Сегодня культурная общественность
Башкортостана и России отмечает
95-летие со дня рождения выдающегося
башкирского композитора, народного
артиста СССР, РСФСР и БАССР, лауреата
Государственной премии РСФСР имени
Глинки, лауреата Государственной премии
РБ имени Салавата Юлаева, члена Союза
композиторов РФ и РБ, кавалера орденов
Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы
народов, «Знак почета», профессора, первого
ректора Уфимского государственного института
искусств Загира Гариповича Исмагилова.
Его имя поистине является символом становления
и развития музыкального искусства Башкортостана.
Творения Загира Исмагилова составляют
золотой фонд музыкальной культуры нашей
республики.
Родился будущий композитор 8 января 1917
года (26 декабря 1916 года по старому стилю)
в деревне Верхне-Серменево Верхне-Уральского
уезда Оренбургской губернии, ныне Белорецкого
района Республики Башкортостан, расположенной
в красивейшей горно-лесной зоне. Отец
его был потомственным лесорубом, и мальчик
с детства познал и тяжесть труда сплавщика
леса, и красоту музыки. Его первые музыкальные
опыты были связаны с любимым инструментом
башкир — кураем.
Стремление дать образование сыну побудило
отца направить его учиться в лесотехникум.
Но вскоре неожиданная случайность круто
меняет судьбу Загира. Известный башкирский
актер Арслан Мубаряков, услышав игру
юноши, пригласил его принять участие
в работе драматического театра Уфы, где
он по вечерам стал выступать в качестве
кураиста, а днем обучался в музыкальной
студии, открывшейся в Уфе.
Еще один переломный момент в биографии
композитора связан с именем прославленного
башкирского музыканта Газиза Альмухаметова,
угадавшего незаурядность таланта в молодом
кураисте. Именно он посоветовал 3агиру
поступить в только что открытую башкирскую
студию при Московской государственной
консерватории имени П.И.Чайковского.
И вскоре, в 1937 году, Загир Исмагилов приезжает
в Москву и начинает учиться в студии.
Во время Великой Отечественной войны
Загир Гарипович работает в Уфе, участвует
в концертах фронтовых бригад, пишет много
песен патриотического содержания («Башкирские
батыры», «Песня о героях», «Последнее
письмо», «Шаймуратов генерал» и другие).
После завершения обучения в студии он
заканчивает композиторский факультет
консерватории. А с 1958 года становится
председателем Союза композиторов БАССР,
позже первым ректором и организатором
Уфимского государственного института
искусств, которым руководит около тридцати
лет.
Произведения композитора исполнялись
в России и за рубежом (Болгарии, Китае,
Румынии, Северной Корее, Югославии, Эфиопии),
постоянно издавались и записывались
на грампластинках всесоюзной фирмы «Мелодия»,
имеются в фондовых записях радио России,
башкирского радио и телевидения.
Творчество Загира Исмагилова масштабно.
Огромный вклад он внес в развитие национальной
оперы, камерно-вокальной, хоровой и инструментальной
музыки. В своем творчестве композитор
развивал традиции классиков русской
музыкальной культуры Глинки, Мусоргского,
Римского-Корсакова, Бородина.
Загир Исмагилов тяготел к национально-исторической
тематике в операх, воплощению образов
известных исторических личностей, выдвинувшихся
из числа башкир, драматических и бытовых
коллизий жизни простого человека. Среди
них: историко-героическая опера «Салават
Юлаев», повествующая о национальном герое,
героико-эпические оперы «Послы Урала»,
затрагивающая тему воссоединения башкир
с Россией, и «Кахым-туря» (на либретто
Ишмуллы Дильмухаметова), где героем является
военачальник, под предводительством
которого башкиры отважно сражались против
войск Наполеона в войне 1812 года. В центре
оперы «Акмулла»— образ башкирского поэта-просветителя
ХIХ века. Заслуженной популярностью пользовались
его лирико-драматические сочинения —
оперы «Шаура», «Волны Агидели» и бытовые
музыкальные комедии — «Кодаса» («Свояченица»)
и «Алмакай».
Композитор внес значительный вклад в
развитие жанра национальной хоровой
кантаты, оратории, симфонической музыки.
Им написано свыше трехсот песен и романсов.
Загир Исмагилов был одним из ведущих
композиторов- песенников, развивавших
традиции русского романса и бытовой песни.
Творчество он успешно сочетал с многогранной
общественной деятельностью в качестве
депутата Верховного Совета БАССР целого
ряда созывов. В 1963-1975-ые годы Загир Исмагилов
избирался Председателем Верховного Совета
БАССР. Поистине великий труженик в искусстве,
Загир Гарипович горячо любим слушателями
не одного поколения. Творчество Исмагилова,
без сомнения, является высшим достижением
современного башкирского музыкального
искусства. Очень высоко отзывались о
его музыке и коллеги. Выдающийся советский
композитор Тихон Николаевич Хренников
как-то сказал: «Музыка Загира Исмагилова
удивительно чистая и искренняя. Жаль,
что музыкантов такого уровня как он, было
совсем немного. Его музыка напоминает
мне прозрачный родник, спускающийся с
высоких горных склонов…».
Свою любовь и признательность аксакалу
башкирской музыки выразили жители столицы
Башкортостана, присвоив Загиру Гариповичу
Исмагилову звание «Почетный гражданин
города Уфы».
Скончался композитор 30 мая 2003 года после
тяжелой продолжительной болезни на 87-ом
году жизни.
В декабре 2004 года в Уфе, на доме по улице
Энгельса, где жил композитор, была открыта
мемориальная доска. Его имя присвоено
Уфимской государственной академии искусств.
В театральном сквере у Башкирского государственного
театра опера и балета воздвигнут памятник
Загиру Исмагилову работы известного
скульптора Ханифа Хабибрахманова. Именно
на сцене этого театра в 1955 году впервые
прозвучала самая знаменитая опера Исмагилова
«Салават Юлаев», ставшая одним из узнаваемых
национальных брендов Башкортостана.
Одна из улиц в новом микрорайоне «Южный»
города Уфы носит имя выдающегося композитора. |