Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 07:45, реферат
Предпосылки формирования христианства (мировоззренческие представления; религиозно-политическая обстановка в Иудее; социально религиозные течения и партии; кумранская община и др.)
История христианства условно может быть разделена на три периода. Первый — период становления христианства. Тогда были выработаны более или менее общепринятые для христиан догматика и правила внутрицерковной жизни. Христианство превратилось в государственную религию Римской империи и окончательно восторжествовало над старыми культами. Установились относительные церковное единство и целостность.
Община жила по своим законам, чаще всего уйдя в свой внутренний мир и “бойкотируя внешний”. По замечанию ученых она, точнее сказать совокупность общин (в середине 1 в. их было уже семь, и их число постоянно возрастало), напоминала самостоятельное государство внутри римской империи. “Единство и дисциплина христианской республики, мало-помалу образовавшей самостоятельное и расширяющееся государство в самом центре Римской империи”. Государство в государстве! Естественно, это нарушало нормальное функционирование государственного аппарата империи. (В этом мы видим одну причин гонений христиан).
Социальный состав первых общин
мы можем определить лишь приблизительно.
В основном это были рабы и бедняки,
но были и зажиточные люди, по тем
или иным причинам отвергнутые окружающим
обществом (калеки, блудницы…). Члены
этих обществ сходились на молитву и общую
беседу, обыкновенно вечером, в память
Тайной вечери Христовой. Происходила
братская трапеза, во время которой причащались.
Потом стали переносить причащение на
следующее за трапезой утро. Трапезы составлялись
на общие взносы, к своему взносу многие
прибавляли дары в пользу бедных, милостыней
и благотворительным делом они хотели
очистить душу свою. Бедных называли "драгоценными
сокровищами церкви". Святым делом считалось
у христиан и освобождение раба. "Раба
выкупить - значит душу спасти". Христианский
епископ Киприан учил: "В плененных
братьях вы должны видеть Христа и выкупать
Того, Кто нас выкупил от смерти, вы должны
вырвать из рук варваров Того, кто нас
вырвал у диавола".
Раннехристианские общины не знали
догматики и культа позднейшего
христианства. Общины не имели специальных
мест для проведения богослужений,
не знали таинств, икон. Единственное,
что было общим для всех общин
и группировок, - это вера в добровольную
искупительную жертву, принесенную
раз и навсегда за грехи всех людей
посредником между Богом и
человеком.
В христианской общине можно было заметить
различие между особыми ревнителями веры,
"совершенными" христианами, и множеством
непосвященных. От "совершенных"
христиан требовалось много стойкости,
они не должны были впадать в тяжкий грех,
поэтому их называли святыми и священниками.
Они были окрещены, им были открыты главные
тайны веры. Крещение считалось равным
большому покаянию, душевному просветлению
и давалось лишь после долгой подготовки.
Большинство состояло из оглашенных, т.е.
готовящихся к крещению. Если посвященных
впадал в грех, его "отлучали" от общины
и принимали вновь лишь после долгого
покаяния. Когда общины стали велики и
христиане стали собираться в больших
церквах, различие между "совершенными"
и всеми остальными было ясно видно в богослужении.
Для оглашенных и касающихся отводили
особое большое место в передней части
церкви. Они слушали только часть службы:
считалось, что пастве нельзя с ними молиться,
чтобы не осквернить себя.
Рост христианских общин, увеличение их
богатств с изменением их классового характера
потребовали исполнения целого ряда функций:
по организации трапезы и обслуживанию
ее участников, по закупке и хранению запасов,
по распоряжению денежными средствами
общины и т.д. Всем этим штатом должностных
лиц нужно было управлять. Так возникает
институт епископов, власть которых постепенно
возрастала; сама должность стала пожизненной.
Священной книгой христиан является Библия, которая состоит из двух частей. Ветхий завет — священная книга последователей иудаизма и Новый завет, излагающий важнейшие этапы жизни создателя христианства — Иисуса Христа и основные положения его учения. Новый завет состоит из четырех Евангелий/Слово «евангелие» в переводе с греческого означает благовествование или Радостная весть. Два из этих Евангелий — от Матфея и от Иоанна, приписываются непосредственно ученикам Иисуса Христа, а два других — от Марка и от Луки — ученикам учеников Иисуса Христа. Помимо Евангелий в Новый завет входят «Деяния апостолов» — первых учеников Христа и проповедников христианства, послания апостолов христианским общинам и, наконец, Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис. Библия — это исторически сложившийся сборник книг, который охватывает — по Библейскому счету — возраст около пяти с половиной тысяч лет. Как литературное произведение она собиралась около двух тысяч лет.
