Формирование и развитие лютеранства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 09:13, реферат

Описание работы

Цель данного исследования: в анализе актуальных проблем взаимоотношений лютеранства с российским обществом;
В соответствии с целью исследования в реферате поставлены следующие задачи:
1. Определить логику в эволюции лютеранства и пути ее трансформации в современных условиях.
2. Рассмотреть характер отношения власти и общества к лютеранству в регионе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Мартин Лютер………………………………………………………5
§1. Биография………………………………………………………………...5
§2. Реформаторская деятельность………………………………………….8
Глава II. Лютеранство………………………………………………………15
§1. Лютеранская Реформация……………………………………………...15
§2. Развитие лютеранства в странах Европы……………………………….17
Глава III. Лютеранство в России…………………………………………...21
§1. Московское царство…………………………………………………….21
§2. Российская империя…………………………………………………….24
§3. Советский и постсоветский период…………………………………….26
§4. Лютеранство в Сибири…………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы и источников

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 91.81 Кб (Скачать файл)

В период Смуты положение лютеранской общины нельзя назвать устойчивым: если Лжедмитрий I не чинил «иноверцам» никаких препятствий, то Лжедмитрий II едва не истребил их всех. Лютеран обвиняют в непочтительном отношении к русским святыням: якобы они сидят и спят на иконах, строят возле церквей корчмы и «всякое осквернение от немцев русским бывает». В царствование Михаила Федоровича положение выправляется, и лютеране даже получают «данную» на строительство нового храма, который в благодарность называют Михайловским. 

В середине XVII века в Москве уже было более тысячи семей лютеран и реформаторов. Были лютеране, как уже говорилось и в других городах России. Правительство взяло за правило приглашать специалистов и ученых людей не из католиков, но из лютеран, видимо из-за тридцатилетней войны в Европе и в связи с теологическими разногласиями. Связано это было так же с тем, что царь предпочитал приглашать в страну для «государственных нужд» протестантов, а не католиков.

В XVII веке открывается новый канал распространения лютеранства в Россию — через Ингерманландию. В 1611 зафиксирован евангелический приход в Лемболово. В 1641 году уже существовала лютеранская епархия скандинавской традиции с центром в Нарве.

Протестанты никогда не скрывали своих убеждений и стремились проповедовать свою веру. Летописцы отмечают, что среди них было много образованных и умных проповедников. Лютеранские убеждения находили живой отклик у православной паствы, ибо, как и Русская Церковь, содержали резкую критику католичества.

Когда лютеранам ограничивали свободу в Москве - они расселялись в провинции. Примечательно, что вместе с протестантизмом в Россию приходили науки, искусства, ремесла всяческие и образование. Создавались учебные заведения, гимназии, школы. Во многих крупных городах знатные немцы и шведы имели большие дома и уважение среди горожан. Общины были богаты и пасторы имели хорошее содержание. К концу 17-го века в Москве было уже не менее 20 тысяч протестантов. А по всей России - около 30-ти тысяч. Любопытно, что среди лютеран были не только проповедники умны и образованны, но и простые миряне было сведущи в своем богословии. Отчасти, успеху лютеранства способствовало негативное отношение православных к католицизму, который не признавал лютеранскую церковь. Протестантская критика против католицизма была во многом близка и православным. Но протестанты открыто критиковали и недостатки православной церкви.

Впрочем, цари также стремились ограничить влияние лютеран, для чего царь Алексей Михайлович повелел всем протестантам, которые не согласны перейти в православие, жить только на Кукуе. Так же Алексеей Михайлович в своем «Уложении» ввел смертную казнь за совращение из православия. Лютеране также получили право строиться в Новгороде, Пскове, Переславле и Белгороде, где им позволялось отправлять свою службу по домам, храмы же строить запрещалось. Тем не менее известно, что в это время нашелся русский, который не только перешел в протестантство, но и стал пастором. Это Никифор Григорьев, отправленный вместе с еще семнадцатью молодыми людьми учиться в Англию. На родину, где его ожидала смертная казнь, он больше не вернулся. Всего же в 1673 г. немцев в России жило не менее 18 тысяч. А при правлении царевны Софьи к ним прибавились еще и гугеноты, бежавшие из Франции.

