Феликс Мендельсон-Бартольди
- Какую школу представляет Мендельсон?
Венская классическая школа.
- Сферы творческой дея-ти.
- зингшпиль;
- оратория;
- кантата;
- оркестровые сочинения;
- концерт;
- камерные сочинения;
- ф-но;
- органные сочинения;
- вокальные, хоровые сочинения (песни).
- Роль Мендельсона в возвращении творчества И. С. Баха. Создание Лейпцигской консерватории.
Мендельсон разыскивал повсюду
давно забытые произведения Баха и его
музыка воскресала благодаря его усилиям.
В 20 лет ему посчастливилось найти и исполнить «Страсти
по Матфею» Баха и с тех пор имя Мендельсона
всегда с благодарностью упоминается,
когда речь заходит о «втором рождении»
Баха. Позднее он исполнил баховскую мессу
h moll.
На
его концертах многие современные
слушатели впервые открывали
для себя классические шедевры. Характерно,
что самого Мендельсона современники
воспринимали как «ученика Баха».
Мендельсон
стал первым немецким музыкантом-просветителем
государственного масштаба: в 1843 году
по его инициативе была создана Лейпцигская
консерватория, которая способствовала
росту муз. профессионализма в Германии.
На основе консерватории возникло новое
направление в немецком музыкальном искусстве: Лейпцигская школа во главе с Мендельсоном.
- Образно-звуковой мир композитора.
В музыке Мендельсона множество
типично романтических образов:
- «музыкальные моменты», отражающие душевные состояния человека;
- картины быта и природы (особенно привлекала композитора романтика моря);
- причудливая фантастика, в которой нет ничего мрачного, «демонического». Это сказочные образы народных преданий: эльфы, феи, гномы (то, что оказало большое влияние на Листа, Грига).
Вместе с тем Мендельсон
многое воспринял от венской классической
школы:
- ясный уравновешенный тон мендельсоновской лирики;
- стремление к воплощению объективных устойчивых идеалов;
- стройные пропорции форм;
- доходчивость, демократичность тематизма, который основан на обобщённых устоявшихся интонациях.
- Черты ф-нного стиля.
Муз.
стиль Мендельсона индивидуален. Ясная
мелодичность, связанная с бытовым песенным
стилем, жанрово-танцевальные элементы,
тяготение к мотивной разработке, уравновешенные
отшлифованные формы сближают музыку
Мендельсона с искусством немецких классиков.
Но классицистский строй мышления соединяется
в его творчестве с романтическими чертами.
Его гармонический язык и инструментовку
характеризует повышенный интерес к красочности.
Мендельсону особенно близки типичные
для немецких романтиков камерные жанры.
Он мыслит звучаниями нового фортепиано,
нового оркестра.
- Творческое наследие, новые жанры.
Оперы и зингшпили:
- «Два племянника или Дядюшка из Бостона»;
- «Свадьба Камачо»;
- «Любовь солдата»;
- «Два педагога»;
- «Бродячие комедианты»;
- «Возвращение с чужбины» (переработано в вокальный цикл, op. 89; 1829).
Оратории:
- «Павел», op. 36 (1835);
- «Илия», op. 70 (1846);
- «Христос», op. 97 (не окончена);
- Te Deum.
Кантаты:
- «Christe, Du Lamm Gottes» (1827);
- «O Haupt voll Blut und Wunden» (1830);
- «Vom Himmel hoch» (1831);
- «Wir glauben all» (1831);
- «Ach Gott vom Himmel sieh darein» (1832);
- «Вальпургиева ночь», op. 60;
- «Праздничные песнопения», op. 68 (1840);
- «Wer nur den lieben Gott lasst walten» (1829).
