Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:05, реферат
Возможность построения обобщающей модели культуры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археологии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1.1 Происхождение и значение термина «культура»…………………………. 4
1.2 Структурная целостность культуры…………………………………………...7
1.3 Структура культуры……………………………………………………………10
1.4 Основные социальные функции культуры………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………...27 Список литературы………………………………………………………….29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Происхождение
и значение термина «культура»………………………….
4
1.2 Структурная
целостность культуры…………………………………………...7
1.3 Структура культуры…………………………………………………………
1.4 Основные социальные
функции культуры………………………………..19
Заключение……………………………………………………
Введение
Феномен культуры является исторической
категорией, вбирающей в себя множество
значений и смыслов, которые формировались
и трансформировались на протяжении веков.
Благодаря достижению человечеством определенного
уровня осознания и отражения окружающей
действительности, появляется потребность
не только в познании мира, но и в его преобразовании.
В последствии все материальные и нематериальные
преобразования человеком окружающей
действительности плотно закрепляются
в мировой истории, приобретая обобщающее
значение «культура».
Возможность построения обобщающей модели
культуры привлекает внимание представителей
разных наук: философии, психологии, истории,
археологии, этнографии, в том числе и
социологии. Такой интерес обусловлен
многогранностью культурных явлений,
и их функциональным значением, а также
возможностью собственной интерпретации
данного феномена. Несмотря на это только
в середине XX в. начинается реализация
все более осознаваемой потребности и
возможности специального межпредметного
исследования культуры.
Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе.
1.1.Происхождение и значение
термина «культура»
Понятие «культура» (происходит от латинского
culture - взращивать, возделывать почву, заниматься
земледелием) родилось в Древнем Риме
как противоположное значение понятию
«натура»- природа. Следовательно, изначально
термин «культура» применяли относительно
человеческой деятельности, направленной
на преобразование «естественного», «природного»,
а именно возделывание и обработка земли,
уход за животными, занятие сельским
Со временем слово «культура» стало вбирать
в себя всё более широкий круг предметов,
явлений, действий, общим свойством которых
было их человекотворное происхождение.
Соответственно и сам человек в той мере,
в какой он рассматривался как творец
самого себя, попадал в сферу культуры,
и она обрела смысл «образование», «воспитание»
т. е. взращивание, возделывание, уход за
человеком, в ходе которого нечто дополняется
и исправляется в природе человека.
Лингвисты
отмечают, что до XVII века термин «культура»
не имел самостоятельного употребления.
Он употреблялся только в словосочетаниях,
означая совершенствование, улучшение
того, с чем сочетался: «culture juries» -— выработка
правил поведения, «culture lingual» — совершенствование
языка и т.д.
Более четкое
содержание термину «культура» впервые
придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф.
Он употребил этот термин применительно
к «человеку искусственному», воспитанному
в обществе, в противоположность человеку
«естественному», необразованному.
В XVIII веке
продолжая античную традицию, идеологи
просвещения с помощью термина «культура»
выражали идею культуры как сферы развития
«человечности», «человеческой природы»,
«человеческого начала в человеке» в противоположность
природному, стихийному, животному. Таким
образом, в эпоху просвещения культура
трактовалась как средство возвышения
человека, совершенствования духовной
жизни и нравственности людей, исправления
пороков общества. Здесь культура приобретает
значение «истинной человечности», «подлинно
человеческого бытия». К ней относится
только то, что выражает достоинство человека
и способствует его развитию. Следовательно,
не всякий результат деятельности человеческого
рода заслуживает того, чтобы называться
достоянием культуры. Но, с другой стороны,
культура рассматривалась и как имеющийся
в действительности, реально существующий
и исторически меняющийся образ жизни
людей, специфика которого обусловлена
достигнутым уровнем человеческого разума,
науки, искусства, воспитания, образования.
С этой точки зрения явлениями культуры
следовало признавать не только позитивные
достижения человечества, но и отрицательные
проявления человеческой активности (религиозные
распри, войны, преступность и т. д.).
