Духовная жизнь российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Характер перемен в духовной жизни. Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире.

"Революция сверху", начавшаяся в России с 1991 г., сопровождалась отказом от многих традиционных и заимствованием западных духовных ценностей. Изменились общественные ожидания. Если до "перестройки" большинство населения все же верило официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то потом эта вера сменилась ожиданием построения обещанного новыми властями "народного капитализма".

Файлы: 1 файл

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.docx

— 35.20 Кб (Скачать файл)

 

Появляется новая отрасль  исторической науки, ставшая одной  из ведущих в СССР, — история партии. В 1938 г. был выпушен «Краткий курс истории ВКП(б)», который Сталин не только очень тщательно отредактировал, но и написал для пего один из параграфов. Выход в свет этой работы положил начало оформлению одной-единственной концепции развития истории нашей страны, которой должны были следовать все советские историки. И хотя часть фактов в учебнике была подтасована и искажена в угоду возвеличивания роли Сталина, каждое слово, каждое его положение должно было восприниматься как истина в последней инстанции.

 

 

 

Успехи советской науки.

 

Идеологические догмы  и строгий партийный контроль сильно отразились па состоянии гуманитарных наук. Естественные науки, хотя и испытывали на себе последствия вмешательства  партийных и карательных органов, достигли заметных успехов, продолжив  славные традиции русской науки.

 

Получила мировое признание  советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Л. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики  и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.).

 

Весомый вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков  Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ получения синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т. д.

 

Крупных достижений добились советские биологи Н. И. Вавилов, Д. Н. Прянишников, В. Р. Вильяме, В. С. Пустовойт. Значительных успехов достигли математическая наука, астрономия, механика, физиология.

 

 

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

 

В 30-е гг. был завершен процесс ликвидации разномыслия  в художественной культуре. Искусство, полностью подчиненное партийной  цензуре, обязано было следовать  одному художественному направлению  — социалистическому реализму. Политическая суть этого метода заключалась в  том, что мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть в обещанном социализме. Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали. Ведь народ жил в атмосфере веры в то, что совершившийся переворот должен принести прекрасное «завтра», хотя «сегодня» было трудным. В сознании людей происходило размывание границ между желанным будущим и мнимым настоящим.

 

Особенно большой вклад  в создание подобного социально-психологического настроя внес кинематограф, ставший  самым массовым видом искусства. И этому было свое объяснение. Советский  кинематограф рождался вместе с революцией, впитывал в себя весь ее пафос. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в  сознании людей не только через собственный  опыт, но и через интерпретацию  их кинематографом. Документальную хронику  смотрела вся страна. Ее видел зритель, подчас не умевший читать, неспособный  глубоко анализировать события, и он воспринимал окружающую жизнь  не только как жестокую зримую действительность, но и как радостную эйфорию, льющуюся с экрана. Огромное воздействие кинодокументалистики на массовое сознание объясняется еще и тем, что на этом поприще трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. Тиссэ, Э. Шуб, П. Новицкий, А. Згуриди).

 

Не отставал и художественный кинематограф. Он находился под личным контролем Сталина. Многие лучшие художественные фильмы того времени были посвящены  историко-революционной тематике: «Чапаев» (реж. братья Васильевы), трилогия о Максиме (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг), «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган), «Депутат Балтики» (реж. А. Зархи и И. Хейфиц) и др.

 

В 1931 г. на экраны вышел  первый советский звуковой фильм  «Путевка в жизнь» (реж. Н. Экк), повествующий о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С. Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (реж. Н. Экк).

 

В этот же период закладываются  традиции советского детского и юношеского кинематографа. Появляются киноверсии известных произведений В. Катаева («Белеет парус одинокий»), А. Гайдара («Тимур и его команда»), А. Толстого («Золотой ключик»). Для детей выпускались  замечательные мультипликационные киноленты.

