Бахаизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:33, реферат

Описание работы

Возникнув в середине XIX в. в Иране в лоне шиитского ислама, бахаизм оформился как самостоятельная идеология и организационная структура на территории Османской Турции в последней четверти XIX в. Уже за пределами собственно мусульманских стран всемирное распространение бахаизма в XX в. определило хронологические рамки нашего исследования полуторавековым периодом существования этого явления.

Содержание работы

Введение
История возникновения, цель и задачи бахаизма
Основы вероучения
Священные писания
Основные центры бахаизма
Интересные факты о бахаизме
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат религия тур.docx

— 94.37 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

  1. Введение
  2. История возникновения, цель и задачи бахаизма
  3. Основы вероучения
  4. Священные писания
  5. Основные центры бахаизма
  6. Интересные факты о бахаизме
  7. Заключение
  8. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Возникнув в середине XIX в. в Иране в лоне шиитского ислама, бахаизм оформился как самостоятельная идеология и организационная структура на территории Османской Турции в последней четверти XIX в. Уже за пределами собственно мусульманских стран всемирное распространение бахаизма в XX в. определило хронологические рамки нашего исследования полуторавековым периодом существования этого явления.

   В современном мире последователи бахаизма проживают в 205 странах, объединены 169 национальными и более 17 тыс. местными духовными советами, собственными финансовыми фондами, учебными заведениями, радиостанциями, кладбищами, административно-религиозными центрами, издательствами, публикующими литературу на более 800 языках и наречиях. Несмотря на то, что общая численность бахаитов в мире не превышает 6 млн. человек, бахаитами считают себя представители 2 112 наций, народностей и этнических групп. В странах, где бахаизм признан в качестве независимой мировой религии, его последователи имеют право регистрировать рождение и смерть, брак и развод по своим религиозным законам, пользуются правами и свободами в общественно-политической жизни наряду с приверженцами традиционных вероисповеданий.

   Бахаиты и проводники бахаитской идеологии оказывают, участвуя в различных международных организациях и проектах, известное влияние на глобальный процесс мировой политики. Бахаитская международная община сотрудничает со многими неправительственными организациями и обществами наднационального уровня, такими, как Римский клуб и др.

  Ранняя и последующая история бахаизма становились объектом изучения собственно бахаитских авторов, которые в силу своих симпатий необъективно изображали происходившие события и доходили порой до откровенного искажения или прямой фальсификации фактической стороны вопроса (Х.Балюзи, Х.Хамадани). Мусульманские авторы, идейные противники бахаитов, в своих трудах также допускали немало ошибок в стремлении опровергнуть доводы бахаитов и опорочить своих оппонентов. В условиях ограниченных контактов (прежде всего по причине собственной безопасности из-за боязни быть обвиненными в симпатиях к бахаизму) и отсутствии достоверной информации эмоции у мусульманских авторов нередко брали верх над соображениями разума и проводили также к фактическим неточностям, досадным и нелепым ошибкам, тенденциозному освещению существа проблемы (Абд-Аллах Салих ал-Хамави, Абд ал-Мун’им Ахмад ан-Нахр).

 

 

 

 

 

История возникновения,цели и задачи бахаизма

 

    Бахаулла родился в 1817 г. Тегеране в семье одного из министров шаха. В 1844 г. присоединился к движению баби и стал одним из его ярких лидеров, был заключен в тегеранской тюрьме Сиях-Чаль (где, согласно вероучению бахаи, у него было Откровение), затем находился в ссылке в Багдаде, после чего два года провел в отшельничестве в пустыне Сулеймания. В 1863 г., перед отправлением из Багдада в ссылку в Константинополь, Бахаулла объявил себя тем, о пришествии кого говорил Баб. По этому вопросу в движении баби возникли разногласия, в результате чего произошел раскол на бахаи (последователи Бахауллы), азали (последователи Субх-и-Азаля) и другие группы (сторонники мирзы Абдулы из Тебриза, последователи Ага Башира Мухаммада из Индии, а также дахешисты). Большинство баби последовало за Бахауллой, остальные группы сегодня крайне малочисленны.

После Константинополя Бахаулла был отправлен в Адрианополь, а затем, в 1868 году, в крепость Акка (Палестина).  После смягчения тюремного режима перебрался в Бахджи, где умер от лихорадки и похоронен в 1892 г.

После смерти Бахауллы, согласно завещанию, движение бахаи возглавил его сын Аббас Эффенди, известный как Абдул-Баха (1844 – 1921). Небольшая группа бахаи во главе с мирзой Мухаммадом-Али-Накизином не признала Абдул-Баха в качестве лидера и выделилась в движение так называемых унитарианских бахаи.

