История возникновения ислама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:35, лекция

Описание работы

Пророк Мухаммед. Основы вероучения ислама. Основные течения в исламе. Основные этапы истории исламского мира в середине VII-ХХI вв. Ислам в России: история и современность

Файлы: 1 файл

Лекция_ислам.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Какой крупнейший российский поэт и писатель признается, что источником вдохновения его творчества является суфийская традиция?

Важную роль в понимании  исламского вероучения играют различные  толки – мазхабы.

III. Основные  этапы истории исламского мира  в середине VII-ХХI вв. Завоевательные походы мусульман предпринимались еще при жизни Мухаммеда, но при нем особых успехов не было, мусульманская армия не выходила за границы Аравийского полуострова (629 г. – битва на южных границах Византии, к югу от Мертвого моря, мусульмане были отброшены арабами-христианами).

В это время Византия ведет затяжную войну с Персидской империей, отбивает назад Крест Господень. Мусульман всерьез не воспринимают.

632-634 гг. – после смерти  Мухаммеда халифом избран его  сподвижник и родственник, престарелый Абу-Бекр, при нем выдвигается талантливый военначальник Халид-аль-Валид. Успехам мусульман способствовала этническая близость арабов Ближнего Востока, националистическая политика Византии (насаждали греческий язык). Война с Персией обескоровила Византию. Император Ираклий в 632-34 гг. с огромным трудом отбивает натиск мусульман (в последний раз). Далее наступает конец тысячелетней эры доминирования европейской (греко-эллинской) культуры на Ближнем Востоке и в Египте (от Александра Македонского до халифата). 634 г. – смерть Абу-Бекра.

634-644 гг. – халиф Омар – очень властный, при нем мусульмане захватывают Дамаск и Иерусалим. Многие города сдаются почти без боя. Далее так же легко пали Египет (639-42 гг.) и Персия (642 г). Под контролем халифата оказались очень многолюдные территории. Арабы ненавидели греков-угнетателей, монофизиты мстили за гонения Византии (в Египете незадолго до этого византийцы заподозрили коптов в измене, проводились жестокие репрессии, многим отрубали руки). В первое время существования халифата соблюдалась твердая веротерпимость, это усиливало симпатии местного населения к мусульманам. 644 г. – Омар был убит персидским рабом.

644-656 гг. – халиф Осман – престарелый, жесткий правитель. Недовольные им группируются вокруг зятя Мухаммеда Али. При нем была завершена кодификация Корана, был составлен канонический письменный вариант Корана. Убит недовольными мусульманами.

Где на территории СНГ хранятся окровавленные  листы «Корана Османа»?

656 г. – халиф Али Абу Талиб – зять Мухаммеда, муж Фатимы. В суннитской традиции на нем заканчивается эпоха четырех праведных имамов (шииты первых трех халифов считают неправедными). В это время халифат уже раздирают многочисленные противоречия: между разбогатевшей верхушкой и рядовыми кочевниками, клановые противоречия (клан Омейядов был самым влиятельным в Аравии в доисламскую эпоху, он санкционировал принятие ислама, чтобы получить контроль над всей объединенной территорией и теперь старался окончательно прибрать власть к своим рукам, Омейяды уже заняли к этому времени ключевые позиции в армии и торговой сфере, они оттесняют на второй план оставшихся сподвижников Мухаммеда – Омейяды были курейшитами, но не принадлежали к роду хашимитов), шла также традиционная вражда северных и южных аравийских племенных союзов – кайситов и калбитов.

Кроме того, уже  вызревает религиозный раскол на суннитов и шиитов. Догматических  разногласий между ними не было, спор идет о преемниках Мухаммеда, о механизме передачи власти: сунниты – за выборность имамов уммой (из представителей рода хашимитов), шииты – по наследству.

При правлении  Али идет гражданская война. Выдвигаются  целых 4 претендента на власть, все  ссылаются на Коран, их поддерживают определенные кланы.

