Духовная жизнь российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Характер перемен в духовной жизни. Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире.

"Революция сверху", начавшаяся в России с 1991 г., сопровождалась отказом от многих традиционных и заимствованием западных духовных ценностей. Изменились общественные ожидания. Если до "перестройки" большинство населения все же верило официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то потом эта вера сменилась ожиданием построения обещанного новыми властями "народного капитализма".

Файлы: 1 файл

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.docx

— 35.20 Кб (Скачать файл)

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОГО  ОБЩЕСТВА

 

Характер перемен в  духовной жизни. Со второй половины 1980-х  гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства  членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные  идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире.

 

"Революция сверху", начавшаяся в России с 1991 г., сопровождалась отказом от многих  традиционных и заимствованием  западных духовных ценностей.  Изменились общественные ожидания. Если до "перестройки" большинство  населения все же верило официальной  пропаганде и идее построения  коммунизма, то потом эта вера  сменилась ожиданием построения  обещанного новыми властями "народного  капитализма". По мере неудач  в экономической политике и  нарастания проблем в межнациональных  отношениях настроения стали  вновь меняться: постепенно возвращался  интерес к отечественной культуре, традиционным духовным ценностям,  старым фильмам, песням, народным  традициям.

 

 Одной из главных  черт духовной жизни общества  в 90-е гг. стал идейный плюрализм.  Были сняты запреты и ограничения  на все идейные учения (кроме  тех, что призывали к насилию  и национальной вражде).

 

 Однако перемены, происшедшие  в духовной жизни общества, носят  крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел  найти свой нравственный идеал.  Не всем доступны достижения  культуры (за исключением, пожалуй,  телепрограмм). Отсутствие нравственных  основ, неблагополучное материальное  положение людей становятся почвой  для духовного растления и  роста преступности.

 

Влияние религии и церкви на общественное сознание. Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск  религиозных настроений в обществе. По данным социологических исследований, к середине 90-х гг. до 34% взрослого  населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой  и неверием.

 

 Заметно вырос международный  авторитет Русской Православной  Церкви. Он особенно проявился  в попытках мирного урегулирования  внутриполитических и международных  конфликтов. В дни октябрьских  событий 1993 г. патриарх Московский  и всея Руси Алексий II прервал  поездку по Северной Америке  и вернулся в Москву, где попытался  примирить враждующие стороны.  Церковь выступала участником  всех крупнейших событий в  России, способствуя своим авторитетом  объединению общества.

 

 По всей стране  развернулось восстановление и  строительство храмов, мечетей, синагог.  Вновь спросом стала пользоваться  церковная литература, которая теперь  издается свободно и большими  тиражами. Возродились массовые  паломничества православных христиан  в Иерусалим, мусульман - в Мекку.

 

 Вместе с тем распад  СССР повлек за собой тяжелые  последствия и для церкви. На  Украине митрополит Русской Православной  Церкви Филарет объявил о создании  Украинской православной церкви  и провозгласил себя ее патриархом; произошел церковный раскол среди  верующих. Приходы Русской Православной  Церкви были лишены принадлежавшей  ей собственности не только  на Украине, но и в республиках  Прибалтики.

 

 Демократизация политической  и духовной жизни Россию привела  к экспансии самых разных религиозных  сект и течений, в том числе  и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

 

Культура в новых  условиях. В отечественной культуре также наступили новые времена. Основными особенностями ее развития в 1990-х гг. стали резкое сокращение государственных ассигнований на нужды  учреждений культуры; практически полная свобода творчества; падение общекультурного  уровня населения. "Закон маятника" привел к тому, что метод социалистического  реализма оказался забыт. Многие деятели  культуры устремились к утверждению  непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуализма. Однако эти изыски оказались интересны  лишь узкому кругу специалистов. Те произведения культуры, которые в  эти годы получили международное  признание, были созданы именно в  традиционном реалистическом ключе. Так, в 1995 г. премии "Оскар" Американской киноакадемии был удостоен фильм Н. С. Михалкова "Утомленные солнцем", а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. В. Бодрова "Кавказский пленник".