Оркестровые сочинения:
- 13 симфоний для струнного оркестра (1821-1823);
- симфония № 1 c moll op. 11 (1824);
- симфония № 2 B dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»), op. 52 (1840);
- симфония № 3 a moll («Шотландская»), op. 56 (1842);
- симфония № 4 A dur («Итальянская»), op. 90 (1833);
- симфония № 5 d moll («Реформационная»), op. 107 (1832);
- увертюра C dur («Увертюра с трубами»), op. 101 (1825);
- увертюра «Сон в летнюю ночь», op. 21 (1826/1831);
- увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине», op. 32 (1833);
- увертюра «Гебриды или Фингалова пещера», op. 26 (1832);
- увертюра «Морская тишь и счастливое плавание», op. 27 (1828/1833/1834);
- увертюра «Рюи Блаз», op. 95 (1839);
- музыка к трагедии «Антигона», op. 55 (1841);
- музыка к комедии «Сон в летнюю ночь», op. 61 (1843) (в том числе Свадебный марш);
- музыка к пьесе «Аталия», op. 74 (1843-1845);
- музыка к трагедии «Эдип», op. 93 (1845);
- музыка к пьесе «Лорелея», op. 98 (1845).
Концерты:
- для скрипки с оркестром d moll (1822);
- для скрипки с оркестром e moll op. 64 (1838, вторая редакция 1844);
- для ф-но с оркестром a moll (1822);
- для ф-но с оркестром № 1 g moll, op. 25 (1831);
- для ф-но с оркестром № 2 d moll, op. 40 (1837);
- 2 для 2-х фортепиано с оркестром (E dur и As dur) (1823-1824);
- для скрипки и ф-но с оркестром d moll (1823).
Камерные сочинения:
- 7 струнных квартетов;
- струнный октет;
- 2 сонаты для скрипки и ф-но;
- 2 сонаты для виолончели и ф-но;
- 2 ф-нных трио;
- 3 ф-нных квартета;
- соната для альта и ф-но.
Сочинения для ф-но:
- прелюдии и фуги;
- вариации;
- 3 сонаты;
- этюды;
- каприччио;
- «Песни без слов» (8 тетрадей);
- Рондо-Каприччиозо.
Сочинения для органа:
- прелюдия d moll (1820);
- Анданте D dur (1823);
- Пассакалья c moll (1823);
- 3 прелюдии и фуги, op. 37 (1836/37);
- 3 фуги (1839);
- прелюдия c moll (1841);
- 6 сонат op. 65 (1844/45);
- Анданте с вариациями D dur (1844);
- Аллегро B dur (1844).
Вокальные и хоровые сочинения:
«Петь на просторе»,
6 песен, оp. 41:
- «В лесу» (сл. А. Платена)
- «Беги со мной» (сл. Г. Гейне);
- «Как иней ночкой весенней пал» (сл. Г. Гейне);
- «Над её могилой» (сл. Г. Гейне);
- «Майская песня» (сл. Л. Хёльти);
- «На озере» (сл. И. В. Гёте).
«Первый день весны»,
оp. 48:
- «Предчувствие весны» (сл. Л. Уланда);
- «Подснежник» (сл. Н. Ленау);
- «Праздник весны» (сл. Л. Уланда);
- «Песня жаворонка», канон;
- «Утренняя молитва» (сл. Й. Эйхендорфа);
- «Осенняя песня» (сл. Н. Ленау).
«Среди зелени»,
6 песен, оp. 59 (1844):
- «Среди зелени» (сл. Г. Шези);
- «Ранняя весна» (сл. И. В. Гёте);
- «Прощание с лесом» (сл. Й. Эйхендорфа);
- «Соловей» (сл. И. В. Гёте);
- «Грёзы» (сл. Л. Уланда);
- «Охотничья песня» (сл. Й. Эйхендорфа).
6 хоров, оp. 88:
- «Новогодняя песня» (сл. Й. П. Гебеля);
- «Счастливый» (сл. Й. Эйхендорфа);
- «Пастушья песня» (сл. Л. Уланда);
- «Лесные птички» (сл. Щютца);
- «Германия» (сл. Й. П. Гебеля);
- «Странствующий музыкант» (сл. Й. Эйхендорфа).
4 хора, оp. 100:
- «Память»;
- «Хвала весне» (сл. Л. Уланда);
- «Весенняя песня»;
- «В лесу».
Новые жанры, созданные Мендельсоном:
- программная концертная увертюра;
- песня без слов;
- романс.