Религия Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:15, реферат

Описание работы

Конкретные формы возникновения и развития египетской религии - представляет огромные трудности, которые объясняются состоянием источников. Религиозные воззрения египтян возникли и развивались задолго до объединения Египта. Между тем письменных источников от тех времен не сохранилось, поскольку письменность в Египте возникла позже, приблизительно в одно время с начавшимся процессом объединения. Правда, в "Текстах пирамид", впервые записанных во времена V и VI династий, содержатся отдельные места, восходящие к глубочайшей древности. Однако это лишь отрывочные и несвязные свидетельства о древнейших формах религиозного мышления египтян, не позволяющие, к сожалению, составить четкое представление о возникновении и становлении египетской религии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИОГРАФИЯ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Фетишизм и тотемизм. Культ животных
Местные боги
Теогонии и космогонии
Монотеизм или политеизм. Представления о боге
Мир-Двойник
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Религия Древнего Египта.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

ВВЕДЕНИЕ 

Религия является одним  из основополагающих элементов любой  традиционной культуры. Она включает в себя комплексы представлений  об устройстве мира, месте человека на земле и его посмертном существовании. Древние египтяне ежедневно сталкивались с явлениями двух миров — священного и профанного. Эти сферы были настолько тесно связаны между собой, что зачастую невозможно провести четкую грань между ними1. Именно поэтому изучение древнеегипетской истории немыслимо без исследования этого пласта культуры.

Тексты и изображения, оставленные на стенах храмов и гробниц, стелах и других памятниках дают представление  о религиозных воззрениях древних  египтян. Как и в любой другой религии, в основе древнеегипетских верований было представление о боге, оказывающем воздействие на мир людей. Независимо от культа божества, о котором идёт речь, важнейшим аспектом ритуальной практики было умиротворение божественного гнева и связанных с ним разрушительных сил. Египтяне стремились направить энергию божества в созидательное русло и тем самым обеспечить процветание египетского государства, и, как следствие, — благополучие каждому индивидууму в отдельности2 .

За последние 150 лет  было написано множество работ, посвященных  проблемам и частным вопросам египетской истории и культуры. Тем не менее, наши знания о древнеегипетской религии все еще пестрят лакунами. Прежде всего, это обусловлено отсутствием или фрагментарной сохранностью источников. Кроме того, ввиду обыденности или, наоборот, высокой сакральности, многие аспекты жизни древнего человека частично или вообще не находили в них отражение.

Египетская  религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное. Это  фетишизм и тотемизм, политеизм и  монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д. Все эти аспекты с течением времени, естественно, видоизменялись и порой весьма существенно.

Конкретные  формы возникновения и развития египетской религии - представляет огромные трудности, которые объясняются  состоянием источников. Религиозные воззрения египтян возникли и развивались задолго до объединения Египта. Между тем письменных источников от тех времен не сохранилось, поскольку письменность в Египте возникла позже, приблизительно в одно время с начавшимся процессом объединения. Правда, в "Текстах пирамид", впервые записанных во времена V и VI династий, содержатся отдельные места, восходящие к глубочайшей древности. Однако это лишь отрывочные и несвязные свидетельства о древнейших формах религиозного мышления египтян, не позволяющие, к сожалению, составить четкое представление о возникновении и становлении египетской религии.

 

ИСТОРИОГРАФИЯ

Египетская  религия всегда привлекала пристальное  внимание цивилизованных народов. Уже  древние греки, соприкасавшиеся  с Египтом, проявляли к ней интерес в своих трудах. Религии древнего Египта уделяется большое место в произведениях Геродота, Диодора Сицилийского и многих других античных авторов. Тот факт, что такой писатель, как Плутарх, который "справедливо считается последним универсальным ученым эллинизма", посвятил специальный труд египетской религии, свидетельствует о глубоком к ней интересе в античном мире. С падением египетской культуры и вытеснением египетской религии с арены мировой истории христианством интерес к этой религии продолжал жить в среде европейских ученых, несмотря на то что египетский язык и египетское письмо стали "книгой за семью печатями". Так, например, во Франкфурте-на-Майне в 1701 г. был опубликован труд некоего Яблоньского "Pantheon Aegyptiorum". Но этот труд, как и другие ему подобные работы о древнем Египте, по существу, не имел научного значения, поскольку автору были недоступны для изучения подлинные египетские тексты.

