Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:55, контрольная работа
Характер перемен в духовной жизни. Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире.
"Революция сверху", начавшаяся в России с 1991 г., сопровождалась отказом от многих традиционных и заимствованием западных духовных ценностей. Изменились общественные ожидания. Если до "перестройки" большинство населения все же верило официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то потом эта вера сменилась ожиданием построения обещанного новыми властями "народного капитализма".
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Характер перемен в духовной жизни. Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире.
"Революция сверху",
начавшаяся в России с 1991 г.,
сопровождалась отказом от
Одной из главных
черт духовной жизни общества
в 90-е гг. стал идейный плюрализм.
Были сняты запреты и
Однако перемены, происшедшие
в духовной жизни общества, носят
крайне противоречивый
Влияние религии и церкви на общественное сознание. Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. По данным социологических исследований, к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.
Заметно вырос международный
авторитет Русской
По всей стране
развернулось восстановление и
строительство храмов, мечетей, синагог.
Вновь спросом стала
Вместе с тем распад
СССР повлек за собой тяжелые
последствия и для церкви. На
Украине митрополит Русской
Демократизация политической
и духовной жизни Россию
Культура в новых условиях. В отечественной культуре также наступили новые времена. Основными особенностями ее развития в 1990-х гг. стали резкое сокращение государственных ассигнований на нужды учреждений культуры; практически полная свобода творчества; падение общекультурного уровня населения. "Закон маятника" привел к тому, что метод социалистического реализма оказался забыт. Многие деятели культуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуализма. Однако эти изыски оказались интересны лишь узкому кругу специалистов. Те произведения культуры, которые в эти годы получили международное признание, были созданы именно в традиционном реалистическом ключе. Так, в 1995 г. премии "Оскар" Американской киноакадемии был удостоен фильм Н. С. Михалкова "Утомленные солнцем", а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. В. Бодрова "Кавказский пленник".
Устойчивое развитие получила кино документалистика ("Россия, которую мы потеряли" С. С. Говорухина и др.). Возродилась традиция проведения Московских международных кинофестивалей. Всероссийский кинофестиваль "Кинотавр" стал ежегодно проводиться в Сочи. Однако число фильмов, выпускаемых на киностудиях страны, значительно сократилось.
Российская литература обогатилась в 90-х гг. новыми произведениями В. П. Аксенова ("Желток яйца"), В. П. Астафьева ("Прокляты и убиты"), Г. Я. Бакланова ("Свой человек"), Б. Л. Васильева ("Аксиома самоиска", "Россия воскресе"), Е. А. Евтушенко ("Не умирай после смерти"), Ю. М. Нагибина ("Бунташный остров"), А. И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование "Красное колесо").
Новыми театральными
постановками порадовали
В Москве была
открыта постоянно действующая
картинная галерея работ А.
М. Шилова. С успехом проходили
персональные выставки И. С.
Глазунова. Большим успехом у
зрителей Москвы и Санкт-
Завершилась реставрация
Третьяковской галереи,
Но процессы в
сфере культуры имели и другую
сторону. Переход к рыночным
отношениям поставил в тяжелые
условия тех, кто в прежние
годы был наиболее горячим
сторонником перемен, - интеллигенцию,
деятелей науки, культуры, образования.
Многие из них оказались на
грани выживания, другие были
вынуждены эмигрировать, стремясь
найти применение своему
"Открытие Запада"
обернулось не только
Система образования. В сложном положении оказалась система образования, которая, начиная с 1984 г. находится в состоянии непрерывного реформирования. Закон об образовании ликвидировал одно из завоеваний прежней системы - бесплатное всеобщее среднее образование. Для большинства учащихся обучение заканчивалось девятым классом, после чего выпускники должны были идти на производство. Но поскольку оно из года в год свертывалось, их никто не ждал и там. Одним из немногих положительных результатов реформы образования стал отход учителей и учеников от единообразия и идеологизации учебного процесса. Появилось множество новых учебников и учебных пособий.
Были открыты новые
типы учебных заведений - гимназии,
лицеи, колледжи, частные университеты,
многим из которых удалось
обеспечить индивидуальный
В вузах начали
вводить многоуровневую
Самой большой проблемой
в развитии образовательной
Духовная жизнь советского общества
1.Развитие образования.
2.Наука в тисках идеологии.
3.Успехи советской науки.
4.Социалистический реализм. Советский кинематограф.
5.«Нам песня строить и жить помогает».
6.Изобразительное искусство. Архитектура.
7.Литература. Театр.
8.Приметы времени.
Развитие образования.
30-е гг. пошли в историю
пашей страны как период
В условиях проводившейся в СССР экономической модернизации особое внимание уделялось повышению образовательного и профессионального уровня населения. При этом утвердившийся в стране политический режим настоятельно требовал изменения содержания школьного образования и воспитания, ибо педагогические вольности 20-х гг. были малопригодными для выполнения ответственной миссии создания «нового человека».
В начале 30-х п. ЦК ВКП(б) и СНК. СССР приняли ряд постановлений о школе. В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. Наряду с этим в городах и рабочих поселках для всех детей, окончивших четырехлетку, устанавливалось обязательное обучение в объеме семилетней школы. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.
К 1933 г. переход к обязательному четырехлетнему образованию был завершен, а к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Было развернуто широкое школьное строительство. Только в течение 1933 — 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. за школьными партами в республиках страны обучалось свыше 35 млн. учащихся. По переписи 1939 г., грамотность в СССР составила 87,4%.
Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Десятки средних и высших учебных заведений возникли на Украине, в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Грузии, в республиках Средней Азии, центрах автономных республик и областей. При этом некоторые национальные республики не имели до революции ни одного вуза.
Рост грамотности в
стране вызвал большой спрос на литературу.
Тираж книг в 1937 г. достиг 677,8 млн. экземпляров,
книги выходили на 110 языках народов
Союза. Широкое развитие получили массовые
библиотеки: к концу 30-х гг. их число
превысило 90 тыс. Вместе с тем уровень
полученного образования
Наука в тисках идеологии.
Серьезное внимание власти обратили на науку. Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали. В 1936 г. Академия наук вынесла постановление: «Мы решим стоящие перед нами задачи единственным научным методом — методом Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина». С этого года начинается ликвидация тех наук, которые никак не могли уложиться в прокрустово ложе сталинской идеологии: педологии, социологии, психоанализа и т. д.
Острая борьба развернулась в биологической науке. Группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной лженаукой». Разработки советских генетиков были свернуты, впоследствии многие из них (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский и др.) были репрессированы.
Развитие общественных наук определялось партийными документами и указаниями Сталина. Самое пристальное внимание он уделял истории, ибо контроль над историей означал контроль над памятью народа. Сталин нуждался в цементирующей все слои общества идее. Такой идеей стал патриотизм, который назвали советским, но все чаще он звучал как русский. Для Сталина было важно, что чувство патриотизма имело глубокие корни в душе русского народа, в его характере. Кроме того, русская история давала немало примеров для воспитания в людях нужных Сталину качеств: верности государству, его правителю, воинской отваги. Сталин выбирал из русского прошлого то, что ему было нужно: героев, черты характера, врагов и друзей государства. Причем тот или иной герой вырывался из истории и возносился на пьедестал в нужный Сталину момент: Иван Грозный — чтобы показать историческую неизбежность суровой расплаты с врагами государства; Петр I — чтобы подчеркнуть величие замыслов вождя; Александр Невский — в период обострения советско-германских отношений и др.