Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:33, реферат
Возникнув в середине XIX в. в Иране в лоне шиитского ислама, бахаизм оформился как самостоятельная идеология и организационная структура на территории Османской Турции в последней четверти XIX в. Уже за пределами собственно мусульманских стран всемирное распространение бахаизма в XX в. определило хронологические рамки нашего исследования полуторавековым периодом существования этого явления.
Введение
История возникновения, цель и задачи бахаизма
Основы вероучения
Священные писания
Основные центры бахаизма
Интересные факты о бахаизме
Заключение
Литература
Храм бахаи в Апиа (Западное Самоа)
Дом Поклонения в Панаме
Интересные факты о Бахаизме
• История. В 1852 г. неудачное покушение на Насреддин-шаха совершил баби Садик.
• Литература и языки. Лев Николаевич Толстой интересовался верой бахаи и даже рассматривал идею написания о ней книги. Пьеса «Баб» уроженки Гродно Изабеллы Гриневской была поставлена в 1904 г. в театре Литературно-художественного общества в Петербурге. Среди сочинений Чингиза Айтматова есть книга «Встреча с одним бахаи». Первым переводчиком работы Бахауллы «Сокровенные слова» на эсперанто был украинский писатель Васиилий Яковлевич Ерошенко (1890 – 1952), в честь которого названа одна из улиц г. Львов. Дочь создателя эсперанто эсперантистка Лидия Заменгоф была бахаи.
• Монархи. Королева Румынии Мария Эдинбургская (1875 – 1938) и король Западного Самоа Сусуга Малиетоа Танумафили II (1913 – 2007) были бахаи.
• Спорт. Нильсон Эвора (португальский прыгун в длину, олимпийский призер Пекина) и Кэти Фримэн (австралийская аборигенка, обладательница золотой олимпийской медали в беге, открывала Олимпиаду в Сиднее) исповедуют веру бахаи.
• Международные организации. Движение бахаи имеет статус неправительственной организации при ООН с правом консультативного голоса, аккредитована при Экономическом и социальном совете ООН и при ЮНИСЕФ.
• Памятники. Памятник «Освобожденной азербайджанке, срывающей с головы чадру» в г. Баку бахаи ассоциируют с Тахирой – азербайджанской баби, одной из первых сорвавшей с себя чадру в знак утверждения принципа равенства женщин и мужчин.
• Образование. Основанная на принципах веры бахаи школа Сити Монтессори в Лакнау (Индия) стала лауреатом премии ЮНЕСКО 2002 года за образование для мира.
• Наука. Основатель школы позитивной психотерапии Н. Пезешкиан исповедует веру бахаи. Согласно вероучению бахаи, жизнь существует не только на планете Земля, что, однако, наукой на сегодняшний день не подтверждено.
• Философия. Основатель философии минимализма логик У. Хэтчер исповедовал веру бахаи.
• Право. Вероятно, первое судебное признание независимого характера религии бахаи было осуществлено в 1889 г. в Ашхабаде судебной комиссией из Петербурга.
Заключение
В конце 50-х - начале 70-х годов XIX в. выходец из знатного иранского феодального рода Баха-Аллах разработал свою самостоятельную религиозно-политическую доктрину в виде бахаитского вероучения, “универсальной” бахаитской религии и организационно оформил общину бахаитов на территории Османской Турции. В крепости Акка и окрестностях, где Баха-Аллах находился в ссылке, был создан центр, управлявший делами бахаитов в Иране, Турции, Средней Азии, Закавказье, Индии и ряде других регионов с мусульманским населением.
Баха-Аллах выступил объективно идеологом той части мусульманского общества, которая ориентировалась на Запад, тяготела к развитию капитализма в странах Ближнего и Среднего Востока по западному образцу. Если Баб направлял острие своей идеологии в защиту интересов национальной буржуазии, поощряя развитие национальной торговли, то Баха-Аллах опирался на компрадорскую буржуазию, тесно связанную с интересами иностранного капитала.
Ярко выраженная антиисламская направленность бахаизма при более лояльном отношении к другим вероисповеданиям была обусловлена на только мусульманской средой зарождения бахаитской доктрины и сопротивлением ей со стороны мусульманского духовенства. Ислам препятствовал расширению контактов с христианским Западом, жизненно важным для торговой буржуазии Востока, прежде всего для торговцев-компрадоров, которые составляли основную часть крупного купечества в окружении Баха-Аллаха.
В глазах бахаитов теряло ценность все то, что составляет незыблемую ценность для нормального среднего, всегда консервативного (склонного к сохранению стабильности) человека, как-то: вера отцов, родина, государство, чувство долга и т.п. В проповедях и тактике Баха-Аллаха и его преемников чувствуется знание общественных законов, что является привилегией немногих.
С нравственной точки зрения бахаизму не дано превзойти высоты христианской веры с ее всечеловеческим универсализмом. Строго говоря, рассуждения Баха-Аллаха не шли дальше протестантских нравоучений, да бахаизм и является, по сути, протестантизмом, вызовом исламу и исламскому миру вплоть до отрицания его права быть мусульманским. Бахаизм - ультиматум мусульманскому миру при сохранении ряда элементов внешней, привычной атрибутики. Лояльность бахаизма христианству - кажущаяся, несмотря на признание ряда моментов христианской этики.
Литература