Ислам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 09:34, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение истоков Ислама, его возникновение и распространение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие Ислам;
- Исследовать историю возникновения и распространения Ислама;
- Изучить особенности Ислама.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие «Ислам»……………… ……………………………………..…4
2. Возникновение ислама………………………….……………………....6
3.Распространение ислама…………………………………………….…..11
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………………………………21

Файлы: 1 файл

религиоведение.Ислам.docx

— 45.09 Кб (Скачать файл)

 

    СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение…………………………………………………………………….3

1.Понятие «Ислам»……………… ……………………………………..…4

2. Возникновение ислама………………………….……………………....6

3.Распостранение  ислама…………………………………………….…..11

 Заключение………………………………………………………………..20

Список  использованной литературы……………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ВВЕДЕНИЕ

Актуальность тему обусловлено  тем, что Ислам –  одна  из  трех   так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически  на  всех континентах и в большинстве стран мира.  Мусульмане  составляют  подавляющее большинство  населения  многих  стран  Азии   и   Африки.   Ислам   является идеологической   системой,   оказывающей   значительное   влияние    и    на международную политику.

     Название  «Ислам»  происходит от арабского  слова  «салам», что в буквальном переводе  означает «мир», но имеет ещё  дополнительное значение «подчинение». Таким образом, более полное название этой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином.

Ислам сыграл огромную роль в истории и  культуре не только арабов, его первых и основных адептов, но и всех народов  ближневосточного региона, а также  иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов  Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки, в результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов, но и их культурные традиции, идейный  багаж, нормы быта и морали, мифопоэтические  и эпические образы и предания, которые и сегодня во многом определяют их жизнь.

     Целью данной  контрольной работы является  изучение истоков Ислама, его  возникновение  и распространение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- Рассмотреть понятие  Ислам;

- Исследовать историю  возникновения и распространения Ислама;

- Изучить особенности  Ислама.

Структура данной работы состоит  из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.

ПОНЯТИЕ «ИСЛАМ»

     Арабское  слово  «Ислам» означает послушание  или подчинение своей воли  Единственному  Истинному Богу - Аллаху. Тот, кто подчиняет свою  волю Аллаху, называется мусульманином. 

Ислам - это религия, которая  называется не по имени какой-либо личности или  группы людей, так же как и  никто  из последующих поколений  не внедрял  этот термин, как это  произошло с христианством, название которого произошло от имени Иисуса Христа, с буддизмом - от имени его  основателя Гаутама Будды, конфуцианством - от имени Конфуция, марксизмом - от имени Карла Маркса, иудаизмом - от названия племени Иуда, индуизмом - от названия Инду.

     Ислам (покорность  воле Аллаха) является религией, данной Адаму, первому человеку  и  первому пророку Аллаха, и эта  религия была религией  всех пророков, посланных Аллахом  человечеству. В дальнейшем имя религии было определено самим Аллахом и ясно упомянуто в последнем Священном Писании, которое Он открыл человечеству. В этом последнем откровении - Коране - Аллах сказал:

     «Сегодня  Я  усовершенствовал для вас вашу  религию, и завершил Мою милость   к вам, и удовлетворился для  вас  Исламом как религией»  (аль-Маида 5:3). 

 «Кто же ищет религии  помимо Ислама, от того не будет  принято» (Аль ‘Имран 3:85).

     Следовательно,  Ислам не претендует на роль  новой  религии, принесенной  пророком Мухаммадом на Аравийский  полуостров в 7-ом столетии, но  объявляет себя новым выражением  в своей конечной форме истинной  религии Всемогущего Аллаха, которая  первоначально была открыта Адаму,  а затем и последующим пророкам [4,c.268-300].

     С точки  зрения Корана, ислам — единственная  верная религия человечества, которую  провозглашали все пророки. В  окончательном виде ислам был представлен в проповедях пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Корана.

     С точки  зрения ислама, последователи   древних пророков отошли от  первоначального пути, который был  указан им Богом, a священные тексты  древних книг постепенно искажались . Каждый раз для обновления  истинной веры (ислама) Господь отправлял  к разным народам своих посланников,  в том числе Авраама, Моисея, Иисуса . Последним посланником в  среде пророков является Мухаммед, принесшийчеловечеству ислам в  очищенном и первозданном виде.

     Обычно, когда  речь идет об исламе, для обозначения   Бога применяется слово «Аллах»,  даже в неарабоязычной среде.  В доисламской Аравии, у язычников,  Аллах считался единственным  Творцом, но поклонялись они  и другим идолам на ряду  с Аллахом, приписывая Богу  сыновей и дочерей.