Особой популярностью  у людей всех возрастов пользовались музыкальные кинокомедии Г. Александрова «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», И. Пырьева «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

 

Любимым жанром советских кинематографисте стали исторические картины. Фильмы «Петр I» (реж. В. Петров), «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (реж. В. Пудовкин) и др. являлись, по сути, иллюстрацией сталинской концепции истории. Они лучше, нежели любой учебник, формировали нужные вождю стереотипы, способствуя созданию определенного психологического состояния общества.

 

Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали артисты II. Алейников, Б. Андреев, Б. Бабочкин, М. Бернес, М. Жаров, II. Крючков, М. Ладынина, Т. Макарова, Л. Орлова и др.

 

 

«Нам песня строить  и жить помогает».

 

Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами  С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского. В этот период были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: Квартет им. Л. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. Однако судьба «серьезной» музыки была наиболее показательна с точки зрения претворения в жизнь одного из главных сталинских принципов в области культурной политики, гласившего, что искусство должно быть «понятно народу». Были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. При оценке тех или иных музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей. Об этом свидетельствует, например, критика в печати оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей» Д. Шостаковича.

 

Наибольшего расцвета в 30-е  гг. достигла самая демократическая  ветвь музыкального творчества —  песенная. На этом поприще творили  талантливые композиторы — И. Дунаевский, Б. Мокроусов, М. Блантер, братья Покрасс и др. Простые, легко запоминающиеся мелодии песен этих авторов были у всех на слуху, они звучали дома и па улице, лились с киноэкранов и из репродукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали незамысловатые стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их ромаптико-революционпая приподнятость оказывала сильнейшее воздействие на человека.

 

 

Изобразительное искусство. Архитектура.

 

Верность социалистическому  реализму должны были демонстрировать  и мастера изобразительного искусства. Закончилось время поиска новых  форм, сосуществования различных  художественных стилей. Перед художниками  была поставлена задача «предугадать будущее и выразить его в картине», и притом так, чтобы это было «общедоступно». Главным критерием оценки художника  являлась не его творческая индивидуальность, а идейная направленность сюжета. Отсюда пренебрежительное отношение  к жанру натюрморта, пейзажа, хотя в этой области творили такие  талантливые художники, как П. Кончалов-ский, А. Лентулов, М. Сарьян.

 

Ведущими теперь стали  иные художники. Среди них главное  место занимает Б. Иогансон. Его картины  «Рабфак идет (Вузовцы)», «Допрос  коммунистов» и др. стали классикой  соцреализма. Много работают А. Дейнека, создавший свое знаменитое поэтическое  полотно «Будущие летчики», М Нестеров (серия портретов советской интеллигенции) и др. Официально при iiiainii.ie художники создавали образ ликующей, праздничной жизни 30-х i г. Подобные настроения характерны для талантливой картины Ю. Пименова «Новая Москва».

 

В 30-е г г значительное внимание уделялось развитию всех видов монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину, руководителям партии и государства, революционерам и героям Гражданской войны, ученым и литераторам стали непременным атрибутом юродской жизни.

 

Рубежным событием в  становлении советской монументальной скульптуры стало участие СССР в  международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь» в Париже в 1937 i Здание советского павильона, построенного по проекту Б. Иофана, венчала поднятая на 33-метровом пилоне скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница», воплотившая идеал целой эпохи.

 

Грандиозные сталинские планы  нашли свое воплощение не только в  гигантских индустриальных стройках, но и в грандиозных культурных проектах и смыслах' Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, канал имени Москвы, строительство  метрополитена в Москве, клубов, дворцов культуры, театров, санаториев. При этом недавние модернистские  и конструктивистские поиски были прекращены.