Лютеранство настолько сильно влияло на умы ищущих людей, что им оказывались «заражены» писания и людей православных. Так, например, в 1627 г. властям пришлось запретить «Катехизис», изданный тиражом в несколько тысяч экземпляров, поскольку в нем усмотрели влияние протестантской пропаганды. Вообще XVII век становится веком активной полемики лютеранских и православных авторов. Сохранилась обильная переписка пастора Фильгобера с протопопом Иваном Наседкой, в которой идет речь об отличии православного богословия от «злоименные Лютеры».

 

§2. Российская империя

 

Новый этап в развитии лютеранства наступает в России с воцарением Петра  I. С его именем историки связывают наплыв иностранцев и европейских идей. К концу XVII века в стране насчитывается около 30 тыс. протестантов. Если в эпоху Московского царства лютеранство было религией иностранцев, то Северная война приводит к тому, что лютеранство становится религией коренных жителей России (Ингрия, Лифляндии и Эстляндии). Тем временем лютеранство развивалось в России, особенно на северо-западной окраине. Там в некоторых местах даже прекратили существование православные иерархии, например карельская епархия. К этому моменту уже насчитывалось 13 лютеранских приходов. Протестантскими учреждениями заведовала коллегия иностранных дел. Коллегия проводила регистрацию всех кирх с их пасторами.

Многие историки свидетельствуют, что во времена смут и расколов в России обретали новую популярность различные протестантские идеи, которые привели к образованию не православных общин и всяческих сект. Сетуя на успехи протестантизма, историки не могут не отметить и положительное воздействие в сфере образования, в науках и в искусстве. Да и само богословие, особенно при Петре училось у Запада через протестантские Университеты, в диспутах и по книгам. Особое значение оказали нравственные учения протестантов - и на жизнь общества вообще и в практической повседневности обычных людей.

Приглашая в Россию иностранных ученых, инженеров, военных, он невольно расширял географию российского лютеранства. По его приказу иностранные мастера строят заводы в Олонце и Петрозаводске. Нужно также отметить, что царь отправлял русских юношей учиться в западные университеты, где они не могли не познакомиться с протестантизмом.

Историки иногда говорят, что Петр I ни кого в такой мере не чтил, как великого германского реформатора Лютера. Кроме того, Петр I c явной симпатией относился к лютеранам и к самой реформе Лютера, так что лютеранство приобретает привилегированное положение второго государственного исповедания. Отношение государя к протестантизму было конечно делом его личного доброжелательства и любознательности. Он не только приглашал «мастеров», но и окружил себя лютеранскими придворными, женился на лифляндской лютеранке Марте Скавронской и реформировал Русскую церковь на лютеранский манер. В 1721 царь разрешил лютеранам свободно исповедовать свою веру, впрочем, памятуя о Смутном времени, он запретил лютеранскую пропаганду. В случае смешанных браков (протестантов с православными) дети супружеских пар должны были быть крещены в Православной Церкви.  Даже в самой Православной Церкви некоторые иерархи не избежали воздействия лютеранства. Наиболее известен архиепископ Феофан Прокопович - ближайший помощник Петра I в делах духовного управления.

Петр I упразднил пост патриарха и стал официальным главой церкви. В период с 1730 по 1804 год управление лютеранскими приходами осуществлялось Священным Синодом православной церкви.

В нравственном отношении протестанство своими идеями разрушительно действовало на монастырский аскетизм, но своим благочестием и строгостью жизнь протестанты много способствовали очищению нравов между православными, особенно возвышению таких добродетелей, как доброта и честность, человеколюбие и благотворительность, образованность и трудолюбие.

После смерти Петра I, в правление Анны Иоанновны, лютеранство оказалось скомпрометировано, так как делами в государстве стали управлять немцы-протестанты. Весь XVIII век Россией правили лютерански воспитанные люди Марта Скавронская (под именем Екатерины I), затем при Анне Иоановне фактическим правителем был балтийский немец Эрнст Бирон. После Бирона царствовала дочь Марты Скавронской Елизавета, затем северогерманский принц Карл Петер Ульрих и, наконец, немецкая принцесса Софья. Последняя широко привлекала немецких крестьян для освоения Поволжья. Однако при Елизавете они уже «не смели не уважать православия». Благодаря расчетливой политике новой русской императрицы многие прибалтийские дворяне обращаются в православие. В конце XVIII века только в одном Петербурге насчитывалось более 20 тыс. лютеран.