Она делится по объему на две неравные части: большую — древнюю, то есть Ветхий Завет, и более позднюю — Новый Завет.
История Ветхого Завета готовила людей к пришествию Христа на протяжении около двух тысяч лет. Новый Завет охватывает земной период жизни Богочеловека Иисуса Христа и его ближайших последователей. Для нас, христиан, конечно, более важна история Нового Завета.
Тематика библейских книг весьма разнообразна. В начале она посвящена историческому прошлому с точки зрения философии истории и Богословия, происхождению мира, и сотворению человека. Именно этому посвящена древнейшая часть Библии.
Библейские книги делятся на четыре части. В первой из них говорится о законе, оставленном Богом народу через пророка Моисея. Эти заповеди посвящены правилам жизни и веры.
Вторая часть — историческая, в ней описываются все события, прошедшие за 1100 лет — до II в. нашей эры.
К третьей части книг относятся нравственно-назидательные. В их основе лежат поучительные истории из жизни людей, знаменитых теми или иными деяниями или же особым образом мысли и поведения.
Есть книги очень высокого поэтического, лирического содержания — например, Псалтирь, Песнь Песней. Особенно интересна Псалтирь. Это книга истории души, внутренней жизни человека, охватывающая диапазон внутренних состояний от духовного взлета до глубокого отчаяния из-за того или иного неправильного поступка.
Надо отметить, что из всех ветхозаветных книг Псалтирь была основной для формирования нашего русского мировоззрения. Эта книга была учебной — в допетровскую эпоху по ней учились грамоте все русские дети.
Четвертая часть книг — книги пророческие. Пророческие тексты это не просто чтение, а откровение — очень важное для жизни каждого из нас, так как наш внутренний мир все время находится в движении, стремясь достичь первозданной красоты человеческой души.
Рассказ о земной жизни Господа Иисуса Христа и суть его учения содержится во второй части Библии — Новом Завете. Новый Завет состоит из 27 книг. Это, прежде всего, четыре Евангелия — рассказ о жизни и трех с половиной годах проповеди Господа Иисуса Христа. Затем — книги, повествующие о Его учениках — книги Деяний Апостольских, а также книги самих Его учеников — Послания Апостолов, и, наконец, книга Апокалипсис, рассказывающая о конечных судьбах мира.
Нравственный закон, содержащийся в Новом Завете, более строг по сравнению с ветхозаветным. Здесь осуждаются не только греховные дела, но и мысли. Цель каждого человека — искоренить зло в самом себе. Победив зло, человек побеждает смерть.
Главное в христианском вероучении — это воскресение Господа нашего Иисуса Христа, победившего смерть и открывшего путь для всего человечества к жизни вечной. Именно этим радостным чувством освобождения проникнуты Новозаветные повествования. Само слово "Евангелие" переводится с греческого как "Благая весть".
Ветхий Завет — это древний союз Бога с человеком, в котором Бог обещал людям Божественного Спасителя и в течение многих веков приготовлял их к Его принятию.
Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, в лице Единородного Сына Своего, сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святаго и Девы Марии, и страдавшего и распятого за нас, погребенного и Воскресшего в третий день по Писанию.
В Библии показаны реальные люди, во всей своей славе и позоре, а не мраморные святые. Их трусость, обман и насилие осуждаются самим Писанием, искренне повествующим о человеческих недостатках. В этом смысле они помогают нам понять наши поступки и побуждения. Но самое главное — они проливают свет на милосердие, сострадание и преображающую силу Бога, приглашая нас принять участие в продолжающейся истории. Они призывают нас к покаянию, вере и послушанию. Мы также отмечаем, что в Библии показано моральное и духовное развитие. С течением времени мы не находим в ней последовательного движения от насилия к любви. Путь наверх был очень неровным, и некоторые герои Ветхого Завета намного опережали героев Нового Завета или современных людей. Тем не менее развитие происходит. Постепенно, в трудах и страданиях, на тяжких уроках, Бог учил народ Израиля любви и всепрощению. Кульминация наступила в тот момент, когда Иисус сказал Своим потрясенным слушателям: «Любите врагов своих». Он воплотил Свое учение на практике. На кресте Он молился за Своих мучителей: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают».
Список литературы: