Возникновение музыкальных инструментов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:12, реферат

Описание работы

Цель: рассмотреть место и роль традиционных музыкальных инструментов в народной культуре удмуртов
Задачи:
•провести обзор и анализ литературы по теме работы
•подобрать материал доступный для восприятия детей и отвечающий задачам воспитания и обучения

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История возникновения традиционных удмуртских музыкальных инструментов…………………………………………………………………..….5
Глава 2. Роль и место инструментальной музыки в праздниках и обрядах…..6
Глава 3. Характеристика удмуртских музыкальных инструментов………....10
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. История возникновения  традиционных удмуртских музыкальных  инструментов…………………………………………………………………..….5

Глава 2. Роль и место инструментальной музыки в праздниках и обрядах…..6

Глава 3. Характеристика удмуртских музыкальных инструментов………....10

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема нашей работы: «Традиционные  музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. Возникновение. Характеристика. Возрождение».

Патриотизм – это чувство  любви к Родине. Понятие «родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, особенности  языка, быта и культуры. Каждый народ  привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для  всего человечества.

Удмуртия – наша родина. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью, необходимо ощутить  духовную жизнь своего народа и творчески  утвердить себя в ней, принять  историю и культуру народа как  свое собственное.

К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относится к старинным  праздникам, традициям, фольклору, народному  искусству.

С уверенностью можно сказать, что большинство людей поверхностно знакомо с народной культурой. Как  жили люди? Как работали и как  отдыхали? Какие они соблюдали  обычаи? О чем мечтали?

Мы, будущие учителя, должны знать и приобщать детей ко всем видам национального искусства  – от архитектуры и живописи, от пляски, сказки и музыки до театра, от декоративно-прикладного искусства  до народных музыкальных инструментов. К национальной культуре нужно приучать с раннего детства. Эта проблема давно рассматривается, ей занимались такие ученые – педагоги, авторы статей, как А. Н. Голубкова, Т. А. Никитин, В. Е. Владыкин и т.д. Но, к сожалению, знакомству с народной удмуртской культурой в детских садах и учреждениях образования уделяется недостаточно внимания.

Разработана программа «Ошмес син» для удмуртских детских садов, автором которой является Л. В. Зеленина. Но отсутствие методических пособий, сборников, наглядности, аудиопособий мешает использованию ее в полной степени. Нам необходимы конспекты занятий, тематические сборнки для работы с детьми.

Мы считаем, что тема нашей  работы является актуальной, так как  она недостаточно глубоко исследована, систематизирована, мало сведений о  бытовании традиционных музыкальных  инструментов удмуртов в наши дни.

Цель: рассмотреть место  и роль традиционных музыкальных  инструментов в народной культуре удмуртов

Задачи:

•провести обзор и анализ литературы по теме работы

•подобрать материал доступный  для восприятия детей и отвечающий задачам воспитания и обучения

•составить тематический сборник с иллюстрациями

•создать сайт с целью  оказания методической и практической помощи работникам СШ и ДУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История  возникновения традиционных музыкальных  инструментов

Музыкальные инструменты  имеют древнее происхождение. На протяжении многих веков они занимали почетное место в истории культуры народа. Удмурты употребляли в  своей практике более двадцати инструментов

Инструменты были строго дифференцированы во времени и пространстве. Можно  говорить о календарности инструментария, можно различать его по месту использования: лес, поле, дом, улица и т.д. Инструменты существовали не только как пастушьи и охотничьи. Они были полифункциональными и с религией, ритуалами, праздниками, народным творческом составляли единое целое. Музыкальным инструментам приписывали магические свойства, способность воздействовать на стихийные силы природы, зверей, людей, взывать к всевышнему. Существует особая музыкальная музыка, которая звучала во время молений и сопровождала священные пляски старейшин.

Ученые относят появление  первых музыкальных инструментов к  восьмому тысячелетию до нашей эры. Подобно тому, как каменные орудия и охотничьи луки появились самостоятельно и в Азии, и Средиземноморья, и  на русской равнине, так и почти  одинаковые свистки, погремушки, музыкальные  луки изготовлялись обитателями  Африки, Европы, Америки. Раньше всех, по-видимому, появились ударные инструменты  конечно, самые простые. Затем - духовые: дудки, свистки, а потом флейты, без  отверстий из тростника и кости. Позднее появились струнные инструменты, а позже всего смычковые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль и  место инструментальной музыки в  праздниках и обрядах.

Роль музыки в духовной культуре удмуртов на протяжении многих веков была, доминирующей. Вероятно, музыка противником религиозного синкретизма; в частности, знахарства, шаманства, которые «постепенно сгруппировались  вокруг семейно-родовых и аграрных культов».

