Буддизм, его социальная деятельность. Буддизм в Тыве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 12:12, реферат

Описание работы

Таким образом, целью моей работы является рассмотрение буддизма в целом, и буддизма в Тыве.
Задачи моей работы:
1)раскрыть основные учения буддизма.
2)понять, в чем заключается социальная деятельность буддизма.
3)рассмотреть буддизм в Тыве, история проникновения буддизма.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………...3
2.Буддизм…………………………………………………………………….4
2.1Вероучение буддизма……………………………………………………4
2.2Социальная деятельность буддизма…………………………………….5
3.Буддизм в Тыве……………………………………………………………6
3.1История проникновения буддизма в Тыву……………………………..6
3.2Храмовый культ буддизма в Тыве……………………………………...7
4.Биография М.В.Монгуш…………………………………………………10
5.Заключение………………………………………………………………..11
6.Список использованных источников……………………………………12

Файлы: 1 файл

7.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 

                          Министерство образования и науки

                                    Российской Федерации

        Федеральное  государственное бюджетное образовательное

            учреждение высшего профессионального  образования

             ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

        СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ  И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

 

 

              Кафедра истории и социальной работы (ИСР)

 

 

 

 

 

 

 Буддизм, его социальная деятельность. Буддизм в Тыве.

 

                                 Тематический реферат

                                 по дисциплине «Религиоведение».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               Студент гр. 

                                                                               _________ 

                                                                                                  Руководитель:

                                                                                 ________  

                 

 

 

 

 

 

                                                Томск 2014

                                               Содержание:

 

 

1.Введение…………………………………………………………………...3

2.Буддизм…………………………………………………………………….4

2.1Вероучение буддизма……………………………………………………4

2.2Социальная деятельность буддизма…………………………………….5

3.Буддизм в Тыве……………………………………………………………6

3.1История проникновения буддизма в Тыву……………………………..6

3.2Храмовый культ буддизма в Тыве……………………………………...7

4.Биография  М.В.Монгуш…………………………………………………10

5.Заключение………………………………………………………………..11

6.Список использованных источников……………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Введение.

К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие—в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым он живёт, действует, мыслит и чувствует. Вера - это универсальное свойство человеческой природы. Современная наука полагает, что “человек разумный” появился 30—40 тыс. лет назад. Примерно к тому же времени относятся обнаруженные учёными наскальные рисунки и предметы быта, уже подразумевающие существование веры. Конечно, этих находок явно недостаточно, чтобы ответить на вопрос, во что именно верили наши далёкие предки, но с их помощью можно попытаться представить, как и почему рождалась вера

Буддизм - одна из величайших религий, получившей свое распространение во многих странах мира среди народов говорящих на различных языках. Миллионы людей падают ниц перед изваяниями Будды, веря в то, что только указанный им путь ведет к спасению. Буддизм имеет сою большую историю. По оценкам специалистов буддизм возник на 500 лет раньше христианства и почти на целое тысячелетие раньше ислама. Однако буддизм не остался религией присущей узкому кругу религиозных институтов, а получил широкое распространение в странах Азии. Он не только не исчерпал себя как устаревшая религия, а наоборот - и по сей день остается живой религией миллионов людей, составляю основу их мировоззрения.

Таким образом, целью моей работы является  рассмотрение буддизма в целом, и буддизма в Тыве.

Задачи моей работы:

1)раскрыть основные учения буддизма.

2)понять, в чем заключается социальная  деятельность буддизма.

3)рассмотреть буддизм в Тыве, история проникновения буддизма.

4)какие были одни из самых  главных традиций и обрядов  у тувинцев.

Лучше всего данная информация прослеживается в монографии М.В.Монгуш «ИСТОРИЯ БУДДИЗМА В ТУВЕ» (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА VI — КОНЕЦ XX В.).В этой книге раскрыта  история буддизма, и как буддизм пришел в Тыву, освоясь там своей особенной культурой и личными концепциями.

 

 

 

                                                Буддизм

 

                                                                                                                                                                           

Буддизм (от санскритского слова "будда", буквально — просветленный)- одна из трех мировых религий, получившая распространение среди населения ряда стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

По представлению буддистов, каждое существо, достигшее высшей святости, может стать буддой, т. е. просветленным. Один из будд, прозванный в его земной жизни Шакьямуни ("отшельник из рода шакьев"), поведал людям учение о "спасении", которое его последователи называют, как правило, санскритским словом "дхарма" (учение, закон). Поэтому под термином "будда" обычно подразумевают именно Шакьямуни.

