Иконопись Андрея Рублёва как духовная вершина Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:25, контрольная работа

Описание работы

Русское церковное искусство составляет младшую отрасль византийского и было обязано ему как своим происхождением, так первоначальным направлением и техникой. Влияние последнего на первое было тем решительнее и прочнее, что византийское искусство X—XI веков, когда началась наша церковная жизнь, уже выработало свои отличительные формы, вполне определило свой внутренний характер и отношение к богослужению и действовало в эту пору, как твердо сложившаяся система.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………………………….3
КОРНИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ…………………………………………………………….
ЖИЗНЬ И ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА АНДРЕЯ РУБЛЕВА……………………........................................................................
ИКОНОПИСЬ АНДРЕЯ РУБЛЕВА, КАК ДУХОВНАЯ ВЕРШИНА ДРЕВНЕЙ РУСИ……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………......................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

контр. Государство и церковь в истории России.docx

— 44.72 Кб (Скачать файл)

Классическое чувство композиции, ритмов, всякой отдельной формы, воплощенное  в ясности, гармонии, пластическом совершенстве, у Андрея Рублева столь же безупречно, как у греческих мастеров первой трети XV века. При этом некоторые черты классической системы Андрей Рублев как будто специально приглушает: округлость формы не подчеркивается, иллюзионистические моменты (например, анатомически верная передача суставов) отсутствуют, благодаря чему объемы и поверхности кажутся преображенными, — как и в византийском искусстве, всякая форма предстает у Андрея Рублева перевоплощенной, одухотворенной Божественными энергиями.Это достигнуто приемами, общими для всего искусства византийского круга: лаконичные контуры и силуэты, придающие фигурам невесомость; замкнутые параболические линии, сосредотачивающие мысль и настраивающие на созерцание; тонкие очертания складок одежд, сообщающие тканям хрупкость; световая насыщенность каждого цвета, делающая колорит сияющим, и др. Во всем — отблески гармонии Рая и одновременно — расположенность к человеку, доброта.

Истоки присущей Андрею Рублеву  созерцательной глубины восприятия — в духовной ситуации позднего XIV в., при Сергии Радонежском, и раннего XV в., при его учениках. Это было время сильнейшего распространения исихазма в Византии, получившего широкий отклик на Руси. Интонация райской гармонии, пронизывающая творчество Андрея Рублева, характерна для искусства всего христианского мира первой половины XV в.

Творчество Андрея Рублева определило в XV в. расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.

ИКОНОПИСЬ АНДРЕЯ РУБЛЕВА, КАК  ДУХОВНАЯ ВЕРШИНА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Во всякой национальной культуре есть идеалы, к которым она стремится, и есть реализация этих идеалов, не всегда совершенная, а иногда, когда  задачи поставлены идеалами очень трудные, и совсем несовершенная. Но судить о  национальной культуре мы всегда должны прежде всего по ее идеалам. Это высшее, что создает национальная культура. Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях  двух его гениев - Андрея Рублева  и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались  мечты русского народа о самом  хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте. Эпоха Пушкина была эпохой возвышения национального русского духа после победы над Наполеоном. Эпоха Рублева знаменовала собой  грядущее полное освобождение Руси от чужеземной тирании и была ознаменована победой над силами Золотой Орды. 

Творчество Андрея Рублева-наиболее яркое проявление в русской иконописи. Вся красота античного искусства оживает здесь, просвещенная новым и подлинным смыслом. Егоживопись отличается юношеской свежестью, чувством меры, максимальной цветовой согласованностью,чарующим ритмом и музыкой линий.

В одном из залов Третьяковской  галереи находится произведение, которое принадлежит к величайшим творениям мирового искусства, - икона «Троица».

В изображение традиционного библейского  сюжета - явление Сарре и Аврааму  трех ангелов - художник вложил глубоко  человеческий, философски многогранный смысл. Созданная более пятисот лет назад, «Троица» захватывает современного человека благородством чувств, тонкой поэзией, одухотворенной красотой образов.