Научное изучение египетской религии началось лишь после  того, как в 1822 г. гениальный француз Франсуа Шампольон, "отец египтологии", сделал решающий шаг на пути дешифровки египетских иероглифов и тем самым раскрыл для науки новые, поистине необъятные сферы исследования.

С самых первых своих шагов египтология уделяла  большое внимание изучению египетской религии. Сам Франсуа Шампольон опубликовал труд, посвященный этой теме. За истекшие два столетия египтология бурно развивалась во всех направлениях, развивалось и углублялось исследование египетской религии.

Литература  о религии древнего Египта очень обширна - она состоит из статей и книг, посвященных отдельным проблемам египетской религии, а также из обобщающих трудов. Среди последних надо назвать в первую очередь замечательную монографию одного из корифеев египтологии - А. Эрмана, а также более поздние труды таких ученых, как X. Кеес, Я. Черны, Ж. Вандье, Э. Дриотон, С. Донадони, и, наконец, замечательный труд X. Бонне. Невозможно не упомянуть и прекрасный труд ученого ГДР Зигфрида Моренца3, труд, обладающий высокими научными достоинствами и явившийся весьма ценным вкладом в науку.

Г. Масперо  в серии статей, посвященных разным вопросам египетской религии и опубликованных в "Revue de 1'histoire des religions", последовательно  применил исторический принцип исследования, доказав, что египетская религия была явлением исторически развивающимся, а не стабильным, всегда тождественным самому себе феноменом, как это считалось со времени X. Бругша. Этого принципа исследования ученые придерживались и в дальнейшем. В наши дни наука, несомненно, располагает многими превосходными описаниями египетской религии, и все же история египетской религии еще не создана. Причина этого кроется, с одной стороны, в отсутствии источников, относящихся к древнейшему периоду, с другой - в крайне противоречивом содержании имеющихся источников, что является результатом напластования и смешения взглядов и верований разных времен и местностей.

Один из крупнейших корифеев египтологии, немецкий ученый К. Зете, опубликовал блестящую монографию, посвященную древнейшей истории  и религии Египта. Маститый автор в своем исследовании реконструировал древнейшую историю и религию страны, исходя из имевшихся в распоряжении науки многочисленных источников, сохранившихся от периода после объединения Египта. Исключительная эрудиция, проницательность и одаренность автора, его авторитет в научных кругах возбудили глубокий интерес к этому труду. При изучении египетской религии невозможно не учитывать это исследование, ибо наряду со спорными и недосказанными положениями он содержит и такие, которые бесспорны. Таковы, например, положения общего характера, изложенные в § 4-5, подкрепленные не только множеством косвенных данных, но и рядом сведений этнографического и исторического характера, касающихся других народов и полностью подтверждающих основные положения исторического материализма о превращении доклассового общества в раннеклассовое. Эти положения К. Зете будут подробно рассмотрены далее.

В другом исследовании, посвященном возникновению и  становлению египетской религии, написанном американским ученым Мерсером, также предпринята попытка реконструкции древнейших форм египетской религии. Рецензент труда Мерсера подчеркивает, что такие работы, несомненно, полезны и нужны, но вместе с тем они содержат много спорного. Исследование Мерсера, являясь, как и труд К. Зете, реконструкцией прошлого, от которого не сохранилось непосредственных источников, не может не быть в силу этого обстоятельства полемичным в ряде своих положений.

