Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:44, реферат
Цель реферата – осветить историю принятия христианства на Руси.
Задачи реферата:
- раскрыть суть христианства как мировой религии;
- проанализировать причины, побудившие к принятию христианства на Руси;
- показать воздействие христианства на развитие культуры Древней Руси.
Введение 3
1. Христианство как мировая религия 4
1.1. Вера в Иисуса Христа 4
1.2. Священное Писание христиан - Библия 5
1.3. Церковь – форма существования христинства 6
2. Древнерусское государство и христианство в истории культуры России 9
2.1. Принятие христианства на Руси 9
2.3. Положение о епископате 12
2.4 Развитие сети монастырей и монашества 14
2.5. Церковные соборы 15
2.6. Церковь в условиях Смутного времени. Церковный раскол 17
3. Синодальный период русской православной церкви 20
3.1. Церковные реформы Петра I 20
3.2. Церковь в годы правления Екатерины II 23
Заключение 25
Список литературы 27
Приложения 28
Победа народного ополчения, получившего поддержку со всех уголков Руси и возглавленного князем Дмитрием Пожарским и нижегородским торговцем Козьмой Мининым, спасла русско-православную цивилизацию. Однако вскоре за победой Русь оказалась перед новым испытанием —расколом РПЦ, нанесшим первый удар русскому мессианскому сознанию. Раскол был опасен не только для РПЦ, но и для российского самодержавия, поскольку спровоцировал проблему: является ли русское царство истинно православным и исполняет ли оно свое мессианское призвание.
Царская власть повела многолетнюю борьбу с раскольнической старообрядческой церковью, которая официально была признана только в начале XX в.
Таким образом, церковный раскол носил не только религиозный, но и светский характер и мог оказать воздействие на развитие русской государственности, привести к реформации церкви и светской власти. Это был вполне возможный путь осуществления реформ, близких западным. Однако широкие народные слои с недоверием относились и к Востоку, и к Западу, поскольку и тот и другой вызывали чувство обеспокоенности. Слишком велика всегда была опасность с Востока (от половцев до монголо-татар), и не менее большая угроза постоянно исходила от просвещенного Запада.
Таким образом, XVII в. оказался сложным в истории России и ее народов, российской культуры. Проблема самосохранения российской цивилизации продолжала оставаться актуальной. Стоял вопрос о модернизации российской цивилизации во имя ее сохранения, ибо попытки сделать это ранее не удавались. К тому же РПЦ, один из столпов Русского государства, во второй половине XVII в. оказалась в полосе кризиса и теряла свой былой непререкаемый авторитет, накопленный за предыдущие столетия. Уменьшалась степень ее влияния на культуру многонациональной и поликонфессиональной страны.
Трудности в развитии России, оторванной в силу многих причин от просвещенного Запада, подталкивали ее на собственное реформирование. Робкие реформы были начаты, но они не могли внести существенные изменения в жизнь страны. Поэтому в конце XVII в. Российское государство стояло на пороге коренных преобразований. Вопрос шел о сроках и методах их проведения, глубине, продуманности и об отношении к исторической памяти народа. Не менее важным оставался вопрос: кто сможет возглавить работу по коренной модернизации российской цивилизации?
3. Синодальный период русской православной церкви
3.1. Церковные реформы Петра I
Почти весь XVIII в. явился периодом времени полного переустройства России практически во всех областях жизни. Реформы Петра I имели приверженцев и противников в лице сторонников сохранения старины и патриархальных отношений. И как это нередко бывает, реформирование страны носило болезненный характер, поскольку в ходе перестройки бездумно искоренялось старое, даже носившее традиционный характер и бывшее неотъемлемой составной частью русской жизни. Подобные действия во имя искоренения старого и насаждения нового не всегда бывают удачными. Так и петровские преобразования носили порой чрезмерно увлеченный и бессистемный характер. Желая обновить религиозную жизнь России и народа, ударились в протестантизм; пожелали усовершенствовать монашество, а едва его не разрушили. Как полагают некоторые современные российские исследователи, «православная церковь из религиозной совести во многом Петром была превращена в институт государства, что уже точно не было русским явлением»8.
