Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 09:13, реферат
Цель данного исследования: в анализе актуальных проблем взаимоотношений лютеранства с российским обществом;
В соответствии с целью исследования в реферате поставлены следующие задачи:
1. Определить логику в эволюции лютеранства и пути ее трансформации в современных условиях.
2. Рассмотреть характер отношения власти и общества к лютеранству в регионе.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Мартин Лютер………………………………………………………5
§1. Биография………………………………………………………………...5
§2. Реформаторская деятельность………………………………………….8
Глава II. Лютеранство………………………………………………………15
§1. Лютеранская Реформация……………………………………………...15
§2. Развитие лютеранства в странах Европы……………………………….17
Глава III. Лютеранство в России…………………………………………...21
§1. Московское царство…………………………………………………….21
§2. Российская империя…………………………………………………….24
§3. Советский и постсоветский период…………………………………….26
§4. Лютеранство в Сибири…………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы и источников
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Мартин Лютер………………………………………………………5
§1. Биография………………………………………………………
§2. Реформаторская деятельность………………………………………….8
Глава II. Лютеранство…………………………………………………
§1. Лютеранская Реформация……………………………………………...
§2. Развитие лютеранства в странах Европы……………………………….17
Глава III. Лютеранство в России…………………………………………...21
§1. Московское царство…………………………………………………….21
§2. Российская империя…………………………………………………….24
§3. Советский и постсоветский период…………………………………….26
§4. Лютеранство в Сибири…………………………………………………29
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы и источников……………………...35
Введение
Лютеранство в начале ХХI века оказалось религиозной нишей, в наибольшей степени приемлемой для многих русских людей, ищущих Бога, но не способных найти Его ни в православии, ни в более радикальных формах протестантизма.
Возможно, не все знают, что в России - где самым распространенным христианским вероисповеданием является, конечно же, Православие - некоторые из широко распространенных в мире христианских вероисповеданий тоже имеют давнюю историю. Одно из них - традиционное для российских немцев и финнов - лютеранство. В России всегда пользовалась уважением благотворительная деятельность лютеран, их служение милосердия. Известно, что в России лютеране создавали и финансировали большое число самых разных благотворительных и просветительских учреждений и обществ: благотворительные классы, школы для бедных детей и сирот, евангелические обществава помощи бедным, учебные заведения для глухонемых и слепых, больницы и т. п.
В разное время при русских правителях отношение к лютеранам менялось - были и гонения, когда за обращение от православия грозила смертная казнь. Были времена, когда правительство поддерживало и помогало лютеранам - в свободе вероисповедания и даже в строительстве церквей.
В нравственном отношении протестанство своими идеями разрушительно действовало на монастырский аскетизм, но своим благочестием и строгостью жизнь протестанты много способствовали очищению нравов между православными, особенно возвышению таких добродетелей, как доброта и честность, человеколюбие и благотворительность, образованность и трудолюбие.
В историю немецкой общественной
мысли, Лютер вошёл и как деятель культуры —
как реформатор образования, языка,
Лютер постоянно ощущал себя в состоянии подвешенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов.
Благодаря книгопечатанию идеи протестантов стали доступны огромному количеству людей. Развивая тезис Лютера о способности каждого верно толковать слово Божие, многие стали проповедниками и основали собственные церкви, объединенные названием». Наследие Лютера — лютеранская церковь — даже не самая крупная из 7 протестантских церквей при том, что в мире насчитывается около 70 млн её последователей.
Лютеране относят себя к апостольской Христианской Церк
В России лютеранство исповедовали и исповедуют лица разных национальностей: немцы, финны, латыши, эстонцы, шведы, русские.
Лютеранские организации и союзы способствовали процессу интеграции национальных меньшинств в инонациональное большинство. Они содействовали установлению диалога между национальностями в общественной и культурной сферах. Евангелическо-Лютеранские Церкви способствовали развитию образования и просвещения населения края.
Особое внимание уделяется анализу современного состояния Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и других государствах (ЕЛЦ) и Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии, определению степени сохранности национальных традиций в разных лютеранских общинах.