 

 Устойчивое развитие  получила кино документалистика ("Россия, которую мы потеряли" С. С. Говорухина и др.). Возродилась традиция проведения Московских международных кинофестивалей. Всероссийский кинофестиваль "Кинотавр" стал ежегодно проводиться в Сочи. Однако число фильмов, выпускаемых на киностудиях страны, значительно сократилось.

 

 Российская литература обогатилась в 90-х гг. новыми произведениями В. П. Аксенова ("Желток яйца"), В. П. Астафьева ("Прокляты и убиты"), Г. Я. Бакланова ("Свой человек"), Б. Л. Васильева ("Аксиома самоиска", "Россия воскресе"), Е. А. Евтушенко ("Не умирай после смерти"), Ю. М. Нагибина ("Бунташный остров"), А. И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование "Красное колесо").

 

 Новыми театральными  постановками порадовали зрителей  режиссеры Г. Б. Волчек, О. Н.  Ефремов, М. А. Захаров, О.  П. Табаков, Р. Г. Виктюк.

 

 В Москве была  открыта постоянно действующая  картинная галерея работ А.  М. Шилова. С успехом проходили  персональные выставки И. С.  Глазунова. Большим успехом у  зрителей Москвы и Санкт-Петербурга  пользовались художественные выставки, проводившиеся в Эрмитаже, Русском  музее, Музее изобразительных  искусств им. А. С. Пушкина ("Берлин-Москва", "Золото Шлимана", "Фаберже" и др.).

 

 Завершилась реставрация  Третьяковской галереи, реконструкция  цирка на Цветном бульваре. Была  возрождена историческая центральная  часть крупных городов России. На родину вернулись предметы  культуры, документы, письма русских  эмигрантов, покинувших страну после  революции 1917 года.

 

 Но процессы в  сфере культуры имели и другую  сторону. Переход к рыночным  отношениям поставил в тяжелые  условия тех, кто в прежние  годы был наиболее горячим  сторонником перемен, - интеллигенцию,  деятелей науки, культуры, образования.  Многие из них оказались на  грани выживания, другие были  вынуждены эмигрировать, стремясь  найти применение своему таланту  за границей.

 

"Открытие Запада" обернулось не только знакомством  с лучшими сторонами его культуры, но и хлынувшим в страну  потоком низкопробных поделок.  Это не могло не привести  к размыванию многих черт традиционной  для россиян морали.

 

Система образования. В  сложном положении оказалась  система образования, которая, начиная  с 1984 г. находится в состоянии  непрерывного реформирования. Закон  об образовании ликвидировал одно из завоеваний прежней системы - бесплатное всеобщее среднее образование. Для  большинства учащихся обучение заканчивалось  девятым классом, после чего выпускники должны были идти на производство. Но поскольку  оно из года в год свертывалось, их никто не ждал и там. Одним из немногих положительных результатов  реформы образования стал отход  учителей и учеников от единообразия и идеологизации учебного процесса. Появилось множество новых учебников и учебных пособий.

 

 Были открыты новые  типы учебных заведений - гимназии, лицеи, колледжи, частные университеты, многим из которых удалось  обеспечить индивидуальный подход  к учащимся, улучшить качество  обучения. Но в большинстве случаев,  к сожалению, этого не произошло. 

 

 В вузах начали  вводить многоуровневую подготовку  по западному образцу. Но качество  образования при этом лучше  не становилось. А там, где  новая система вводилась без  предварительной подготовки, наблюдалось  снижение уровня подготовки студентов.

 

 Самой большой проблемой  в развитии образовательной системы  стало финансирование. Из года  в год его объемы сокращались,  что вело к разрушению материальной  базы, уходу квалифицированных кадров  в другие сферы деятельности. Страна быстро утрачивала те  позиции в сфере образования,  которых она добивалась десятки  лет.

 

 

 

Духовная жизнь советского общества

 

1.Развитие образования.   

 

2.Наука в тисках идеологии.   

 

3.Успехи советской науки.   

 

4.Социалистический реализм.  Советский кинематограф.   