В 1819 году учреждена Генеральная Консистория для координации тогда уже более 400 приходов. Этот порядок существовал до 1924 года, когда произошло разделение церкви на Немецкую ЕЛЦ и ЕЛЦ Ингрии, а также на отдельные русские, эстонские, латышские и другие приходы.

В начале XIX века император Александр I предпринял попытку реорганизации лютеранских приходов в России, в том числе была сделана попытка создать российский лютеранский епископат, имеющий апостольскую преемственность от Церкви Швеции. Первым российским лютеранским епископом стал Закариас Сигнеус.

В 1832 русский царь Николай I официально становится суперинтендентом лютеранской церкви на территории России. Он рассматривал и утверждал не только общие организационные вопросы, но и такие проблемы, как внесение изменений в порядок богослужения, снятие сана с пастора и даже вопросы веры.

География российского лютеранства продолжала расширяться. Последователи Лютера расселились от Украины и Ташкента до Владивостока и Мурманска. В 1832 г. Лютеранская Церковь получила официальное признание государства. Спустя семьдесят лет (по данным статистики за 1904 г.) Евангелически-Лютеранская Церковь Российской империи имела 287 храмов и окормляла более миллиона человек. При этом Церковь жестко контролировалась государством. Тем не менее, лютеранская миссия среди православных была запрещена.

Государь Император считался епископом Лютеранской Церкви, т.е. высшим блюстителем порядка и дисциплины. Он рассматривал и утверждал не только общие организационные вопросы, но и такие проблемы, как внесение изменений в порядок богослужения, снятие сана с пастора и даже вопросы веры. Смертная казнь за переход из православия в другую веру была отменена только в 1905 г. Поэтому неудивительно, что Лютеранская Церковь в России оставалась моноэтнической и подразделялась на немецкую, финскую, шведскую и эстонскую общины.

 

§3.  Советский и постсоветский период

 

Приход к власти большевиков нарушил спокойное существование лютеран в России. Церковь разделилась. Одни пасторы не приняли Советскую власть, активно участвовали в борьбе с ней и были уничтожены. Другие эмигрировали или были высланы (этому способствовало отделение Финляндии и Прибалтики). О том, насколько изменилось численное соотношение, свидетельствует такой факт. В 1917 г. в финских приходах, расположенных в Петербурге и около него, было 28 пасторов. К 1920-му их осталось только четыре.

Во времена НЭПа по отношению к Лютеранской церкви не проводилось никаких силовых мер, но её деятельность жёстко контролировалась. Самой большой проблемой в этот период была нехватка священнослужителей. О том, насколько изменилось численное соотношение, свидетельствует такой факт. В 1917 г. в финских приходах, расположенных в Петербурге и около него, было 28 пасторов. К 1920-му их осталось только четыре. 1926—1928 остались в истории русского лютеранства как период репрессий, когда многие священнослужители были арестованы и либо расстреляны, либо умерли в лагерях. Последствия репрессий: в 1927 в СССР было 114 лютеранских пасторов, в 1934 — 45, в 1936 — 8, а к концу 1937 — ни одного.

Со священников государство переключилось на целые народы. Первыми пострадали финны, жившие к северу от Ленинграда: в 1937 г. их депортировали в Среднюю Азию. В 1940-1941 и 1944-1945 гг. в Сибирь были отправлены латыши и эстонцы (в большинстве своем лютеране). В августе 1941 г. насильственному выселению в Сибирь и Казахстан подверглись немцы. Это не были собственно религиозные преследования, но в результате этих репрессий лютеранские общины в большинстве своем распались. Пасторы были расстреляны, их паства рассеяна. 

