Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 23:31, реферат
Зороастризм – религиозное течение, сформировавшееся в Восточном Иране на рубеже VII – VI вв до н.э. Основой для зороастризма послужила древнеиранская мифология, которая отразилась в священной книге древних иранцев Авесте, которая состоит из двух частей: Яшты и Гаты.
• Введение или немного истории
• Основы религии
• Авеста
• Легенды о Заратустре
• Зороастризм и библия
• Зороастризм в наши дни
• Заключение
- ВЕНДИДАД – представляет
собой свод законов и
- ВИСПЕРЕД – содержит молитвенные песнопения, состоит из 24 глав. По содержанию примыкает к Ясне;
- ЯСНА – молитвы, произносимые
при жертвоприношениях и
- ЯШТЫ – хвалебные гимны, посвященные каждому из божеств, содержащие особенно много мифологических элементов;
- МАЛАЯ АВЕСТА – сборник повседневных молитв, используемый как священниками, так и мирянами, содержание которого в значительной степени представляет собой совокупность других частей Авесты.
Нужно отметить также, что ГАТЫ Заратуштры – это поэтическая часть Авесты, составленная самим Заратуштрой. Гаты традиционно считаются главной частью Авесты. Они посвящены Ахура Мазде, и в них излагаются основы его вероучения, его философский и социальный посыл. Некоторые течения в зороастризме объявляют только Гаты священным текстом, а остальную Авесту имеющей историческое значение. Однако ортодоксальные зороастрийцы считают всю Авесту словом Заратуштры. В любом случае, смысл священного писания заключается в любви и почитании не только Бога, но и окружающего мира.
• Бесспорно,Заратуштра – легендарная личность. Изучая тему зороастризма, я наткнулся на известную книгу Ницше «Так говорил Заратуштра». Как я понял, книга основана на одной из легенд о Заратуштре.
Когда Заратуштре исполнилось тридцать лет, он покинул родину и ушел в горы, десять лет наслаждаясь одиночеством. Но вот он пресытился мудростью, и он попросил у солнца благословения спуститься вниз, к людям. Спускаясь с гор он встретил старца, который в отшельничестве своем искал Бога. Старец сразу заметил: чист взор Заратуштры, на лице его нет отвращения. Старец попытался отговорить Заратуштру идти к людям, но Заратуштра ответил: «Я люблю людей». Так, расставшись со старцем, он уходит в город. Там, на площади собрался народ, чтобы поглазеть на канатоходца. Перед представлением Заратуштра обратился к народу с проповедью, которая должна была «учить о сверхчеловеке». «…природа развивается от червя к человеку, но многое в вас осталось от червя. Когда-то были вы обезьянами, и даже теперь человек больше обезьяна, чем иная из обезьян». Близость человека природному, живому миру несомненна. Человек – сын земли. «Будьте верны земле, но разве я велю вам стать призраком или растением?». О разных типах людей говорил Заратуштра в своих проповедях. О тех, кто устремляется мыслью в потусторонние миры, о презирающих тело, о любящих войну. Он повествовал «о тысячи и одной цели», предвидев много стран и народов. Он убедился, что доброе у одного народа считается злым у другого. Люди не понимают друг друга, они твердят о любви к ближнему, но любят только себя. А чтобы стать сверхчеловеком, нужно постоянно самосовершенствоваться и уметь работать над собой.
Есть еще одна легенда: когда Заратуштра проходил по рынку, один торговец кричал и поносил самого Заратуштру, под конец бросил в него гнилым персиком, крича о том, что если бы все проповеди, произносимые Заратуштрой были правдой, то торговец бы ослеп. И он ослеп. На что Заратуштра не оборачиваясь сказал ему: «Если ты немедленно не одумаешься, то так и останешься слепым, как твоя душа». Говорят, что торговец задумался над его словами и также мгновенно прозрел.
А вот еще одна легенда, автором которой является Эдгар Кейси: « Как-то молодой Заратуштра помог преодолеть людям неглубокую и не очень широкую, но бурную речку. Никто из женщин и стариков, переходивших эту речку не мог ее преодолеть. Тогда, подошедший к бурлящему потоку Заратуштра посоветовал им выстроиться в цепочку и крепко взяться за руки. Он же, встав впереди, присоединился к ним и перевел всех на противоположный берег. В зороастрийском учении этот человеческий мост послужил прообразом моста Чинват, по которому умершие уходят в загробный мир. Неосязаемый, духовный, этот мистический мост, тем не менее, может быть очень крепким и прочным, но порой бывает и, наоборот, совсем ненадежным. Дело все в том, что согласно древним иранским мифам мост Чинват — это своего рода сложный механизм. Он подобен многогранному лучу; одни грани у него широкие — в девять копий их ширина, а другие узкие и острые, как лезвие отточенного кинжала. Когда души праведников и грешников приходят к Чинвату, он поворачивается к праведникам широкой гранью, а к грешникам — узкой.