В дальнейшем
закрепилась расширительная трактовка
культуры: культура охватывает все, что
отличает жизнь человеческого общества
от жизни природы, все стороны человеческого
бытия. Она включает в себя не только результат
духовной деятельности человека, но и
изменение окружающей природы, создание
искусственной среды обитания, технику,
формы общественных отношений, социальные
институты и т. д. В узком смысле культура
— это уровень отношений, которые сложились
в коллективе, те нормы поведения, которые
освящены традицией, обязательны для представителей
данного этноса и различных его социальных
групп. Культура здесь выступает как форма
трансляции социального опыта через освоение
каждым поколением не только предметного
мира культуры, навыков и приемов технологического
отношения к природе, но и культурных ценностей,
образцов поведения. Причем эта регулирующая
социальный опыт роль культуры такова,
что она формирует устойчивые художественные
и познавательные каноны, представление
о прекрасном и безобразном, добре и зле,
отношении к природе и обществу, сущему
и должному и т.п.
Еще в одном
смысле понятие культуры раскрывает сущность
человеческого бытия как реализацию творчества
и свободы. Конечно, здесь надо различать,
во-первых, свободу как неотъемлемую духовную
потенцию человека и, во-вторых, осознание,
и осознанную социальную реализацию свободы.
Без первого культура просто не может
появиться, но второе достигается лишь
на сравнительно поздних стадиях ее развития.
Далее, когда речь идет о культуре, то имеется
в виду не какой-то отдельный творческий
акт человека, но творчество как универсальное
отношение человека к миру. В таком понимании
культура обозначает отношение человека
к окружающей его действительности, через
которое человек создает мир и самого
себя. Таким образом, каждая культура становится
способом творческой самореализации человека.
Поэтому постижение иных культур обогащает
нас не только новым знанием,но и новым
творческим опытом.
В наше время слово «культура» является одним из наиболее употребляемых и в обыденном языке, и во множестве научных определений, что говорит как о многозначности термина, так и о многообразии самого феномена культуры. В 60-е годы нашего века насчитывалось 237 толкований «культуры», на сегодняшний день существует около 400 различных научных определений данного феномена.
С содержательной
точки зрения под культурой понимается
совокупность биологически ненаследуемых,
искусственно созданных людьми материальных
объектов, идей образов, технологий их
изготовления и оперирования ими, устойчивых
связей между людьми и способов их регулирования
на основе оценочных критериев, имеющихся
в обществе. Для каждого общества все эти составляющие
в их конкретно - исторической форме образуют
ее социокультурный комплекс, или культуру
данного общества.
В обыденной жизни термин культура употребляется
либо для обозначения оптимального функционирования
социальных институтов («культура быта»,
«культура труда», «политическая культура»
и т.д.), либо ассоциируется с вежливостью
и образованностью («культура поведения»,
«культура мышления», «культура чувств»
и т.п.). В публицистических штампах («наука
и культура», «культура и экономика», «новости
культурной жизни») область культуры ограничивается
сферой искусства и нравственностью. Таким
образом, обыденным сознанием культура
воспринимается как сумма ценностей, некий
исторически сложившийся эталон совершенства,
к которому должно стремиться общество.
Подводя
итог всему вышесказанному, можно говорить
о том, что культура включает в себя, не
только созданное человеком и характеризующее
его жизнь в определенных исторических
условиях, но и средства, способы и результаты
человеческой деятельности, изменения,
которые он производит в самом себе, в
своем теле, в своей душе, в физическом
и духовном облике. Такое расширительное
содержание понятия культуры, делает ее
объектом изучения целого комплекса наук
об обществе: философии, политологии, религии,
истории, социологии и т.п.
1.2. Структурная
целостность культуры
Культура
выступает как предмет и область глобального
научного рассмотрения, содержанием которого
становится генезис, функционирование
и развитие культуры как специфически
человеческого способа жизни, который
исторически раскрывает себя в процессе
культурного наследования, внешне сходного,
но радикально отличного от существующего
в мире живой природы. Задача глобалистики
— построить «генетику» культуры, которая
бы не только объясняла историко-культурный
процесс (в мировом и национальном масштабах),
но и могла бы, в перспективе, прогнозировать
его. Поставленная задача предполагает
решение следующих фундаментальных проблем:
1) выявление «гена» и «генетического кода» культурных феноменов, т.е. базисных структур, которые ответственны за сохранение, передачу социального опыта;
2) изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мутационное воздействие на «гены» культурно-исторических образований, перестраивающих их «код» в процессе творчества;
3) изучение суммарных последствий такого развития как реальной истории «очеловечивания» мира.
