Формирование и развитие лютеранства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 09:13, реферат

Описание работы

Цель данного исследования: в анализе актуальных проблем взаимоотношений лютеранства с российским обществом;
В соответствии с целью исследования в реферате поставлены следующие задачи:
1. Определить логику в эволюции лютеранства и пути ее трансформации в современных условиях.
2. Рассмотреть характер отношения власти и общества к лютеранству в регионе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Мартин Лютер………………………………………………………5
§1. Биография………………………………………………………………...5
§2. Реформаторская деятельность………………………………………….8
Глава II. Лютеранство………………………………………………………15
§1. Лютеранская Реформация……………………………………………...15
§2. Развитие лютеранства в странах Европы……………………………….17
Глава III. Лютеранство в России…………………………………………...21
§1. Московское царство…………………………………………………….21
§2. Российская империя…………………………………………………….24
§3. Советский и постсоветский период…………………………………….26
§4. Лютеранство в Сибири…………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы и источников

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 91.81 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Мартин Лютер………………………………………………………5

§1. Биография………………………………………………………………...5

§2. Реформаторская деятельность………………………………………….8

Глава II. Лютеранство………………………………………………………15

§1. Лютеранская Реформация……………………………………………...15

§2. Развитие лютеранства в странах Европы……………………………….17

Глава III. Лютеранство в России…………………………………………...21

§1. Московское царство…………………………………………………….21

§2. Российская империя…………………………………………………….24

§3.  Советский и постсоветский период…………………………………….26

§4. Лютеранство в Сибири…………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………..33

Список использованной литературы и источников……………………...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Лютеранство в начале ХХI века оказалось религиозной нишей, в наибольшей степени приемлемой для многих русских людей, ищущих Бога, но не способных найти Его ни в православии, ни в более радикальных формах протестантизма.

Возможно, не все знают, что в России - где самым распространенным христианским вероисповеданием является, конечно же, Православие - некоторые из широко распространенных в мире христианских вероисповеданий тоже имеют давнюю историю. Одно из них - традиционное для российских немцев и финнов - лютеранство. В России всегда пользовалась уважением благотворительная деятельность лютеран, их служение милосердия. Известно, что в России лютеране создавали и финансировали большое число самых разных благотворительных и просветительских учреждений и обществ: благотворительные классы, школы для бедных детей и сирот, евангелические обществава помощи бедным, учебные заведения для глухонемых и слепых, больницы и т. п.

В разное время при русских правителях отношение к лютеранам менялось - были и гонения, когда за обращение от православия грозила смертная казнь. Были времена, когда правительство поддерживало и помогало лютеранам - в свободе вероисповедания и даже в строительстве церквей.

В нравственном отношении протестанство своими идеями разрушительно действовало на монастырский аскетизм, но своим благочестием и строгостью жизнь протестанты много способствовали очищению нравов между православными, особенно возвышению таких добродетелей, как доброта и честность, человеколюбие и благотворительность, образованность и трудолюбие.

В историю немецкой общественной мысли, Лютер вошёл и как деятель культуры — как реформатор образования, языка, музыки. Ма́ртин Лю́тер — христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма. В 2003 году по результатам опросов общественного мнения Лютер стал вторым великим немцем в истории Германии. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с «папистами» стремился использовать народную культуру и многое сделал для её развития.

Лютер постоянно ощущал себя в состоянии подвешенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов.

Благодаря книгопечатанию идеи протестантов стали доступны огромному количеству людей. Развивая тезис Лютера о способности каждого верно толковать слово Божие, многие стали проповедниками и основали собственные церкви, объединенные названием». Наследие Лютера — лютеранская церковь — даже не самая крупная из 7 протестантских церквей при том, что в мире насчитывается около 70 млн её последователей.

Лютеране относят себя к апостольской Христианской Церкви, основные догматы которой изложены в трех Экуменических или Кафолических Символах веры. Главное положение этого учения: существует один истинный Бог в трёх Ипостасях — Отец, Сын, и Святой Дух.

В России лютеранство исповедовали и исповедуют лица разных национальностей: немцы, финны, латыши, эстонцы, шведы, русские.

Лютеранские организации и союзы способствовали процессу интеграции национальных меньшинств в инонациональное большинство. Они содействовали установлению диалога между национальностями в общественной и культурной сферах. Евангелическо-Лютеранские Церкви способствовали развитию образования и просвещения населения края.

Особое внимание уделяется анализу современного состояния Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и других государствах (ЕЛЦ) и Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии, определению степени сохранности национальных традиций в разных лютеранских общинах.