Собственно, с Лютеранской Церковью в России было покончено уже к 1938 году. Выжившие лютеране ушли в подполье. Они собирались на кладбищах и по домам под видом семейных торжеств. Чаще всего проповедовали миряне, но было и несколько пасторов, которым удалось пережить тюрьмы и ссылки (как, например, Пааво Хайми и Юхани Вассели). Однако всё это происходило нелегально, основная масса верующих была лишена главного — участия в таинстве Святого Причастия.

Однако присоединение к СССР преимущественно лютеранских Латвии и Эстонии привела к частичному возрождению лютеранства в СССР. Так в конце 1940-х официально были зарегистрированы латвийская и эстонская (1949) лютеранские церкви.

Некоторые изменения начали происходить в 1957, когда была зарегистрирована первая лютеранская община в Казахстане (г. Акмолинск).

В 1970 петрозаводские финны получили разрешение зарегистрировать свой приход под эгидой ЭЕЛЦ. Следующий был открыт только в 1977 в Пушкине, который на протяжении многих лет был духовным центром. Массово лютеранские приходы начали регистрироваться в период Перестройки. К лету 1991 только в Ленинградской области их было уже 18.

Помимо лютеранских церквей, существующих при посольствах иностранных государств (например, приход св. Петра Евангелическо-лютеранской церкви Латвии, объединяющий вокруг себя москвичей — потомков латышей), в современной России существуют пять отдельных лютеранских общин: немецкая (Евангелическо-Лютеранская Церковь России),американская («Согласие»), две — скандинавской традиции (Сибирская, ингерманландская Церковь Ингрии) и карельская (Карельская евангелическо-лютеранская церковь).

Некоторое время (1991—1996) существовала Единая евангелическо-лютеранская церковь России, возглавляемая Йозефом Баронасом, остатки которой на сегодняшний день существуют самостоятельно. В 1997 от Церкви Ингрии отделилась Карельская евангелическо-лютеранская церковь.

17 июня 2007 года в России была официально зарегистрирована церковь, пытающаяся претендовать на взаимосвязь с лютеранской традицией в России Евангелическо-Лютеранская церковь Аугсбургского исповедания России, ее президентом стал Владимир Пудов, Новым Епископом в 2011 г был провозглашен, но не рукоположен ни одним епископом, лишенный пасторского сана в Церкви Ингрии, Константин Андреев. Так, совместное заявление Лютеранского епископата ЕЛЦИ и ЕЛЦ говорит о том, что эта религиозная структура «не будучи частью традиционного исторического Лютеранства, не является правопреемницей Церкви Евангелическо- Лютеранского Исповедания в Российской Империи».

Сегодня на территории России существует две Лютеранские Церкви немецкой и скандинавской традиций. Первая Евангелически-Лютеранская Церковь России и других государств (так называемая ELKRAS). Она имеет несколько епархий (в европейской части России, в Сибири, в Средней Азии, Казахстане и на Украине). Главой ELKRAS является епископ Георг Кречмар, чья резиденция находится в Санкт-Петербурге. Точное количество приходов и общин ELKRAS неизвестно, но считается, что их несколько сотен. В Москве этой Церкви принадлежит приход св. Петра и Павла. Служба идет на немецком и русском языках. Вторая - Евангелически-Лютеранская Церковь Ингрии (ЕЛЦИ). Ингрией (или Ингерманландией, Ижорой) называют территорию между рекой Нарва и северо-западным побережьем Ладожского озера. Большинство приходов ЕЛЦИ (всего их 57, их членами себя считают 15 тыс. человек) находятся на территории Ленинградской области и Карелии. Главой Церкви является епископ Арри Кугаппи, чья резиденция находится также в Санкт-Петербурге. В Москве ЕЛЦИ принадлежит приход св. Троицы. Служба идет на финском и русском языках. Существуют также и небольшие лютеранские общины при отдельных посольствах в Москве, в некоторые из которых входят и наши соотечественники (например, приход св. Петра Евангелически-Лютеранской Церкви Латвии, объединяющий вокруг себя москвичей - потомков латышей). В настоящее время лютеранских общин разных направлений в России около 200. Уже около 30 лет лютеранская церковь в России находится в постоянном богословском диалоге с Русской Православной Церковью.

Информация о работе Формирование и развитие лютеранства