Особое значение имеет изучение деятельности, выявление влияния на общественную жизнь тех церковных организаций, которым прежде не уделялось почти никакого внимания. К таким организациям и относятся Евангелическо-Лютеранская Церковь и Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии.
Цель данного исследования: в анализе актуальных проблем взаимоотношений лютеранства с российским обществом;
В соответствии с целью исследования в реферате поставлены следующие задачи:
1. Определить логику в
эволюции лютеранства и пути
ее трансформации в
2. Рассмотреть характер отношения власти и общества к лютеранству в регионе.
Глава I. Мартин Лютер
§1. Биография
Лютер Мартин (1483–1546), немецкий религиозный деятель, зачинатель движения Реформации. Родился 10 ноября 1483 в городе Эйслебен в Тюрингии. Его отец, Ганс Лютер, выходец из крестьян, был рудокопом, а впоследствии обзавелся шестью литейными мастерскими. Мать Лютера, Маргарита, также происходила из крестьянского сословия. После рождения Мартина семья переехала в горный городок Мансфельд, где отец стал зажиточным бюргером. Мартина воспитывали в строгости, образование он получил в церковных школах, где царили суровые нравы.
В 1497 году четырнадцатилетнего Мартина родители отдали во францисканскую школу города Марбург. В эти времена Лютер с друзьями зарабатывали на хлеб пением песен под окнами набожных обывателей. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте. Дело в том, что в те времена все бюргеры стремились дать своим сыновьям юридическое высшее образование. Но ему предшествовало прохождение так называемого курса «свободных искусств». В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и приступил к изучению юриспруденции. Тогда же, против воли отца, он поступил в Августинский монастырь в Эрфурте.
Существует несколько точек зрения, объясняющих такое неожиданное решение. Первая — угнетенное состояние вследствие «сознания своей греховности». Вторая гласит о том, что однажды Лютер попал в сильную грозу, и был настолько напуган, что дал обет монашества. Третья говорит о чрезвычайной строгости родительского воспитания, которую Лютер не смог пережить. На самом деле причину надо искать в окружении Лютера и в бытовавшем тогда в бюргерской среде колебании умов. На решение повлияло и знакомство со многими участниками кружка гуманистов. Лютер позже описывал свою монашескую жизнь как очень сложную, но, тем не менее, он был примерным монахом и с огромной тщательностью выполнял все свои задания. Лютера давно мучил вопрос об участи человека в мире. Его эпоха была эпохой настоящего культа смерти, зародившегося столетием ранее после эпидемий «черной смерти» – чумы, но наибольший страх ему внушала даже не смерть, а последующий суд и угроза вечного проклятия.
В сентябре 1506 Лютер принес последние обеты, а в мае 1507 стал священником. В следующем году он был переведен в Виттенбергский университет, где преподавал логику и физику, а в 1510 был отправлен с поручением в Рим. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые столкнулся и увидел воочию развращённость римско-католического клира. В 1512 Виттенбергский университет присвоил ему степень доктора теологии. Он быстро выдвинулся на преподавательском поприще и регулярно проповедовал в приходской церкви. Однако прежние страхи продолжали его преследовать. Первоначально он надеялся заслужить рай суровым образом жизни, однако вскоре пришел к убеждению, что не в силах человека совершить нечто настолько благое, что позволило бы ему по праву претендовать на милость Бога. Тщательно изучив церковную систему покаяния, Лютер удостоверился, что грехи, которые он не в состоянии был одолеть и искоренить, все же могут быть прощены. Он обнаружил, что не способен даже исповедать все свои грехи: некоторые из них ускользают из памяти, а другие совершаются вообще бессознательно, так что человек не видит своей греховности, пока Бог - Судия не укажет на них перстом. Мистический путь, состоящий в отказе от всякой борьбы и уповании на чудо и милость Бога, не представлялся ему удовлетворительным решением, так как для Лютера Бог был «огнем поядающим».
