Государство и церковь.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены, во-первых, основные, самые многочисленные, религии представленные в России, а также показаны духовные ценности, которые содержит каждая из представленных религий, для понимания того, что именно несет религия в своем учении. Во-вторых, понятие, сущность и функции государства, чтобы на теоретическом уровне посмотреть, что такое государство, и, в последствии, понять, готова ли Россия на данный момент к сотрудничеству с религиями, как социально направленное государство. В третьих, будет рассмотрена история взаимодействия государства и религий, начиная с крещения Руси, чтобы увидеть к чему приводило регулирование церкви со стороны государства, и, в четвертых, посмотрим какая правовая база заложена в российское законодательство, для регулирования взаимоотношений государства с религиями.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 53.56 Кб (Скачать файл)

3)  Конституция РФ статья 19: «Закреплен принцип равенства всех перед законом и судом. Государством гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

4)  Конституция РФ статья 29: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

Конституционные нормы вложены  в Федеральные Законы, принятые по различным отраслям (трудовой кодекс, семейный кодекс, в федеральных законах  об информации, СМИ, об образовании, о  культуре, о гарантии прав ребенка, о здоровье, об избирательных правах, о государственной службе), но возьмем  один из них, в котором более подробно прописаны действия государства  и Церкви в отношении друг друга.

Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ “О свободе совести и о  религиозных объединениях” 

Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого  на свободу совести и свободу  вероисповедания, а также на равенство  перед законом независимо от отношения  к религии и убеждений; основываясь  на том, что Российская Федерация  является светским государством; признавая  особую роль православия в истории  России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть  исторического наследия народов  России; считая важным содействовать  достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы  совести и свободы вероисповедания; принимает настоящий Федеральный  закон.

Статья 4. Государство и  религиозные объединения

1. Российская Федерация  - светское государство. Никакая  религия не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной. Религиозные объединения  отделены от государства и  равны перед законом.

2. В соответствии с  конституционным принципом отделения  религиозных объединений от государства  государство: не вмешивается в  определение гражданином своего  отношения к религии и религиозной  принадлежности, в воспитание детей  родителями или лицами, их заменяющими,  в соответствии со своими убеждениями  и с учетом права ребенка  на свободу совести и свободу  вероисповедания; не возлагает  на религиозные объединения выполнение  функций органов государственной  власти, других государственных  органов, государственных учреждений  и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность  религиозных объединений, если  она не противоречит настоящему  Федеральному закону; обеспечивает  светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях.

3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

4. Деятельность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления не сопровождается  публичными религиозными обрядами  и церемониями. Должностные лица  органов государственной власти, других государственных органов  и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение: создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям; не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

6. Отделение религиозных  объединений от государства не  влечет за собой ограничений  прав членов указанных объединений  участвовать наравне с другими  гражданами в управлении делами  государства, выборах в органы  государственной власти и в  органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других  общественных объединений.

7. По просьбам религиозных  организаций соответствующие органы  государственной власти в Российской  Федерации вправе объявлять религиозные  праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Статья 6. Религиозные объединения

1. Религиозным объединением  в Российской Федерации признается  добровольное объединение граждан  Российской Федерации, иных лиц,  постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

2. Религиозные объединения  могут создаваться в форме  религиозных групп и религиозных  организаций.

3. Создание религиозных  объединений в органах государственной  власти, других государственных  органах, государственных учреждениях  и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных  и муниципальных организациях  запрещается.

4. Запрещаются создание  и деятельность религиозных объединений,  цели и действия которых противоречат  закону.

Из данного закона следует, что в российском законодательстве имеются все нормы, которые гарантируют  невмешательство государства в  канонические дела церкви, но и невмешательство  церкви в дела государства, но при  этом государство готово помогать Церкви и в экономической области, реставрационной, образовательной. Это можно по-разному  охарактеризовать, но в современном  обществе, в светском государстве  – это одна из наилучших форм взаимодействия.

Одновременно российским законодательством установлена  ответственность за нарушение принципов  равенства всех перед законом, за совершение правонарушений по религиозным  мотивам:

Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти  или вражды как обстоятельство, отягчающее ответственность.

