Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 16:23, реферат
Каждый художник неповторим. Среди композиторов «Могучей кучки» Римский-Корсаков занимает особое место. Мой реферат ставит своей целью ознакомить читателя с творчеством выдающегося русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победе добра над злом, насилием и несправедливостью. Вся жизнь Римского-Корсакова - это беззаветное и бескорыстное служение искусству, верность своим идеалам.
Введение………………………...……………………………….3
Выбор пути …………………………………...………………….3
Первые произведения……………………………………………4
Дальнейшее творчество…………………………………………4
Последние произведения………………………………………..5
Заключение……………………...……………………………….6
Список музыкальных произведений Н.А. Римского-Корсакова………………………………………………...............7
Список использованной литературы…………………….........8
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
НИКОЛАЯ
АНДРЕЕВИЧА РИМСКОГО-
КОРСАКОВА
Содержание.
Введение………………………...…………………………
Выбор пути …………………………………...………………….3
Первые произведения……………………………
Дальнейшее творчество…………………………………………4
Последние произведения………………………………………..5
Заключение……………………...………………………
Список музыкальных
произведений Н.А. Римского-Корсакова………………………………
Список использованной литературы…………………….........8
Приложение……………………………...…………….
Введение.
Вторая половина XIX века – время могучего расцвета русского искусства. Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60-х годов к большому общественному подъёму.
Революционные идеи 60-х годов нашли своё отражение в литературе, в живописи, в музыке. Передовые деятели русской культуры вели борьбу за простоту и доступность искусства, в произведениях стремились правдиво отразить жизнь обездоленного народа.
Каждый
художник неповторим. Среди
композиторов «Могучей кучки»
Римский-Корсаков занимает особое
место. Мой реферат ставит своей целью
ознакомить читателя с творчеством выдающегося
русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.
С его творчеством пышным
цветом расцвела в русской
музыке сказка. Сказка и песня
всегда были душой народа.
Именно в сказке народ высказывал
светлую мечту о лучшей доле,
о торжестве правды и победе
добра над злом, насилием
и несправедливостью. Вся жизнь
Римского-Корсакова - это беззаветное
и бескорыстное служение искусству,
верность своим идеалам.
Выбор
пути.
Н.
А. Римский-Корсаков родился в городе
Тихвин Новгородской губернии в дворянской
семье в 1844 году. Музыкальные способности
проявились рано, но родители хотели, чтобы
сын стал морским офицером и в 1856 Римский-Корсаков
поступил в петербургский Морской кадетский
корпус. Однако занятий музыкой он не оставлял:
брал частные уроки игры на фортепиано,
пытался сочинять, посещал оперные спектакли.
В 1861 году будущий композитор познакомился
с М. А. Балакиревым и вскоре присоединился
к «Могучей кучке». Именно по совету Балакирева
он начал работу над Первой симфонией
(1865 год). В 1862 году Римский-Корсаков окончил
Морской корпус, получил офицерское звание
и отправился в дальнее плавание на судне
«Алмаз». По возвращении (в 1865 году) он
решил посвятить свою дальнейшую жизнь
музыке.
Первые
произведения.
В 60-х годах композитор писал в основном программные симфонические произведения. В симфонической музыкальной картине «Садко» (1867 год) нашли отражение впечатления от плавания на «Алмазе»: образы русской былины соседствуют в сочинении с картинами моря. Вторая симфония – «Антар» (1868 год) – написана по мотивам арабских народных сказаний.
Первая
опера Николая Андреевича – «Псковитянка»
(1872 год; по пьесе русского поэта и драматурга
Л. А. Мея). События происходят во времена
царствования Ивана Грозного. На историческом
фоне (покорение Пскова Московским царством)
развивается драма юной псковитянки Ольги,
оказавшейся внебрачной дочерью Ивана
Грозного. Опера, поставленная в Мариинском
театре, имела большой успех.
Дальнейшее
творчество.
За «Псковитянкой» последовали другие оперы – «Майская ночь» (1879 год; по повести Н. В. Гоголя), опера-сказка «Снегурочка» (1881 год; по пьесе А. Н. Островского), опера-балет «Млада» (1890 год; либретто написано по сказаниям западных славян), «Ночь перед Рождеством» (1895 год; по повести Н. В. Гоголя). Мир сказаний и былин всё больше привлекал композитора. В опере-былине «Садко» (1897 год), рассказывающей о новгородском гусляре, картины городского быта Новгорода чередуются с волшебным миром
подводного царства.
Римский-Корсаков обращался и к внутреннему миру человека.
Камерная опера «Моцарт и Сальери» (1897 год; по пьесе А. С. Пушкина) – одно из наиболее глубоких произведений композитора. Римский-Корсаков следовал идее Пушкина: Моцарт и Сальери противопоставлены – как «гений и злодейство». В «Царской невесте» (1898 год; по драме Л. А. Мея) композитор рассказал о драматических судьбах своих героев, раскрыл их душевные переживания.
В
опере «Сказка о царе Салтане»
(1900 год; на сюжет сказки А. С. Пушкина)
Римский-Корсаков прибегает к стилизации
под народный жанр. Произведение отличает
классическая ясность и стройность композиции
и музыки, характеры героев яркие, живые,
но при этом в опере есть театральная условность.
В «Сказании о невидимом граде Китеже
и деве Февронии» (1904 год) автор поставил
нравственные философские проблемы.
Последние
произведения.
Свою последнюю оперу-сказку «Золотой петушок» (1907 год; по одноимённому сочинению А. С. Пушкина) сам автор назвал «небылицы в лицах. Эту оперу можно назвать остросатирическим произведением.
Мелодии вокальных партий и хоровых эпизодов в операх Николая Андреевича основаны на интонациях русской народной песни. Важнейшую роль играет симфонический оркестр, с помощью которого композитор рисует картины природы, народного быта, сказочные образы. Нередко оркестровая музыка имеет самостоятельное значение, например симфонические картины моря и подводного царства в «Садко», пьеса «Три чуда» в «Сказке о царе Салтане» или батальная сцена «Сеча при Керженце» в «Сказании о невидимом граде Китеже…».
Симфоническое творчество Римского-Корсакова не так значительно по объёму, как оперное, но менее ценно. К лучшим произведениям относятся «Испанское каприччио» (1887 год), в котором композитор использовал темы испанских национальных танцев, и сюита «Шехерезада» (1888 год), написанная по мотивам сборника средневековых арабских сказок «Тысяча и одна ночь».
В
1871 году Н. А. Римского-Корсакова пригласили
преподавать в петербургскую консерваторию.
В числе его учеников – многие выдающиеся
русские композиторы. Как дирижёр Римский-Корсаков
с 1874 года руководил симфоническими оркестрами,
а позднее – оперными спектаклями. В результате
упорной работы Николай Андреевич стал
одним из самых профессионально подготовленных
русских музыкантов.
Заключение.
Первый после смерти Римского-Корсакова 1909 год принёс два важных события: весной его жена Надежда Николаевна выпустила его необыкновенно интересные воспоминания - «Летопись моей музыкальной жизни», осенью в Москве пошёл «Золотой петушок».
В послереволюционные годы, не слишком отклоняясь от уже устоявшихся традиций, многие оперы Римского-Корсакова с успехом ставятся вновь или идут в прежних восстановлённых постановках на сценах московских и, тогда уже, ленинградских театров. Ещё в 1916 году в Москве вновь поставили «Китеж» в Большом театре с И. В. Ершовым в партии Кутерьмы. Артист обогатил образ новыми оттенками, показав не только забубённого, озлобленного насмешника или обезумевшего от мук совести преступника, ужаснувшегося своего чёрного дела и тем более способного вызвать у Февронии сострадание. В 1926 году «Китеж» был вновь показан в Большом театре.
С 1944 года, когда в трудных условиях Великой Отечественной войны страна отметила 100-летие со дня рождения Римского-Корсакова, большие успехи были сделаны в познании его творчества. В том же 1944 году его имя было присвоено Ленинградской консерватории и предпринято фундаментальное издание Полного собрания сочинений композитора.
Вывод:
в итоге я достиг своей цели – познакомил
читателя с творчеством Н. А. Римского-Корсакова,
описал его жизнь. Великой силой
своего огромного таланта умел
Римский-Корсаков выразить в
своих творениях всё прекрасное,
что окружает человека в
жизни: красоту и любовь,
веру в торжество света и
правды, мечту о лучшем будущем,
народную мудрость и силу
народного искусства, великолепие
родной природы. Но гневным
и обличительным становилось
перо художника, когда он
хотел заклеймить отрицательные
стороны жизни – деспотизм, жестокость
и несправедливость, глупость
и ханжество. Человеком гуманным
и кристально чистым, художником,
безраздельно посвятившим музыке
всю свою жизнь, вошёл Николай
Андреевич Римский-Корсаков в
историю русского искусства
и навеки прославил его.
Список
музыкальных произведений
Н. А. Римского-Корсакова.
Оперы.
«Псковитянка»,
«Майская ночь», «Снегурочка»,
«Млада», «Ночь перед Рождеством»,
«Садко», «Моцарт и Сальери»,
«Царская невеста», «Сказка
о царе Салтане», «Сервилия»,
«Кащей бессмертный», «Пан воевода»,
«Сказание о невидимом граде Китеже
и деве Февронии», «Золотой
петушок».
Симфонические
сочинения.
Симфония
№1, «Увертюра на русские
темы», «Фантазия на сербские
темы», сюита «Антар», симфония
№3, симфониетта на русские
темы «Сказка», «Испанское каприччио»,
«Светлый праздник», сюита «Шехерезада»,
сюита «Картинки к «Сказке о
царе Салтане», прелюдия «Над
могилой», «Дубинушка», «Здравница
А. К. Глазунову», «Неаполитанская
песенка».
Вокально-симфонические
сочинения.
«Стих
об Алексее божьем человеке»,
хор «Слава», «Из Гомера», «Свитезянка»,
«Стрекозы», «Песнь о вещем Олеге».
Вокальные
ансамбли.
«Горный
ключ» и два дуэта: №1. «Пан»,
№2. «Песнь песней».
Романсы.
«Щекою
к щеке ты моей приложись»,
«Ель и пальма», «Из слёз
моих», «Колыбельная песня»,
«На холмах Грузии», «Пленившись
розой, соловей», «Еврейская
песня», «Ночь», «Тайна» и многие
другие романсы.
Написаны
Римским-Корсаковым были и сочинения
для инструментов соло с оркестром,
камерные инструментальные ансамбли,
хоры a cappella, обработки народных
песен в двух сборниках, а также
фортепианные пьесы.
Список
использованной
литературы.
Приложение.
Информация о работе Жизнь и творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова