Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:25, контрольная работа
Русское церковное искусство составляет младшую отрасль византийского и было обязано ему как своим происхождением, так первоначальным направлением и техникой. Влияние последнего на первое было тем решительнее и прочнее, что византийское искусство X—XI веков, когда началась наша церковная жизнь, уже выработало свои отличительные формы, вполне определило свой внутренний характер и отношение к богослужению и действовало в эту пору, как твердо сложившаяся система.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………………………….3
КОРНИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ…………………………………………………………….
ЖИЗНЬ И ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА АНДРЕЯ РУБЛЕВА……………………........................................................................
ИКОНОПИСЬ АНДРЕЯ РУБЛЕВА, КАК ДУХОВНАЯ ВЕРШИНА ДРЕВНЕЙ РУСИ……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………......................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Классическое чувство
Истоки присущей Андрею Рублеву созерцательной глубины восприятия — в духовной ситуации позднего XIV в., при Сергии Радонежском, и раннего XV в., при его учениках. Это было время сильнейшего распространения исихазма в Византии, получившего широкий отклик на Руси. Интонация райской гармонии, пронизывающая творчество Андрея Рублева, характерна для искусства всего христианского мира первой половины XV в.
Творчество Андрея Рублева определило в XV в. расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.
ИКОНОПИСЬ АНДРЕЯ РУБЛЕВА, КАК ДУХОВНАЯ ВЕРШИНА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Во всякой национальной культуре
есть идеалы, к которым она стремится,
и есть реализация этих идеалов, не
всегда совершенная, а иногда, когда
задачи поставлены идеалами очень трудные,
и совсем несовершенная. Но судить о
национальной культуре мы всегда должны
прежде всего по ее идеалам. Это высшее,
что создает национальная культура.
Национальные идеалы русского народа
полнее всего выражены в творениях
двух его гениев - Андрея Рублева
и Александра Пушкина. Именно в их
творчестве отчетливее всего сказались
мечты русского народа о самом
хорошем человеке, об идеальной человеческой
красоте. Эпоха Пушкина была эпохой
возвышения национального русского
духа после победы над Наполеоном.
Эпоха Рублева знаменовала
Творчество Андрея Рублева-наиболее яркое проявление в русской иконописи. Вся красота античного искусства оживает здесь, просвещенная новым и подлинным смыслом. Егоживопись отличается юношеской свежестью, чувством меры, максимальной цветовой согласованностью,чарующим ритмом и музыкой линий.
В одном из залов Третьяковской
галереи находится
В изображение традиционного
Лаконичная композиция концентрирует внимание на фигурах ангелов. Стройные и прекрасные, они как бы погружены в свой внутренний мир. Здесь и тихая печаль, и сердечная мягкость, и внутренняя решимость. Певучие линии изящных фигур образуют круг, чем достигается особая уравновешенность, торжественность всей композиции. Легкие, чистые, будто светящиеся краски - голубые, серебристо-зеленые, золотисто-желтые, розовые, вишневые - вызывают светлое настроение, в них словно звучат отголоски природы, среди которой жил и творил художник: и чистота ясного неба, и золото спелых хлебов, и весенняя зелень лугов.
Созданная в эпоху междоусобных раздоров и татарских грабежей, «Троица» - гармоническая, ясная, пронизанная музыкой светлых ритмов - символически воплотила мечту человечества о совершенном мире, где будут царить согласие, любовь и дружба.
Автор гениального произведения -
древнерусский живописец Андрей
Рублев - уже у современников
В память Сергия Радонежского, одного из идейных вдохновителейКуликовской битвы, деятельность которого всячески способствовала прекращению междоусобиц, объединению русских Князей в борьбе с татарами, создал Рублев знаменитую «Троицу». Икона находилась в Троицком соборе, построенном в 1411 году.
К этому времени Рублев был уже прославленным мастером. В 1405 году он участвует с Феофаном Греком и «старцем Прохором с Городца» в убранстве Благовещенского собора в Москве. В храме сохранились только два яруса иконостаса: деисусный чин и изображения праздников.