     Согласно  исламским  первоисточникам, сущность Аллаха  непостижима для человеческого  разума. Аллах дал все сущее из ничего и наделил это мерой. Наделил всё алгоритмической составляющей, организовал все процессы и события. Он может управлять всем и изменять в любой момент времени всё, что создал. Аллах — Творец всех форм жизни.

     Коран —  священная книга ислама. Согласно  учению ислама, Коран является  прямым, вечным и несотворённым  словом Божьим. Коран был ниспослан  Богом на Седьмое Небо, а затем  ангел Джибрил передавал его  по частям пророку Мухаммеду  путём Откровения в течение  23 лет его пророческой деятельности. Коран является Аманатом для  всех мусульман.

          Мусульмане  считают, что Коран  содержит в  себе новый Закон  Бога, имеющий  малозначимые отличия  от предыдущих Законов, что  Коран служит средством  различения  истины, содержащейся в прежних  Писаниях, от многочисленных искажений,  правок и добавлений.

     Ислам учит  тому, что все люди на земле   равны. Пророк Мухаммед сказал: «Нет разницы  между арабом  и неарабом, между  белым и  черным, и люди равны  между собой как зубцы гребня»]. В Коране говорится: «Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга [творили друг другу добро]. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — наиболее благочестивый».

     Расхождение  течений в исламе началось  при Омейядах и продолжалось  во времена Аббасидов, когда  учёные начали переводить на  арабский язык сочинения иранских  и древнегреческих учёных, анализировать  и интерпретировать эти труды  с исламской точки зрения[1,c.445-502].

     Несмотря  на  то, что ислам сплачивал людей  на основе общности религии,  этноконфессиональные противоречия  в мусульманских странах не  исчезли. Данное обстоятельство  нашло отражение в разных течениях  мусульманской религии. Все различия  между течениями в исламе (суннизмом  и шиизмом) фактически сводятся  к вопросам правоприменения, а  не догматики. Ислам считается  единой религией всех мусульман,  но между представителями исламских  течений существует ряд разногласий.  Имеются также значительные несовпадения  в принципах юридических решений,  характере праздников, в отношении  к иноверцам.

     Согласно  большинству  источников, примерно 85 % мусульман  мира составляют сунниты, приблизительно 15 % — шииты вместе с небольшим  меньшинством, в которое входят  члены других исламских сект[6].

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА

     Возникновение  ислама напрямую связано с  территорией Аравийского полуострова,  это произошло в самом начале 7-го века. Большая часть полуострова  была покрыта песком, представляя  собой пустыню. Но по берегам  Красного моря и Индийского  океана располагались достаточно  плодородные земли. На этих  землях находились устоявшиеся  поселения, именно от них и  брали начало караванные пути, проходящие через пустыню в  города нынешнего Ирака. Здесь  процветали мелкие оазисы, находящиеся  в непосредственной близости от караванных путей. Такими оазисами являлись и небольшие городки Мекка и Медина, с которыми непосредственно связано возникновение ислама и без которых история ислама невозможна.

     Центром Аравии  времени возникновения ислама  была Мекка, лежавшая на древнем  пути пряностей и благовоний  из Южной  Аравии и стран  Индийского океана в Сирию.  За три столетия до возвышения  ислама пришла в упадок древняя  цивилизация Южной Аравии, набрали  силу кочевые племена, на всем  Аравийском полуострове воцарилась  анархия; торговые пути переместились  с территории Аравийского п-ова  в сторону Красного моря и  в Египет; в Средиземноморье упал  спрос на арабские товары. Населявшие  полуостров арабы, несмотря на  соседство множества христианских  и еврейских общин, оставались  в большинстве своем идолопоклонниками.  Племя курейш господствовало  над территорией, простиравшейся  от Мекки до Центральной и  Западной Аравии, установив контроль  над приходившей в упадок торговлей  по «дороге пряностей» и в  то же время над одним из  главных культовых центров языческой  Аравии, древним святилищем Кааба  в Мекке.

     Согласно преданиям,  рождение  Мухаммада  было  предсказано  пророками Ибрахимом  (Авраамом), Исмаилом, Мусой (Моисеем)  и Исой (Иисусом Христом). Мухаммед родился в 570 году в Мекке. В 6 лет Мухаммед остался круглым сиротой и стал жить с дедом. Когда умер дед, Мухаммеда приютил дядя. После того, как мальчик подрос, он стал заниматься торговлей. В начале XII-го века курайшитами было принято решение о реставрации Каабы, которая являлась общеарабской святыней. В этом деле активное участие принял и Мухаммед. В двадцать с небольшим лет привычка Мухаммеда бродить по близлежащим горам принесла определенный результат. Ему начали приходить видения, в которых он беседовал с ангелом Джебраилом. Заповеди ангела Мухаммед записывал в виде стихов, которые вошли в древнейшую книгу, проповедующую ислам – Коран[2,c.148-152].

