При поддержке переселенцев
из Мекки (мухаджаров) и своих
помощников в Медине (ансаров)
Мухаммад укрепил свои позиции
на новом месте, порвал с
еврейскими племенами, которые
отказались признать его пророком,
и начал предводительствовать
в набегах на караваны курейшитов.
Прибегнув к искусной дипломатии
в сочетании с жесткими экономическими
мерами, он расколол оппозиционно
настроенные группы в Мекке,
и в 630 население города перешло
на его сторону.
После этого
большинство других племен и
общин Аравии вступили с ним
в союз, и появилась возможность
мирной пропаганды новой религии.
Евреи и христиане, пользовавшиеся
покровительством мусульман (зимми),
обязаны были платить налог
за свою защиту. После уничтожения
языческих идолов Кааба сделалась
святым местом мусульман как
храм Авраама и Исмаила, предков
арабов, которые считались великими
правоверными прошлых времен. Спустя
десять лет после хиджры миссионерская
деятельность Мухаммеда принесла
свои плоды. Языческие культы
постепенно отмирали, и духовная
атмосфера на полуострове значительно
улучшилась, а кровопролитные междоусобицы
племен уступили место учению
о том, что все мусульмане
братья.
Мусульмане
верят в то, что через Мухаммеда
Бог ниспослал народам мира
новую религию — ислам —
в завершённом виде, а также
Коран — последнее Божественное
Откровение. Согласно постулатам
ислама, Мухаммед — последний
посланник Божий, после него
посланников не будет до дня
Страшного Суда. Откровение снизошло
к пророку Мухаммеду, когда
ему было 40 лет. Благодаря проповедям
и усилиям первых мусульман,
ислам постепенно стал распространяться
среди населения Мекки. Мухаммед
активно выступал против суеверий,
критиковал язычество. Язычники,
защищая свои обычаи, оскорбляли
мусульман и насмехались над
ними, преследовали их, пытали и даже убивали.
После этого мусульмане решили переселиться
из Мекки в Медину.
В Медине
Мухаммед провозгласил братство
всех людей, независимо от их
племенной, национальной или расовой
принадлежности. Он также объявил
о превосходстве Божьих Законов,
которыми должны были руководствоваться
все мусульмане в своей личной
и общественной жизни. В Медине
было образовано первое в истории
мусульманское государство. Вместе
со своими приверженцами в
629 году Мухаммед бескровно завоевал
Мекку.
Мухаммед умер
в 632 году, оставив после себя
величайшее наследие. Исламская
религия, постулаты которой он
сформулировал, оказала большое
влияние на развитие мировой
цивилизации. Современники Мухаммеда
утверждали, что он вёл скромный
образ жизни, довольствовался
только самым необходимым, был
справедливым, кротким, прощающим,
терпеливым, отличался несравненной
щедростью и великодушием, бесстрашием
и отвагой[3,c.179-187] .
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
ИСЛАМА
Праведные
халифы: Абу Бакр, Умар, Усман
и Али ближайшие и самые
стойкие сподвижники Мухаммада
вскоре после его смерти обеспечили
ровную и устойчивую преемственность.
Абу Бакр, один из главных обращенных
в мекканские дни, был избран
на собрании небольшой группы
мусульман халифом, или «заместителем»,
Пророка. Роль халифа была политической
и военной, но не религиозной
— по крайней мере в том
смысле, что религиозным авторитетом
оставался Мухаммад. Кораническое
откровение объявило Мухаммада
«печатью» пророков, подразумевая,
что он является последним
пророком, а также подтверждая
авторитет более ранних пророков
— от Адама до Иисуса.
Абу Бакр
правил в течение короткого,
но решающего периода с 632 по
634 г., когда от Уммы отпали многие
группы населения. Он возглавил
борьбу, вернувшую арабов в
лоно ислама. Его преемником был
грозный Умар, одно из величайших
приобретений для мусульманского
дела позднемекканского периода,
который, будучи халифом, стоял
во главе великих арабо-исламских
завоевательных походов в Сирию,
Палестину, Египет, Северную Африку,
Ирак, на Иранское нагорье и
за его пределы. Умар был
первым халифом, носившим титул
«Предводитель Правоверных». Его
уважали и боялись. Его личная
честность была легендарной, а
умеренность крайней. Умар правил
все расширяющейся державой до
644 г., когда он был убит рабом.