Лаконичная композиция концентрирует  внимание на фигурах ангелов. Стройные и прекрасные, они как бы погружены  в свой внутренний мир. Здесь и тихая печаль, и сердечная мягкость, и внутренняя решимость. Певучие линии изящных фигур образуют круг, чем достигается особая уравновешенность, торжественность всей композиции. Легкие, чистые, будто светящиеся краски - голубые, серебристо-зеленые, золотисто-желтые, розовые, вишневые - вызывают светлое настроение, в них словно звучат отголоски природы, среди которой жил и творил художник: и чистота ясного неба, и золото спелых хлебов, и весенняя зелень лугов. 

Созданная в эпоху междоусобных раздоров и татарских грабежей, «Троица» - гармоническая, ясная, пронизанная музыкой светлых ритмов - символически воплотила мечту человечества о совершенном мире, где будут царить согласие, любовь и дружба.

Автор гениального произведения - древнерусский живописец Андрей Рублев - уже у современников пользовался  огромным почитанием, а позднее его  имя окружили легендами. Немногочисленные факты, встречающиеся в летописях  и литературных трудах современных  художнику авторов, позволяют предположить, что великий мастер родился около 1370 года. Еще в молодости он постригся в монахи и многие годы провел в Троице-Сергиевой лавре. Здесь он изучал философские труды передовых мыслителей своего времени - основателя монастыря Сергия и его учеников, - имел возможность непосредственно общаться с ними.

В память Сергия Радонежского, одного из идейных вдохновителейКуликовской битвы, деятельность которого всячески способствовала прекращению междоусобиц, объединению русских Князей в борьбе с татарами, создал Рублев знаменитую «Троицу». Икона находилась в Троицком соборе, построенном в 1411 году.

К этому времени Рублев был уже  прославленным мастером. В 1405 году он участвует с Феофаном Греком и «старцем Прохором с Городца» в убранстве Благовещенского собора в Москве. В храме сохранились только два яруса иконостаса: деисусный чин и изображения праздников.

Рублеву принадлежат семь икон праздничного ряда: «Благовещение», «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим». От работ других мастеров они отличаются мягкостью, гармоничностью настроения. В изображение евангельских сцен мастер вносит особую интимность чувств, одухотворенность, человеческое тепло. Большой эмоциональностью, утонченной красотой отличается колорит икон: легкие, нежные цвета пейзажа звучат аккомпанементом к более интенсивным и разнообразным тонам одежд.

Этапным произведением Андрея Рублева  явились росписи Успенского собора во Владимире (1408), где он работал со своим другом и неизменным соавтором Даниилом Черным. Сохранившиеся фрески представляют фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену храма.

Анализ стилистических особенностей помог ученым определить группу изображений, принадлежащих Рублеву; в них  ощущаются большой артистизм, музыкальность  линии, грациозность. Юношески прекрасен  трубящий ангел, вдохновенно решителен  Петр, увлекающий праведников в рай.

Трактовка сцены Страшного суда, ее эмоциональный настрой необычны: здесь нет ощущения ужаса перед  страшными карами и торжествует  идея всепрощения, просветленное настроение; в этом ясно ощущается мировосприятие Рублева. Фрески органически связаны  с интерьером храма: подчеркивая  плоскость стены, они усиливают  впечатление легкости архитектуры.

Предполагается, что иконы деисусного чина выполнены по единому замыслу  Рублева с помощью учеников. Язык этих работ чрезвычайно лаконичен, монументален. Формы трактованы обобщенно, подчеркнут силуэт, торжественный ритм движения. Цветовая гамма сдержанна  и выразительна, построена на декоративных соотношениях зеленого с золотисто-желтыми красным, синего с вишневым. Образы святых - это образы мудрецов-мыслителей, умиротворенных, благородных. По мастерству исполнения самыми выразительными являются изображения Христа, Иоанна Предтечи и апостола Павла. Видимо, они и принадлежат непосредственно кисти Рублева. Из икон праздничного ряда Рублеву приписывается только одна – «Вознесение».