В 1976 году вышло обобщающее исследование по древнеегипетской религии  Коростовцева М. А.4. Для того времени оно имело огромное значение, поскольку такого рода трудов на русском языке не существовало, исключая краткий очерк Г. О. Ланге, вошедший в «Иллюстрированную историю религии» — М., 1899. Несмотря на прошедшие годы, книга не утратила ряда своих достоинств. Прежде всего, следует обратить внимание на освещение «религиозной географии» в древнем Египте, которая дает довольно четкое представление об основных религиозных центрах долины Нила. Более того, в книгу включен ряд интересных глав, касающихся библейской традиции, египетской религии во времена греко-римского владычества, Египту и христианству. К достоинствам этой работы можно отнести и использование автором большого количества источников. К сожалению, основным недостатком данного труда является не зависящий от автора фактор — время, которое сделало книгу морально устаревшей и по многим критериям не соответствующей тому уровню, на котором находится современная наука. Здесь играет свою роль не только довольно поверхностное рассмотрение некоторых важных сторон древнеегипетской религии, как то заупокойный культ, верования египтян о загробной жизни или роль фараона в религиозной системе, поскольку это может быть оправдано обобщающим характером работы, но, в главной степени, подход к столь неоднозначной теме с точки зрения исторического материализма и официальной идеологии, сложившейся в нашей стране ко времени написания работы. Все это привело к искажениям в понятии религиозного мышления древних египтян, их магической практики, культа.

В конце прошлого века вышла книга немецкого учёного Яна Ассмана «Египет: теология и благочестие ранней цивилизации»5. Моногафия подводит итог достижениям послевоенных немецкоязычных египтологов, которые по-новому поставили вопросы о ранних формах мифа (з. Шотт), о сути египетского политеизма (Э. Хорнунг), о значении появления в Египте представлений о трансцендентном боге (З. Моренц), о «личном благочестии» (З. Моренц, Х. Бруннер, Г. Фехт), о египетском понимании политики и истории (Э. Хорунг, Э. Оттто). Учёный ставил задачу исследовать и описать египетскую религию как структуру – показать неизменяемые элементы, а также её эволюцию во времени. Структура почти не эволюционирует, она попросту «ломается», когда традиционные установки (имплицитная теология) перестают быть самоочевидными для носителей культуры и начинается их переосмысление, «подгонка» к изменившейся культурной ситуации (этап теологического дискурса, сосуществование имплицитной и эксплицитной теологии) – фактически работа по созданию новой религии.

Ассман рассматривает египетскую религию как особое пространство близости к богу, имеющее специфический для данной религии набор измерений – способ общения, или контакта с божественными силами (храмовый культ; наблюдение и переживание космических событий; использование сакральной речи и, в частности мифов).

В Египте развитые формы  мифа отсутствовали (для воспроизведения  на земле архетипических событий  из мира богов), особого рода мифологеме – иконы.

Анализ традиционных представлений о личности бога, которая  мыслилась как совокупность действий и отношений, как включённость в «сферу своих», в разные констелляции (родственные, социальные и прочие группы). Главной предпосылкой теологического дискурса и «личного благочестия» (пердставления о возможности непосредственного контанктакаждого человека с избранным им богом, перед которым он несёт моральную ответственность).

В книге даётся наиболее убедительная на сегодняшний день трактовка  религиозного переворота Эхнатона. Ассман показывает связь учения Эхнатона с  так называемой «новой солнечной теологией» XVIII династии и влияние этого учения на лавинообразное распространение «личного благочестия» в эпоху Рамессидов.

Ассман показывает всю  сложность египетского политеизма: египтяне почти с самого начала своей  истории проводили чёткое различие между статуями (и другими внешними оболочками) божества и его незримой, непознаваемой для человека сущностью, анализирует этический аспект египетской религии, пздние (появившиеся в эпоху Рамессидов) представления о трансцендентном пантеистическом боге, тело которого объемлет весь космос.

