музыкально – теоретический анализ

 

 

    • Форма произведения:

Музыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.). Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.).

Произведения «Что смолкнул веселия глас…» представляет собой четырёхчастную форму.

Каждая из частей представляет расширенный период.

Первая  часть: 1 – 10 такты;

Вторая  часть: 11 – 24 такты;

Третья  часть: 25 – 38 такты;

Четвёртая часть: 39 – 47 такты.

 

    • Фактура произведения:

Фактура (лат. factura — обработка, от facio — делаю) — комплекс средств музыкального изложения, музыкальная ткань произведения (мелодия, аккорды, фигурации, отдельные голоса и т. д.). Основные типы фактуры (так наз. музыкальные склады) — монодический, полифонический и гомофонно-гармонический. Фактура произведения обусловливается его содержанием, жанром, стилем.

Фактура данного  произведения смешанная.

Здесь композитор связывает  полифонию с аккордово-гармонической  фактурой. Полифония выступает в виде канона. При аккордово-гармонической фактуре все голоса становятся зависимы друг от друга и движутся "стройными рядами".

 

    • Ладотональность произведения:

Ладотональность – конкретное звуковысотное выражение  лада, ладовая система на определенной высоте.

Основная тональность произведения – G moll. Но эта тональность не играет совершенно никакой роли в передаче образа и настроения произведения.

Здесь, в данном сочинении, очень шатко выведена роль основной тональности и за основу композитор берёт тональность B dur, параллельную основной тональности. Эта тональность придаёт музыке торжественность, восторженности.

В произведении «Что смолкнул веселия глас…» часто встречается контраст мажора и минора. Именно этот контраст составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.

В первой части  произведения можно выделить такую  ладотональную цепочку:

B dur – F dur – Es dur – G moll – C dim –  B dur – Es dur – B dur – F dur – B dur –  F dur – B dur

 

Во второй части слышны ладотональные отклонения в доминантовую тональность – D dur через двойную доминанту.


Это можно пронаблюдать в такте 15 – 16:

 

 

Такты 18 – 19:


 

 

Заканчивается вторая часть  одноимённой тональностью основной – G dur.

Третья часть начинается основной тональностью, в которой слышны отклонения G dur (такт 30), B dur (такт 34, 38)

Чётвёртая часть начинается и заканчивается основной тональностью.

 

    • Гармония произведения:

Гармония –  выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия — аккорд. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада — гомофонии, полифонии.

 

Гармонический план произведения

 

1

III6   VII6 III6 VI6   VII6

2

III6

3

III6   VII6  III6 VI6   VII6

4

III6

5

I

IV43-5

6

III6

7

I

IV43-5

8

I2

9

VI   III6 VII43

III6   VI7+1

10

V6

VII


 

11

III

12

VI   V

IV7+1

V+3

13

IV7+1   V+3 VI7+1  V6+3 VI7+1   V6+3

14

VI65+1 V43+3 IV2+1+3

V65+3

15

IV2+1+3

V64+3    IV2+1 II+3    II7+3

16

V+3 V43+3

17

I+3

V6+3 III43-7

18

VI   II43 IV65+1

19

VI2+5

V7+3   I64 VI+1+5

20

I64+3    V7+3 VI+1+5 V6+3 V65+3


 

21

I+3   V6+3 III43-1

22

VI    II43 IV65+1

23

I64+3     V7+3 I64+3 VI+1+5

24

I64+3 V7+3    I+3

25

I   II7

I   V+3

VI II6

26

V+3

I

27

I   II7

I6   V+3

VI   II65

28

V+3

I

29

IV   V7-5

IV   I+3

II-1   V65-5

30

I+3


 

31

II65    IV2 II7 VII65

32

III   III2 I7   VI65

33

IV43-5   III64 VI7+1  VII2

34

III6

35

II65 IV2

II7   VII65

36

III    III2

I7   VI65

37

IV43-5    III64

VI7+1    VII2

38

III6

39

40


 

41

42

I6 VII6 I

43

I

44

II+3    V43+3

45

I    IV

46

I64   V+3

47

I


 

Композитор  в своём произведении использует проходящие звуки и яркие каденции. Рассмотрим некоторые их примеры.

 

Проходящие  звуки:

Такт 12 – 13:     Такт 23 – 24:



 

 

 

Такт 34:     Такт 41 – 42:


 

 

 

Каденции:

Такт 15 – 16:


 

 

 

 

Данная каденция серединная, автентическая (заканчивается на доминанте).

 

Такт 24:


 

 

 

Этот каданс серединный, полный несовершенный (тоническое трезвучие  не полное).


 

Такт 46 – 47:

 

 

Эту каденцию можно охарактеризовать как заключительную, полную не совершенную (тоническое трезвучие не полное).

 

    • Метроритм произведения:

Метроритм (от греч. metron – мера и rytmos – ритм) – единство метра и ритма.

Первоначальный размер произведения «Что смолкнул веселия глас…» - 4/4. Данный музыкальный размер придаёт музыке чёткость, законченность, торжественность. В этом случае чётко подчёркивается поэтический текст произведения:

Информация о работе Вокально – хоровой анализ произведения П. Чайковского «Что смолкнул веселия глас…»