Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 13:18, реферат
Иконостас, согласно памятникам христианской культуры, начинает развиваться с ӏV века. Роль иконостаса выполняла алтарная преграда, которая состояла из решеток и каменной перекладины или это была просто завеса, а иногда колоннада с архитравом (поперечной балкой). Самой древней считается завеса (она упоминается в первые века христианской Литургии), сейчас ее можно встретить в армянской и эфиопской церквях. Существует походный иконостас, на случай, если богослужение происходит вне церкви (например в военном походе).
1. Иконостас. Происхождение, значение.
2. Русский высокий иконостас.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
План.
1. Иконостас. Происхождение, значение.
2. Русский высокий иконостас.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
1. Иконостас. Происхождение, значение.
«Иконостас – многоярусная преграда между трапезной и алтарной частями интерьера церкви.»1 В середине иконостаса располагаются Царские врата (состоят из двух створок, на которых находятся изображения Благовещения и четырех евангелистов, редко изображаются Евхаристия или Василий Великий и Иоанн Златоуст), по сторонам расположены иконы местного ряда (в нем размещаются иконы Спасителя справа от Царских врат и Богоматери слева от Царских врат; икона святого или праздника, в память которого освящен престол – она располагается вторая справа от Царских врат), затем расположены северная (обязательно) и южная (необязательно) двери. Иконостас состоит из нескольких ярусов (рядов): местный, деисусный (в центре – Спас-Вседержитель, по сторонам Богоматерь и Иоанн Предтеча, еще изображаются архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и др, а также избранные святые), праздничный (состоит из икон двунадесятых праздников и икон, написанных на сюжеты Страстной недели), пророческий (в нем расположены Ветхозаветные пророки), праотеческий (в центре – икона Отечество, по сторонам Адам, Ева, Авель, Исаак, Авраам, Иаков и другие праотцы), цикл страстных икон (иконы, написанные на сюжеты второй половины Страстной недели: Омовение ног, Тайная вечеря, Моление о чаше, Восхождение на крест и др) и распятие.
Иконостас, согласно памятникам христианской культуры, начинает развиваться с ӏV века. Роль иконостаса выполняла алтарная преграда, которая состояла из решеток и каменной перекладины или это была просто завеса, а иногда колоннада с архитравом (поперечной балкой). Самой древней считается завеса (она упоминается в первые века христианской Литургии), сейчас ее можно встретить в армянской и эфиопской церквях. Существует походный иконостас, на случай, если богослужение происходит вне церкви (например в военном походе).
Алтарная преграда или иконостас имеют следующее значение:
- преграда
ограждает Святая Святых и
является подобием ограды
- твердь, отделяющая чувственное от духовного, а космит со стоящими на нем иконами – союз любви и единение во Христе святых, сущих на земле, с горним миром (свт. Симеон, архиепископ Фессалоникийский)
- образ рая (Н. И. Троицкий)
- в иконостасе
показана жизнь Церкви от
«Иконостас не прячет что-то от верующих – любопытные и острые тайны, как по невежеству и самолюбию вообразили некоторые, а напротив, указывает им, хромым и увечным, вход в иной мир, запертый от них их собственной косностью, кричит им в глухие уши о Царствии Небесном.»2 (священник Павел Флореский)
Функционально иконостас обладает литургическим значением – входы и выходы вечерних, утренних и литургических чинопоследований, отверзание царских врат, их завес и т. п.
2. Русский высокий иконостас.
Древнейшие русские иконостасы состояли чаще всего из одного ряда и венчались распятием. Иконы не устанавливались на алтарной преграде, а приставлялись к ней. На Руси высокий иконостас, создателем которого можно смело считать Феофана Грека, начинает свое развитие при митрополите Киприане (1390-1406), но это мнение не однозначное – общее мнение всех известных исследователей по поводу возникновения высоко иконостаса расходится от XIV до XVII века, но судя по летописям – этоXII-XIV век. Возможно в это время появляются 4-х ярусные иконостасы, причиной их возникновения было утверждение на Руси Иерусалимского богослужебного устава. Основой для иконостаса послужили распространенные на Руси в XII-XIII высокие деревянные алтарные преграды, а также глухие каменные преграды. Сохранились даже летописные свидетельства тех времен, которые позволяют сделать вывод, что русский высокий иконостас начал формироваться в конце XIV – начале XV века (самое древнее свидетельство относится к 1337году). Хотя есть версия что начало устройства многоярусного иконостаса было при митрополите Макарии, который в 1528 году устроил в Новгородском Софийском соборе новый высокий иконостас, но на ней не будем останавливаться. Вплоть до XVI века высокие многоярусные иконостасы существовали вместе с алтарными преградами и каменными стенками.
