Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:06, реферат
Тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, шаманизм, культ предков – это верования и обряды первобытного человека. Но это не значит, что они существовали только в первобытном обществе. Различные формы их проявлений мы может четко обнаружить во всех последующих религиозных системах, в том числе и современных религиях. Они также существуют в виде суеверий и других пережитков в сознании людей. Пищевые запреты, христианское причастие – отдаленный отголосок табу и тотемизму. Вера в амулеты, талисманы и другие священные реликвии живет в сознании современного человека.
^ Древние формы религии:
сущность и функции
Во все времена своего существования религия
была определенным способом отражения
существующих общественных отношений,
определенного понимания мира. В древние
времена деятельность человека имела
только присваивающий, а не преобразующий
характер. Из-за этого человек был почти
полностью зависим от окружающей его природы
и ни на практике, ни в представлениях
не отделял себя от него. На этой стадии
развития сформировались религиозные
представления, по которым общественная
и природная среда составляли единое целое.
Самой ранней формой восприятия мира был миф.
Как же возник миф. Первобытное общественное
сознание имело синтетический характер.
Его составляли зачатки будущих форм общественного
сознания, наивно-реалистические взгляды
на мир, которые переплетались с нереальными
и фантастическими. Все они отражались
в мифах. А миф в то время был главным носителем
информации, он легко запоминался и передавался
из поколения в поколение. Миф выполнял
роль мировоззрения: в нем подавалась
общая оценка мира, формировались ценностные
ориентации, нормы поведения и деятельности.
Основой мифологического мировоззрения
было олицетворение природы, которое состоит
в сравнении человеком природы с собой.
При этом на природу «переносились» все
человеческие качества, и, прежде всего,
способность действовать сознательно.
Мифологическое мировоззрение формировалось
во время трудовой деятельности человека;
одновременно развивалось мышление, складывались
условия для возникновения системного
мировоззрения. Мифы имели мировоззренческое
содержание, поскольку в художественной
форме отображали мысли о мире, его происхождении,
сущности. Так, у гвинейцев йоруба и ныне
бытует миф о предках, которые спустились
с неба и, превратившись в камни, ушли под
землю и т.д.
Для мифа характерно отсутствие разделения
естественного и сверхъестественного,
чувственного и духовного. Все известные
мифологические системы изображают сотворение
мира, но в них отсутствует образ Бога-творца.
На протяжении тысячелетий с изменением
общественных и производственных отношений
миф развивался, но вышеперечисленные
черты были присущи ему на всех стадиях.
Даже классическая древнегреческая мифология
подает ту же картину: мир богов не отделен
четкой границей от мира людей, боги и
люди подчиняются одним и тем же законам
судьбы. Верховные боги являются очень
могущественными, но не всемогущими и
каждый из них не является создателем
мира, который возник, по древнегреческой
мифологии, из первоначального хаоса,
спонтанно или случайно. Прогресс тут,
по сравнению с первобытными формами мифа,
состоит в том, что природные и социальные
силы отождествляются в образах человекоподобных
богов.
В современной этнографической, исторической,
философской литературе часто употребляется
термин «первобытная религия». Он почти
точно определяет время существования
явления, которое рассматривается. Однако
он не совсем точный по своему буквальному
смыслу, потому что в первобытном обществе
религиозные представления и идеи еще
не были системными, их формы и содержание
только формировались. Это был комплекс
разрозненных взглядов и чувств, но пропитанный
единой идеей о сверхъестественном. То
есть религии еще не было, как еще не было
тогда «первобытного» государства, суда,
войска, церкви. Поэтому термин «первобытная
религия» является условным, речь идет
о «первобытных верованиях».
В первобытных верованиях достаточно
полно отображается понимание окружающего
мира. Они исполняли определенные общественные функции:
- регулировали отношения между людьми
в общине,
- способствовали организации коллективного
производственного процесса,
- утверждали первобытную мораль,
- удовлетворяли духовные потребности.
Определяют 6 форм первобытных верований:
тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, шаманизм,
культ предков.
Тотемизм – это вера в существование родственной
связи между какой-либо группой людей
(племя, семья, род) и определенным видом
животных, растений или иных явлений природы.
Термин тотемизм заимствован у североамериканского
племени ожибвы и означает «род его». Основной
признак тотемизма заключается в том,
что тотем считается родоначальником
данной социальной группы, и каждый индивид
тотемного класса кровным родственником.
Члены группы, тотемом которой был, например,
кенгуру, считал себя кенгуру и всех кенгуру
членами своей группы. Многие тотемные
племена верят, что после смерти каждый
человек обращается в животное своего
тотема и что, следовательно, каждое животное
– умерший родственник. Тотемические
представления делят людей на «своих»
и «чужих». С тотемизмом связаны определенные
ограничения в деятельности и общении:
что можно делать, а что нельзя, с кем можно
общаться, а с кем – нет. Например, мужчины
и женщины одной тотемной группы не могут
друг с другом вступать в брак. Они являются
друг для друга табу. Табу – эта система
специфических запретов. Запрет налагался
на употребление в пищу мяса какого-либо
животного (тотема), общения постороннего
с женщиной после ее брака, работу в какой-либо
определенный день (например, суббота).
Например, у евреев и народов, исповедующих
ислам наложен запрет на употребление
в пищу свинины. Оно считается нечистым
и поэтому непригодным в пищу. Вразумительного
объяснения этому никто дать не может,
а ссылки на то, что это грязное животное,
выглядят неубедительно, так как свинья
– это очень разборчивое в питании животное.
