Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 06:40, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных вопросов взаимоотношения церкви и государства как составных частей политической системы, а также анализ этих взаимодействий. В соответствии с этим мы можем поставить несколько задач:
1. Определить место государства и церкви в политической системе общества;
2. Рассмотреть особенности взаимовлияния государства и церкви;
Введение……………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества…………………..6
§1. Понятие и структура политической системы общества……………………............6
§2. Государство в политической системе общества: понятие, сущность, функции…………………………………………………………………………………...10
§3. Церковь, как социальное явление и общественный институт………………………………………………………………………...................15
Глава 2. Взаимодействие и взаимовлияние церкви и государства, аспекты взаимоотношений церковной и светской власти……………………………………….19
Глава 3. Положение церкви в России…………………………………………………....25
§1. Исторический аспект………………………………………………………………….25
§2. Правовое положение церкви в современной России……………………………….29
Заключение………………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………………………………………………….38
Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией. Это процесс обмирщения общественной жизни. То, что раньше находилось под влиянием церкви и религиозных организаций, становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации, выражается в изменении места церкви и религиозных организаций в жизни общества и личности. Уменьшается перечень ее функций по отношению к обществу и государству. (Первоначально "секуляризация" означала акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц).
Мыслители прошлого расходились в оценке последствий секуляризации, для общества и государства. Так, немецкий социолог П.Бергер, оценивает секуляризацию, как утрату "священного" и угрозу социальному порядку и согласию. По его мнению, религия выполняла важную функцию в обществе. С точки зрения Т. Парсонса, развитие общества идет светскому пути, и религия утрачивает значение его "священного образа", превращается в одну из многих сфер социальной жизни и становится во все большей степени частным делом. Но это не означает, что церковь потеряла свое значение для индивида. Хоть она оказывает немного влияния на экономику, политику, образование, культуру. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает право самому выбирать веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, религия становится более значимой.12 И церковь, как общественный институт не потеряла своего значения.
На основе всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что в результате процесса секуляризации в современных развитых странах, коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская культура. Таким образом, прослеживая историю развития института церкви, мы видим, что со временем из политического института все больше превращается в основной социальный и общественный институт. Функции церкви, направлены на объединение социальных интересов. Она ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.
Глава 2. Взаимодействие и взаимовлияние церкви и государства, аспекты взаимоотношений.
§1. Процесс развития отношений церковной и светской власти.
История многих государств, включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время, роль церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в демократических государствах заметно увеличилась. Это объясняется существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии, как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.
Как показывает действительность, государство не способно обходиться без помощи религиозных объединений. Государство и политические партии не всегда имеют достаточного влияния на сознание и умы населения, поэтому государственная власть пытается компенсировать это с помощью церкви, которая воспитывает в своих прихожанах многие моральные и гуманные качества, необходимые государству, такие как: законопослушание, несопротивление насилию и власти, уважение к высшей власти, смирение.
На современном этапе характер государственно-церковных отношений - один из главных показателей уровня развития государства и религиозных организаций, поскольку он характеризует уровень реализации принципа свободы совести, как одного из фундаментальных принципов прав и свобод человека. В соответствии с тем, как, насколько сильно взаимодействуют церковь и государство (либо автономны друг от друга), мы можем выделить несколько видов государств, беря за критерий отношение государственной власти к религиозным институтам. На протяжении веков сложилось несколько моделей государственно-церковных отношений, которые часто переплетаются:
Выдающийся русский философ И.А. Ильин, так определил соотношение государства и церкви: "Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны, в этом смысле церковь "аполитична", задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг".13 Анализ законодательства и практики, позволяет нам выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:
Если церковь имеет статус государственной, то это предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественной жизни, а также различные привилегии для религиозных организаций, имеющие прямое отношение к государственной церкви. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви. Государственная церковь имеет ряд своих специфических признаков:
Государственных церквей в Европе осталось немного: лютеранская Церковь в Норвегии, Швеции и Дании, англиканская Церковь в Англии. В Финляндии лютеранская церковь наделена особым статусом. В конституции Греции православие признается преобладающей религией. На практике же положение церкви в этих странах мало чем отличается от ее существования в государствах, выбравших режим отделения. Таким образом, статус государственной религии, даже в смягченной современной форме, все же ставит Церковь в большую зависимость от государства.
Немного другую роль играет церковь и религия в восточных странах, странах Азии, в основном в государствах, граждане которых исповедуют ислам. Почти в 30 мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. В конституциях и других конституционных актах Марокко, Пакистана, Иордании, Бахрейна, ОАЭ и других стран закреплена концепция исламской формы правления и соответственно привилегированное положение ислама, роль которого в мусульманских государствах особенно велика. Религия регулирует все стороны жизни общества посредством правовой системы, основанной на мусульманском праве. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплению верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам. Исследователи отмечают, что ни одно из арабских государств не устанавливает светского характера государства. Даже там, где конституция не провозглашает ислам государственной религией, этот не означает отделение религии от государства, а лишь служит признанием существования кроме ислама других конфессий (Ливия, Судан).
Режим отделения церкви от государства существует во многих странах - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Это чаще всего обусловлено стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь сильным воздействием на сознание людей. Религиозные меньшинства при таком режиме пользуются религиозной свободой без дискриминации. Церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки. Но отделение, не исключает, и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах (например, социальная помощь, формирование чувства патриотизма у граждан).
Но режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство, не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства стран исходит из таких принципов, как: признание свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.
В настоящее время ряд
государств, через конституционное
провозглашение светского характера
государства стремится
Таким образом, государство
использует церковь в качестве социального
института, обеспечивающего
Подводя итог по этому пункту, мы можем отметить, что взаимоотношения церкви и государства на протяжение длительного времени, на разных этапах, в разных государствах приобретали крайне разнообразные формы. Это и теократические монархии, где государственная власть и государственная религия нераздельно слиты. В демократических же странах церковь и государство автономны друг от друга, а одним из главных прав личности является право исповедовать любую религию или быть атеистом. Т.е. начиная с древних веков и кончая нашим временем, мы можем сказать, что взаимоотношения церкви и государства менялись, эволюционировали и развивались, т.е. претерпевали значительные изменения на протяжении всей истории человечества.
Глава 3. Положение церкви в России
§1. Исторический аспект
Со времен утверждения христианства на Руси православная церковь была важнейшим и неотъемлемым элементом государственности и всей политической системы российского общества. Однако далеко не всегда государственная политика, проводимая представителями церкви, однозначно вписывалась в политику феодальной монархии. Далеко не всегда были безоблачными взаимоотношения церковной иерархии и властителей Руси. Однако российское государство и православная церковь так тесно переплетены, что невозможно изложить историю первого, не излагая историю второй.
Исходя из истории взаимоотношений государства и церкви в России, можно сказать, что на протяжении многих лет государство всегда стремилось контролировать Церковь, не только как организацию, но и внутреннее управление самой религией. Рассматривая взаимоотношение церкви и государства, мы ограничимся рамками некой конкретной конфессии, а точнее православием, так как на протяжении веско оно являлось основной государственной религией Российского государства.
Мы начнем с византийского периода. Его можно охарактеризовать как теократический, т.е. на данном этапе существовало соединение светской и церковной власти. Россия унаследовала от Византийской империи концепцию христианского монарха как олицетворения «власти от Бога». Это служило теоретическим объяснением необходимости в сообществе института монархии. Позже усиление государственной власти сопровождалось оттеснением на второй план церкви. Активное государственное вмешательство в дела церкви - одна из главных черт этого периода её истории. Согласно учению Феофана Прокоповича властитель считается высочайшим хранителем и защитником догматов церкви.