Ислам как мировая религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 17:10, реферат

Описание работы

Ислам — не только одна из мировых религий, но и всеохватывающий образ жизни, включающий в себя верования и обрядовую практику, которые находят свое место в широком контексте регулируемых общественных отношений, экономических обязанностей и привилегий, политических идеалов и преданности своим общинам.
В современном мире исламский фактор играет огромную роль не только в культурном плане, но и в политическом, юридическом и экономическом. "Одной из ярчайших особенностей современного ислама, - пишет М.Хатами в своей книге "Ислам, диалог и гражданское общество",- выступает его готовность к диалогу. Речь может и должна идти о диалоге цивилизаций, о диалоге между Востоком и Западом, о толерантном взаимоотношении культур в наступившей эпохе. Мусульмане, призывающие к диалогу цивилизаций, сами являются носителями мощной цивилизации и богатой культуры. Они понимают отношения между людьми как отношения, основанные не насилие и принуждении, а на разумном подходе и диалоге. Диалог цивилизаций означает равенство народов и государств".

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 48.67 Кб (Скачать файл)

Процесс адаптации религиозно-философских  и правовых норм ислама к новым  историческим условиям, начавшимся в  середине XIX века и продолжающийся и  поныне, многие исследователи обозначают термином “мусульманская реформация”, хотя он принципиально отличен от реформации христианской. Отличие заключается, во-первых, в том, что эти процессы происходили в различные эпохи, в различных конкретно-исторических условиях. Во-вторых, “мусульманская реформация” выражалась, прежде всего, в пересмотре (или попытке пересмотра) религиозных мотиваций различных аспектов светской жизни и лишь в незначительной мере затрагивала собственно богословские вопросы. В-третьих, отсутствие в Исламе института церкви и духовенства, аналогичных христианским, наложило весьма существенный отпечаток на характер реформ в Исламе.

Существенные изменения  претерпела мусульманская судебная система, сложившаяся в средневековье, и в определенной мере — сама система мусульманского права: происходило  постепенное ограничение юрисдикции шариатских судов; к середине XIX века на территории Османской империи  были окончательно разграничены сферы  компетенции шариатских и светских судов (процесс этот начался значительно  ранее). Одновременно с этим осуществляется кодификация норм мусульманского права (свод положений ханафисткого права  — Манджалла — был составлен  в 1869 – 1876 годах), в ряде стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы, не предусматриваемые шариатом. Определенные изменения роли Ислама в общественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи  с реформами Мухаммада Али в Египте и политикой танзимата в Османской империи.

Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских  богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда традиционных положений Ислама. Однако этот процесс  оказался весьма болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в  полемике по поводу допустимости (или  греховности) создания в мусульманских  странах банковской системы. Полемика разворачивалась, с одной стороны, вокруг положения о взимании ссудного процента (риба), а с другой — в  связи с шариатским запретом на омертвение капитала. Наиболее ярко выраженную форму  она приобрела в Египте, где  муфти Мухаммад‘Абдо в 1899 году издал  фатву, разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них процентов  не являются ростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории осуждаемого  риба. Эта фатва способствовала приведению существовавшей системы в соответствие с интересами национальной буржуазии.

Расширение практики капиталистического предпринимательства в мусульманских  странах влекло за собой не только пересмотр шариатских положений (как  в случае с риба), но и оживление  некоторых традиционных принципов, имевших широкое распространение  в период мусульманского средневековья, например, мушарака и кирад (принципы торгового сотрудничества). С другой стороны, нередко новые по содержанию явления воспринимались как продолжение  и развитие мусульманской традиции. Таковы, например, коммерческие объединения, действовавшие в различных частях мусульманского мира на религиозно-общинной основе (торговые дома и финансовые предприятия исмаилитов ходжа и  бохра, меманов), воспринимавшиеся как  продолжение средневековой традиции создания мусульманских торговых домов, но которые по сути своей имели  уже капиталистический или полукапиталистический  характер.

Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного  сознания. Это касается, прежде всего, процесса становления национального  самосознания и возникновения буржуазного  национализма. В русле этого процесса получилось новое осмысленное традиционное положение Ислама о единстве всех мусульман. Джамал ал-дин ал-Афгани формулирует идею солидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию  панисламизма и получившую широкое  распространение по всему мусульманскому миру. Параллельно с панисламизмом, направленным на объединение всех мусульман на конфессиональной основе, развивается и мусульманский национализм, сторонники которого выступают за обособление мусульманских общин от представителей других конфессий. Мусульманские религиозно-националистические идеи имели объективно двойственный характер: с одной стороны, они на определенном этапе способствовали развитию национально-освободительного движения, с другой — в конечном счете, оказывались орудием в руках наиболее реакционных сил. В целом влияние национализма ощущалось в той или иной мере почти во всех направлениях мусульманской общественной мысли конца XIX – начала XX века.

В этот период религиозно-обновленческие процессы в Исламе были связаны в  первую очередь с проблемой освоения научно-технических достижений Запада. Сторонники реформаторского направления высказывались за модернизацию в установлении Ислама, тормозивших процесс внедрения достижений Запада. Им противостояли традиционалисты, выступавшие за возрождение норм и ценностей раннего Ислама, противясь нововведениям западного образца. По мере развития национального самосознания и национально-освободительного движения все более отчетливо стала проявляться политизация Ислама (хотя на протяжении всей истории Ислам никогда не был оторван от политики), выражавшаяся в широком использовании исламских лозунгов в политической борьбе. Религиозно-политические движения, возникавшие в шиитской среде (например, бабизм), вели к отпочкованию “сектантских” общин, в суннитском же Исламе они в большинстве своем не сопровождались пересмотром положений догматики. Антиколониальные выступления нередко сопровождались обращением к мессианским идеям, объявлением их лидеров махди. Для рассматриваемого периода характерна также активизация участия в политической борьбе суфийских братств; на базе некоторых из них возникают мощные новые исламские религиозно-политические движения, как, например, движение сануситов в Северной Африке. С братством кадирийа тесно связано антиколониальное движение в Алжире в середине XIX века под руководством Абд ал-Кадира, принявшего титул аимр ал-муминин. В конце XIX и, особенно в начале XX века, большой размах по всему мусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама, представители которого вступают в острую полемику и с мусульманскими традиционалистами, и со сторонниками светских концепций общественного развития. Одновременно начинает складываться и международное исламское движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была создана первая международная мусульманская организация Всемирный исламский конгресс (Мутамар ал-алам ал-ислами).

Качественно новый этап в  истории Ислама — вторая половина XX века. Освобождение мусульманских  народов от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в  капиталистическом мире поставили  принципиально новые проблемы перед  представителями мусульманской  общественной мысли. Это отразилось, прежде всего, в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого “третьего  пути”, отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя  к традиционным ценностям Ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском  пути развития как о единственно  приемлемом для стран распространения  Ислама. На его основе создаются  концепции “исламского государства”, “исламского правления”, исламской  экономики”, “исламского социализма”  и т. д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех  или иных вопросов, но имеющие общую  социальную природу — буржуазную либо мелкобуржуазную.

Концепции “исламского государства” подразумевают воплощение в современных  условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании Аллаха в  качестве единственного источника  власти), осуществлялись бы принципы справедливого  распределения доходов, регулирования  экономики в соответствии с предписаниями  шариата и т. д.

В целом эти концепции  представляют собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин  классического Ислама с учетом специфики  развития конкретной страны. Мероприятия, носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху” — путем законодательного введения тех или иных норм (например, в Пакистане — введение ушра и  заката, исламизация банковской системы, в Иране — провозглашение “исламского  правления”), так и “снизу” —  в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют  “Братья-мусульмане”. Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью  многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.

