Государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 06:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных вопросов взаимоотношения церкви и государства как составных частей политической системы, а также анализ этих взаимодействий. В соответствии с этим мы можем поставить несколько задач:
1. Определить место государства и церкви в политической системе общества;
2. Рассмотреть особенности взаимовлияния государства и церкви;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества…………………..6
§1. Понятие и структура политической системы общества……………………............6
§2. Государство в политической системе общества: понятие, сущность, функции…………………………………………………………………………………...10
§3. Церковь, как социальное явление и общественный институт………………………………………………………………………...................15
Глава 2. Взаимодействие и взаимовлияние церкви и государства, аспекты взаимоотношений церковной и светской власти……………………………………….19
Глава 3. Положение церкви в России…………………………………………………....25
§1. Исторический аспект………………………………………………………………….25
§2. Правовое положение церкви в современной России……………………………….29
Заключение………………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсовая тгп.docx

— 96.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...........3

Глава 1. Государство и  церковь в политической системе  общества…………………..6

§1. Понятие и структура  политической системы общества……………………............6

§2. Государство в политической системе общества: понятие, сущность, функции…………………………………………………………………………………...10

§3. Церковь, как социальное явление и общественный институт………………………………………………………………………...................15 
Глава 2. Взаимодействие и взаимовлияние церкви и государства, аспекты взаимоотношений церковной и светской власти……………………………………….19

Глава 3. Положение церкви в России…………………………………………………....25

§1. Исторический аспект………………………………………………………………….25

§2. Правовое положение церкви в современной России……………………………….29

Заключение………………………………………………………………………………...36

Список использованной литературы…………………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Темой исследования своей  курсовой работы я решила выбрать  государство и церковь в политической системе общества. На протяжении многовековой истории человечества, начиная с создания первых древних государств, мы можем проследить взаимоотношения церковной и светской властей.

Отношения государства и церкви привлекали внимание многих ученых, государственных деятелей и исследователей во все времена. Например, историк русской церкви, церковный и общественный деятель Карташев А.В в своей статье говорит, «то, что церковь есть «царство не от мира сего», предопределяет ее «неслиянность» по природе с государством, как души с телом, но и какую-то «нераздельность», по аналогии с халкидонской формулой о двух природах во Христе, ибо «царство не от мира сего» все-таки живет и воплощается в мире сем.» 1Так разрешение вопроса упирается в антиномию, т. е. в противоречие. С одной стороны он считает, что государство и церковь несовместимы, но в то же время сосуществуют вместе.

Выдающийся русский философ И.А. Ильин определил соотношение государства и церкви таким образом, что по его словам Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Он считал, что государство, которое хочет присвоить себе силу и достоинство церкви, творит грех. Церковь же, которая пытается присвоить себе власть в государстве, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению.

В настоящее время на вопрос о взаимоотношениях церкви и государства отвечает нам патриарх Кирилл. В интервью он сообщает нам, что: «Русская Церковь ни с кем не сращивается, в том числе и с государством, но она несет ответственность за нравственное состояние своего народа, за поддержание духовной и материальной культуры. И в этом смысле она будет находиться в диалоге с любой властью — с тем, чтобы через сотрудничество с властью, в том числе, служить этим высоким целям, которые перед ней стоят».2

          Актуальность данной работы заключается в том, что в последнее время роль религии и церкви в жизни общества начала возрастать, увеличивается влияние церкви на общественную и политическую жизнь. В связи с этим остро встает вопрос о месте церкви в современном обществе, о взаимоотношениях церковной и государственной властей. Привычным фактом стало сотрудничество Церкви и Государственных структур. Их взаимодействие бывает необходимым при решении многих социальных проблем, в частности, нравственного и патриотического воспитания, благотворительности. Государство и церковь существовали, существуют и будут существовать, оказывая друг на друга огромное влияние, непосредственно затрагивающее человека. А пока существует это воздействие, у людей не ослабнет интерес к изучению этих двух институтов  и исследование их взаимоотношений в этой работе, я думаю, будет полезно и интересно для изучения.

Предметом данной работы являются взаимоотношения, развитие церкви и  государства на различных этапах человеческой истории. Объектом же исследования являются сами эти два института.

Целью данной работы является рассмотрение основных вопросов взаимоотношения  церкви и государства как составных  частей политической системы, а также  анализ этих взаимодействий. В соответствии с этим мы можем поставить несколько задач:

1. Определить место государства  и церкви в политической системе  общества; 
        2. Рассмотреть особенности взаимовлияния государства и церкви;

3. Привести классификацию типов государства через положение церкви в них; 
       4. Осветить историю отношений государства и церкви на протяжении многовекового истории России, оценить их современнее состояние.