 

5.«Нам песня строить  и жить помогает».   

 

6.Изобразительное искусство.  Архитектура.   

 

7.Литература. Театр.  

 

8.Приметы времени.   

 

 

Развитие образования.

 

30-е гг. пошли в историю  пашей страны как период осуществления  культурной революции. Под этим  понятием подразумевалось значительное  повышение по сравнению с дореволюционным  временем образовательного уровня  народа и степени его приобщения  к достижениям культуры. Еще одной  составляющей культурной революции  явилось насаждение безраздельного  господства марксистско-ленинского  учения в науке, образовании  и всех областях творческой  деятельности.

 

В условиях проводившейся  в СССР экономической модернизации особое внимание уделялось повышению  образовательного и профессионального  уровня населения. При этом утвердившийся  в стране политический режим настоятельно требовал изменения содержания школьного  образования и воспитания, ибо  педагогические вольности 20-х гг. были малопригодными для выполнения ответственной  миссии создания «нового человека».

 

В начале 30-х п. ЦК ВКП(б) и СНК. СССР приняли ряд постановлений о школе. В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. Наряду с этим в городах и рабочих поселках для всех детей, окончивших четырехлетку, устанавливалось обязательное обучение в объеме семилетней школы. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.

 

К 1933 г. переход к обязательному  четырехлетнему образованию был  завершен, а к 1937 г. обязательным стало  семилетнее обучение. Было развернуто широкое школьное строительство. Только в течение 1933 — 1937 гг. в СССР открылось  более 20 тыс. новых школ, примерно столько  же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. за школьными  партами в республиках страны обучалось свыше 35 млн. учащихся. По переписи 1939 г., грамотность в СССР составила 87,4%.

 

Быстрыми темпами развивалась  система среднего специального и  высшего образования. К концу 30-х  гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Десятки средних  и высших учебных заведений возникли на Украине, в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Грузии, в республиках Средней Азии, центрах автономных республик и областей. При этом некоторые национальные республики не имели до революции ни одного вуза.

 

Рост грамотности в  стране вызвал большой спрос на литературу. Тираж книг в 1937 г. достиг 677,8 млн. экземпляров, книги выходили на 110 языках народов  Союза. Широкое развитие получили массовые библиотеки: к концу 30-х гг. их число  превысило 90 тыс. Вместе с тем уровень  полученного образования принципиально  отличался от дореволюционного. Оно было не только сокращено до минимально необходимого, но и крайне идеологизировано.

 

 

Наука в тисках идеологии.

 

Серьезное внимание власти обратили на науку. Сталин заявил, что  все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали. В 1936 г. Академия наук вынесла постановление: «Мы решим стоящие перед нами задачи единственным научным методом  — методом Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина». С этого года начинается ликвидация тех наук, которые никак  не могли уложиться в прокрустово  ложе сталинской идеологии: педологии, социологии, психоанализа и т. д.

 

Острая борьба развернулась в биологической науке. Группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной лженаукой». Разработки советских генетиков  были свернуты, впоследствии многие из них (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский и др.) были репрессированы.

Развитие общественных наук определялось партийными документами  и указаниями Сталина. Самое пристальное  внимание он уделял истории, ибо контроль над историей означал контроль над  памятью народа. Сталин нуждался в  цементирующей все слои общества идее. Такой идеей стал патриотизм, который назвали советским, но все  чаще он звучал как русский. Для Сталина  было важно, что чувство патриотизма  имело глубокие корни в душе русского народа, в его характере. Кроме  того, русская история давала немало примеров для воспитания в людях  нужных Сталину качеств: верности государству, его правителю, воинской отваги. Сталин выбирал из русского прошлого то, что  ему было нужно: героев, черты характера, врагов и друзей государства. Причем тот или иной герой вырывался  из истории и возносился на пьедестал  в нужный Сталину момент: Иван Грозный  — чтобы показать историческую неизбежность суровой расплаты с врагами государства; Петр I — чтобы подчеркнуть величие замыслов вождя; Александр Невский — в период обострения советско-германских отношений и др.

Информация о работе Духовная жизнь российского общества