Вопросы о соотношении  и универсальных законов бытия  и закономерностей музыки восходит к мифологическим представлениям человечества. Он формируется в пифагорейско-платоновской онтологии числа и меры, согласно которой законы космоса определяют и соотношение между звуками, а музыка воспринималась как подобие  мира. Тогда же был с сформировано учение об этносе, трактующая музыку как  средство этика -воспитательного воздействия  на человека.

Роль музыки в духовной культуре рассматривалась учеными  эпохи Возрождения, французскими энциклопедистами, но выделилось в отдельную область  со своей методологией, своими задачами лишь в конце XIX в. Она стала называться музыкальной этнографией, появились  ее разновидности, сравнительное музыкознание, этномузыкология.

В древности каждый человек  встречался с музыкой природы  пением птиц, ревом животных, раскатами  грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окруженными  этими разнообразными звуками, он, конечно  же, пытался подражать им. Таким  образом, общение человека с природой было одним из главных источников, из которых возникло создаваемое  им музыка. Но были и другие не менее  важные источники.

Если внимательно присмотреться  к первым, самым примитивным музыкальным  инструментам, можно легко обнаружить, что они не многим отличаются от простых орудий труда. Такое сходство не случайно. Большинство из них  имеет явно «рабочее» происхождение. Это заметно и по форме этих инструментов, и по мере игры на них. Обычная ступа, в которых толкли зерно, глиняный горшок или тыквенная  бутыль обтягивалась кожей и инструменты - позднее их назовут ударными можно  было считать готовыми. Струнные музыкальные  инструменты тоже родились из орудий труда. Они представляли собой не что иное, как подражание луку.

Так человек открывал музыку. Открывал в окружающей природе, а  также с рудовыми процессами, в  некоторых он не мог существовать. Представим себе жизнь наших далеких предков. В большинстве и первостепенно важных занятий - охоте необходима была коллективность труда. Поэтому в основе совместных действий первобытных людей лежал ритм.

Возможно, что именно из ритмических  покрикиваний, облегчавших совместную физическую работу, начали формироваться  элементарные песнопения. Это лишь одно из вероятных путей их зарождения.

С песенным творчеством, с  характером национального песенного  исполнительства тесно связанна инструментальная удмуртская музыка. Она развивалась на протяжении многих веков, звучала в обрядах, сопровождала эпические произведения, была связана  с некоторыми видами труда. Использовалась на праздниках, где сопровождали песни, танцы, а также в быту. В то же время проследить особенности художественного  развития инструментальной музыки вряд ли возможно. Как продукт индивидуального  творчества она не фиксировалась в памяти народа.

Удмуртская инструментальная музыка звучала на инструментах которые  условно можно разделить на собственно-удмуртские, известные по археологическим и  фольклорным материалам, имеющие  общность с инструментами финно-угорского  народов, интернациональные, характерные  для многих народов России. По способу  звукоизвлечения можно выделить следующие группы: ударные (барабан, бубен, тангира), духовные (пеллян узьы гумы, шулан, сяла чипсон, чипчирган, быз, тутэктон), струнные (крезь бадзым крезь, домбро крезь, пыж крезь, бандурка, куско крезь, гудок).

Народные инструменты  обладают следующими характерными признаками:

Утилитарность. Народные музыкальные  инструменты, как правило, изначально функционировали в быту, то есть имели практическую принадлежность. Например, тангыра применялась как средство охранной сигнализации, дудка, пастушья трубка были необходимыми атрибутами пастухов.

Народные умельцы, экспериментируя  с предметами домашнего обихода, немного изменяя их форму, добавляя резонаторные отверстия и тому подобное, давали им новую жизнь. Эти предметы превращались в музыкальные инструменты, приобретали эстетические и художественные свойства. Происходило соединение быта и искусства, обретение предметами нового предназначения.

Природосообразность. Народная культура развивалась в условиях непосредственного контакта и взаимодействия с природой. Потому в народных инструментах – в их форме и звуке, в особенностях применения и других свойствах наблюдается ярко выраженная природосообразность.

Процесс изготовления и применения многих народных инструментов связан с определенным состоянием природы  и временем, установленным календарем, начиная от поры заготовок древесины  для конкретного инструмента, влияния  положения Луны на срок и процесс  его изготовления до традиций использования  народных инструментов на праздниках и календарных обрядах.