Рублеву принадлежат семь икон праздничного ряда: «Благовещение», «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим». От работ других мастеров они отличаются мягкостью, гармоничностью настроения. В изображение евангельских сцен мастер вносит особую интимность чувств, одухотворенность, человеческое тепло. Большой эмоциональностью, утонченной красотой отличается колорит икон: легкие, нежные цвета пейзажа звучат аккомпанементом к более интенсивным и разнообразным тонам одежд.
Этапным произведением Андрея Рублева явились росписи Успенского собора во Владимире (1408), где он работал со своим другом и неизменным соавтором Даниилом Черным. Сохранившиеся фрески представляют фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену храма.
Анализ стилистических особенностей помог ученым определить группу изображений, принадлежащих Рублеву; в них ощущаются большой артистизм, музыкальность линии, грациозность. Юношески прекрасен трубящий ангел, вдохновенно решителен Петр, увлекающий праведников в рай.
Трактовка сцены Страшного суда,
ее эмоциональный настрой
Предполагается, что иконы деисусного чина выполнены по единому замыслу Рублева с помощью учеников. Язык этих работ чрезвычайно лаконичен, монументален. Формы трактованы обобщенно, подчеркнут силуэт, торжественный ритм движения. Цветовая гамма сдержанна и выразительна, построена на декоративных соотношениях зеленого с золотисто-желтыми красным, синего с вишневым. Образы святых - это образы мудрецов-мыслителей, умиротворенных, благородных. По мастерству исполнения самыми выразительными являются изображения Христа, Иоанна Предтечи и апостола Павла. Видимо, они и принадлежат непосредственно кисти Рублева. Из икон праздничного ряда Рублеву приписывается только одна – «Вознесение».
По-видимому, в это же время Рублев написал икону, которая является вольной копией с прославленного византийского образа "Владимирской богоматери". В нежных красках, хрупком образе богоматери, прижавшей к себе младенца, выражены материнская любовь, печаль, предчувствие трагической судьбы сына.
В 1918 году в Звенигороде найденытри иконы из деисусного чина: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», выполненные, по-видимому, Рублевым в 1410-х годах. Особенно замечательна икона «Звенигородский Спас». Своеобразно лицо Христа, одухотворенное, с тонкими строгими чертами. Христос полон сосредоточенной внутренней жизни, его взгляд прям, задумчиво-проницателен, в нем светится человеческая доброта.
Несомненно, здесь воплощен морально-этический идеал русского человека времени Рублева, в котором миролюбие и кротость соединились с твердостью духа, силой и мужеством. Человечность, спокойная мудрость заключается и в образе апостола Павла, а юношески нежный облик архангела Михаила лиричен, исполнен глубокого поэтического очарования. Он близок ангелам «Троицы» - величайшего творения древнерусской живописи. Время создания «Троицы» - рубеж 10-20-х годов XV столетия, пора расцвета творчества Рублева. Тогда же, вероятно, было создано еще одно произведение, приписываемое Андрею Рублеву, - «Спас в силах».
Предполагается также, что художник принимал участие в росписи Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастырепод Звенигородом. Сохранившиеся незначительные фрагменты росписи алтарной преграды близки по манере Рублеву.
Между 1424-1427 годами Рублев по приглашению настоятеля монастыря Никона работает совместно с Даниилом Черным и неизвестными помощниками в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Фрески собора погибли. Сохранились лишь три яруса иконостаса, которые выполнены в разной манере.
К числу наиболее достоверных работ Рублева относят: «Крещение», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Эти иконы выделяются глубиной содержания, монументальностью образов, красотой силуэтов, гармонической цветовой гаммой, напоминающей колорит «Троицы».
Последние годы жизни Андрей Рублев проводит в Андрониковом монастыре, где расписывает храм Спаса. По свидетельству современников, он также участвовал в строительстве храма. К сожалению, от последней работы мастера ничего не сохранилось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Андрею Рублеву удалось наполнить традиционные образы новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединением русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием.
Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов.
Искусствовед М.В. Алпатов писал: «Искусство Рублева - это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания», «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию».
На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев. Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.
Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV-XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими.
Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Иконопись Андрея Рублёва как духовная вершина Древней Руси