Абу Бакр, Умар
и другие, бывшие на стороне
Пророка еще с мекканских времен,
составили нечто вроде исламской
аристократии, отличной от курайшитской
элиты, в которую входили такие
богатые и влиятельные люди, как
бануУмайя. После безвременной
смерти Умара мусульманские лидеры
остановились на компромиссной
кандидатуреУсмана. Усман был
представителем бануУмайя и единственным
членом мекканской олигархии,
обратившимся в ислам в трудные
мекканские годы. Он был благочестивым
и лично неплохим человеком,
но заслужил упреки и неуважение
многих своей слабостью и непотизмом.
Главным его свершением явилось
собирание всех известных списков
и вариантов Корана, порученное
группе экспертов, и установление
стандартного текста, которым будут
пользоваться все мусульмане. Усман
нашел свой трагический конец,
когда оппозиционеры ворвались
в его мединскую резиденцию
и убили его, несмотря на
то что он стоял на кафедре
и держал Коран, молясь в
своей мечети. Убийство Усмана
отзовется впоследствии во многих
событиях исламской истории, разделяя
мусульман духовно и политически.
Преемником
Усмана и последним из так
называемых праведных халифов
был Али ибн Аби Талиб,
бывший одновременно двоюродным
братом и зятем Мухаммада
и таким образом членом «Народа
Дома», как называли занимавшую высокое
положение в общине семью Пророка. Али
стал во главе крупной группировки, получившей
название Шиа, буквально означающее «партия».
Али и его сторонники (звавшиеся шиитами)
утверждали, что перед смертью Мухаммад
сделал Али своим законным преемником.
Как оказалось, большинство мусульман
(которые позже будут называться суннитами)
отвергли его притязания. Однако Али, всякий
раз когда вместо него избирали халифом
другого, чувствовал себя обманутым в
своих ожиданиях. В 656 г., после смерти Усмана,
он наконец получил желаемое и стал халифом.
К этому времени исламская держава и обращенные
в ислам народы простирались до далекого
Хорсана в Восточном Иране и Афганистане.
Весь Плодородный Полумесяц («колыбель
цивилизации», включающая в себя Палестину,
Сирию и Месопотамию) и ближайшие области
Северной Африки стали частью Дар ал-Ислама.
Али перевел столицу из Медины в Куфу,
новое гарнизонное поселение на краю пустыни,
неподалеку от реки Евфрат в Ираке. Куфа
занимала срединное положение, позволяя
быстро сообщаться с новыми мусульманскими
провинциями на востоке и западе[6].
Однако, придя
к власти, Али столкнулся со
множеством проблем. Хотя, по-видимому,
он не был зачинщиком или
пассивным соучастником убийства
Усмана, став халифом, он не
наказал виновную партию. По-прежнему
могущественный и неувядаемо
гордый род Омейядов (представителем
которого был Усман) стал в
оппозицию к власти Али и
в конечном счете привел к
ее падению. Муавия, племянник
Усмана, которого поставил в Дамаске
наместником Сирии великий Умар,
оспорил права Али на халифат.
Армии Али и Муавии сошлись
при Сиффине на Верхнем Евфрате
в 657 г. После затянувшихся стычек
и бесплодных переговоров омейядская
сторона, по наущению завоевателя
Египта Амра ибн ал-Аса, подняла
на копья страницы Корана и
призвала собрать совещание, на
котором Бог объявит о том,
кто должен править. Вопреки
желаниям самых верных своих
сторонников Али согласился. Совещание,
в котором приняли участие уважаемые
эксперты с' обеих сторон — Амр неожиданно
выступил на стороне Муавии, — приняло
решение не в пользу Али. Али отказался
признать неблагоприятный для него приговор,
однако, согласившись на третейский суд,
он совершил непоправимую ошибку. Еще
через три года, которые прошли в попытках
удержать власть над Уммой, пережившей
раскол на партии Омейядов и шиитов, в
661 г., Али был убит мятежником, членом новой
секты хариджитов.
Муавия стал первым халифом
династии Омейядов, которая правила
около девяноста лет из своей
столицы Дамаска. Старинная курайшитская
аристократия взяла отныне политическую
судьбу Уммы под свой контроль. Горечь
унижения, испытанного ею после убийства
Усмана, несколько ослабла, однако память
о злодеянии оставалась незаживающей
раной еще многие поколения. Оппоненты
и преемники омейядской династии
называли ее в насмешку «арабским
царством», подразумевая под «арабским»
этнический партикуляризм и старые
дахилийские черты той эпохи,
а под «царством» — ее надменность
и обмирщенность (ибо единственный
истинный царь Уммы — это Бог). Несмотря
на эту критику, Омейяды преуспели
в создании мощного государственного
аппарата. Они были в большинстве своем
ответственными мусульманами, серьезно
относившимися к своему долгу объявить
священную войну христианской Византийской
империи с ее столицей Константинополем
(позднее Истанбул). Кроме того, Омейяды
значительно расширили пределы исламского
мира, покорив Северную Африку и Испанию
и выйдя к границам Франции, на западе
достигнув Инда, а на севере — Яксарта
в Южной и Центральной Азии.
Как оказалось,
Дамаск был не лучшим центром
для исламской империи эпохи
экспансии, хотя он занимал
действительно срединное положение,
если учесть протяженность владений
на востоке и западе. Как уже
упоминалось, Али перевел свое
правительство в Ирак, и его
сторонники были по-прежнему активны
здесь, на Иранском нагорье
и в Хорасане. В 680 г. по смерти
омейядского халифа Муавии на
трон взошел его сын Йазид.
Но в Ираке набрало силу движение
сторонников Хусайна, сына Али. Иракские
арабы были недовольны сирийским правлением
и убедили других жителей своего региона
поддержать внука Пророка. Хусайн, его
семья и несколько преданных ему шиитов
(лояльных по отношению к Али и его потомкам
как к истинным халифам) отправились в
Ирак, чтобы присоединиться к развернувшемуся
там движению, однако были перехвачены
более сильным отрядом халифа, и Хусайн
со своими людьми был убит у Карбалы к
северо-западу от Куфы. Трагедия произошла
десятого числа мусульманского месяца
Мухаррам, в традиционный день поста, который
с тех пор стал для шиитов днем скорби
по блаженным мученикам шиизма. Шиитское
движение, оказывающее предпочтение халифам,
происходящим из семьи пророка от потомков
Али и Фатимы, со дня катастрофы при
Карбале несло отпечаток трагизма в своем
мировоззрении, главным мотивом которого
является искупительное страдание. Шиитская
агиография последующих эпох возвела
Хусайна в ранг восстановителя первоначального
ислама своего деда, праведного заступника
за свой народ и непогрешимого предводителя
(имама).
Омейяды находились у власти
до 750 г., когда вдохновленный шиитами
переворот опрокинул Дамасский
халифат и облек властью в
Ираке новую династию Аббасидов(Аббас
— отец первого халифа этой династии
Абд Аллаха). Аббасиды пришли к власти
под лозунгами нового порядка
равенства и братства, опирающегося
на опыт старинной мединской общины
Мухаммада и «праведных» халифов.
К 750 г. Уммасостоялаиз множества различавшихся
этнически, лингвистически и культурно
групп, которые к тому времени
были постепенно обращены в ислам. Во
время Омейядов ислам был преимущественно
делом арабов. Однако религия не
может замыкаться в рамках этноса
как по духовным, так и по материальным
причинам. Быть мусульманином означало
обладать привилегиями и положением
в обществе. Поначалу неарабы становились
мусульманами, вступая с тем или
иным арабским племенем в отношение
клиентелы. Вскоре множество таких клиентов
будут поставлять из своих рядов рекрутов
для антиомейядской революции. После недолгого
пребывания у власти Аббасиды, однако,
стали вести себя так же, как доисламские
восточные деспоты древней Месопотамии
Вавилонской, Ассирийской или Персидской
эпох[1,c.563-566].
Волны новых
переселенцев стали играть доминирующую
роль в центральных областях
державы Аббасидов, особенно тюркские
народности, мигрировавшие из степных
и горных районов Центральной
Азии. В Багдаде — круглом,
укрепленном городе, основанном
в самом начале правления Аббасидов,
— халифы пользовались все
более эфемерной политической
и военной властью (закат начался
около 900 г.), хотя в их руках
до самого конца сосредоточивалось
огромное символическое и нравственное
влияние. Практические заботы
о государстве и ведение войн
перешли к сильным вождям, принимавшим
титулы амиров (эмиров) — «начальников»
и султанов — «правителей».
Халифат во всяком случае обеспечивал
символическое единство огромным мусульманским
владениям эпохи Аббасидов. Однако
уже в первом веке правления Аббасидов
последний оставшийся в живых
представитель царской семьи
Абдул Рахман установил власть независимой
омейядской династии в Испании. В
Испании получила развитие самобытная
блестящая исламская цивилизация,
искусства, коммерция, науки, словесность
и религиозная ученость которой
ничуть не уступали достижениям срединных
исламских стран от Египта до-Афганистана.
Мусульмане оставались в Испании, известной
на арабском как ал-Андалус (Андалузия),
на протяжении восьми веков, хотя их политическое
господство на полуострове неуклонно
ослабевало приблизительно с одиннадцатого
столетия, когда пресеклась династия
Омейядов.