Иконопись Андрея Рублёва как духовная вершина Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:25, контрольная работа

Описание работы

Русское церковное искусство составляет младшую отрасль византийского и было обязано ему как своим происхождением, так первоначальным направлением и техникой. Влияние последнего на первое было тем решительнее и прочнее, что византийское искусство X—XI веков, когда началась наша церковная жизнь, уже выработало свои отличительные формы, вполне определило свой внутренний характер и отношение к богослужению и действовало в эту пору, как твердо сложившаяся система.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………………………….3
КОРНИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ…………………………………………………………….
ЖИЗНЬ И ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА АНДРЕЯ РУБЛЕВА……………………........................................................................
ИКОНОПИСЬ АНДРЕЯ РУБЛЕВА, КАК ДУХОВНАЯ ВЕРШИНА ДРЕВНЕЙ РУСИ……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………......................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

контр. Государство и церковь в истории России.docx

— 44.72 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей  сообщения»

 

 

 

Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Государство и церковь в истории России»

Тема «Иконопись Андрея Рублёва  как духовная вершина Древней  Руси»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………………………….3
  2. КОРНИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ…………………………………………………………….
  3. ЖИЗНЬ И ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА АНДРЕЯ РУБЛЕВА……………………........................................................................
  4. ИКОНОПИСЬ АНДРЕЯ РУБЛЕВА, КАК ДУХОВНАЯ ВЕРШИНА ДРЕВНЕЙ РУСИ……………………………………………………………
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………......................
  6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Русское церковное  искусство составляет младшую отрасль  византийского и было обязано  ему как своим происхождением, так первоначальным направлением и  техникой. Влияние последнего на первое было тем решительнее и прочнее, что византийское искусство X—XI веков, когда началась наша церковная жизнь, уже выработало свои отличительные формы, вполне определило свой внутренний характер и отношение к богослужению и действовало в эту пору, как твердо сложившаяся система. Церковная живопись на Руси подчинилась этому влиянию едва ли не более, чем прочие роды искусства, и с первых же шагов своих у нас получила тот священный характер, которым отличались произведения византийского церковного стиля, и вся сила которого состояла в удержании готовых иконографических типов, освященных временем и назначением.

Представить себе русскую  жизнь вне церкви, без иконы  просто невозможно. Икона сопровождала русского человека от рождения до смерти. Иконой благословляли на труд и ратный подвиг. Не было ни одного дома, где  не стояли бы в красном углу чтимые образа. Простые, незатейливые иконы  на выскобленных полках крестьянских домов и домашние иконостасы личных молелен, сверкающих разноцветьем стеклянных и серебряных лампадок.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что русская икона является открытием XX века. Только после того как научились расчищать древние  иконы от позднейших записей, они  превратились в произведения искусства. По этой же причине и стало возможным их научное изучение.

 

 

 

 

 

 

КОРНИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ

Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеетискусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего «образ»,«изображение») возникла до зарождения древнерусской культуры и получилоширокое распространение во всех православных странах.Под иконописью обычно понимают христианскую церковно-храмовую живопись, имеющую культовое предназначение изображающую сакральную реальность, сцены Священного Писания и события Священного Предания. Иконы входят необходимой составной частью в культовое убранство католических и православных храмов, являются принадлежностью домашнего быта верующих. Иконы на Руси появилисьв результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период,когда значение церковного что явилось для русского церковного искусствасильным внутренним побуждением, это то, что Русь приняла христианство именнов эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета. Вэтот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как вВизантии. И в это-то время новообращенная Русь получила среди прочих  икон,как образец православного искусства, непревзойденный шедевр –иконуБогоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.

Через изобразительное искусство  античная гармония и чувство меры становятсядостоянием русского церковного искусства, входят в его живую  ткань. Нужноотметить и то, что  для быстрого освоения византийского  наследия на Русиимелись благоприятные  предпосылки и, можно сказать, уже  подготовленная почва.Последние исследования позволяют утверждать, что языческая  Русь имелавысокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, чтосотрудничество русских  мастеров с византийскими было исключительноплодотворным. Новообращенный народ оказался способным  воспринять византийскоенаследие, которое  нигде не нашло столь благоприятной  почвы и нигде не далотакого результата, как на Руси.

Из первых столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в  это время, много дошло до нас  условных или символических изображений, однако ясных и прямых напротив очень мало. Это произошло потому, что христиане боялись выдать себя этими изображениями язычникам (во времена зарождения идеи христианства на проповедников этой религии и на ее атрибутику были жестокие гонения со стороны язычников), а так же потому, что многие христиане сами были против прямых изображений Бога, ангелов и святых.

Больше всего дошло  до нас древних символических  изображений Иисуса Христа, как доброго  пастыря. Рисунки делались на стенах подземных пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и других предметах; они встречаются во всех странах христианского мира.Кроме  изображения Спасителя под видом  доброго пастыря так же распространено было его под видом Рыбы. Рыба служила образом Христа, потому что  в греческом наименовании ее, состоящем  из пяти букв, заключаются первые буквы  пяти греческих слов, на русском  языке означающих: Иисус Христос  Божий Сын Спаситель. Она служила  символом Христа, крещающего водой  и дающего плоть свою в снеде, то есть, была символом таинств крещения и причащения. Нередко Спаситель  изображался под видом агнца. Этот образ был взят из Ветхого  Завета. (Св. Иоанн Креститель назвал Иисуса Христа Агнцем Божиим, вземлющем  грехи мира).