Например, считалось, что  дуб, береза, ясень – деревья, несущие  божью благодать: они подпитывают  окружающий мир светлой энергией. Все важные начинания, в том числе  и изготовление инструментов, стремились приурочить к растущей Луне, так  как это могло сказаться на улучшении благосостояния семьи.

Для изготовления народных музыкальных инструментов использовались природные материалы: различные  породы дерева, береста; кости, рога, кожа животных; глина, растительные материалы.

Тембровая палитра народных инструментов имитирует звуки природы  и животного мира (завывание ветра, голоса животных и птиц, скрип снега, звуки весенней капели).

Музыкальная практика народных исполнителей, организованная на взаимодействии с животным миром, имеет определенную функциональность:

•отпугивающая функция (исполнительство на свистках, трещотках);

•приманивающая функция (исполнительство на различных видах манков);

•сигнальная функция (исполнительство  на пастушьих и сигнально-охранных инструментах).

Народные музыкальные  инструменты можно рассматривать  в роли посредников при общении  человека и сил природы в магических ритуалах. Считалось, что некоторые  инструменты воздействуют на природу  и окружающий мир.

Преемственность и традиционность народного музыкального инструментального  искусства обуславливает своеобразие  художественных промыслов культуры исполнительства в отдельных регионах. Назначение инструментов формировалось в системе личностных, бытовых, исторических и культурных связей, сложившихся в каждой местности.

Праздничная функция. Народные инструменты активно использовались на праздниках, народных гуляниях и  в обрядах. Художественное оформление и звучание народных инструментов влияло на создание праздничного настроения, особой приподнятой атмосферы.

Рассмотрим отдельные  некоторые группы удмуртских музыкальныльных инструментов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Характеристика удмуртских музыкальных инструментов.

В народном быту удмуртов использовались многочисленные ударные инструменты, особенно в период ряженья (портмаськон), требовавшего большого шумового оформления и особых песен. Вот тогда-то и поменялись рожденные народной фантазией инструменты в виде ложек чугунных заслонок, бубнов и трещоток.

Тангыра - один из самобытных, известных с древних времен сигнально - традиционных инструментов. Название происходит звукоподражания (тан - гыр - предмет, издающие звуки). Функционально тангыра используется для передачи информации от одного поселения другому, расположенному в лесу.

Инструмент состоит из трех тюлек длиной один метр, и диаметр  с двести; триста миллиметров, соответствующий  разной высоте звучания. Сооружали  инструмент следующим образом: между  двух близко стоящих деревьев (ель, пихта, сосна) на высоте двухсот метров закрепляли шест нему подвешивали тюльки. Играли на инструменте двумя руками. Постукивали по тюлькам и двумя сухими ветками.

Такыртон (трещотка) так же пользовалась большой популярностью. Она состояла из четырехугольной деревянной рамы с березовой пластиной посредине и ребристого валика. Когда раму вращали вокруг своей оси, пластинка задевала за ребристую поверхность валика и издавала звуки настоящее время такыртон - детская игрушка. В обряде портмаськон, кроме того, с древности использовались шумящие подвески (чингыли вазьытон), надеваемые женщинами во время танцев. Их идея воплощена в наши дни в замечательном танце с колокольчиками ансамбля песни и танца «Италмас».

Бубен. Состоял из деревянного  обруча с натянутой на него собачьей кожей, иногда он снабжался бубенчиками, нередко только один бубен сопровождал  народные песни и танцы. Играли на бубне не только во время ряжения, но на свадьбах и вечеринках.

Наиболее древними являются, вероятно, духовые инструменты и  среди них примитивные (разового использования или сезонные) типа продольной флейты чипсон, шулан, изготовляемые самим исполнителем.

У удмуртского народа много  других «свистящих» инструментов, очень  простых, даже примитивных, изготавливаемых  из ржаной соломы, стручков акации, листьев  черемухи. Видимо, своеобразным «свистящим музыкальны м инструментом» в  дни подобных праздников иногда становился сам человек: губы служили амбюшурным инструментом. Так же, как при игре на губном варгане. В литературе зафиксировано это явление в этнографической работе «Вотский юон» («Удмуртский праздник») В. Кошурникова. Автор, посетивший национальные празднества удмуртов во второй половине прошлого столетия, пишет: «...лишь успел я осмотреть призы, как вокруг в толпе закричали: «Соловей, соловей». Я осмотрелся: навстречу нам выступал, сопровождаемый молодежью, лет сорока лысый удмурт с толстыми губами. Он встал перед нами, перекосил свое лицо и залился соловьиными трелями. Это поистине был необыкновенный дар природы. Слушатели были в восторге»

Информация о работе Возникновение музыкальных инструментов