Монография А.О. Большакова «Человек и его двойник. Изобразительность  и мировоззрение в Египте Старого  царства» представляет собой крупнейшее исследование проблемы Ка, основанное на материалах гробничных настенных изображений и скульптуры, которые ранее в таком аспекте всерьёз не рассматривались. Монография продолжает ряд статей автора, опубликованных в отечественной и зарубежной периодике (см. например, Большаков А. О. Представление о Двойнике в Египте Старого царства. // ВДИ № 2 (1987). С. 3 — 36). В основе работы — значительный свод источников и блестящее знание автором древнеегипетского языка, интересные методологические приемы и, что немаловажно, опыт личных бесед автора с такими выдающимися отечественными египтологами, как Ю. Я. Перепелкин и О. Д. Берлев. Тем не менее, представление о Ка — это тема столь глобальная и обширная, что многие вопросы, вскользь затронутые в книге, так и остались лишь намеченными; впрочем, автор объективно отмечает, что его основной задачей был поиск «нового подхода к старой проблеме», проблеме, которая имеет для египтологии первостепенное значение и которой посвящали свои работы ведущие зарубежные специалисты на протяжении вот уже полутора веков. А. О. Большаков абсолютно прав, утверждая, что «специфика материалов, находящихся в распоряжении египтолога, такова, что он в гораздо большей степени, чем любой другой историк древности, может приблизиться к реконструкции мировоззрения изучаемой культуры и тем самым дать специалистам в других областях если не ключ к подобной реконструкции, то по крайней мере информацию для сопоставления с тем, что имеют они. Выполнение этой задачи является долгом египтологии, все еще остающейся очень замкнутой в себе дисциплиной, перед другими отраслями исторической науки»6.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

В III тысячелетии до н. э., т. е. в эпоху Древнего царства, египетская религия — уже вполне сложившееся мировоззрение, основные черты и проявления которого сохранились на протяжении всей ее дальнейшей истории вплоть до вытеснения хрпстианством. Это, конечно, не значит, что египетская религия оставалась чем-то неизменным. Но перемены, как внешние, так и внутренние, происходившие в ней на протяжении тысячелетий, не были такими, чтобы коренным образом изменить ее облик и существо или лишить ее характерных черт и особенностей

Во все  времена своего существования египетская религия никогда не расставалась с культом животных, растений и  т. д. Для египетской религии характерным  явлением также на протяжении всей ее истории был синкретизм7, т. е. объединение в одно, двух и даже более божеств, перенесение качеств и свойств одного на другое. И наконец, с древнейших времен до самого исчезновения египетская религия теснейшим образом переплеталась с магией.

Фетишизм  и тотемизм. Культ животных

«Египетская религия поражает исследователя  прежде всего той видной ролью, какую  в ней играл фетишизм во все  периоды ее истории, — писал известный  историк Б. А. Тураев. — Правда, он был свойствен в значительной мере и семитам, и классическим народам, но в Египте он достиг наибольшего развития и сохранился во все времена его истории...» Особенно бросается в глаза культ животных. Подобное почитание животных поражало еще древних греков и римлян, посещавших страну пирамид. Это отметили и Геродот, и  Диодор, и  античные  историки и географы. К священным животным относились лев, дикий бык, крокодил, гиппопотам, павиан., антилопа и газель, ихневмон, собака, кошка, баран, народа,, свинья, коза, коршун, сокол, ибис, гусь, змеи, и в первую очередь кобра, лягушка, разные рыбы, а также насекомые: скорпион, многоножка, жук-скарабеи и т. д. В меньшей мере было распространено почитание растений: сикоморы, финиковой пальмы, лотоса, папируса, лука. Наконец, обожествлялись и почитались разные неодушевленные предметы — особого вида столбы, скипетры, эмблемы власти (например, царские короны) и т. д.

Среди священных  животных были такие, которые почитались повсеместно, другие — только в определенной местности. Например, Геродот рассказывает следующее: «Для одной части египтян крокодилы священны, для другой — нет, и эти последние обращаются с ними, как с врагами». О культе крокодилов он же повествует: «Особенно священными почитают крокодилов в Фивах и в окрестностях Меридова озера. Жители обеих этих местностей кормят одного отборного крокодила, сделавши его ручным, вешают ему в уши серьги из стекла и золота, на передние лапы надевают кольца, дают ему особенную пищу и приносят жертвы; вообще, при жизни обращаются с ним с чрезвычайной заботливостью, а умершего бальзамируют и кладут в священной гробнице». Слова Геродота не покажутся неправдоподобными, если мы учтем сообщения других античных писателей археологические данные, а также находки мумий крокодилов.

Информация о работе Религия Древнего Египта