Жизнь и творчество Феликса Мендельсона-Бартольди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:20, лекция

Описание работы

Мендельсон разыскивал повсюду давно забытые произведения Баха и его музыка воскресала благодаря его усилиям. В 20 лет ему посчастливилось найти и исполнить «Страсти по Матфею» Баха и с тех пор имя Мендельсона всегда с благодарностью упоминается, когда речь заходит о «втором рождении» Баха. Позднее он исполнил баховскую мессу h moll.

Файлы: 1 файл

Феликс Мендельсон.docx

— 27.40 Кб (Скачать файл)

Феликс Мендельсон-Бартольди

  1. Какую школу представляет Мендельсон?

Венская классическая школа.

  1. Сферы творческой дея-ти.
  • опера;
  • зингшпиль;
  • оратория;
  • кантата;
  • оркестровые сочинения;
  • концерт;
  • камерные сочинения;
  • ф-но;
  • органные сочинения;
  • вокальные, хоровые сочинения (песни).
  1. Роль Мендельсона в возвращении творчества И. С. Баха. Создание Лейпцигской консерватории.

Мендельсон разыскивал повсюду давно забытые произведения Баха и его музыка воскресала благодаря его усилиям. В 20 лет ему посчастливилось найти и исполнить «Страсти по Матфею» Баха и с тех пор имя Мендельсона всегда с благодарностью упоминается, когда речь заходит о «втором рождении» Баха. Позднее он исполнил баховскую мессу h moll.

На  его концертах многие современные  слушатели впервые открывали  для себя классические шедевры. Характерно, что самого Мендельсона современники воспринимали как «ученика Баха».

Мендельсон  стал первым немецким музыкантом-просветителем государственного масштаба: в 1843 году по его инициативе была создана Лейпцигская консерватория, которая способствовала росту муз. профессионализма в Германии. На основе консерватории возникло новое направление в немецком музыкальном искусстве: Лейпцигская школа во главе с Мендельсоном.

  1. Образно-звуковой мир композитора.

В музыке Мендельсона множество  типично романтических образов:

  • «музыкальные моменты», отражающие душевные состояния человека;
  • картины быта и природы (особенно привлекала композитора романтика моря);
  • причудливая фантастика, в которой нет ничего мрачного, «демонического». Это сказочные образы народных преданий: эльфы, феи, гномы (то, что оказало большое влияние на Листа, Грига).

Вместе с тем Мендельсон многое воспринял от венской классической школы:

  • ясный уравновешенный тон мендельсоновской лирики;
  • стремление к воплощению объективных устойчивых идеалов;
  • стройные пропорции форм;
  • доходчивость, демократичность тематизма, который основан на обобщённых устоявшихся интонациях.
  1. Черты ф-нного стиля.

Муз. стиль Мендельсона индивидуален. Ясная мелодичность, связанная с бытовым песенным стилем, жанрово-танцевальные элементы, тяготение к мотивной разработке, уравновешенные отшлифованные формы сближают музыку Мендельсона с искусством немецких классиков. Но классицистский строй мышления соединяется в его творчестве с романтическими чертами. Его гармонический язык и инструментовку характеризует повышенный интерес к красочности. Мендельсону особенно близки типичные для немецких романтиков камерные жанры. Он мыслит звучаниями нового фортепиано, нового оркестра.

  1. Творческое наследие, новые жанры.

Оперы и зингшпили:

  • «Два племянника или Дядюшка из Бостона»;
  • «Свадьба Камачо»;
  • «Любовь солдата»;
  • «Два педагога»;
  • «Бродячие комедианты»;
  • «Возвращение с чужбины» (переработано в вокальный цикл, op. 89; 1829).

Оратории:

  • «Павел», op. 36 (1835);
  • «Илия», op. 70 (1846);
  • «Христос», op. 97 (не окончена);
  • Te Deum.

Кантаты:

  • «Christe, Du Lamm Gottes» (1827);
  • «O Haupt voll Blut und Wunden» (1830);
  • «Vom Himmel hoch» (1831);
  • «Wir glauben all» (1831);
  • «Ach Gott vom Himmel sieh darein» (1832);
  • «Вальпургиева ночь», op. 60;
  • «Праздничные песнопения», op. 68 (1840);
  • «Wer nur den lieben Gott lasst walten» (1829).