656 г. – «верблюжье» сражение войск Али против Тальха и Ибн ад-Зубейра. На сторону противников Али перешла бывшая любимая жена Мухаммеда Айша, она вдохновляла их с Верблюжьей горы. Оба претендента были убиты в данной битве, Айша взята в почетный плен, потом отпущена.

657 г. – битва на р.Евфрат между Али и главой рода Омейядов Муавией – длится двое суток, побеждал Али, но в этот момент воины Муавии одели на копья листы Корана, войско Али остановилось, стали раздаваться голоса о необходимости решать вопрос о власти мирно, через третейский суд. Али склонился к этому. В его лагере происходит раскол – воинственная группа непримиримых (12 тыс. чел.) посчитала его предателем и покинула лагерь, так появились хариджиты – позже они заявляют о том, что халифом может быть любой мусульманин, даже негр, в настоящее время одна из их модификаций преобладает в Омане. Третейский суд ничего не решил. 661 г. – хариджит убивает Али. Власть захватывает Муавия, наступает эпоха халифата Омейядов (661-750 гг.). Территория халифата раскинулась от Испании до Средней Азии. Исламский мир переживает невиданный расцвет науки, культуры и искусства. Арабские философы переводят Аристотеля, мощное развитие математики (алгебра – арабское слово), медицины, механики, впоследствии историки будут находить среди документов эпохи халифата даже проекты летательных аппаратов. Самым знаменитым центром образования становится университет аль-Азхар в Египте.

Какие религиозные потребности  привели к мощному развитию астрономии и географии в мусульманском мире?

Омейяды поддерживают суннитов. Сыновья Али Хасан и  Хусейн пытаются продолжить борьбу, постоянно  поднимают восстания, но они были мизерными.

680 г. – гибель  Хусейна у г.Кербелла – его  крохотное войско было разбито, его в очередной раз должны были взять в почетный лен, но видимо по недосмотру убили. В память об этом событии у шиитов отмечается пост мученика Хусейна шахсей-вахсей – происходит самобичевание.

Омейяды переносят  столицу халифата в Дамаск. Многие Омейяды проявили себя как крайне неблагочестивые мусульмане (в 683 г. во время междоусобицы Омейяды бомбардируют Каабу из баллистических орудий, после чего поджигают культовый комплекс, в результате черный камень треснул и раскололся на 4 части, халиф Валид (734-44) якобы даже использовал Коран в виде мишени).

750 г. – Омейяды  свергнуты, утверждается династия Аббасидов (750-1258), но халифат существует уже только формально, реально – феодальная раздробленность. Аббасиды переносят столицу в Багдад. Захватывают власть, опираясь на шиитов, но последние надеялись на возрождение династии Али, потом решили, что их обманули. После этого шииты стали врагами Аббасидов, сунниты наоборот признали их власть. С середины Х в. персидские правители лишают халифов-аббасидов светской власти, халифы остаются только духовными вождями мусульманского (суннитского) мира.

Середина ХIII в. – окончательны распад халифата, потомки Аббасидов сохраняют  духовную власть только в мамлюкском Египте.

1517 г. –  турецкий султан вывозит халифа  из Египта в Турцию, после его смерти присваивает титул себе. 1517-1924 гг. – титулом халифа владеют турецкие султаны.

В главный  центр шиитского мира в эпоху  Средневековья оформляется Персидская империя.

