Христиантсво

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:44, реферат

Описание работы

Цель реферата – осветить историю принятия христианства на Руси.
Задачи реферата:
- раскрыть суть христианства как мировой религии;
- проанализировать причины, побудившие к принятию христианства на Руси;
- показать воздействие христианства на развитие культуры Древней Руси.

Содержание работы

Введение 3
1. Христианство как мировая религия 4
1.1. Вера в Иисуса Христа 4
1.2. Священное Писание христиан - Библия 5
1.3. Церковь – форма существования христинства 6
2. Древнерусское государство и христианство в истории культуры России 9
2.1. Принятие христианства на Руси 9
2.3. Положение о епископате 12
2.4 Развитие сети монастырей и монашества 14
2.5. Церковные соборы 15
2.6. Церковь в условиях Смутного времени. Церковный раскол 17
3. Синодальный период русской православной церкви 20
3.1. Церковные реформы Петра I 20
3.2. Церковь в годы правления Екатерины II 23
Заключение 25
Список литературы 27
Приложения 28

Файлы: 1 файл

Христианство.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Приехавшие для реализации этой цели византийские учителя столкнулись  с враждебным отношением учащихся и  родителей к образованию и  их деятельности. Нельзя исключать, что надлежащее образование удалось дать единицам, остальные обучались в основном только простой грамоте. И все же результаты были: образование, литература, летописание, изобразительное и строительное искусство, находясь под влиянием православной идеологии, достигли в Киевской Руси высокого уровня развития. При этом они сохранили самобытный характер, корни которого лежали, с одной стороны, в традициях восточнославянских племен, с другой — во влиянии византийской культуры.

С течением времени идеи христианства укоренились в народном сознании и способствовали формированию единых национальных интересов. Проявлением этнического самосознания можно рассматривать позицию автора «Слова о походе Игоревом, Игоря, сына Святослава, внука Олегова», который призывал к единству Русской земли.

Распространение христианства на Руси заняло, видимо, немало времени. Хотя некоторые ученые высказывают мнение, что «Русская земля еще при кн. Владимире была крещена вся и вся покрыта, хотя и малочисленной, но сетью миссионерских епархий: кроме Киева, в соседнем с ним Белгороде, на запад — во Владимире Волынском, к северо-западу — в Чернигове, Турове, Полоцке, Новгороде и соседнем к востоку Ростове. На дальнем юго-востоке унаследована от древности епископская кафедра Тму-тараканская»6.

В то же время распространение христианства на Руси имело свои особенности:

• введение христианства не привело к сильному религиозно-национальному противодействию, потому что приносилось не иноплеменной или иноязычной силой, а собственным князем. Там, где власть киевского князя была влиятельной, принималась и новая религия, там, где был силен местный патриотизм, новая религия отвергалась;

• новая религия не разрушала  восточнославянский языческий Олимп, изначально становясь двоеверной. С введением христианства в славянских землях, в том числе в Киевской Руси, были разрушены только высшие уровни языческой мифологии. Ее персонажи стали рассматриваться как отрицательные, если только не были отождествлены с христианскими святыми (Перун — со святым Ильей, Велес — со святым Власием, Ярила — со святым Юрием /Георгием/). Низшие же уровни славянского язычества оказались более устойчивыми и создали сложные сочетания с господствующей христианской религией. Прежде всего сохранилась демонология: вера в лешего, водяного, домового и т.д. К этому же разряду можно отнести веру в многочисленных злых духов — злыдней, кикимор и др.;

• богослужебные книги были переведены на славянский язык и стали понятны народу. Князь Владимир получил возможность привлекать священников-миссионеров с христианских южнославянских Балкан, язык которых был понятен восточным славянам. К тому же христианство несло на Русь высокую христианскую культуру;

• христианство распространялось из более в культурном отношении развитых городов в сельские местности и от более развитых восточнославянских к менее развитым финно-угорским и другим племенам. Христианская религиозность восточных славян следовала вместе с ними в их непрерывном колонизационном процессе на северо-восток. К тому же миссионеры нередко знали местные языки, что облегчало им распространять новую веру.

2.3. Положение о епископате

Государству, принявшему христианство в качестве государственной религии, нужен был епископ, которого на законных основаниях мог дать только Константинопольский патриархат. Появление на Руси главы христианских общин из Византии могло стать началом византийского диктата, о котором не могли не знать киевские князья от болгар. Стремясь приобщиться к блестящей византийской культуре, киевские князья серьезно думали об устройстве церкви на началах максимальной независимости от греков, т.е. об автокефалии или автономии, чтобы не оказаться зависимыми от светской власти Византии.