В соответствии с таким подходом к изучению культурных феноменов на данном этапе развития социологического знания выделяются следующие структурные составляющие культуры:
1) явления культуры или артефакты (от лат. arte — искусственное и factus — сделанный) то есть продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком. Например, сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы действия;
2) паттерны - относительно устойчивые и повторяющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, поведения. Поясняя данное понятие, можно говорить о том, что культура включает в себя образцы человеческих отношений. Известный американский ученый Дж. Ханигман выделил в культуре два рода явлений. Во-первых, социально стандартизированное поведение в сообществах. Во-вторых, материальные продукты групповой активности. Из единиц такого рода складываются определенные образцы, конфигурации, стереотипные формы — паттерны. Они могут быть универсальными для данной культуры (например, государственное творчество), а могут быть и специфичными для региона (например, способ обработки земли) или для группы (например, жаргон). Культурные образцы могут носить характер реальных действий, или отношений, или воображаемых представлений. К числу последних относятся идеалы.
3) смысловые доминанты культуры - это те главные смыслы, то общее отношение каждого отдельно взятого человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Именно смыслы определяют, то, что мы ищем в мире и в самих себе. Человек наделяет смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Таким образом, весь мир превращается в поля человеческих смыслов, в мир культуры. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура — это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей, образуя тем самым смысловые доминанты. Из смысловых доминант образуется еще одна составляющая культуры – символические объекты.
4) символические объекты – это знания, идеи, ценности, нормы, знаковые системы, условно отделяющие одни социальные объекты (народы, этносы, государства) от других, придающие им свою уникальность и неповторимость.
5) технологию — это специально организованная деятельность, ориентированная на достижение результатов. В зависимости от типа объектов, на создание которых они ориентированы, можно выделить различные типы технологий: технологии создания физических объектов, социальные технологии, ориентированные на организацию социального взаимодействия, символические технологии, связанные с порождением и трансляцией символов.
Важно отметить, что любую культуру необходимо воспринимать лишь в единстве ее составляющих, которые не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, взаимодополняемы. Воспроизведение культуры как целого осуществляется на трех уровнях:
1) сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной,символической оболочкой;
2) обновление культуры, институты обновления знания, инновационные воздействия на «код» культуры;
3) трансляция культуры — опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.
Все три
уровня, характеризуя культуру в широком
спектре ее
формообразований
(наука, техника, искусство, религия, философия,
политика» экономика и т.д.), в то же время
позволяют выявить структуру, образ деятельности,
целостность культуры, что не может сводиться
описанию достижений культуры и предполагает
постановку, а также концептуальное решение
проблемы воссоздания такой целостности.
Воспринимая культуру на всех ее уровнях и в единстве ее составляющих, можно определить ее предназначение и цели. В узком смысле, целью культуры является всесторонне развитие человека, удовлетворение его основных потребностей, а так же потребностей в творческой реализации своих возможностей и способностей. В широком смысле цель культуры определяется как накопление и передача достижений социокультурного опыта человечества в целом.
1.3 Структура культуры
Как отмечалось в предыдущем параграфе, культура служит средством удовлетворения тех или иных человеческих потребностей.
Потребность — это недостаток, нужда в чем-либо необходимом. Но лучше сказать, что потребность — это сама необходимость в чем-либо, т.е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувство, которое он осознает как необходимость удовлетворения.
Различают
исходные, или первичные, потребности
человека, которые связаны с его биологией
и психикой, и вторичные, которые образованы
в нем жизнью в обществе или культурой.
Потребность в каких-либо вещах или в действиях
делает их значимыми для человека, пробуждает
в нем интерес и деятельность, направленную
на их удовлетворение, которая может быть
творческой, а может быть и пустыми хлопотами.
То, что имеет
какое-то значение для человека и пробуждает
интерес, преобразуется в ценности. Мир ценностей и их производство – является
важным структурным элементом культуры.
Следовательно, образуется следующая
цепочка понятий: потребности — интересы
— ценности — культура.
Информация о работе Происхождение и значение термина «культура»