     Мухаммед начал  проповедовать, объясняя людям,  что существует всего один  всемогущий и всевидящий бог,  Аллах. Путь к спасению же, по  словам Мухаммеда, лежал через  беспрекословное подчинение воле  Аллаха. Отсюда и пошло название  новой веры – Ислам (в переводе  с арабского означает «покорность», «подчинение»), а последователей  веры стали называть мусульманами, т.е. «покорными». Мухаммед, как  потом и другие пророки ислама, в своих проповедях призывал  единоплеменников вернуться к  монотеизму, вере Ибрахима, Муссы  и Исы, отказаться от многобожия. Мухаммад стал учить своих  последователей быть справедливыми,  не отворачиваться от горя  сирот и нуждающихся. Он утверждал,  что существует только одна  исконная вера – вера в единого  Бога. Так пошло распространение  ислама и культуры ислама по  всему миру. Архитектура ислама  в своем формировании опиралась  на весьма развитое по форме  и конструкции зодчество государства  Иран эпохи династии Сасанидов.  У них исламоверцы взяли схему  культовых построек архитектуры  ислама – мечетей, мавзолеев  центричного сооружения, замыкаемого  куполом эллиптических очертаний. 

       Во время  джахимейи – так  именуется  доисламская эпоха,  когда   арабы  не знали истинного  Бога, - в Мекке устраивались  большие   торговые  ярмарки.  В святилище  Кааба ("куб") и на  запретной   территории  ("харам")  нельзя  было ссориться,  проливать   кровь.  Ибо все это могло  оскорбить религиозные чувства   разных  арабских  племен,  каждое  из  которых  поклонялось   своим божествам, но одинаково  чтило Каабу.

     В центре  языческой  Хаабы  стоял   Хубал  ;  древние  арабы   чтили  это божество племени  курейш как повелителя небес  и  луны,  властелина  громов  и дождя. Изваяние Хубала в  образе человека с золотой  рукой было  выполнено  из  сердолика   (золото заменило  некогда отбитую каменную руку). Находившийся  с древних времен  в Хаабе черный камень (по мнению  ученых, имевший  метеоритное  происхождение) олицетворял небесную  силу Хубала.

     Не  отвергая  традиционного обряда поклонения  Каабе, Мухаммад  установил новую  для  арабов  форму  служения  Богу,  включавшую  ряд  поз,  выражающих благоговение,  и   многократное  повторение  фраз  "Хвала  Аллаху"  и  "Аллах  велик".  Завершая  молитву,  человек  должен  был  простереться   ниц.   Эта невиданная прежде  поза самоуничижения - земной  поклон  -  возмущала  многих жителей  Мекки.  Мухаммад  называл  их  гордецами,  не  желающими  покориться  Аллаху[5].

     В миросозерцании  Мухаммада и в  основанной  им  религии  отсутствует идеал  человеческого совершенства  или   совершенного  соединения  человека  с Богом - идеал истинной богочеловечности. Мусульманство требует от  верующего  не безконечного совершенствования,  а  только  акта  безусловной   преданности Богу. Вера Мухаммада  ставит первое условие истинной  духовной жизни на  место самой  этой жизни. Ислам не говорит  людям : будьте совершенны, как   Отец  ваш небесный, т.е. совершенны  во  всем  ;  он  требует   от  них  только  общего подчинения  себя Богу и соблюдения в   своей  натуральной  жизни   тех  внешних пределов, которые  установлены  божественными   заповедями.  Религия  остается  только неизменной основой и  неподвижной рамкой человеческого   существования, а не его внутренним  содержанием, смыслом и целью.

          Мухаммеда со своими последователями,  спасая свою жизнь, честь и  достоинство от нападок племенной  верхушки, перебрались в оазис  Ятриб (Ясриб), который впоследствии  переименовали в Медину Ясриб  был вторым по значению торговым  и перевалочным пунктом на  дороге благовоний. Мухаммед приобрел  там последователей, которые предоставили  первым мусульманам убежище от  врагов. Именно этот год , год  хиджры и основания мусульманской  общины, а не год первого откровения  и не год рождения пророка  , считается первым годом мусульманского  календаря. Мухаммад должен был  создать новое государство; оно  было простым и патриархальным  по форме и мало чем отличалось  от более ранних племенных  конфедераций арабов. Когда мусульмане  в дальнейшем вступали в контакт с более древними цивилизациями, они охотно заимствовали элементы других культур.

Информация о работе Ислам