XIV-XV века. В эту эпоху сильно развивается иконостас в Московской Руси. Это итог творчества многих мастеров: иконописцев, скульпторов, ювелиров, художников. Но основной вклад в развитие иконописи в этот период сделали Феофан Грек и Андрей Рублев – две школы, византийская и русская. В 1405 году Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца приступают к росписи Благовещенского собора – это был самый значительный труд Ф. Грека в московском периоде. Он руководил работами по росписи храма и его кисти принадлежит деисусный чин иконостаса (тогда трехрядного): «Спас в силах», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча». Высота деисусных икон достигает 2-х метров. Особенность Благовещенского деисусного ряда – широкие пропорции каждой доски (не повторяется в более поздних иконостасах). До настоящего времени сохранился не весь иконостас, каковым он был в первоначальном виде, т.к. храм был разобран в 1482 году, а в 1547 сгорело при пожаре много икон. Нынешний деисусный ряд близок к творчеству Ф. Грека, его автором скорее всего является византийский мастер, работавший в русле того же художественного направления; но возможно оно был перенесен в Благовещенский собор после 1547 года из Успенского собора г. Коломны, где в 1392 году трудился Феофан Грек. Сейчас в иконостасе находится 25 икон конца XIV – начала XV века.
В 1410 году Андрей Рублев и Даниил Черный заканчивают иконостас Успенского собора во Владимире. Рублев вводит в иконостас новый ярус – пророческий ряд. Это первый 4-х рядный иконостас на Руси. До нынешних дней сохранились 13 деисусных икон, 5 праздничных, 2 пророческих. Особенностью высокого иконостаса во Владимире является пропорциональное соотношение рядов: деисусные иконы – 317см, праздничные иконы – 125см, пророческие – 163см. Следующей работой этих мастеров становится иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425-1427), который дошел до нас почти в первозданном виде, лишь некоторые изменения были сделаны в местном ряду. Особое место в иконостасе занимала икона «Животворящей Троицы», написанная «в похвалу преподобному Сергию». Иконостас Троицкого собора является первым сомкнутым высоким иконостасом, он формировался на протяжении XV-XVII веков, праотеческий чин добавлен в 1600 году по вкладу царя Бориса Годунова. В настоящее время от икон того времени сохранилось 15 деисусного чина, 19 праздничного чина и 6 пророческого чина. Также Андрею Рублеву приписывают деисусный ряд в Успенском соборе в Звенигороде (около 1400), но не по документальным данным, а по стилистическим.
Иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры являются образцом для иконостасов Успенского собора Московского кремля (1481) и Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497).
К началу XVI века многоярусный иконостас состоял из местного, деисусного, праздничного и пророческого рядов. Из праздничного ряда исключили Страстной цикл (кроме «Распятия»), добавили «Воздвижение Креста» и Богородичные праздники протоевангельского смысла. В конце XVI века в годуновскую появился праотеческия ряд, который завершил формирование иконостаса. Над иконами праотцев устанавливали резных или литых шестокрылов-херувимов. Начинается формирование пядничного ряда: маленькие вкладные иконы группировались в нижней части деисусного ряда. Обязательным становится наличие 3 врат (с середины XVI века обязательными были только северные врата, а южные устанавливали в основном в больших храмах) и размещение икон местного ряда по греческому образцу. На соборе 1666-1667 годов повелели ставить на верху иконостаса святой крест с изображением на нем распятого Христа (напр. псковский Троицкий кафедральный собор – 1682 год, Архангельский собор Московского Кремля – XVII век, новгородский Знаменский собор – 1699-1703годы). Но все церкви были увенчаны распятием (в киевском Софийском соборе, в некоторых новгородских церквах). Были случаи, когда на самом верху иконостасов делался новый ярус, в котором изображались страдания апостолов, а деисусный ряд был апостольским (Успенский собор Московского Кремля: в 1653 году по инициативе патриарха Никона – одно из первых патриарших начинаний по приближению русской церковной практики к современной греческой; псковский Троицкий собор, новгородский Знаменский собор). В XVII веке появилось изображение сивилл и философов на тумбах внизу под местными иконами. Появляются также миниатюрные иконостасы – маленькие копии с больших церковных иконостасов, предназначенные для домашнего употребления в молельнях, в путешествиях и военных походах ( при Академии художеств хранились два миниатюрных иконостаса в четыре яруса: деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий).