ХVIII в. – в  Аравии возникает ваххабизм – радикальный вариант ислама, поклонение Каабе они считают остатками язычества, угрожают уничтожить Черный камень, толкование шариата как норм прямого действия, джихад как война против всех немусульман. Позднее ваххабизм стал менее радикальным, но все равно идет спор – что такое современный ваххабизм? Многие полагают, что это ересь. В ХХ в. он утверждается в качестве государственной идеологии в Саудовской Аравии, сейчас это государство обладает триллионами нефтедолларов, старается насадить ваххабистское толкование ислама повсюду (ваххабизм в Чечне)

Конец ХIХ в. – процесс модернизации ислама, египетский богослов Джемаль-ад-дин аль-Афгани и его соратник муфтий Мухаммад Абдо создают концепцию панисламизма – стремление к единству под эгидой халифа всех мусульманских стран, очищение ислама от поздних наслоений, перенесение центра тяжести из политико-экономической сферы в религиозную сферу (борьба с колонизаторами вредна, у них нужно учиться технологиям и культуре). Султан Абдул-Хамид II сделал панисламизм официальной доктриной империи.

Абдо по-новому интерпретировал многие исламские  идеи: написал фетву-разрешение носить европейский костюм, доказывал, что  запрет на взимание ростовщического  процента не относится к банкам, джины – микроорганизмы, запрет на человеческие изображения действовал только в эпоху борьбы с язычеством, когда была угроза поклонения идолам, сейчас он уже не актуален, обязанность каждого мусульманина – изучать две священные книги, данные Аллахом – Коран и природу и т.д.

1921 г.  –  Мустафа Кемаль Ататюрк свергает  султана, вводит в Турции республику.

1924 г. –  бывший султан лишается титула  халифа. В суннитском мире возникает  проблема религиозного лидера. Она  не решена до сих пор.

1924 г. –  шериф Мекки Хусейн провозгласил  себя халифом, Англия заставила  его отказаться.

1924 г. -  лидер ваххабитов ибн-Сауд подвел войска к Мекке, готовится провозгласить себя халифом. Англия заставила его отступить.

1926 г. –  Англия санкционирует созыв Всемирного  халифатского конгресса. Планировалось  провозгласить на нем халифом  египетского короля Фуада, но мусульманские лидеры объявили бойкот.

Почему англичане хотели провозгласить халифом египетского  короля?

20-70-е гг. –  в мусульманском мире идет  волна секуляризации. Пример для  подражания – кемалийские реформы в Турции: запрещено ношение паранжи, отделение ислама от школ, секуляризация вакфов, светский брак, переход на латинский алфавит (в результате молодое поколение оказалось полностью оторванным от всего письменного наследия прошлого) и т.д. Такие же реформы идут в это время в Иране при Реза-шахе Пехлеви.

С 70-х гг. в  исламском мире идет волна клерикализации – началось с Исламской революции в Иране 1978-79 гг. под руководством аятоллы Хомейни. Закон об обязательности ношения паранжи. Галстук объявлен «порождением шайтана». Над всеми органами власти в Иране поставлен факих – духовный лидер, он может отменить любой закон, противоречащий нормам ислама. Многие аятоллы обвиняли Хомейни в ереси. Особенное возмущение вызвали «ключики Хомейни» - во время ирано-иракской войны 1980-88 гг. Хомейни лично вручал 14-15 летним подросткам пластмассовые ключики, получив которые, они должны были идти впереди иранских войск и своими телами разминировать минные поля – Хомейни заявлял, что это «ключики от мусульманского рая». Но противники Хомейни часто исчезали или загадочно умирали.

8 марта 1979 г. – Международный женский  день, Хомейни издает закон об  обязательности ношения паранжи. 10-тыс. женщин вышли на демонстрацию  протеста с открытыми лицами, в ярком макияже, Хомейни бросает  против них 10-тыс. мужчин, вооруженных банками с серной кислотой, они плескали кислоту в лица женщин, после чего насиловали их (по мусульманским канонам, изнасилованная женщина не попадает в рай).

С какой реликвии, связанной  с аятоллой Хомейни, уже четверть века (с момента смерти Хомейни в 1989 г.) никто в Иране не смеет стереть пыль?