 

Архитектура 30-х гг. отличается пышностью и великолепием, монументальностью, тяготением к традициям неоклассицизма Для осуществления новых архитектурных планов нередко сносились и уничтожались здания, имеющие историческую ценность. Особенно безжалостно разрушались церкви. Одним из примеров деятельности подобного рода стал взрыв в 1931 г. в Москве храма Христа Спасителя, на месте которого планировалось возвести Дворец Советов, увенчанный огромной скульптурой Ленина. Чудом подобной участи избежал храм Василия Блаженного на Красной площади.

 

 

 

Литература. Театр.

 

Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура не могли  не оказать влияния на общий уровень  массовой литературной продукции. Появляются произведения-однодневки, напоминающие скорее передовые статьи в газетах. Но тем не менее даже в эти неблагоприятные для свободного творчества годы русская советская литература была представлена талантливыми писателями, создавшими значительные произведения. В 1931 г. окончательно вернулся на родину М. Горький. Здесь он закончил свой роман «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие». А. Н. Толстой также на родине поставил последнюю точку в трилогии «Хождение по мукам», создал роман «Петр 1» и другие произведения. М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, пишет роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М. А. Булгаков подарил миру книгу «Мастер и Маргарита» (правда, тогда не опубликованную). А ведь были еще книги Л. Леонова, А. Платонова, П. Бажова, К. Паустовского и многих других писателей; стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, П. Васильева, А. Твардовского. Существовала прекрасная детская литература — книги К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С.-Михалкова, Б. Житкова, Л. Пантелеева, В. Бианки, Л. Кассиля и др.

 

С конца 20-х гг. на театральных  подмостках утвердились пьесы драматургов  Н. Погодина («Человек с ружьем»), А. Корнейчука («Гибель эскадры», «Платон  Кречет»), В. Вишневского («Оптимистическая трагедия») и др. В репертуар всех театров были включены пьесы М. Горького «Враги», «Мещане», «Дачники», «Варвары»  и др.

 

огласно канонам соцреализма образцом в театральном искусстве стал МХАТ. В нем собрались лучшие актерские силы страны: О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин. Рядом с ними выросло новое, не менее блестящее поколение — О. Андровская, А. Грибов, Б. Добронравов, К. Еланская, Б. Ливанов, А. Степанова, А. Тарасова, М. Яншин и др.

 

Важнейшей чертой культурной революции стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счет не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и  широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались  клубы, дворцы культуры, дома детского творчества; устраивались грандиозные  смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ. Широкое распространение получило физкультурное движение.

 

 

 

Приметы времени.

 

Советский народ в 30-е  гг. жил как бы в нескольких измерениях. Не-многочисленные гости из-за рубежа единодушно отмечали атмосферу удивительной приподнятости, веры людей в то, что они вершат великие дела. Вся страна жила в едином ритме: пела жизнеутверждающие марши; смотрела оптимистические фильмы; восторженно приветствовала легендарных летчиков, совершивших в 1937 г. беспосадочный перелет в Америку: В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова; тревожилась за судьбу полярников; принимала детей испанских республиканцев. Подростки мечтали сражаться с фашистами в Испании, очень высок был престиж Красной армии, народными кумирами стали пограничники, сражавшиеся у озера Хасан. И со всех сторон — с плакатов, фотографий, картин, с газетных страниц и с киноэкрана — смотрел великий вождь, мудрый Сталин.

 

Материализовавшимися  символами величия сталинского  государства стали Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, похожие на дворцы залы станций  Московского метро, гостиница «Москва», Крымский мост через Москву-реку и  грандиозная скульптурная композиция В. Мухиной «Рабочий и колхозница».

 

Это парадное государственное  великолепие уживалось с очень  скромными жизненными благами большинства  населения страны. Веселая, радостная  жизнь проходила на фоне судебных процессов над «врагами народа». В каждую семью в любой момент могла постучаться беда. Тихий звук тормозов па ночной улице, настойчивый стук в дверь заставляли людей сжиматься в страхе. Жуткая атмосфера ночных арестов витала над страной.

Информация о работе Духовная жизнь российского общества