Буддисты верят, что после бесчисленных предшествующих перерождений грядущий Будда решил к радости всех богов спуститься на землю и возвестить людям путь к спасению. Для "последнего своего рождения" он избрал царскую семью в знатном роде Готама (отсюда одно из его имен - Гаутама) племени шакьев, живших в Северной Индии.

Познав причину страданий и путь избавления от них, Будда решил возвестить свое открытие людям. Бог смерти — демон зла Мара всячески пытался воспрепятствовать этому. Но Будда победил Мару, пришел в Бенарес и там произнес свою первую проповедь, в которой кратко сформулировал основные положения новой религии. Один за другим следуют обращения тех, кто слушает его проповеди. Они присоединяются к странствующей с ним группе монахов. 40 лет, окруженный учениками, ходит он по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение. Смерть настигла его в восьмидесятилетнем возрасте и совпала, так же как рождение и прозрение, с, днем майского полнолуния (поэтому для буддистов это "трижды святой" день).

 

Вероучение буддизма

Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества между бытием и страданием. Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, т. е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т. д.). Однако буддизм внес в учение существенные изменения. Если брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия ("варны") обрядов, жертв и заклинаний можно достичь "хороших перерождений", т. е. стать раджей, брахманом, богатым купцом, царем и т. д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, т. е. небытия.

Буддисты признают возвещенные Буддой "четыре благородные истины". Первая из них утверждает, что всякое существование есть страдание. Вторая, что причина страдания заложена в самом человеке: это его жажда жизни, наслаждений, власти, богатства, это привязанность к жизни в любой ее форме. Третья истина объявляет, что прекратить страдания возможно: для этого необходимо освободиться от жажды жизни, достичь состояния, при котором всякое сильное чувство отсутствует, всякое желание подавлено. Наконец, "четвертая благородная истина" заключается в указании так называемого "благородного срединного восьмеричного пути", состоящего из "праведного воззрения, праведного стремления, праведной речи, праведного поведения, праведной жизни, праведного учения, праведного созерцания, праведного самопогружения", обычно называемого медитацией (санскритск. — "дхьмна", кит. — "чань", япон. - "дзэн").

В учении о "четырех благородных истинах" изложена сущность буддизма. Все религии противопоставляют реальную земную жизнь нематериальной, небесной, той, что якобы начинается за гробом. При этом первая всегда рисуется мрачными красками, объявляется греховной, мешаю щей со единению с богом, вторая объявляется целью стремлений человека, наградой за терпеливое перенесение земных мучений. Буддизм в этом отношении не отличается в принципе от других религий, но он доводит до логического завершения критическую оценку того мира, в котором мы живем. Поставив знак равенства между бытием и страданием, буддизм рисует особенно мрачную картину мира, в котором не только все обречено на мучения и уничтожение, но даже любая радость, усиливая привязанность живого существа к этому существованию, таит в себе страшную опасность новых бесконечных перерождений, наполненных не менее страшным злом.

 

Социальная деятельность буддизма

Из вероучения буддизма непосредственно вытекают взгляды буддизма на общественную жизнь, на место и задачи человека в этой жизни.

Учение буддизма о бытии как страдании, несомненно, по-своему, в превратной форме отражало реальное положение трудящихся масс антагонистического общества, неизбежно обрекаемых самим социальным строем на непрерывные мучения и страдания. Однако, отталкиваясь от земного, реального, буддизм, будучи религией, делает неверный вывод из установления неизбежного в классовом обществе для подавляющего большинства людей факта страдания. Он возводит это страдание в абсолют, делает его основным законом всякого бытия и тем самым узаконивает тот строй, который порождает страдания, обещая в качестве награды за безропотное их перенесение небытие, нирвану.

Буддийское учение о жизни-страдании и о личной вине каждого живого существа в испытываемых им страданиях должно было примирить каждого с доставшейся ему в жизни долей. Ведь закон кармы обязателен для всех. Ему подчинены и люди, и животные, и боги старого ведийского пантеона, жившие еще в сознании людей, к которым обращался ранний буддизм. Идея равенства людей в страдании и в праве на спасение не только между собой, но и с животными и с богами стала важнейшим идейным фактором, определяющим социальную роль буддизма. Рабу, а впоследствии феодальному крестьянину и даже современному рабочему буддизм обещал и обещает новое возрождение раджей, божеством или даже возможность полного прекращения существования - нирвану. Наоборот, пользующийся всеми благами жизни может, по мнению буддистов, сам себя ввергнуть в пучину самых неблагоприятных перерождений. Вера в равенство всех живых существ в страдании и возможности спасения разоружала трудящихся в борьбе против угнетателей: ведь имущественное и социальное неравенство так же непостоянно и шатко, как и все остальное в этом "мире иллюзий".  