Оркестровые сочинения:

  • 13 симфоний для струнного оркестра (1821-1823);
  • симфония № 1 c moll op. 11 (1824);
  • симфония № 2 B dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»), op. 52 (1840);
  • симфония № 3 a moll («Шотландская»), op. 56 (1842);
  • симфония № 4 A dur («Итальянская»), op. 90 (1833);
  • симфония № 5 d moll («Реформационная»), op. 107 (1832);
  • увертюра C dur («Увертюра с трубами»), op. 101 (1825);
  • увертюра «Сон в летнюю ночь», op. 21 (1826/1831);
  • увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине», op. 32 (1833);
  • увертюра «Гебриды или Фингалова пещера», op. 26 (1832);
  • увертюра «Морская тишь и счастливое плавание», op. 27 (1828/1833/1834);
  • увертюра «Рюи Блаз», op. 95 (1839);
  • музыка к трагедии «Антигона», op. 55 (1841);
  • музыка к комедии «Сон в летнюю ночь», op. 61 (1843) (в том числе Свадебный марш);
  • музыка к пьесе «Аталия», op. 74 (1843-1845);
  • музыка к трагедии «Эдип», op. 93 (1845);
  • музыка к пьесе «Лорелея», op. 98 (1845).

Концерты:

  • для скрипки с оркестром d moll (1822);
  • для скрипки с оркестром e moll op. 64 (1838, вторая редакция 1844);
  • для ф-но с оркестром a moll (1822);
  • для ф-но с оркестром № 1 g moll, op. 25 (1831);
  • для ф-но с оркестром № 2 d moll, op. 40 (1837);
  • 2 для 2-х фортепиано с оркестром (E dur и As dur) (1823-1824);
  • для скрипки и ф-но с оркестром d moll (1823).

Камерные сочинения:

  • 7 струнных квартетов;
  • струнный октет;
  • 2 сонаты для скрипки и ф-но;
  • 2 сонаты для виолончели и ф-но;
  • 2 ф-нных трио;
  • 3 ф-нных квартета;
  • соната для альта и ф-но.

Сочинения для ф-но:

  • прелюдии и фуги;
  • вариации;
  • 3 сонаты;
  • этюды;
  • каприччио;
  • «Песни без слов» (8 тетрадей);
  • Рондо-Каприччиозо.

Сочинения для органа:

  • прелюдия d moll (1820);
  • Анданте D dur (1823);
  • Пассакалья c moll (1823);
  • 3 прелюдии и фуги, op. 37 (1836/37);
  • 3 фуги (1839);
  • прелюдия c moll (1841);
  • 6 сонат op. 65 (1844/45);
  • Анданте с вариациями D dur (1844);
  • Аллегро B dur (1844).

Вокальные и хоровые сочинения:

«Петь на просторе», 6 песен, оp. 41:

  1. «В лесу» (сл. А. Платена)
  2. «Беги со мной» (сл. Г. Гейне);
  3. «Как иней ночкой весенней пал» (сл. Г. Гейне);
  4. «Над её могилой» (сл. Г. Гейне);
  5. «Майская песня» (сл. Л. Хёльти);
  6. «На озере» (сл. И. В. Гёте).

«Первый день весны», оp. 48:

  • «Предчувствие весны» (сл. Л. Уланда);
  • «Подснежник» (сл. Н. Ленау);
  • «Праздник весны» (сл. Л. Уланда);
  • «Песня жаворонка», канон;
  • «Утренняя молитва» (сл. Й. Эйхендорфа);
  • «Осенняя песня» (сл. Н. Ленау).

«Среди зелени», 6 песен, оp. 59 (1844):

  1. «Среди зелени» (сл. Г. Шези);
  2. «Ранняя весна» (сл. И. В. Гёте);
  3. «Прощание с лесом» (сл. Й. Эйхендорфа);
  4. «Соловей» (сл. И. В. Гёте);
  5. «Грёзы» (сл. Л. Уланда);
  6. «Охотничья песня» (сл. Й. Эйхендорфа).

6 хоров, оp. 88:

  1. «Новогодняя песня» (сл. Й. П. Гебеля);
  2. «Счастливый» (сл. Й. Эйхендорфа);
  3. «Пастушья песня» (сл. Л. Уланда);
  4. «Лесные птички» (сл. Щютца);
  5. «Германия» (сл. Й. П. Гебеля);
  6. «Странствующий музыкант» (сл. Й. Эйхендорфа).

4 хора, оp. 100:

  1. «Память»;
  2. «Хвала весне» (сл. Л. Уланда);
  3. «Весенняя песня»;
  4. «В лесу».

Новые жанры, созданные Мендельсоном:

  • программная концертная увертюра;
  • песня без слов;
  • романс.

Информация о работе Жизнь и творчество Феликса Мендельсона-Бартольди