Особое значение имеет изучение деятельности, выявление влияния на общественную жизнь тех церковных организаций, которым прежде не уделялось почти никакого внимания. К таким организациям и относятся Евангелическо-Лютеранская Церковь и Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии.

Цель данного исследования: в анализе актуальных проблем взаимоотношений лютеранства с российским обществом;

В соответствии с целью исследования в реферате поставлены следующие задачи:

1. Определить логику в  эволюции лютеранства и пути  ее трансформации в современных  условиях.

2. Рассмотреть характер  отношения власти и общества  к лютеранству в регионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Мартин Лютер

§1. Биография

 

Лютер Мартин (1483–1546), немецкий религиозный деятель, зачинатель движения Реформации. Родился 10 ноября 1483 в городе Эйслебен в Тюрингии. Его отец, Ганс Лютер, выходец из крестьян, был рудокопом, а впоследствии обзавелся шестью литейными мастерскими. Мать Лютера, Маргарита, также происходила из крестьянского сословия. После рождения Мартина семья переехала в горный городок Мансфельд, где отец стал зажиточным бюргером. Мартина воспитывали в строгости, образование он получил в церковных школах, где царили суровые нравы.

В 1497 году четырнадцатилетнего Мартина родители отдали во францисканскую школу города Марбург. В эти времена Лютер с друзьями зарабатывали на хлеб пением песен под окнами набожных обывателей. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте. Дело в том, что в те времена все бюргеры стремились дать своим сыновьям юридическое высшее образование. Но ему предшествовало прохождение так называемого курса «свободных искусств». В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и приступил к изучению юриспруденции. Тогда же, против воли отца, он поступил в Августинский монастырь в Эрфурте.

Существует несколько точек зрения, объясняющих такое неожиданное решение. Первая — угнетенное состояние вследствие «сознания своей греховности». Вторая гласит о том, что однажды Лютер попал в сильную грозу, и был настолько напуган, что дал обет монашества. Третья говорит о чрезвычайной строгости родительского воспитания, которую Лютер не смог пережить. На самом деле причину надо искать в окружении Лютера и в бытовавшем тогда в бюргерской среде колебании умов. На решение повлияло и знакомство со многими участниками кружка гуманистов. Лютер позже описывал свою монашескую жизнь как очень сложную, но, тем не менее, он был примерным монахом и с огромной тщательностью выполнял все свои задания. Лютера давно мучил вопрос об участи человека в мире. Его эпоха была эпохой настоящего культа смерти, зародившегося столетием ранее после эпидемий «черной смерти» – чумы, но наибольший страх ему внушала даже не смерть, а последующий суд и угроза вечного проклятия.

В сентябре 1506 Лютер принес последние обеты, а в мае 1507 стал священником. В следующем году он был переведен в Виттенбергский университет, где преподавал логику и физику, а в 1510 был отправлен с поручением в Рим. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые столкнулся и увидел воочию развращённость римско-католического клира. В 1512 Виттенбергский университет присвоил ему степень доктора теологии. Он быстро выдвинулся на преподавательском поприще и регулярно проповедовал в приходской церкви. Однако прежние страхи продолжали его преследовать. Первоначально он надеялся заслужить рай суровым образом жизни, однако вскоре пришел к убеждению, что не в силах человека совершить нечто настолько благое, что позволило бы ему по праву претендовать на милость Бога. Тщательно изучив церковную систему покаяния, Лютер удостоверился, что грехи, которые он не в состоянии был одолеть и искоренить, все же могут быть прощены. Он обнаружил, что не способен даже исповедать все свои грехи: некоторые из них ускользают из памяти, а другие совершаются вообще бессознательно, так что человек не видит своей греховности, пока Бог - Судия не укажет на них перстом. Мистический путь, состоящий в отказе от всякой борьбы и уповании на чудо и милость Бога, не представлялся ему удовлетворительным решением, так как для Лютера Бог был «огнем поядающим».

Решение проблемы пришло к Лютеру не в результате внезапного озарения, но в результате чтения Святого Писания, которое ему пришлось изучать особенно пристально, когда он был назначен на кафедру библейской экзегезы в Виттенбергском университете. Подготовив и прочитав в период с 1513 по 1516 курсы лекций, посвященных изъяснению Псалмов и посланий апостола Павла к Римлянам и Галатам, Лютер пришел к убеждению, что спасение человека зависит исключительно от Божьей благодати, которая стала доступной только благодаря жертвенной смерти Христа. Христос – это, в первую очередь, не грозный Судия, осуждающий грешников, а Искупитель, принявший крестную смерть. Для спасения человеку необходимо только уверовать и принимать все то, что сделал ради него Бог, хотя его собственная греховность никогда не может быть вполне преодолена. Это убеждение и легло в основание богословской системы Лютера, центром которой стало учение об оправдании верой.