 

 

 

                                  Буддизм в Тыве.

 

                  История проникновения буддизма.

В VII в. н.э. буддизм из Индии проник в Тибет, где какое-то время подвергался гонениям, но, в конце концов стал государственной религией. Позже возникли школы Ньингма, Кагью, Сакья и Гелуг, которые немного различались способами наставлений, но были едины в своей основе. Распространяясь из Тибета в Монголию, затем в Калмыкию, Бурятию и Туву, буддизм образовал региональные (национальные) формы, специфика которых определялась приспособлением этой ветви мировой религии (ее учения, храмовой и семейно-бытовой обрядности и т.д.) к конкретным социальным и духовным потребностям каждого народа: монголов, бурят, калмыков и тувинцев. Основными путями этого приспособления были ассимиляция местных традиционных верований и культов и частичное введение их в переработанном виде в культовую систему буддизма.

Первая волна буддизма пришла в Туву в IX веке от уйгуров. Дальнейшее знакомство тувинцев с буддизмом произошло в XIII—XIV вв., когда Тува входила в состав Монгольской империи. Самые ранние буддийские храмы, обнаруженные археологами на территории Тувы, датируются XIII—XIV вв. Во второй половине XVIII века, после разгрома Джунгарского ханства, в состав которого входила Тува, войсками правившей Китаем маньчжурской династии Цин, Тува попала в подчинение к Китаю. В это же время на территории Тувы начинают активную миссионерскую деятельность монгольские Ламы, представители школы Гелугпы; традиция Ньингма также получила значительное распространение. Начиная с 70-х гг. XVIII века в Туве появляются первые стационарные буддийские монастыри (хурэ).

Во второй половине XIX века монастыри (хурэ) имелись в каждом тувинском кожууне (административная единица). С экономической точки зрения они представляли собой крупные феодальные хозяйства, обслуживаемые сотнями аратов (крепостных крестьян), владели скотом, занимались торговлей. Настоятели Чаданского хурэ как главы тувинского буддизма получили титул Камбы-лама. Поскольку Тува, подобно Монголии, до 1912 находилась под маньчжурским правлением, тувинские Камбы-ламы подчинялись непосредственно Богдо-гэгэнам в Урге: тувинский буддизм имел более тесные связи с Монголией, чем бурятский. Тувинцы-буддисты часто совершали паломничества в монастыри Монголии. Структуру религиозной организации тувинский буддизм заимствовал у монголов без особых изменений (те же штатные должностные единицы, те же монашеские степени и звания). Буддизм оказал значительное влияние на традиционную культуру тувинцев: наложил отпечаток на народные обряды жизненного цикла (свадебные, родильные, погребальные), календарные праздники, на народную медицину, привёл к модернистским новшествам в шаманизме, но и сам испытал на себе его сильное влияние. В Туве буддизм сосуществовал с местной традицией шаманизма: в одних случаях люди обращались к шаманам, а в других — к буддийским священникам. Особой популярностью в тувинском буддизме пользовалась мистерия цам, известная всем странам тибетского буддийского мира. Тибетская медицина с её трактатами получила в Туве распространение и признание.

 

               Храмовый культ буддизма в Тыве.

 

Буддийские праздники и обряды Храмовый культ буддизма в Туве, как и в других буддийских странах, складывался постепенно. Он формировался по мере развития монастырской системы, укрепления ее материальной базы, увеличения размеров хурэ и перехода их на стационарные условия жизни. В результате сложилась практика больших, малых и обычных служб, имевших много общего с храмовым культом монголов, бурят и калмыков. В литературе, касающейся календарной обрядности тувинцев, часто встречаются довольно подробные описания религиозной мистерии Цам и реже, или почти не упоминаются, другие события буддийского календаря, что мешает получить полную картину праздников и обрядов буддийских монастырей. Общение с информантами на эту тему, к сожалению, не проясняет ситуацию, т.к. их воспоминания в основном связаны опять-таки с Цамом. Очевидно, этот религиозный праздник в прошлом был настолько значительным по своей яркости и зрелищности, что другие на его фоне терялись и выглядели вполне обычными. Слово «цам» в переводе с тибетского означает «танец». Цам — это грозная мистерия торжества над еретиками, парад божеств, сошедших на землю, который устраивался «в знак того, чтобы явив врагам веры и добродетели ясное присутствие на земле божества, отвратить всех этих злонамеренных существ от последователей веры Будды». Цам обычно устраивался в середине лета в каждом крупном монастыре. Это был, по мнению исследователей и очевидцев, самый популярный религиозный праздник года.

Информация о работе Буддизм, его социальная деятельность. Буддизм в Тыве