Как считали на протяжении
последующих столетий некоторые
приверженцы РПЦ, в церковно-православной
среде наступило время «
В числе влиятельных современников Петра I, противостоявших его реформаторской деятельности, оказался Патриарх Московский и всея Руси Адриан. Как человек старого склада, он не сочувствовал деятельности Петра I, увлекавшего Россию по пути реформ. Насколько патриарх был верен старине, видно из того, что он предавал анафеме брадобритие, а курение табака возбуждало в нем ненависть такую же, как и лютеранские верования. Глубокая внутренняя рознь, которая была между Петром и последним русским патриархом, резко осуждавшим иноземные обычаи, вводимые царем, привели к тому, что он вынужден был молчать, ни во что не вмешиваться и безвыездно жить в любимом им подмосковном Николо-Перервинском монастыре.
В этом очевидном безучастии патриарха Петр I усматривал пассивное сопротивление реформам. Поэтому, когда патриарх Адриан в 1700 г. умер, Петр, не уверенный в том, что найдет среди высшего духовенства лиц, безусловно сочувствующих его преобразованиям, решил повременить с выбором нового главы РПЦ и реформировать церковное управление. Царь «единым росчерком пера взял в государственные руки управление всеми монастырскими, архиерейскими и вообще церковными вотчинами. По существу это была секуляризация, а по форме она возвращала управление церковными землями к тому положению, какое было установлено Уложением царя Алексея 1649 г. ("проклятой книги", по словам патриарха Никона)»10.
При патриаршем управлении РПЦ была довольно независима от государства, и патриарх в миру как бы приравнивался к царскому лицу. Это казалось Петру I неправильным и небезопасным. Проект Духовного регламента (закона о правах и полномочиях РПЦ) обсуждался 24 февраля 1720 г. на совместном заседании Сената с участием большой группы архиереев и архимандритов. Спустя почти год после обсуждения Духовного регламента, он был подписан 87духовными лицами и получил силу закона. В соответствии с ним новым высшим церковным учреждением стала Духовная коллегия, вскоре ставшая именоваться Святейшим синодом, заменившим собой патриаршество. Для обеспечения постоянного надзора за его деятельностью в мае 1722 г. была установлена особая должность обер-прокурора Синода.
Петр I придал своей церковной реформе несколько жестокий характер. Но было бы глубоко несправедливо обвинять его в отсутствии религиозных чувств. Царь любил Россию, но превыше всего ставил задачу преобразования страны. В нем, в отличие от его отца Алексея Михайловича, не было духа древнего великорусского благочестия, он не дорожил его формой, хотя оставался по натуре человеком глубоко верующим. Однако следует помнить, что Петр был практиком, который учился на ходу, проявляя интерес ко всему тому, в чем видел пользу.
Порою у царя вспыхивали религиозные чувства. Так, после победы над шведскими войсками под Полтавой Петр I, видимо, под наплывом религиозных чувств, собственноручно воздвиг на поле битвы крест с надписью: «Воины благочестивые, за благочестие кровию венчавшиеся в лето от воплощения Бога Слова 1709»1120. А при переносе столицы в Петербург, он перевез из Москвы много прославленных чудотворных икон. В новой столице при непосредственном участии государства возводились не только учебные заведения, Кунсткамера, но и новые храмы, был основан один из ведущих и высокочтимых в России монастырей — Александро-Невская лавра.
Тем не менее Петр I был весьма прагматичен в вопросе о роли и месте в светской жизни монастырей и монашества. 31 января 1724 г. он подписал указ, подготовленный им и дополненный Феофаном Прокоповичем, которым предполагалось переустроить монашество, а монастырям придать назначение, полезное для государства. В указе отмечалось благочестие древних монахов, расположение первых монастырей в уединенных местах, где они содержались трудами самих иноков. Указом рекомендовалось устраивать в монастырях благотворительные учреждения, в которых, в частности, содержать престарелых солдат, а также готовить образованных духовных лиц в семинариях. Указом устанавливалось, что воспитанники семинарий, желающие стать монахами, могут стать ими по достижении 30-летнего возраста. Незадолго до смерти Петр I конкретно поручил ряду московских монастырей (Чудову, Вознесенскому и Новодевичьему) заняться призрением больных, старых и увечных, Перервинскому монастырю открыть школу, а Андреевскому — воспитательный дом для подкинутых младенцев.