С официальной церковной доктриной Лютер расходился в одном пункте: он решительно отвергал самую возможность для человека предпринять что - либо, что приближало бы его к спасению. Церковь учила, что через благодать Бог наделяет человека способностью исполнить его заповеди. Человек свободен отвергнуть эту благодать, но если он принимает ее и совершает благие дела, то это вменяется ему в заслугу. Лютер же утверждал, что, когда благие дела совершаются с оглядкой на будущее воздаяние, это уже не заслуга, а грех, достойный проклятия.

18 октября 1517 года папа  Лев Х выпускает буллу об  отпущении грехов и продаже  индульгенций в целях «Оказания  содействия построению храма  св. Петра и спасения душ христианского  мира». Лютер взрывается критикой  роли церкви в спасении, которая  выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах. Тезисы были также отправлены  епископу Бранденбургскому и  архиепископу Майнцскому. Стоит добавить, что выступления против папства были и раньше. Однако они носили другой характер. Возглавленные гуманистами выступления против индульгенции рассматривали проблему с точки зрения человечности. Лютер же критиковал догмы, то есть христианский аспект учения. Слух о тезисах Лютера распространяется молниеносно, и Лютера вызывают в 1519 году на суд и, смягчившись, на Лейпцигский диспут, куда он является, несмотря на судьбу Яна Гуса, и в диспуте выражает сомнение в праведности и непогрешимости католического папства. Тогда Папа Римский Лев X предает Лютера анафеме; в 1520 году буллу проклятия составил Пиетро из дома Аккольти (в 2008 году было объявлено, что католическая церковь планирует его «реабилитировать»). Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу «Exsurge Domine» об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Папу Римского поддерживает император Карл, и Лютер ищет спасения у Фридриха Саксонского в замке Вартбург (1520—1521). Там ему якобы является дьявол, но Лютер приступает к переводу Библии на немецкий язык. Редактировать этот перевод ему помогал профессор теологии Университета Виттенберга Каспар Круцигер.

Во время Крестьянской войны 1524—1526 годов Лютер выступил с резкой критикой бунтовщиков, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом.

В созидательном плане Лютер приступил к осуществлению церковных преобразований. Его переводы Святого Писания стали его главным орудием. В сентябре 1522 был издан немецкий Новый Завет, а в 1534 – вся Библия. Кроме того, Лютер сочинял церковные гимны и мелодии к ним. Особенно знаменит гимн Твердыня крепкая наш Бог, основанный на 47 псалме, для которого Лютер написал и слова, и музыку. В качестве пособий для религиозного воспитания Лютер составил два катехизиса – один для взрослых, другой – для детей. В помощь проповедникам он издал том проповедей, внес изменения в литургию, сначала – латинскую, а затем – на немецком языке. Из - под его пера выходило множество сочинений, большую часть из которых составляли библейские комментарии, особенно на Ветхий Завет. Он проповедовал по воскресеньям, а часто и по другим дням недели, предстоял во время домашнего богослужения многочисленным домочадцам – детям, работникам и студентам. Почти каждое его слово, сказанное за обеденным столом или в классной комнате, записывалось прилежными писцами. Некоторые его «разговоры» было бы лучше предать забвению, а иные лекции невыразимо скучны, хотя и в них иногда вспыхивает истинный огонь.

Лютер совершил еще один решительный поступок, который, хотя он и относился к его личной жизни, должен был оказать глубокое влияние на немецкую культуру и весь протестантский мир. Речь идет о женитьбе Лютера. В самом этом поступке не было ровным счетом ничего романтического. Под впечатлением от учения реформатора община монахинь покинула монастырь и прибыла в Виттенберг. На Лютера легла обязанность подыскать им жилье, мужей и вообще позаботиться об их положении. Одна из них, Катарина фон Бора, все же оказалась не пристроенной. Лютер некогда заявлял, что сам ни за что не женится, однако в создавшейся ситуации он счел наилучшим выходом взять ее себе в жены и 27 июня 1525 они обвенчались. Лютер признавался, что не был пылко влюблен, но питал к жене уважение. Впоследствии он очень к ней привязался. Лютер и Катарина стали образцом немецкой семьи – патриархальной, чуждой романтизму и сентиментальности, но исполненной любви и взаимной нежности. У них было шестеро собственных детей; кроме того, Лютер и Катарина воспитали еще одиннадцать осиротевших племянников и племянниц.

Информация о работе Формирование и развитие лютеранства