Чем больше человек совершил в земной жизни грехов, тем уже Чинват становится под его ногами».
Легенды – это всегда смесь истины и человеческих мыслей. О ком бы люди не слагали легенды, о пророке Мухаммеде, об Иисусе Христе, о Заратуштре, они всегда пытались принести толику истины в души окружающих, слушающих, читающих эти легенды.
Некогда широко распространенная религия, зороастризм в наши дни насчитывает всего около 150 тысяч приверженцев. Зороастризм во многом теснее связан с Библией, чем другие религии (разумеется, за исключением иудаизма и христианства и христианства). В Библии упоминаются цари-зороастрийцы, - в книгах Исаии, Даниила, Ездры, Неемии, Эсфирь, Аггея, Захарии и во 2 Книге Царств.
Оценка зороастризма с библейских позиций
(1) Зороастрийское представление о Боге ближе к христианскому, чем какое-либо другое учение Востока. Парсы исповедуют единобожие, и многие свойства Ахурамазды сходны с атрибутами Иеговы. Но в религии зороастрийцев есть, по крайней мере, четыре крупнейших упущения:
а) Ариман, дух зла, обладает могуществом, равным могуществу Ормузда. Дуализм, диалектика неизбежно приводят к тому, что благое начало не обладает истинной властью и всемогуществом. Ниоткуда не следует, что Ормузд способен победить Аримана, хотя в "Авесте" утверждается, что в конце концов это случится.
Б) Ормузд не обладает личностью в той мере, в какой ею обладает библейский Бог. Религиозная практика зороастрийцев состоит в соблюдении обычаев и ритуалов, а не в личной взаимосвязи с Богом.
2) Спасение, с точки зрения зороастрийцев, достигается делами человеческими, а не через веру. Если добрые дела парса "перевешивают" его пороки и проступки, он может взойти на небеса. Проблема греховности человека, таким образом, остается нерешенной, и небеса оказываются населены душами неискупленных грешников. Ормузд не обладает той очищающей праведностью, которая есть важнейший атрибут библейского Бога.
3) "Лучшее - враг хорошего";
эта пословица вполне
4) На практике зороастрийцы полны предрассудков и склонны к мистическим, оккультным обрядам. Особенно ярко это проявляется в поклонении священному огню и белому быку в храмах.
5) современный зороастризм
- опустошенное, бездуховное учение,
сводящееся к соблюдению
О чем следует помнить при встрече с парсом
(1) За редкими исключениями,
единственные христиане, которым
приходится иметь дело с
(2) Зороастрийцы начали говорить о сверхъестественном рождении Зороастра (и его матери) только в четвертом столетии по Р.Х. Тогда же они стали утверждать, что пришествие Зороастра было предсказано за 3 тысячи лет до его рождения. С тех пор последователи Зороастра рассматривают его как богочеловека. Кто же поверит, что эти догматы, настолько напоминающие положения христианства, не были заимствованы? Помните, что жизнь Иисуса и Евангелие подтвердили истинность христологических доктрин в момент их возникновения, а не несколькими столетиями спустя!
(3) Полезно подчеркнуть проблему греха и тщеты дел человеческих. Если возможность спасения исчисляется по методу "приходно-расходной" книги, кто может быть уверен, что его добрые дела пред очами Бога, больше, чем его грехи? Это вопрос огромной важности - особенно, если принять во внимание, как мало мы умеем контролировать свои побуждения, свою внутреннюю жизнь.
(4) Дар Христа - вечная жизнь и всепрощение - резко контрастирует с опустошенностью и апатией, характерными для зороастрийцев. Религия парсов - это обычаи и учение; религия христиан - живая взаимосвязь верующих между собой и Богом.
(5) Зороастрийцы верят в грядущее пришествие спасителя. Христианин может использовать это их убеждение, показывая, что Спаситель уже пришел. Но факт распятия часто смущает умы неверующих - особенно тех, кто исповедует спасение через дела человеческие и гордятся своей праведностью. Такие люди с раздражением и гневом относятся к идее дарованного, незаслуженного спасения.
Современный зороастризм (парсизм)
Зороастризм, имеющий огромную и до сих пор не изученную историю, в 1976 году насчитыл приблизительно 129 тыс. верующих, разбросанных по всему миру. Больше всего зороастрийцев в Индии и Пакестане. В Индии они делятся на две большие секты - шаханшахи и кадми, формальное различие которых в смещении календарной эры на один месяц.