Указ совершенно не учитывал, что среди монахов были люди по призванию чисто духовного склада, ушедшие в монастырь для молитвы и духовных подвигов. В силу этого они могли заниматься всецело духовными делами, становясь руководителями, утешителями и просветителями верующих.
3.2. Церковь в годы правления Екатерины II
Политику Екатерины II нельзя назвать клерикальной, хотя она придерживалась всех догматов РПЦ, которые внешне ею исполнялись почти безукоризненно. Тем не менее 26 февраля 1764 г. Екатерина II подписала Манифест «об упразднении прежнего поместного землевладельчества церковных учреждений». В соответствии с принятым решением управление вотчинами монастырей, архиерейскими домами и церквами поручалось Коллегии экономии. Это была секуляризация, обратившая церковную собственность в светскую. Меры, предпринятые императрицей, носили радикальный характер.
В соответствии с указом Екатерины II РПЦ лишалась принадлежавшей ей земельной собственности с крестьянами и вотчин, переходивших в управление Коллегии экономии. Она теряла огромную долю собственности. По указу епархии и монастыри делились на три класса, в соответствии с которыми определялись суммы на их содержание.
Монастырские хозяйства, как правило, являлись образцовыми примерами рационального ведения хозяйства. Принятая мера могла дать государству по 3 млн дохода ежегодно, но громадная часть монастырских имений была роздана Екатериной II в дар своим фаворитам. При секуляризации церковных владений было обещано материальное обеспечение духовным школам и духовенству, но оно выполнялось не в полной мере. Секуляризация церковных имений подорвала экономическую основу РПЦ, а ее служители стали получать денежное содержание как и все государственные чиновники.
Между тем с нравственной точки зрения эта смелая мера нарушала старинное право собственности и волю лиц, пожертвовавших свое имущество церкви. Все секуляризированные земли, как правило, были получены монастырями большей частью по духовным, т.е. на помин души жертвователей, и, казалось бы, последняя воля умерших не должна была подлежать никакому изменению. Между тем у церкви были отобраны не только эти мирские пожертвования, но и сам помин души не мог далее осуществляться в силу упразднения обителей.
Таким образом, со второй половины XVII в. нарастало усиление вмешательства светской власти в дела церкви, все более и более превращавшей всю церковную организацию в разновидность государственного аппарата. С 1803 г. обер-прокурор Синода стал подчиняться непосредственно царю, а личные доклады членов Синода императору отменялись.
Николай I под предлогом укрепления морального авторитета священнослужителей уже решительно вмешивался в дела церкви. При нем сложилась система управления РПЦ, просуществовавшая с очень небольшими изменениями до 1917 г.
Вместе с тем одновременно
расширялись права
Заключение
Установление христианства на Руси было крупнейшим историческим событием. Оно отметило важный этап в развитии феодальных отношений на Руси и победу новых феодальных отношений над отживающим родовым строем с его язычеством. В культурной жизни древней Руси утверждение христианства обозначало присоединение ее к традициям Византии и эллинизма с их замечательной письменностью и искусством.
Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый Константинопольским патриархом, в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до пятнадцати). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким образом власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны.
Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же оказывало могучее влияние на познавших его людей. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь на доступном для всех языке—славянском, том самом, на котором изложили их славянские первоучители св. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. На Руси возникают школы с учителями-священниками и появляются книжники—любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги.
Вместе с новым вероучением на Руси появились новые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии, то все новое, что пришло вместе с верою, имело византийский характер и служило проводником византийского влияния на Русь.
Широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи. Церковь была едина, и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось прежде всего в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.
Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы видим и просветительскую деятельность церкви. Она была многообразна. Прежде всего просветительное значение имели те практические примеры новой христианской жизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целые общины подвижников — монастыри. Затем просветительное влияние оказывала письменность, как переводная греческая, так и оригинальная русская. Наконец, просветительное значение имели те предметы и памятники искусства, которые церковь создала на Руси с помощью греческих художников.
Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот в области пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах – Киеве, Новгороде, Смоленске. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и прочие искусства и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производства были, конечно, греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера. Развилось, таким образом, национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером, и поэтому известно в науке под именем русско-византийского.