Во многих мусульманских  странах действуют мусульманские  партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской  республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и-ислами в Индии и Пакистане.

Среди неправительственных  мусульманских международных организаций  наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году в Мекке), Всемирный исламский  конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. В  деятельности этих организаций ярко выражены реакционные, антикоммунистические элементы. Их усилия направлены преимущественно  на пропаганду и распространение  Ислама, организацию международных  встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в  различных странах.

В некоторых странах активно  действуют религиозно-политических организации (в том числе и  находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия исламского освобождения и др.), работают многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы, медресе, мусульманские университеты), исламские общества, миссионерские  организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).

Продолжает сохраняться  система мусульманского судопроизводства.

Во второй половине 70-х  – начале 80-х годов стали совершаться  попытки возрождения некоторых  норм шариата. Ранее на практике эти  нормы были упразднены. В Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских монархиях были возобновлены телесные наказания за уголовные  преступления, определенные мусульманским  правом.

В конце 70-х – начале 80-х  годов стало сказываться присутствие  в международных делах мусульманские  организации, действующих как на правительственном, так и на неправительственном  уровне.

Одна из самых значительных международных организаций —  Организация исламской конференции (Муназзамат ал-мутамар ал-ислами).

ОИК создана в 1969 году. В  нее входят 44 афро-азиатских государства, а также Организация освобождения Палестины. Страны-участники представлены в ней главами государств и правительств. Основная деятельность ОИК направлена на осуществление исламской солидарности. ОИК работает через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.).

Деятельности ОИК присуща  двойственность политических решений. С одной стороны, это движение направлено против господства империалистических правительств. Против этого выдвигаются  лозунги, принимаются решения. С  другой же стороны — очень часто  можно услышать антикоммунистические призывы, получают поддержку реакционные  силы в странах распространения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Современное религиоведение включает пять научных дисциплин: историю  религии, социологию религии, антропологию религии, психологию религии и феноменологию  религии. В наше время сравнительное  религиоведение (сравнительное исследование многообразных форм проявления религиозности  в разных культурах) способствовало возникновению концепции, утверждающей, что каждая из религий мира является уникальной, каждая придает смысл  человеческому существованию, каждая дает свой ответ на вопрос, а все  они имеют общие черты, характеризующие  человека как человека религиозного. Современное религиоведение рассматривает все религии как важный компонент единой культуры человечества.

Ислам - одна из трёх величайших религий наряду с христианством и буддизмом, по количеству верующих вторая после христианства и самая молодая из них. Преобладает на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Азии, Индонезии и Малайзии, в ряде стран: Египте, Саудовской Аравии, Иране, Пакистане и других ислам – государственная религия. Он широко распространен в Татарстане, Башкорстане, Азербайджане и Казахстане.

Сегодня около миллиарда  людей во всём мире исповедуют ислам. "Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" (от арабского " муслим ") – предавший себя Аллаху.

Основателем ислама является арабский "пророк" Мухаммад (Мухаммед или Магомет). После его смерти был составлен Коран (сборник проповедей), а позднее – сборник преданий - Сунна – о поступках и изречениях пророка. Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Образовалось также множество сект: исмаилиты, ваххабиты, карматы, бабиды, кайсаниты и другие. Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Васильев, Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 544 с.
  2. Шахнович, М.М. Религиоведение: учебное пособие / М.М. Шахнович. – Санкт Петербург : Питер, 2006. – 432 с.
  3. Яковлев, Е.Г. Эстетика: учебное пособие / Е.Г. Яковлев. – М. : Гардарики, 2003. – 464 с.
  4. Рукайя, М. Ислам / М. Рукайя. – М. : Торговый дом «Гранд», 2002. – 645 с.
  5. Прозорова, С.М. Ислам: историографические очерки / С.М. Прозорова. – М. : «Наука», 1991. – 348 с.

Информация о работе Ислам как мировая религия