К середине XVII века 5-ярусные иконостасы получили большое распространение в центральных областях России, а на севере еще существовали 2, 3, и 4-ярусные иконостасы. Но были в эту эпоху иконостасы, состоявшие из деисусного ряда – в Великом Новгороде их было, по описи 1617 года, 72 из 132. Самый грандиозный сохранившийся иконостас находится в Успенском соборе в Рязани, в высоту он 25 метров и состоит из 9 рядов: подместный, местный, праздничный, деисусный, деяний апостолов, пророческий, деяний пророков, праотеческий и Страстной – всего 165 икон (1702 год, иконописец Николай Соломонов с товарищами).
Иконографический канон русских иконостасов окончательно сформировался в XVII веке, а затем развивался в архитектурно-художественном отношении.
В 50-60-х годах XVII века происходит принципиальное изменение декора и конструкции иконостаса. Иконостас превратился в огромную раму с колонками и карнизами с резными картушками, кубиками-фиалами, раковинами и т.п. Объемная резьба таких иконостасов называлась флемской (от нем. Flamisch – фламандский), была близка к резьбе польских католических алтарей. «Флеманская резь» - это в основном прорезные колонки с виноградной лозой, виноградные и акантовые листья, гребни с перлами, «скрученный пергамент», разнообразные цветы и фрукты – цироты, изредка фигуры ангелов. Резьбу золотили, расписывали серебром, золотом и цветными лаками ( церковь Воскресения словущего в Теремном дворце Московского Кремля, 1680 г.).
В XVIII веке во времена Петра I меняется церковное устройство. Вводятся западные художественные вкусы. Большое влияние это оказало на иконостас: на первое место выступают декоративные формы иконостаса, а не сами иконы. Изменяются древние иконостасы – богато украшаются, переписываются старые иконы, чтобы соответствовали богато оформленному иконостасу. Тябловые иконостасы заменяются каркасными (в середине XVIII века полностью переделан иконостас Успенского собора во Владимире в стиле барокко). В Петербурге более не делали многоярусных иконостасов, очень редко доходило до трех рядов. В их украшение широко вводятся колонны, массивные антаблементы, портики и круглая скульптура. Митрополит Филарет Дроздов строго критиковал такие нововведения, как и многие из духовенства. На протяжение всего XVIII века изменялись иконостасы на западный манер, лишь немногих храмов не коснулось это введение светской власти. Но в XIX веке возрождается интерес к древним иконостасам: с одной стороны происходит возврат к большим высоким иконостасам, а с другой в практику входит одноярусная византийская алтарная преграда. Оба этих типа существовали до 1917 года. В 40-50 годах XX века появляется необходимость воссоздания иконостасов, после возрождения церковной жизни. Основной чертой этого времени стали комбинированные иконостасы: иконы разного времени, разные стили письма, разные размеры икон (собирали что сохранилось в закрытых храмах и не состояло на музейном учете). Иконостасов создавалось очень мало. В конце 80-х годов встала необходимость в создании новых иконостасов. В наше время иконостасы сооружаются всех форм и стилей. Древнерусские традиции сохранились в пятиярусном иконостасе в Покровском храме Хотьковского монастыря (1995 год).
Заключение.
На протяжение многих столетий значительную роль в развитии иконостаса сыграла верность византийским и древнерусским традициям, которые сохранились до сих пор. В нынешнее время в храмах можно увидеть как высокие многоярусные иконостасы, так и одноярусные.
Список использованной литературы.
1. Православная энциклопедия. Т. 22. Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2. – М. : ЦНЦ РПЦ «Православная энциклопедия», 2009.
2. Православный иконостас. Происхождение, виды, духовный смысл / Авт.-сост. Т. И. Шевцова. – М. : ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003. – 240с. : илл.
3. Русское церковное искусство X-XX веков. – М. : Лепта Книга, Издательство Сретенского монастыря, 2007. – 728с. : илл.
4. В. В. Филатов. Словарь изографа. – М. : «Лествица», 2000.
5. Православная икона. Канон и стиль. Сост. Александр Стрижев. – М. : «Православный паломник», 1998. – 495с.
6. Шкаруба Л. М. Основы иконоведения: богословие в красках. – Новосибирск: Издательство «Свиньин и сыновья», 2008. – 704с. :илл.
7. Л. А. Успенский.
Богословие иконы православной
церкви. – Издательство западно-
8. Э. С. Смирнова. Московская икона XIV-XVII веков. – Ленинград. : Издательство «Аврора», 1988. – 319с.
1 В.В. Филатов. Словарь изографа. М, 2000. С. 84.
2 Л. А. Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. С. 231.