Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:35, лекция
Пророк Мухаммед. Основы вероучения ислама. Основные течения в исламе. Основные этапы истории исламского мира в середине VII-ХХI вв. Ислам в России: история и современность
В Чечне и Дагестане важную роль играли суфийские ордена и основанная на них идея мюридизма – мюриды должны были выполнить любой приказ духовных учителей-шейхов (суфийские ордена на Северном Кавказе существуют по сей день).
Налоговая политика в Российской империи в отношении мусульманских народов была необычной – население национальных окраин платило примерно в 1,5 раза меньшие, по сравнению с государствообразующим народом, налоги, у мусульманских народов не было крепостного права, до введения всеобщей воинской повинности в 1874 г. мусульмане были освобождены от рекрутских наборов, в результате к концу ХIХ в. уровень грамотности среди татар и башкир был даже повыше, нежели у русских, продолжительность жизни – тоже повыше.
Конец ХIХ в. – среди российских мусульман развивается движение джадидов (сторонников «нового метода») – внедряют в медресе светские предметы (арифметику, естествознание, иностранные языки, западную педагогику), лидер – крымский помещик Исмаил-бей Гаспринский.
Данные переписи населения 1897 г.: продолжительность жизни населения России в целом (м/ж) – 31,3/33,4 года, в т.ч.: русские – 27,5/29,8 лет, татары – 34,6/35,1 лет, башкиры – 37,2/37,3 лет.
Младенческая смертность – русские 169/1000, татары – 143/1000, башкиры –133/1000 (на Северном Кавказе она была существенно выше – около 200/1000).
1914 г. –
Османская империя объявила
В годы гражданской войны практически все мусульманские районы России стали опорными центрами Белого движения.
Осень 1917 г. – Духовное Управление Мусульман России во главе с муфтием Баруди призвало всех мусульман России к борьбе против большевиков. Позже Баруди активно сотрудничал с правительством Колчака
Ноябрь 1917 г. – Национальное собрание мусульман в Уфе – та же позиция.
Большевики сразу после прихода к власти оказывали слабо контролировали ситуацию на окраинах страны, поэтому массовые преследования мусульман за веру начались в основном позже, чем преследования христиан – с конца 20-х гг. (ссылки и расстрелы духовенства, активных верующих)
Басмаческое движение в Средней Азии – партизанские отряды мусульман против Советской власти, борьба шла до середины 30-х гг. Сейчас в Сургут едут таджики из Матчинского района – в 20-30-е гг. он был одим из форпостов басмаческого движения, басмачи превратили Горную Матчу в практически неприступную крепость, в конце концов коммунистическая власть просто принудительно переселила население Горной Матчи на окраины, лишив партизан помощи, так возникла Новая Матча.
В годы войны Сталину понадобилась поддержка мусульманского духовенства, он приостанавливает гонения (как и в отношении христиан), позволяет наладить относительно нормальную работу духовных управлений.
Новая волна гонений – в хрущевское время, при Брежневе особых гонений уже не было. В 70-е гг. – усиление интереса к исламу на Кавказе и в Средней Азии. Особенно среди молодежи.
Перестройка – гонения на ислам резко слабеют, идет религиозное возрождение.
Сейчас в России около 6-10 % населения исповедует ислам (многие – только номинально). В России (как и в бывшем СССР) среди мусульман преобладают сунниты (шииты в СССР преобладание только в Азербайджане).
Данные опроса по Сургуту. Проведен Председателем исследовательского комитета социологии религии РОС проф. Р.А. Лопаткиным (Москва) в 2005 г.
Являетесь ли Вы прихожанином церкви, членом религиозной общины?
Ответ «да» выбрали 22% православных и 16% мусульман Сургута.
Посещаете ли Вы религиозные службы?
Варианты ответов |
Православные |
Мусульмане |
Раз в неделю и чаще |
2,0% |
10,5% |
1-2 раза в месяц |
7,7% |
3,5% |
Несколько раз в год |
30,2% |
19,3% |
Раз в год и реже |
13,2% |
12,3% |
Только для совершения отдельных обрядов |
17,7% |
14,0% |
Не посещаю |
27,7% |
40,4% |
О чем свидетельствуют данные опроса в Сургуте?