Ислам как мировая религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 17:10, реферат

Описание работы

Ислам — не только одна из мировых религий, но и всеохватывающий образ жизни, включающий в себя верования и обрядовую практику, которые находят свое место в широком контексте регулируемых общественных отношений, экономических обязанностей и привилегий, политических идеалов и преданности своим общинам.
В современном мире исламский фактор играет огромную роль не только в культурном плане, но и в политическом, юридическом и экономическом. "Одной из ярчайших особенностей современного ислама, - пишет М.Хатами в своей книге "Ислам, диалог и гражданское общество",- выступает его готовность к диалогу. Речь может и должна идти о диалоге цивилизаций, о диалоге между Востоком и Западом, о толерантном взаимоотношении культур в наступившей эпохе. Мусульмане, призывающие к диалогу цивилизаций, сами являются носителями мощной цивилизации и богатой культуры. Они понимают отношения между людьми как отношения, основанные не насилие и принуждении, а на разумном подходе и диалоге. Диалог цивилизаций означает равенство народов и государств".

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 48.67 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Ислам — не только одна из мировых религий, но и всеохватывающий  образ жизни, включающий в себя верования  и обрядовую практику, которые  находят свое место в широком  контексте регулируемых общественных отношений, экономических обязанностей и привилегий, политических идеалов  и преданности своим общинам.

В современном мире исламский  фактор играет огромную роль не только в культурном плане, но и в политическом, юридическом и экономическом. "Одной из ярчайших особенностей современного ислама, - пишет М.Хатами в своей книге "Ислам, диалог и гражданское общество",- выступает его готовность к диалогу. Речь может и должна идти о диалоге цивилизаций, о диалоге между Востоком и Западом, о толерантном взаимоотношении культур в наступившей эпохе. Мусульмане, призывающие к диалогу цивилизаций, сами являются носителями мощной цивилизации и богатой культуры. Они понимают отношения между людьми как отношения, основанные не насилие и принуждении, а на разумном подходе и диалоге. Диалог цивилизаций означает равенство народов и государств".

Необходимо понимать, что  между исламской цивилизацией или, точнее сказать, цивилизаций мусульман  и нашей сегодняшней жизнью находится  так называемая "западная цивилизация", на счету которой немало достижений и чьи последствия, особенно для  тех, кто живёт за пределами западного  мира, бессчетны. Наша эпоха – это  эпоха преобладания западной культуры и цивилизации, что необходимо ясно осознавать. Однако для того, чтобы  осознание было эффективным и  полезным, необходимо пойти дальше просто поверхностного понимания этой цивилизации и постичь её теоретические  начала и основополагающие ценности. Столь же необходимо и встречное движение. Общеизвестно, что последователи исламской религии являются одними из наиболее консервативных. За последние десятилетия, вступив в эпоху глобальных связей и интеграционных процессов, безусловно, образ жизни мусульман изменился. В своей работе я хотела рассмотреть, как на образ жизни обычных мусульман влияют такие факторы современной жизни как миграции, интернет, СМИ и информационная война, конфликты и прочее.

 

 

 

ГЛАВА 1

 

 

КУЛЬТУРА ИСЛАМСКОГО ВОСТОКА. ИСЛАМ — ВЕРА И ОБРАЗ  ЖИЗНИ

 

 

Всякий мусульманин знает  арабское звучание и смысл символа  веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха".

В этих словах кратко выражены два главных принципа ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог — Аллах; своим посланником  Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям  текст священной книги — корана, его руками он основал общину верующих (умма).

Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для  ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда  идеологи и политики, выступающие  под лозунгом ислама, пытаются, как  можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.

Знание основ мусульманской  религии весьма различно у различных  слоев населения и в разных странах традиционного распространения  ислама.

Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений  и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду предписываются тесты  и более раннего времени и  более поздние. Из этих записей был  сделан около 650 года (при третьем  приемнике Мухаммеда — Османе) свод, получивший название “Коран” (“чтение”). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

Коран делится на 114 глав (сур). Они расположены безо всякого  порядка, просто по размерам: более  длинные ближе к началу, более  короткие — к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более  поздние) перемешаны. Одно и тоже повторяется  многословно в разных сурах.

Восклицание и прославление величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами “геенной” в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов тайной редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.

Другая часть религиозной  литературы мусульман — это сунна (или сонна), состоящая из священных  преданий (хадисов) о жизни, чудесах  и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство  в исламе.

На основе Корана и хадисов  мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий  составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века.

Биография Мухаммеда лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки мусульманской религии нужно  искать, конечно, не в биографии отдельных  лиц, а в социально-экономических  и идеологических условиях, сложившихся  в эту эпоху в Аравии.

Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил  около 570 – 632 гг. и проповедовал новое  учение сначала в Мекке, где нашел  мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много  приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, вскоре объединил большую  часть Аравии под знаменем новой  религии.

Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь  земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родоплеменная знать обитавшего здесь племени Корейш извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.

Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга.

В IV веке в Аравии начался  упадок караванной торговли, так как  торговые дороги переместились на Восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся  веками. Кочевники, потерявшие доход  от караванного движения, стали склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в  земле, усилились столкновения между  племенами. Стала чувствоваться  нужда в объединении. Это не замедлило  отразиться и идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи  и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших  единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почти ничего нового по сравнениями  с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: в основе у Мухаммеда  — строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово “ислам”  означает покорность.

“Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые  стойки в справедливости: нет божества, кроме него, великого, мудрого! Поистине, религия перед Аллахом — ислам…”(3:16 – 17).

Проповеди Мухаммеда вначале  были встречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени Корейш. Торговая знать опасалась, что прекращение  культа старообрядских племенных богов  подорвет значение Мекке как религиозного, а значит, и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами  пришлось бежать из Мекки: это бегство, совершенное в 622 году н. э., считается  мусульманами за начало особого летоисчисления. В земледельческом оазисе Медине Мухаммед нашел более благоприятную  почву для пропаганды: мединцы  соперничали и враждовали с меккенской аристократией и рады были выступить  против нее. Мухаммеда поддержало несколько  местных племен. Набрав много сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. С  объединением арабских племен, которые  одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки, как национально- религиозного центра еще более возросло.

В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем не оформлено. Основные его положения  можно извлечь из Корана, при всей хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами.

Основы религии знает  всякий мусульманин, и образованный и неграмотный. Почти всякий знает  и "пять столпов" ислама, пять главных  обязанностей верующего. Первый из них  — молитва (салят). Молитва мусульман  состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных  формул. Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать их можно  и дома, и в мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальное омовение. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную  мечеть города, села, округа.

Мечеть (масджид) — и место  моления, и помещения для религиозных  школ, и центр религиозных проповедей и диспутов.

Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманский  пост заключается в воздержании  от пищи, питья и развлечений. Все  время должно быть в принципе посвящено  человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных  сочинений, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и  т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе.

Кроме ограничений, связанных  с постом, в исламе существует большое  количество запретов, регулирующих различные  стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество — риба. Конечно, не все эти и  другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности  в семидесятые годы нашего века, в различных мусульманских государствах усиливается контроль, за соблюдением  культовых правил, например поста  в рамадан.

Четвертой обязанностью каждого  мусульманина (с оговоркой — если у него есть к тому физическая и  материальная возможность), является хаджж  — паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне  ислама. Кааба — небольшое здание, в юго-западный угол которого вмурован "черный камень" (издревле хранящийся тут метеорит) — по преданию посланный  Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.

Паломничество совершается  в месяце зуль-хиджжа, который, как  рамадан, является месяцем лунного  календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев  специальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход  вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее  следуют торжественные процессии  и моления у холмов и долин  вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца  Ибрахима, первого проповедника единобожия.

Хаджж завершается праздником ид аль-адха, во время которого в  память о жертве, принесенной Ибрахимом  Аллаху, режут жертвенных животных. Окончание хаджжа является главным  мусульманским праздником, который  отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру. Люди, совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджжи и пользуются уважением родных в своих родных местах.

Пятой обязанностью мусульманина является закят — обязательный налог  на имущество и доходы, который  идет в теории на нужды общины и  распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака —  добровольные пожертвования и милостыня.

На самом деле все эти  социально-экономические регуляторы справедливости внутри исламской общины с самого начала были и остались благими пожеланиями. Закят быстро стал обычным государственным налогом, садака шла на нужды религиозного культа, запреты на ростовщичество легко обходились оформлением дачи денег в рост как совместного  финансового предприятия кредитора  и должника.

Каждое из этих предписаний, несмотря на то, что они сами по себе не так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения  в затруднительных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно  для больных, для путешественников, они могут и должны отпоститься  позже соответствующее число  дней; кстати, мусульманский пост, в  отличие от христианского, состоит  в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток  можно есть и пить что угодно и  предаваться любым удовольствиям.

Иногда к "столпам ислама" причисляют джихад. В средние века действительно одним из предписаний  мусульманской религии состояло участие в священной войне  за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются “запретными”) надлежит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям. Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий. К многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: “О, вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах — с богобоязненными!” (9:124). К людям же, “имеющим писание”, то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, “которым ниспослано писание”, — с иудеями и христианами, — если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины (9:29). На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех иноверцев.

Информация о работе Ислам как мировая религия