Наряду с тотемиозмом и табу значительное
место в жизнедеятельности первобытного
человека занимала магия (греч. magica – колдовство,
чародейство).Магия – это совокупность
представлений и обрядов, в основе которых
лежит вера в таинственные силы, с помощью
которых путем определенных символических
действий возможно оказать влияние на
предметы, людей, ход событий в нужном
для человека направлении. Во время магического
обряда человек совершает определенные
действия, которые не прямо, а косвенно
направлены на достижение определенного
результата. Эффективность этих действий
связана с не материальными манипуляциями,
воздействиями, а теми скрытыми смыслами,
которые стоят за ними. Пример магического
действия хорошо описан в романе А.Дюма
«Королева Марго». Героиня этого романа
для того, чтобы заставить полюбить себя
человека, который прежде ее отверг, приглашает
колдунью. Та изготавливает восковую фигурку
этого человека и протыкает ее в районе
сердца иглой, которая символизирует «стрелу
Амура». При этом произносятся определенные
заклинания. Совершающие эти действия,
уверены, что сердце человека, пронзенное
«стрелой Амура», под воздействием заклинаний
возгорится любовью к заказчику этого
действа.
Это пример любовной магии. По целям воздействия
магия может быть вредной, лечебной, промышленной,
военной и т.д. Первобытный человек перед
охотой совершал магические обряды. Охотники
стреляли в чучело зверя или иное его изображение.
И если они удачно стреляли, то верили,
что в реальной охоте у них будет положительный
результат. Все это могло сопровождаться
ритуальными песнями, танцами и т.д.
В магии таинственной силой наделяются
конкретные действия людей. Но первобытные
люди также верили, что носителями этой
таинственной силы могут быть конкретные
предметы – фетиши (от португальского
feitico – волшебный, чудодейственный). Отсюда
появляется такая повсеместно распространенная
форма первобытной религии как фетишизм. Фетишизм –
это вера в таинственную силу конкретных
предметов. Фетишем может стать любой
предмет, почему-то поразивший воображение
человека: камень необыкновенной формы
или расцветки, зуб животного, кусок дерева
и т.д. Не важно, какой это предмет – это
может быть и обычный булыжник. Важно,
что за ним замечено действие какой-то
силы. Например, шел человек, споткнулся
о булыжник, упал и что-то ценное нашел.
Эту находку он связал с действием этого
булыжника. Отныне он, чтобы иметь удачу,
окружает этот булыжник заботой, старается
его не раздражать. Одной из разновидностью
фетишизма является идолопоклонство.
Идол – это материальный предмет, которому
придана форма человека или животного.
Этот предмет наделяется таинственной
силой воздействия.
Еще одной формой верований является анимизм
(от лат. anima – душа). Анимизм – это вера
в существование духов и души. Суть анимизма
состоит в признании самостоятельной,
способной существовать отдельно от человека,
животных, растений некой силы или существ,
способных соединяться с ними или покидать.
Толчком для этого вида верований послужило
своеобразное истолкование первобытным
человеком целого ряда оптических и акустических
явлений: теней, эха, отражений, шумов и
т.д., в реальности которых он не сомневался,
поскольку сам их слышал или ощущал. Эти
восприятия заставляли его прийти к заключению,
что в окружающем мире наряду с обычными
телесными, вполне осязаемыми вещами и
существами имеется еще ряд таких же реальных,
как и он сам, существ, которые обладают
свойством быть неуловимыми. Эти существа
– духи. Их отличительная черта – способность
принимать вид любого предмета, дерева,
камня и т.д. Мир духов – это невидимый
мир. Позднее стали выделять добрых и злых
духов.
Между магией и анимизмом находится шаманизм.
Шаманизм – вера в особые, могущественные
силы и возможности профессиональных
служителей культа – шаманов. Шаманы –
это группа людей, которые существуют
за счет осуществления религиозных обрядов.
Шаманы подчинялись главе племени. Шаманы
определяли главного объекта религиозного
поклонения, осуществляли психическое
воздействие на людей. Люди считали, что
шаманы исполняют поручения шаманских
духов. Шаманы в процессе проведения обрядов
входили в экстаз и влияли на настроение
общины. В процессе религиозных обрядов,
шаманы часто использовали обманные действий.
У некоторых народов Африки, Азии, Австралии,
Америки шаманы существуют и до сих пор.
Последняя форма древних верований –
культ предков. ^ Культ предков – это отражение
в фантастической форме значения кровного
родства и старейшин. Считалось, что умершие
родственники продолжают оказывать влияние
на жизнь племени. Культ предков в том
или ином виде вошел в вероучения более
поздних религий, и даже сегодняшних. О
нем напоминают почитание святых в христианстве,
исламе и других религиях.
Тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, шаманизм,
культ предков – это верования и обряды
первобытного человека. Но это не значит,
что они существовали только в первобытном
обществе. Различные формы их проявлений
мы может четко обнаружить во всех последующих
религиозных системах, в том числе и современных
религиях. Они также существуют в виде
суеверий и других пережитков в сознании
людей. Пищевые запреты, христианское
причастие – отдаленный отголосок табу
и тотемизму. Вера в амулеты, талисманы
и другие священные реликвии живет в сознании
современного человека. Магические символические
действия – составная часть всей современной
обрядовости. Вера в заговоры, порчу, гадания
– никогда не исчезала из сознания людей.
Первобытные религиозные верования сыграли
определенную позитивную роль в развитии
человека. Они способствовали накоплению
знаний и производственных навыков, отражали
принцип коллективизма, на котором базировалась
жизнь первичной общины. Утверждали моральные
нормы, которые сплачивали общество.