После иранской революции по всему исламскому миру прокатилась волна исламского фундаментализма  (Судан, Алжир, движение талибов в  Афганистане, попытка исламской  революции в Таджикистане в 1993 г., закончившаяся гибелью 100 тыс. чел., события 11 сентября 2001 г. в США и т.д.). Фундаменталисты трактуют джихад как войну без всяких ограничений (допустимы терракты, смертники, убийства мирных жителей). Большинство крупнейших исламских богословов квалифицируют исламский фундаментализм как ересь, проклинают террористов и смертников, как людей, идущих, согласно нормальному исламскому вероучению, прямиком в ад, однако многие представители исламской молодежи их не слушают. Получается, что искаженный образ ислама становится характерной чертой того мира, который на протяжении многих веков был исламским.

Однако далеко не все исламистские силы являются фундаменталистскими. Например, в Турции большинство в парламенте имеют  умеренные исламисты. Усилившие  свое влияние в Египте «Братья мусульмане» - также умеренные исламисты. Ваххабизм, как считают многие специалисты, - это одна из разновидностей исламского фундаментализма.

Вспомните, откуда в науку  пришел термин «фундаментализм»? С  каким типом фундаментализма  мы сталкивались при изучении Новой истории?

Какой образ мусульманина рисуется в фильме Бондарчука-мл. «Девятая рота»?

Почему после захвата  террористами в заложники зрителей «Норд-Оста» многие мусульмане шли  записываться добровольцами в отряд  спецназа, готовившегося к силовой операции против боевиков?

Как поступали с террористами, захватившими несколько лет назад  в Нальчике в заложники детей, местные жители-мусульмане?

Как Вы думаете, почему известный  российский политик Р.Абдулатипов  публично выступил против того, чтобы  в российских СМИ пояса террористов-смертников назывались «поясами шахидов»?

Крупнейшие  мусульманские страны – Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Марокко, Тунис, Турция, Алжир, Ливия, Египет, Афганистан, Азербайджан, Албания, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан. Первые пять стран – самые крупные по населению мусульманские страны мира.

Являются ли крупнейшие по населению мусульманские страны самыми влиятельными в исламском  мире?

IV. Ислам в России. В ХV в. на территории Московского государства появляется автономное Касимовское ханство – сюда принимали мусульманских воинов, желающих служить московским князьям, им разрешено построить мечеть, не допускались гонения на религиозной почве.

ХVI в. – в  состав российского государства  включены территории с компактным проживанием мусульман – Казанское ханство, башкирские земли, Астраханское ханство, Ногайская Орда, затем – Сибирское татарское ханство. Иван Грозный пытался принудительно крестить татар, но это вызвало восстание в 1556 г., вскоре от этой идеи он отказался.

1612 г. –  мусульмане активно участвуют  в освобождении Москвы от поляков.

Православное  миссионерство среди татар и  башкир шло очень вяло, начиная  с Елизаветы вообще почти пресеклось, Екатерина II объявляет о веротерпимости в отношении мусульман. Позже татарским мусульманским миссионерам даже позволили довершить исламизацию полуязыческого горского населения Северного Кавказа. В какой еще империи это было возможно!

ХVIII-ХIХ вв. – в состав Российской империи  включены новые территории, заселенные преимущественно мусульманами – Северный Кавказ и Азербайджан, Казахстан и Средняя Азия. Северокавказские горцы воевали с Россией 50 лет (1817-64), погибло около 200 тыс. российских солдат, десятки тысяч горцев, 400 тыс. чел. эмигрировало в Османскую империю, имам Шамиль создал теократическое государство на основе норм шариата, но затем был пленен и признал себя побежденным, дал клятву за себя и горцев никогда больше не воевать против России (после этого он был даже отпущен под честное слово на хадж в Мекку, он вернулся, как и обещал). Во второй половине ХIХ в. на Северном Кавказе горцам позволили жить по собственным обычаям, создаются шариатские суды, наступает замирение, горцы были благодарны российской власти за уважение к их обычаям.

Информация о работе История возникновения ислама