Мы поставлены перед совершенно практическим и очередным жизненным  вопросом: как нам начать устраивать отношения отныне внутренне свободной  русской церкви к будущему национальному  русскому государству? 
        В связи с вышеописанным, очевидно, что вопрос взаимоотношений церкви и государства является весьма актуальным, тем более в России – стране многонациональной. Но я постараюсь охватить своим вниманием не только свою страну, и проблемы которой мне, несомненно, ближе, но и другие государства.

Ниже я постараюсь рассказать обо всем, что, по моему мнению, необходимо, чтобы наиболее полно в известном объеме раскрыть данную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государство  и церковь в политической системе  общества

       §1. Понятие и структура политической системы общества

 

Политическая система – плод современного этапа политического знания. Термин "политическая система" встречается ещё в сочинениях великиго философа Аристотеля. Однако тогда он обозначал только отдельную сторону политической жизни. В "Политике" Аристотеля написано: "... форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве".3

В современной политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, которая  охватывает все главные стороны  и элементы политической деятельности и общественных отношений.

Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Этим можно объяснить неоднозначность подходов в его анализе:

  • Если рассматривать систему в институциональном плане, то её можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.
  • В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.
  • В третьем — политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Каждый из названных подходов будет корректным при условии  конкретного указания аспекта определения  понятия

Политическая система  состоит из двух групп. К первой относятся политические организации. Ко второй – участие в выборах и политическое сознание граждан.

В политической системе можно  выделить несколько подсистем:

1. Институциональная подсистема. К ней относятся политические и неполитические организации общества: государство, политические партии, движения, общественные организации и объединения, органы местного самоуправления, сами граждане.

2. Коммуникативная. Включает в себя СМИ и взаимодействие между вышеназванными элементами. Функция данной подсистемы заключается в формировании политического сознания, в характеристике психологической и идеологической стороны политической власти и политической системы.

3. Нормативная. Это социально-политические и правовые нормы. Они регулируют политическую жизнь общества и весь процесс осуществления государственной власти. Эта подсистема регулирует отношения между элементами, входящими в политическую систему.

4. Функциональная подсистема складывается в результате взаимодействия между всеми элементами политической системы, когда речь идет о формировании и удержании политической власти.

По своей сути политическая система характеризует глубинные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и общества в целом.

Сущность политической системы  общества наиболее ярко проявляется  в её функциях. Выделяют следующие  функции политической системы:

  • Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества.
  • Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов). Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач.
  • Политическая система обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения.4
  • Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).
  • Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Политическая система, так как она является орудием осуществления власти, а также орудием выражения, защиты и реализации общих, обязательных для большинства граждан, интересов, выступает по отношению к другим системам общества доминирующим фактором.

Экономическая, социальная, культурная и другие сферы – все они опираются на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность, закрепляет данные структуры в качестве ведущих, господствующих в обществе. В этом смысле можно говорить о первенстве политики по отношению к другим системам общественного организма.

Политическая система  тем не менее зависит от общественной среды, определяется социально-экономической структурой общества, является надстройкой по отношению к ней. Обусловленность политической системы социальной средой находит свое конкретное выражение в том, что ее носителями выступают определенные большие социальные группы, классы, слои. Политическая система – это организация больших социальных групп в сфере власти и управления.5    

 Любая общественная  система – это целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает что-то новое, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет понять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам  политической системы. Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковь принимает участие в политической жизни государства. В светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации не относятся к элементам политической системы. Хотя в общественной жизни она может играть активную роль - заниматься благотворительностью, воспитанием и т.п., но церковь не может влиять на государственную политику и преследовать политических целей.

Таким образом, мы рассмотрели  политическую систему общества, ее сущность, функции и признаки. Это  позволит нам в дальнейшем охарактеризовать такие ее элементы как, государство  и церковь, а также их место  и роль в политической системе  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Государство  в политической системе общества: понятие, сущность

 

В теории государства и  права существует множество определений государства. Например, Аристотель дает определение государству, как «соединение родов, городов и деревень для общего блага. Это сосредоточение нравственных интересов граждан».6 Цицерон же определяет Государство (respublica) как дело, достояние народа (res populi). При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».7

В настоящее время существует много современных определений  государства. Например, российские мыслители: Коркунов, Трубецкой, Шершеневич определяли государство, как общественный союз в пределах определенной территории. По Л. Гумпловичу «государство - это естественно возникающая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка».

Информация о работе Государство и церковь