Только при Ярославе Мудром Киевская церковь признала юрисдикцию Константинопольского патриархата. Титул кафедрального собора в знак наступившей связи со Святой Софией Цареградской перешел от Десятинной церкви к храму Святой Софии, ставшему местопребыванием митрополита Киевского. На местах церковное управление теперь осуществлялось епископами, подчинявшимися митрополиту. Епископии создавались, как правило, в крупных городах (Белгороде, Новгороде, Полоцке и др.).

В 1037 г. Киевская Русь получила своего первого митрополита Феопомпа (грека по национальности), а Ярослав Мудрый заложил митрополию (резиденцию митрополита). Греческое церковное управление привело к возникновению национальной восточнославянской церковной оппозиции. В результате восточнославянские епископы примерно в 1050 г. избрали Киевским митрополитом «русина» Илариона. Это был образованный для своего времени человек: аскет, схимник, миссионер, «писатель», признанный руководитель восточнославянского монашества, пресвитер княжеского села Берестова.

Несмотря на византийское влияние, Киевская Русь шла своим путем развития, заимствуя, перерабатывая, но сохраняя своеобразие культуры. Еще А.С. Пушкин считал, что нравы Византии никогда не были нравами Киева.

Принятие православия охладило отношения между Западной Европой и Древней Русью. В результате разделения церквей Русь осталась чуждою Европе. Приняв свет христианства от Византии, она не участвовала ни в политических переворотах, ни в умственной деятельности римско-католического мира. Тем не менее, Русь, войдя в ойкумену византийской цивилизации, поддерживала политические, торговые и культурные отношения не только с Константинополем и южнославянскими народами, но и со странами западно-христианской цивилизации.

2.4 Развитие сети монастырей и монашества

Возрастание влияния  православия связано с развитием  сети монастырей и монашества, игравших важную роль в жизни православного и мирского общества и превратившихся в один из оплотов исторически складывавшегося строя русской жизни. Часть монастырей была основана монахами, т.е. трудом и подвигом братии, как, например Киево-Печерский монастырь, получивший в XII в. статус лавры, т.е. ведущего большого монастыря. В XI в. этот монастырь стал центром распространения и утверждения православия в Киевской Руси.

Кроме этого монастыри возводились на средства князей и бояр, которые думали при этом, прежде всего о себе, поскольку хотели иметь молитвенников за свою душу при жизни и после смерти. Другим материальным источником создания новых обителей были пожертвования от мира и вклады при пострижении в монахи. До начала монголо-татарского нашествия на Руси существовали уже 68 монастырей, 2/3 из которых были построены князьями и частными лицами.

Монашество длительное время выполняло  важную социально-политическую функцию  — было носителем высоких моральных принципов, давая мирянам нравственные ориентиры. Образцами иноческого подвига были Феодосий Печерский (XII в.), Сергий Радонежский (XIV в.), Серафим Саровский, старцы Оптиной пустыни (XIX в.) и немало других. Ими основывались даже монастыри и пустыни, часто еще на неосвоенных территориях. Не случайно монахи, особо почитавшиеся РПЦ и мирянами как заступники за Русь и православный народ перед Господом Богом, причислялись к лику святых.

Монашество имело возможности  для реализации своих способностей независимо от сословного происхождения иноков. Все монахи были равны перед Богом и могли занимать самые высокие посты в церковной иерархии.

Немалое значение для  духовного и социального развития Руси играла тема труда, которая выходила за рамки дискуссий, проводившихся церковью. Согласно Священному Писанию физический труд был ниспослан Богом людям как наказание. В XIV—XV вв. тема труда приобрела актуальность в связи с получившим развитие церковным землевладением, трудовой деятельностью и отношением к ней монастырской братии. Концепцию о труде и самосовершенствовании иноков в середине XIV в. сформулировал Сергий Радонежский. Морально-трудовая идея игумена Троицкого монастыря сводилась к «умному деланию», поощрению не только умственного, но и физического труда. Однако труд им рассматривался не как средство к преобразованию мира, а как путь к самосовершенствованию, которое пришло на Русь из Византии вместе с учением исихастов.

Многие монастыри имели  земельные владения с деревнями  и крестьянами. Поэтому концепция  обязательного личного труда  на русской почве вылилась в затяжную борьбу нестяжателей и иосифлян. Принцип нестяжания означал не отрицание собственности вообще, а трактовался как принцип общинного ею владения, что не противоречило церковным канонам. Тем более что в основе земельной собственности лежал принцип, которого придерживалось православное крестьянство, — земля Божья, поскольку она творение Бога. Поэтому монастырско-церковное землевладение воспринималось ими как норма. Средства, которыми в виде земли и вотчин с крестьянами обладали монастыри, были источником их благосостояния. Оно достигало в совокупности таких размеров, которые можно было сопоставить с вотчинами крупных феодалов. Отсюда и неоднократные попытки светской власти посягать на монастырско-церковное землевладение.

