Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 13:41, доклад
В основании всякого кодекса морали лежит определенный исходный принцип, общий критерий нравственной оценки поступков людей. Христианство имеет свой критерии различения добра и зла, нравственного и безнравственного в поведении. Он значительно отличается от критерия, предлагавшегося системой нерелигиозной, например, просветительской этики, и, конечно, коренным образом противоречит коммунистическому подходу к оценке нравственного и безнравственного.
Новозаветные установления о семье и браке явились отражением пестрого социального состава раннехристианских общин, а также сложного развития идеологии христианства в первый период его существования. Традиционное в последующем христианстве женоненавистничество, а также требование безбрачия почти отсутствуют в ранних христианских текстах, Как известно, первые христианские общины состояли из рабов и представителей беднейших слоев свободного населения. Эти люди, мужчины и женщины, равно зависели от господ и не имели возможности основать прочные, устойчивые семьи. Поэтому, как это видно, например, из апостольских посланий, в первых христианских демократических общинах существовали сравнительно вольные нравы. В раннехристианских общинах женщины играли видную роль, выступая в качестве диаконис и пророчиц. Однако в скором времени в христианстве начинают выступать, с одной стороны, требование строгой семейной дисциплины, подчинения жены мужу, осуждение прелюбодеяний, а с другой стороны, проповедь безбрачия для того, кто по своему положению не имел возможности иметь семью.
Эта двойственность, естественная в раннехристианских общинах, приобрела религиозно-догматическое значение в последующем развитии христианства. С заменой рабовладения колонатом, а затем крепостничеством миряне-трудящиеся получили возможность иметь семью, вследствие чего удел безбрачия для них перестал быть необходимостью. В то же время выделился клир, причем церковнослужители высших рангов вербовались из числа монахов, принявших на себя обет безбрачия. Предпочтение безбрачия семейной жизни как состояния, более угодного богу и обязательного для христианина, посвятившего себя служению всевышнему, обосновывается „священным писанием" и христианским вероучением.
Церковные установления в
отношении семьи и брака
Брак, освященный церковью, практически был нерасторжимым. От этого особенно страдали женщины. Как правило, женщина, выданная замуж против воли, должна была всю жизнь терпеть издевательства постылого человека без всякой надежды освободиться от унизительной связи с ним. Отсутствие свободы развода В. И. Ленин справедливо назвал „сверхпритеснением угнетенного пола, женщины".
Со времени написания "Домостроя" и других средневековых кодексов христианской семейной морали прошли столетия Но христианские церкви и сейчас настаивают на нерасторжимости церковного брака, сколь бы неудачным он ни был.
Пролетарская революция
и строительство социализма в
нашей стране положили конец домостроевским
отношениям в семье и тем самым
подняли к активной общественной
деятельности женщин, что в свою
очередь вызвало громадные
* * *
Моральный кодекс
христианства создавался столетиями,
в разных социально-исторических условиях.
Вследствие этого в нем можно
обнаружить самые различные идеологические
напластования, отражавшие нравственные
представления разных общественных
классов и групп верующих. Этим
определяется крайняя противоречивость
христианского нравственного
Так нужен ли подобный кодекс -внутренне противоречивый, несущий в себе груз архаичных представлений, унаследованных еще от времен рабовладения, скомпрометированный вековыми „злоупотреблениями" - для нравственного совершенствования людей в современную эпоху, может ли он служить руководством к поведению советских людей, строящих коммунизм? На этот вопрос следует ответить отрицательно. Передовое человечество в борьбе за преобразование общественного строя на справедливых началах выработало новый, несравненно более совершенный, соответствующий жизненным интересам людей кодекс коммунистической морали.
Атеизм, религия, нравственность. М., 1972.
Гуманизм, атеизм, религия. М., 1978.
Зыбковец В. От бога ли нравственность? М., 1959.
Шердаков В. Иллюзия добра. М., 1982.