С глубокой древности слово  «икона» употребляется для отдельных изображений,как правило написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Деревослужило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинстворусских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске(живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Русиобщераспространенным убранством храмового интерьера.Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностьюсвоих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытыхалебастровым грунтом - левкасом), как нельзя лучше подходили для убранстварусских деревянных церквей.

Недаром было отмечено, что  в Древней Руси икона явилась  такой же классическойформой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в Элладе -скульптура, а в Византии - мозаика.

Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни  обществаочень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и  этой ролью былопределен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с нимунаследовала представление о том, что задача живописи «воплотить слово»воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусскойживописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего это СвященноеПисание, Библия («Библия» по-гречески - книги) - книги, созданные, согласнохристианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее -ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, кглубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского,православного мира - всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, - разрешило эту задачу, выработав глубокосвоеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда большене повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно иясно воплотить христианское слово в живописный образ.В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко иполно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно в глубокомраскрытии этих истин живопись византийского мира, в том числе и живописьДревней Руси, обретала необычайную,невиданную, неповторимую красоту.

Истоки возникновения  иконы возводят и к мистическому акту появления нерукотворного изображения Иисуса Христа на платке, приложенном к Его лику женщиной по имени Вероника. Предание гласит, что когда Иисус нес свой крест, она протянула ему платок, чтобы он смог утереть пот и кровь. На возвращенном ей плате, Вероника увидела отпечатавшийся лик Спасителя.

Существует еще одно сходное  предание, связанное с эдесским царем  Авгарем, у которого, будто бы, хранилось  полотенце с другим нерукотворным  изображением лика Христа, оставшимся после того, как Сын Божий приложил его к Своему лицу.

Нередко происхождение иконописи  связывают с именем евангелиста  Луки, миссионера, врача, писателя и  художника. Однако, многие христианские богословы склонны считать не более, чем апокрифом известное  предание о том, что Лука создавал живописные изображения Богородицы. Его достоверность подвергается сомнению из-за целого ряда обстоятельств. Во-первых, иудейское окружение не допустило бы такого явного нарушения  ветхозаветного запрета со стороны  Луки. Во-вторых, как справедливо  отмечал архиепископ Михаил (Мудьюгин), «несостоятельность этого апокрифического предания подтверждается количеством приписываемых кисти евангелиста икон Богоматери: их около двух сотен, что значительно превышает физические возможности одного человека, занятого в основном врачебной, миссионерской и литературной деятельностью (апостол Лука, как известно, автор не только Евангелия, носящего его имя, но и новозаветной книги "Деяния Апостолов"). К тому же иконы, приписываемые святому Луке, весьма разнообразны по манере исполнения, одни из них носят явно черты византийского, другие (особенно многочисленные) - древнерусского стиля, некоторые - позволяют без труда установить наличие западного влияния». 

 

 

 

 

 

 

ЖИЗНЬ И ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА АНДРЕЯ РУБЛЕВА

Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено  народной памятью. С ним часто  связывали разновременные произведения, когда хотели подчеркнуть их незаурядное  историческое или художественное значение.

Андрей Рублев, русский художник конца XIV — первой трети XV века, создатель фресок, икон, миниатюр; преподобный (канонизирован в 1988, память 17 июля). Был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца XV века, в XVI веке его работы становятся обязательными образцами для подражания.

Вокруг имени Рублева сложилась самая славная легенда русской художественной истории. “Спустя сто лет после смерти Рублева иконы его считаются драгоценностями. Стоглавый Собор, осудив многие иконные новшества, поставил Рублева наряду с древними византийскими мастерами как образец православной иконописи.

Реальные представления  о его искусстве появляются после  реставрационной расчистки его  иконы «Троица» в 1904, но в полной мере — начиная с 1918, когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина.

Первое упоминание о нем  — в 1405: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор  Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван «чернецом», т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т. е. был младшим.

По позднему источнику  — «Сказанию о святых иконописцах» (17 в.) известно, что Андрей Рублев жил  в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после  смерти Сергия Радонежского (1392). Предполагают, что здесь он был пострижен  в монахи (по другой гипотезе — в  Андрониковом монастыре в Москве). В 1408, по свидетельству летописи, расписывает  вместе с Даниилом Черным древний (12 в.) Успенский собор во Владимире; назван вторым после Даниила.

В 1420-х гг. по свидетельству  «Жития Сергия Радонежского» (редакция Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и «Жития Никона» — источников 1430-50-х гг. — оба мастера расписывают церковь св. Троицы в Троицком монастыре, построенную в 1423-24 над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной (1411). После смерти Даниила, похороненного вТроицком монастыре, Андрей Рублев возвращается в Москву в Андроников монастырь, где исполняет свою последнюю работу — роспись церкви Спаса (ок. 1426-27), законченную ок. 1428. Умер 29 января 1430 в Андрониковом монастыре (дата установлена П. Д. Барановским по копии 18 в. с надписи на утраченной надгробной плите).

Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусстваXIV в., которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы XIV в. с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописиXII— нач. XIII вв.

Образы Андрея Рублева в целом  адекватны образам византийского  искусства ок. 1400 и первой трети XV в., но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте. Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

Почти все персонажи погружены  в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием»  или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны. Кроме тихого глубокого  созерцания Андрей Рублев иногда сообщает своим образам духовный восторг, вызывающий сияние глаз, блаженные  улыбки, свечение всего облика (трубящий ангел во фресках Успенского собора), иногда — высокое вдохновение и излучающуюся силу (апостолы Петр и Павел в «Шествии праведных в Рай», Успенский собор).

Информация о работе Иконопись Андрея Рублёва как духовная вершина Древней Руси