 

2.5. Церковные соборы

В середине XVI в. царь Иван IV и Московская митрополия выступили с предложениями, сыгравшими значительную роль в истории Древней Руси. В 1547 и 1549 гг. при митрополите Макарии были созваны церковные соборы, на которых были рассмотрены агиографические материалы о святых Русской православной церкви. Если до середины XVI столетия русские православные святые были редким явлением (22 русских святых, включая княгиню Ольгу, князей Бориса, Глеба, Владимира, преподобного Феодосия Печерского, митрополитов Петра, Алексия и др.), то теперь решался вопрос об установлении церковного почитания целого сонма русских святых, что давало право Русской православной церкви ставить вопрос об установлении на Руси патриаршества. Патриаршество в России было учреждено при царе Федоре Иоанновиче в 1589 г.

На соборе 1547 г. православные иерархи установили всецерковное и местное чествование 22 новых русских святых и пришли к соглашению о продолжении сбора свидетельств о почитающихся на местах чудотворцах, неизвестных всему русскому православному миру. Собор 1549 г. установил всецерковное чествование еще 30 русских святых, а до конца XVI в. к ним было присоединено еще 25 святых. Это свидетельствовало о том, что в русском обществе наметилось более уважительное отношение к отечественным церковным деятелям более раннего времени. Оно с большим вниманием стало относиться к историческим воспоминаниям. Прославляя новых святых, РПЦ в наглядной форме демонстрировала особое место Руси как единственной наследницы Рима и Византии, а Москвы как Третьего Рима и Нового Иерусалима.

Можно считать, что с церковных соборов 1547 и 1549 гг. начался новый отсчет времени: русское церковное общество перестает относить себя к ученикам восточного христианства и становится самостоятельным. Если в Четьих-Минеях митрополита Макария из 1300 житий святых было только 40 русских, то в XVII столетии — уже около 2007.

Другим крупным событием середины XVI в. можно считать завершение работы под руководством митрополита Макария по подбору текстов для чтения добропорядочному христианину на каждый день — великие Четьи-Минеи. Ключевский оценил проделанную работу как самое отважное предприятие в древнерусской письменности: «Минеи Макария слагались более 20 лет. Ни по цели, ни по исполнению они не могут назваться литературным памятником, не представляют литературной обработки запаса, накопившегося в древнерусской письменности к половине XVI века»16. Вариант Четьи-Миней, предназначенный для Ивана IV, был закончен к 1555 г. Весь текст этого 12-томного издания (по количеству месяцев в году) включал тексты патериков к различным праздничным циклам, библейские книги, жития святых, поучительные слова, исторические и публицистические произведения на каждый день. Текст был распределен не только по месяцам, но и по дням.

2.6. Церковь в условиях Смутного времени. Церковный раскол

В конце XVI— начале XVII в. РПЦ предстояло сыграть важную роль в истории Русского государства в условиях Смутного времени и иноземной интервенции, угрожавшей существованию Руси. Она оказалась главной и единственной структурой, осознавшей необходимость национального единения православного населения Руси во имя спасения Русского государства, русско-православной цивилизации и ее культуры. РПЦ превратилась в одну из организующих сил в борьбе народа против польско-литовской и шведской интервенции, что подняло ее авторитет, как эффективной и разветвленной по всей стране структуры.

Церковные приходы на Руси испокон веку являлись центрами местных религиозных городских  и сельских общин, которые создавались повсюду, в том числе на вновь осваиваемых землях. Как правило, вслед за первопроходцами приходили духовные пастыри, создававшие приходы, ибо священно- и церковнослужители сопровождали православного верующего всю его жизнь — от рождения (крещения) до смерти (отпевания). Они были необходимы верующим, чтобы священники их выслушивали, отпускали грехи и наставляли на «истинный путь».

Не случайно материально  приходское духовенство находилось на самообеспечении и покрывало  расходы за счет прихожан, получая от них добровольные приношения, в том числе во время праздников (Пасхи, Рождества, Вознесения и др.); за исполнение платы за требы (крещение, венчание, отпевание и др.). Кроме этого часть духовенства имела доходы от недвижимого имущества, а также за счет обработки собственной или отведенной общиной земли.

Безусловно, выход России из состояния Смутного времени и изгнание польско-шведских интервентов предопределили не столько действия РПЦ, сколько народные массы, особый русский менталитет и получившая распространение благодаря приходскому духовенству идеология об особой роли Руси и православного русского народа. Особая роль России с ее необъятными просторами и православным русским народом, приверженным догматизму, аскетизму, жертвенности и готовности страдать, вела страну по особому пути развития.

Информация о работе Христиантсво