Решение проблемы пришло к Лютеру не в результате внезапного озарения, но в результате чтения Святого Писания, которое ему пришлось изучать особенно пристально, когда он был назначен на кафедру библейской экзегезы в Виттенбергском университете. Подготовив и прочитав в период с 1513 по 1516 курсы лекций, посвященных изъяснению Псалмов и посланий апостола Павла к Римлянам и Галатам, Лютер пришел к убеждению, что спасение человека зависит исключительно от Божьей благодати, которая стала доступной только благодаря жертвенной смерти Христа. Христос – это, в первую очередь, не грозный Судия, осуждающий грешников, а Искупитель, принявший крестную смерть. Для спасения человеку необходимо только уверовать и принимать все то, что сделал ради него Бог, хотя его собственная греховность никогда не может быть вполне преодолена. Это убеждение и легло в основание богословской системы Лютера, центром которой стало учение об оправдании верой.
С официальной церковной доктриной Лютер расходился в одном пункте: он решительно отвергал самую возможность для человека предпринять что - либо, что приближало бы его к спасению. Церковь учила, что через благодать Бог наделяет человека способностью исполнить его заповеди. Человек свободен отвергнуть эту благодать, но если он принимает ее и совершает благие дела, то это вменяется ему в заслугу. Лютер же утверждал, что, когда благие дела совершаются с оглядкой на будущее воздаяние, это уже не заслуга, а грех, достойный проклятия.
18 октября 1517 года папа
Лев Х выпускает буллу об
отпущении грехов и продаже
индульгенций в целях «
Папу Римского поддерживает император Карл, и Лютер ищет спасения у Фридриха Саксонского в замке Вартбург (1520—1521). Там ему якобы является дьявол, но Лютер приступает к переводу Библии на немецкий язык. Редактировать этот перевод ему помогал профессор теологии Университета Виттенберга Каспар Круцигер.
Во время Крестьянской войны 1524—1526 годов Лютер выступил с резкой критикой бунтовщиков, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом.
В созидательном плане Лютер приступил к осуществлению церковных преобразований. Его переводы Святого Писания стали его главным орудием. В сентябре 1522 был издан немецкий Новый Завет, а в 1534 – вся Библия. Кроме того, Лютер сочинял церковные гимны и мелодии к ним. Особенно знаменит гимн Твердыня крепкая наш Бог, основанный на 47 псалме, для которого Лютер написал и слова, и музыку. В качестве пособий для религиозного воспитания Лютер составил два катехизиса – один для взрослых, другой – для детей. В помощь проповедникам он издал том проповедей, внес изменения в литургию, сначала – латинскую, а затем – на немецком языке. Из - под его пера выходило множество сочинений, большую часть из которых составляли библейские комментарии, особенно на Ветхий Завет. Он проповедовал по воскресеньям, а часто и по другим дням недели, предстоял во время домашнего богослужения многочисленным домочадцам – детям, работникам и студентам. Почти каждое его слово, сказанное за обеденным столом или в классной комнате, записывалось прилежными писцами. Некоторые его «разговоры» было бы лучше предать забвению, а иные лекции невыразимо скучны, хотя и в них иногда вспыхивает истинный огонь.
Лютер совершил еще один решительный поступок, который, хотя он и относился к его личной жизни, должен был оказать глубокое влияние на немецкую культуру и весь протестантский мир. Речь идет о женитьбе Лютера. В самом этом поступке не было ровным счетом ничего романтического. Под впечатлением от учения реформатора община монахинь покинула монастырь и прибыла в Виттенберг. На Лютера легла обязанность подыскать им жилье, мужей и вообще позаботиться об их положении. Одна из них, Катарина фон Бора, все же оказалась не пристроенной. Лютер некогда заявлял, что сам ни за что не женится, однако в создавшейся ситуации он счел наилучшим выходом взять ее себе в жены и 27 июня 1525 они обвенчались. Лютер признавался, что не был пылко влюблен, но питал к жене уважение. Впоследствии он очень к ней привязался. Лютер и Катарина стали образцом немецкой семьи – патриархальной, чуждой романтизму и сентиментальности, но исполненной любви и взаимной нежности. У них было шестеро собственных детей; кроме того, Лютер и Катарина воспитали еще одиннадцать осиротевших племянников и племянниц.