    В 1908 году в связи с младотурецкой революцией Абдул-Баха был амнистирован, в 1911 – 1913 гг. совершил ряд поездок в Египет, Западную Европу и США. В 1920 г. получил звание рыцаря Британской империи.  В 1921 г. на 67 году жизни умер во время сна.

После смерти Абдул-Баха, согласно завещанию, движение бахаи возглавил его внук Шоги Эффенди Раббани (1897 – 1957), вошедший в историю движения бахаи как Хранитель Веры. Часть бахаи не признало в качестве лидера Шоги Эффенди, создав еще несколько альтернативных групп, таких как свободные бахаи, реформистские бахаи, Общество новой истории мирзы Ахмеда Сахраба, движение Сущности веры бахаи Джона Кэрри. В период Шоги Эффенди осуществляется перевод ряда писаний Бахауллы и Абдул-Баха на английский язык и активное распространение веры бахаи по всему миру.

После смерти Шоги Эффенди в 1957 г. от азиатского гриппа до избрания в 1963 г. коллегиального органа управления Всемирного Дома Справедливости движение бахаи фактически возглавляли так называемые Десницы Дела Божьего. Шоги Эффенди не назначил наследника, однако часть бахаи избрала Чарльза Мэсона Ремея вторым Хранителем, однако затем раскололась еще на несколько групп (ортодоксальные бахаи, движение сердца веры бахаи и др.).  Как Всемирный Дом Справедливости, так и Ч. Ремея не признала группа, известная как движение пяти старейшин.

    С 1963 г. движением бахаи руководит находящийся в Хайфе (Израиль) Всемирный Дом Справедливости, состав которого последний раз был переизбран в 2008 году.     

   Бахаизм проявил себя как достаточно прогрессивное течение, лишенное всяческих религиозных предрассудков, и преследующее общечеловеческие цели добра и справедливости. Учение утверждает, что национальность, религия, политика, социальное положение и принадлежность к определенному классу не являются ни преимуществом, ни недостатком, и поэтому не могут разделять людей и становиться причиной вражды между ними. Утверждение торжества разума и признание научного знания в религиозной картине мира служит доказательством того, что бахаизм – не очередная секта, а авторитетное движение, не оторванное от жизни.

    Бахаисты говорят о необходимости всеобщего образования, равноправия мужчин и женщин и губительности крайних форм бедности и богатства. Цель последователей этой религии – установление в обществе идей духовности, добра и справедливости, которых можно достичь, если каждый человек будет руководствоваться в своих поступках высокими моральными принципами. Бахаисты проповедуют отказ от алкоголя, наркотиков и азартных игр.

    Смысл жизни  последователей Бахауллы – в познании себя и Бога, в совершенствовании духа и цивилизации в целом. Лев Толстой, оценивая эту религию через призму своего мировоззрения, писал, что вера бахаи – самая чистая. Она несет свет, радость и добро людям, не преследуя никаких корыстных целей.

   Поэтому за этой религией – будущее.

 

 

Бахаулла

 

 

 

Основы вероучения

 

    В переводе с арабского «баха» значит «свет» и «сияние». Если выразить кратко суть учения бахаи, то она заключается в утверждении единства мира и единства всех религий. Бахаулла провозгласил, что существует лишь один Бог, который проявляется по-разному – для христиан как Иисус, для мусульман как Аллах, для вайшнавов – как Кришна…Существует лишь одна вера – вера в Бога, посланники Которого несут откровения разным народам, и поэтому Бог  предстает перед верующими в разных обликах в соответствии со временем и особенностями культуры народов.

    В бахаизме человек провозглашается бессмертной душой, а его физическое тело – временной оболочкой, которая необходима для жизни в материальном  мире и совершенствования духа. Жизнь человека сравнивается с внутриутробным развитием, во время которого идет формирование качеств, необходимых для посмертного существования, когда душа, сбросив все земные оболочки, устремляется к Богу. Рай – это и есть успешное путешествие души в духовные  области, а ад – невозможность проникнуть туда.

    Рай вечен,  ад – временен. В аду души  не жарятся на сковородках,  а учатся и перевоспитываются.  Ад – не определенное место  в мироздании, а состояние отдаленности  от Бога, также как рай –  пребывание в единстве с Богом,  где бы душа не находилась. Чтобы возможность обретения Бога после перехода в иные миры стала более реальной и достижимой, человек должен развивать свои отношения с Всевышним уже в земной жизни. Этого можно добиться  благодаря молитве, медитации, изучению Священных писаний, работе над собой и служению человечеству. В религии бахаи утверждается, что Бог не создавал зла, поэтому не существует ни Сатаны, ни демонов. Демоны – это наши низменные мысли, чувства, желания и поступки, а ангелы – чистые и возвышенные души, покинувшие этот мир и живущие с Богом.

   Бог – единственное сверхъестественное существо во Вселенной, всемогущий, всеблагой, любящий и милосердный. Его невозможно познать до конца, но  каждый человек может стремиться к этому. В бахаизме нет служителей культа и священства как такового, потому что принцип религии бахаи – самостоятельный поиск Истины и общение с Богом без посредников. Несмотря на отсутствие обрядов, сложной символики и строгой каноничности храмов,  в бахаизме существует иерархическая структура, в соответствии которой местные общины подчиняются Всемирному Дому Справедливости. Это напоминает структуру мироздания, где каждая отдельная душа руководится самим Богом и контролируется Им. Важным пунктом в жизни последователей бахаи является молитва, которой нужно уделять время каждый день. Из трех обязательных молитв верующий может выбрать любую, но читаться она должна в соответствии с установленными предписаниями. Храмы бахаи называются «Домами поклонения», имеют девять входов и один купол, что символизирует единство всех религий и одного Бога, стоящего выше всех рас и вероисповеданий.

   Основные принципы вероучения Бахауллы:

  • Признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира;
  • Самостоятельный поиск истины каждым верующим;
  • Отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических);
  • Признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием;
  • Значимость и необходимость всеобщего образования;
  • Осуществление равноправия мужчин и женщин;
  • Устранение крайних форм бедности и богатства;
  • Установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости;
  • Необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам;
  • Всеобщий вспомогательный язык, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга;
  • Последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.
  • Отказ от фанатизма
  • Отказ от азартных игр
  • Отказ от употребления алкоголя или наркотиков. За исключением предписанного врачом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Священные писания

 

   В бахаизме существует более ста Священных писаний, которые можно разделить на две группы: писания бахаизма и писания других религий. К первой группе относятся писания, авторами которых являются Баб, Бахаулла, его сын Абдул-Баха и правнук Шоги Эфенди. Во второй группе – Библия, Коран и Бхагават-Гита, к которым последователи бахаи относятся очень почтительно, изучая их наравне со своими книгами.

   Труды Баба (1819-1850), Баха-Уллы (1817-1892) и Абдул-Баха (1844-1921) являются Святыми Писаниями религии бахаи. Основными принципами, провозглашенными Баха-Уллой являются:

1. Единство человечества  как главный духовный принцип  нашей жизни. Учитель говорил: "Не гордись тем, что любишь  свою страну, но гордись тем,  что любишь весь мир. Земля  - одна страна и человечество - ее граждане".

2. Самостоятельный поиск  истины, что важнее слепой веры  и формальных обрядов.

3. Единая основа, божественное  происхождение всех религий, открытых  разным людям в разное время.

4. Гармоничное сосуществование  науки и религии. Это дополняющие  друг друга аспекты истины.

5. Равенство мужчин и  женщин.

6. Устранение различных  предрассудков через осознание  единства человечества.

7. Всеобщее, обязательное  образование. Знание - великий дар  Бога человеку.

8. Всеобщий мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные центры бахаизма

 

    Первый бахаистский молитвенный Дом был сооружён в 1908 в Ашхабаде (серьёзно повреждён землетрясением в 1948 и позднее взорван в 1963). В настоящее время действует 7 бахаистских молитвенных Домов (в Индии, Австралии, США, Германии, Панаме, Уганде и Западном Самоа, строится храм в Чили). 182 Национальных Духовных Собрания (с 2001 года число неизменно). Национальных Духовных Собраний нет в Иране, где бахаи по-прежнему подвергаются жестоким преследованиям, и в Китае, где государство в целом не одобряет активной религиозной деятельности (хотя никаких преследований в отношении бахаи там не зафиксировано). 9 631 Местных Духовных Собраний (органы самоуправления общины уровня отдельного населённого пункта; данные за 2003 год).

Когда в Туркестане была установлена русская администрация, там, начиная с 1882 года, стали селиться первые бахаи — беженцы из Ирана. Через некоторое время Ашхабад стал настоящим убежищем для бахаи. До революции 1917 года в России крупные общины бахаи существовали также в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах, однако все они были уничтожены в советское время. Начиная с 1991 местные общины бахаи начали появляться в некоторых крупных городах России и других государств СНГ. В настоящее время в Российской Федерации существует 43 Местных Духовных Собрания. Общее количество населённых пунктов, где проживают бахаи, достигло к началу 2004 года 424. Централизованная религиозная организация «Община последователей веры бахаи в России» зарегистрирована в Министерстве юстиции под номером 218.

Информация о работе Бахаизм