Да и религия называется уже не зороастризм, а парсизм. Здесь необходимо сказать, что зороастризм в своей первоначальной форме не мог дойти до нас нетронутым, а постоянно видоизменялся в соответствии со временем, обществом, законами. Зороастризм сам по себе довольно-таки строгая и принципиальная вера, но, благодаря тому, что для ее поддержания необходимо было "вербовать" новых верующих, а изначально она распространялась слабо, пошли на уступки обществу, преподнося ее как милостивую религию. Но с другой стороны, зороастризм гораздо терпимее, например, христианства. Ведь главное условие - следовать истине и выполнять обрядную сторону веры. Но несмотря на это, парсы сильно переживают свои изменения, вызванные религиозными реформами.
В обрядовом отношении зороастризм практически не изменился, несмотря на то, что во многом претерпел в разные эпохи. Сегодня, как и много лет назад, верующие молятся пять раз в день, соблюдают догматы учений еще Заратуштры. Осталась доктрина, основные мотивы до сих пор не тронуты, а пока сохраняется идея, религию можно считать нетронутой. До этого момента в данной работе я отмечал зороастризм как древнюю религию, не затрагивая и название парсизм. А теперь мне хотелось бы рассказать о тех изменениях, которые происходят уже в наше время, когда современные парсы подвержены европеизации. Исследователь Мэри Бойс в своей работе изучает и рассказывает о развитии зороастризма со времен его основания до наших дней. В своей работе я не смогу проследить путь становления этой религии, да и задача совсем другая, нежели у Мэри Бойс.
В 20 веке эта религия переживает такое явление, как фундаментализм. Парсы жалуются на неумолимое проникновение христианской религии и европеизацию парсизма в целом. Даже некоторые переводы Авесты носят явно европейский оттенок. Результатом этого явились международные конгрессы зороастрийцев в 1960 году в Иране и в Бомбее в 1964 и 1978 гг. Сегодня такие конгрессы собираются раз в несколько лет в различных странах. На них, в основном, обсуждается обрядовая сторона религии. Так, например, в Тегеране (Иран) реформисты приняли погребение, как современный способ захоронения трупов. Чтобы не осквернять землю, тела хоронятся в гробах в зацементированной яме. Отдельные реформисты уже выступают за кремацию, что сильно обижает традиционалистов. Но, как утверждает причину принятия такого решения Мэри Бойс: "тегеранские реформисты под нажимом шаха выразили готовность отменить древний обычай выставления трупов как не соответствующий современному образу жизни" . Это сократило количество "башен молчания". К таким же реформаторским нововведениям относится разрешение отказа ношения рубашки-судра и пояса-кусти.
С возникновением электричества стало все труднее содержать места семейных богослужений. Тем более, что зороастризм больше относится к общинной религии, в которой нет главенствующей роли церкви и ее иерархии. А в современном мире большинство парсов уже горожане и, подвергаясь социальному влиянию, им становится все труднее и труднее сохранять зороастрийское верование и обычаи.
Так же была утеряна сакральность в чтении молитв жрецами на древнем пехлевийском языке. "В 1888 году была полностью напечатана Ясна и Висперед с ритуальными указаниями, а также огромный том Вендидада большими буквами так, чтобы жрецы могли его легко читать при искусственном освещении во время ночных служб" . Таким образом, чтение молитвенных служб больше не было таинством, был рассекречен профессиональный прием жрецов, которые передавали молитвы из уст в уста.
А еще в 19 веке многие зороастрийцы перешли в другую веру - бехаизм. Эта иранская религия, возникшая против ислама, претерпевала преследования и гонения. Зороастрийцы "вынуждены были оплакивать своих родных и друзей, которые, принимая новую религию, обрекали себя на преследования еще более жестокие, чем те, что испытывали сами зороастрийцы в худшие времена угнетений" . "Впоследствии бехаизм стал претендовать на роль мировой религии, предлагая иранским зороастрийцам, так же как и теософия парсам, участие в более обширной общности, в которой они к тому же занимали бы почетное место" . Но больше всего зороастрийцев волнует наступающий в современном мире атеизм, который ударяет по религии сильнее, чем гонения на нее.
На сегодняшний день мусульманами была провозглашена веротерпимость к зороастрийцам. Однако, несмотря на это, парсы терпят много притеснений, в частности, в социальных свободах, избрании парсов на избираемые должности и другие.
Сегодня зороастризм можно назвать вымирающей религией, несмотря на то, что последователи ее живут в разных странах и сообщаются между собой, пытаясь создать сильную группировку. Но нельзя не отметить, что сегодня все зависит не от массовости распространения религии, какая бы ни была мощная религиозная идея, она уже уходит в прошлое. Все меньше людей ждут конец света и восторжествования добра над злом, объясняя сущность бытия в биологическом или космическом контексте. Для сравнения, раньше церковь стояла на одном уровне с правителем и принимала непосредственное участие не только в церковных делах, думая не только о спасении души, но и о вполне мирских, часто внешнеполитических, экономических. Это положение церкви всегда оспаривалось, а сегодняшняя религия, имея даже огромное количество посредников, имеет продолжение лишь как обоснованная система нравственных учений для человека.