Уголовному и административному  преследованию, подлежат:

- дискриминация, то есть  нарушение прав, свобод и законных  интересов человека и гражданина  в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения,  имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям  или каким-либо социальным группам  (статья 136 УК РФ);

- воспрепятствование осуществлению  права на свободу совести и  вероисповеданий (статья 148 УК РФ);

- действия, направленные  на возбуждение ненависти либо  вражды, а также на унижение  достоинства человека либо группы  лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения  к религии, а равно принадлежности  к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с  использованием средств массовой  информации (статья 282 УК РФ);

- геноцид, т.е. действия, направленные на полное или  частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной  группы как таковой путем убийства  членов этой группы, причинения  тяжкого вреда их здоровью, насильственного  воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей,  насильственного переселения либо  иного создания жизненных условий,  рассчитанных на физическое уничтожение  членов этой группы (статья 357 УК  РФ).

- Ответственность за нарушение  законодательства о свободе совести,  свободе вероисповедания и о  религиозных объединениях установлена  также Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях  (статья 5.26).

Также государство должно разделять деятельность религиозных  объединений готовых к мирному  диалогу и деятельность экстремистских организаций, что оно и делает в своем законодательстве.

Федеральным законом «О противодействии  экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ.

Деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также  социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, унижение национального достоинства, осуществление  массовых беспорядков, хулиганских  действий и актов вандализма по мотивам  расовой, национальной или религиозной  ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности приравнена к экстремистской деятельности. Законом установлена ответственность за такого рода деятельность, в том числе ликвидация организации, признанной экстремистской.

В 2009г. при Министерстве юстиции  РФ создан научно-консультативный Совет  по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет  выявления в них признаков  экстремизма. Совет будет рассматривать  информационные материалы, представленные судебными, правоохранительными органами, министерством юстиции, а также  гражданами и организациями. Заключения Совета будут носить рекомендательный характер и станут публиковаться  на сайте Минюста. В случае решения  о наличии в информационных материалах признаков экстремизма заключение Совета будет в обязательном порядке  направлено в прокуратуру.

Теперь рассмотрим как в России осуществляется диалог между Церковью и государством, какие органы созданы для этого.

1.)  Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (далее именуется – Совет)

является консультативным  органом, осуществляющим предварительное  рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с  религиозными объединениями и повышения  духовной культуры общества.

В своей деятельности Совет  руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, а также настоящим  Положением.

Основными функциями Совета являются:

обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с  религиозными объединениями;

содействие укреплению общественного  согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и  свободы вероисповедания.

Для осуществления своих  функций Совет имеет право:

- запрашивать и получать  в установленном порядке от  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации, научных учреждений  и организаций и их должностных  лиц необходимую информацию по  вопросам, относящимся к компетенции  Совета;

- пользоваться в установленном  порядке банками данных Администрации  Президента Российской Федерации  и федеральных органов исполнительной  власти;

- обращаться за получением  информации к общественным и  религиозным организациям;

- использовать государственные,  в том числе правительственные,  системы связи и коммуникации;

- привлекать в установленном  порядке к работе научные учреждения, отдельных ученых и специалистов, в том числе на договорных  началах.

2) Комитет Государственной  Думы по делам общественных  объединений и религиозных организаций.

Основные направления  в работе:

-  правовое регулирование процесса становления и развития основных социальных институтов общественно-политической сферы - политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, профессиональных и творческих союзов, женских движений и координация связей Государственной Думы с ними;

-  поддержка, развитие добровольных гражданских инициатив и совершенствования федерального законодательства;

-  вопросы взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими общественными институтами; сотрудничество с представителями религиозной общественности (православной, мусульманской, буддистской, иудаистской); осуществление совместных проектов по общественно значимой, в том числе религиозной тематике с Полномочным Представителем Президента РФ в Центральном Федеральном округе;

-  участие в работе Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, в заседаниях рабочей группы Президиума Государственного Совета Российской Федерации по противодействию проявлениям религиозного экстремизма в Российской Федерации, Экспертного Совета по гражданскому и конституционному законодательству при Правовом управлении Государственной Думы, Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП) и проводимых ею международных конференциях, подготовке документов и заседаний Международного Секретариата и других высших органов МАП;

Информация о работе Государство и церковь.