По-видимому, в это же время Рублев написал икону, которая является вольной копией с прославленного византийского образа "Владимирской богоматери". В нежных красках, хрупком  образе богоматери, прижавшей к себе младенца, выражены материнская любовь, печаль, предчувствие трагической судьбы сына.

В 1918 году в Звенигороде найденытри иконы из деисусного чина: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», выполненные, по-видимому, Рублевым в 1410-х годах. Особенно замечательна икона «Звенигородский Спас». Своеобразно лицо Христа, одухотворенное, с тонкими строгими чертами. Христос полон сосредоточенной внутренней жизни, его взгляд прям, задумчиво-проницателен, в нем светится человеческая доброта.

Несомненно, здесь воплощен морально-этический  идеал русского человека времени  Рублева, в котором миролюбие  и кротость соединились с твердостью духа, силой и мужеством. Человечность, спокойная мудрость заключается  и в образе апостола Павла, а юношески нежный облик архангела Михаила  лиричен, исполнен глубокого поэтического очарования. Он близок ангелам «Троицы» - величайшего творения древнерусской живописи. Время создания «Троицы» - рубеж 10-20-х годов XV столетия, пора расцвета творчества Рублева. Тогда же, вероятно, было создано еще одно произведение, приписываемое Андрею Рублеву, - «Спас в силах».

Предполагается также, что художник принимал участие в росписи Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастырепод Звенигородом. Сохранившиеся незначительные фрагменты росписи алтарной преграды близки по манере Рублеву.

Между 1424-1427 годами Рублев по приглашению настоятеля монастыря Никона работает совместно с Даниилом Черным и неизвестными помощниками в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Фрески собора погибли. Сохранились лишь три яруса иконостаса, которые выполнены в разной манере.

К числу наиболее достоверных работ Рублева относят: «Крещение», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Эти иконы выделяются глубиной содержания, монументальностью образов, красотой силуэтов, гармонической цветовой гаммой, напоминающей колорит «Троицы».

Последние годы жизни Андрей Рублев проводит в Андрониковом монастыре, где расписывает храм Спаса. По свидетельству современников, он также участвовал в строительстве храма. К сожалению, от последней работы мастера ничего не сохранилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Андрею Рублеву удалось  наполнить традиционные образы новым  содержанием, соотнеся его с главнейшими  идеями времени: объединением русских  земель в единое государство и  всеобщим миром и согласием.

Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в  его нравственные силы, в его способность  к самопожертвованию во имя высоких  идеалов.

Искусствовед М.В. Алпатов писал: «Искусство Рублева - это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания», «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию».

На протяжении всей истории  христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников  и, позднее, от царей-иконоборцев. Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический  показатель духовной жизни и переживаний  народа того периода, когда она была написана.

Духовные подъемы и  спады ярко отразились в русской  иконописи XV-XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские  иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими.

Иконопись - это сложное  искусство, в котором все имеет  особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бобров, Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. [Текст] /  – СПб.: Мифрил, 1995. – 256с.
  2. Брюсова, В. Г. Андрей Рублев. [Текст] /  В. Г. Брюсова. – М.: Изобразительное искусство, 1995. – 304 с., илл.
  3. Ракова, М. М. История русского искусства. [Текст] /  под ред. М. М. Раковой и И. В. Рязанцева. Том первый. - М.: Изобразительное искусство, 1979. – 476 с.
  4. Андрей Рублев. Биография, картины, иконы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://andrey-rublev.ru/
  5. Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.icon-art.info/author.php?lng=ru&author_id=1&mode=general
  6. Хронос. Всемирная история в интернете. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio_r/rublev_a.php
  7. Энциклопедия русской живописи. Русские художники.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruspaintart.com/book/articles-rus-11.shtml
  8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krotov.info/history/15/1/ulyanov.htm

 

 

 


Информация о работе Иконопись Андрея Рублёва как духовная вершина Древней Руси