Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 17:10, реферат
Ислам — не только одна из мировых религий, но и всеохватывающий образ жизни, включающий в себя верования и обрядовую практику, которые находят свое место в широком контексте регулируемых общественных отношений, экономических обязанностей и привилегий, политических идеалов и преданности своим общинам.
В современном мире исламский фактор играет огромную роль не только в культурном плане, но и в политическом, юридическом и экономическом. "Одной из ярчайших особенностей современного ислама, - пишет М.Хатами в своей книге "Ислам, диалог и гражданское общество",- выступает его готовность к диалогу. Речь может и должна идти о диалоге цивилизаций, о диалоге между Востоком и Западом, о толерантном взаимоотношении культур в наступившей эпохе. Мусульмане, призывающие к диалогу цивилизаций, сами являются носителями мощной цивилизации и богатой культуры. Они понимают отношения между людьми как отношения, основанные не насилие и принуждении, а на разумном подходе и диалоге. Диалог цивилизаций означает равенство народов и государств".
Процесс адаптации религиозно-
Существенные изменения
претерпела мусульманская судебная
система, сложившаяся в средневековье,
и в определенной мере — сама
система мусульманского права: происходило
постепенное ограничение
Потребности социально-экономического
развития ставили мусульманских
богословов и правоведов перед необходимостью
нового осмысления целого ряда традиционных
положений Ислама. Однако этот процесс
оказался весьма болезненным и затяжным.
Это отразилось, в частности, в
полемике по поводу допустимости (или
греховности) создания в мусульманских
странах банковской системы. Полемика
разворачивалась, с одной стороны,
вокруг положения о взимании ссудного
процента (риба), а с другой — в
связи с шариатским запретом на омертвение
капитала. Наиболее ярко выраженную форму
она приобрела в Египте, где
муфти Мухаммад‘Абдо в 1899 году издал
фатву, разъяснявшую, что банковские
вклады и взимание с них процентов
не являются ростовщичеством и, следовательно,
не относятся к категории
Расширение практики капиталистического
предпринимательства в
Важнейшую роль сыграли изменения,
происходившие в сфере
В этот период религиозно-обновленческие процессы в Исламе были связаны в первую очередь с проблемой освоения научно-технических достижений Запада. Сторонники реформаторского направления высказывались за модернизацию в установлении Ислама, тормозивших процесс внедрения достижений Запада. Им противостояли традиционалисты, выступавшие за возрождение норм и ценностей раннего Ислама, противясь нововведениям западного образца. По мере развития национального самосознания и национально-освободительного движения все более отчетливо стала проявляться политизация Ислама (хотя на протяжении всей истории Ислам никогда не был оторван от политики), выражавшаяся в широком использовании исламских лозунгов в политической борьбе. Религиозно-политические движения, возникавшие в шиитской среде (например, бабизм), вели к отпочкованию “сектантских” общин, в суннитском же Исламе они в большинстве своем не сопровождались пересмотром положений догматики. Антиколониальные выступления нередко сопровождались обращением к мессианским идеям, объявлением их лидеров махди. Для рассматриваемого периода характерна также активизация участия в политической борьбе суфийских братств; на базе некоторых из них возникают мощные новые исламские религиозно-политические движения, как, например, движение сануситов в Северной Африке. С братством кадирийа тесно связано антиколониальное движение в Алжире в середине XIX века под руководством Абд ал-Кадира, принявшего титул аимр ал-муминин. В конце XIX и, особенно в начале XX века, большой размах по всему мусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама, представители которого вступают в острую полемику и с мусульманскими традиционалистами, и со сторонниками светских концепций общественного развития. Одновременно начинает складываться и международное исламское движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была создана первая международная мусульманская организация Всемирный исламский конгресс (Мутамар ал-алам ал-ислами).
Качественно новый этап в
истории Ислама — вторая половина
XX века. Освобождение мусульманских
народов от колониальной зависимости,
создание мировой системы социализма,
углубление кризисных явлений в
капиталистическом мире поставили
принципиально новые проблемы перед
представителями мусульманской
общественной мысли. Это отразилось,
прежде всего, в широко развернувшейся
борьбе вокруг проблемы выбора пути развития
освободившимися странами, в ходе
которой появляются многочисленные
концепции так называемого “
Концепции “исламского государства” подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписаниями шариата и т. д.
В целом эти концепции
представляют собой модернизацию политической
и социально-экономической
Во многих мусульманских
странах действуют
Среди неправительственных
мусульманских международных
В некоторых странах активно
действуют религиозно-
Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства.
Во второй половине 70-х – начале 80-х годов стали совершаться попытки возрождения некоторых норм шариата. Ранее на практике эти нормы были упразднены. В Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских монархиях были возобновлены телесные наказания за уголовные преступления, определенные мусульманским правом.
В конце 70-х – начале 80-х
годов стало сказываться
Одна из самых значительных
международных организаций —
Организация исламской
ОИК создана в 1969 году. В
нее входят 44 афро-азиатских государства,
а также Организация
Деятельности ОИК присуща двойственность политических решений. С одной стороны, это движение направлено против господства империалистических правительств. Против этого выдвигаются лозунги, принимаются решения. С другой же стороны — очень часто можно услышать антикоммунистические призывы, получают поддержку реакционные силы в странах распространения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное религиоведение включает пять научных дисциплин: историю религии, социологию религии, антропологию религии, психологию религии и феноменологию религии. В наше время сравнительное религиоведение (сравнительное исследование многообразных форм проявления религиозности в разных культурах) способствовало возникновению концепции, утверждающей, что каждая из религий мира является уникальной, каждая придает смысл человеческому существованию, каждая дает свой ответ на вопрос, а все они имеют общие черты, характеризующие человека как человека религиозного. Современное религиоведение рассматривает все религии как важный компонент единой культуры человечества.
Ислам - одна из трёх величайших религий наряду с христианством и буддизмом, по количеству верующих вторая после христианства и самая молодая из них. Преобладает на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Азии, Индонезии и Малайзии, в ряде стран: Египте, Саудовской Аравии, Иране, Пакистане и других ислам – государственная религия. Он широко распространен в Татарстане, Башкорстане, Азербайджане и Казахстане.
Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам. "Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" (от арабского " муслим ") – предавший себя Аллаху.
Основателем ислама является арабский "пророк" Мухаммад (Мухаммед или Магомет). После его смерти был составлен Коран (сборник проповедей), а позднее – сборник преданий - Сунна – о поступках и изречениях пророка. Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Образовалось также множество сект: исмаилиты, ваххабиты, карматы, бабиды, кайсаниты и другие. Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИКОВ