Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:01, реферат
Иудаизм - современное название древнейшей монотеистической религии
мира. Название происходит от греческого слова “иудаисмос”, которым в начале
новой эры обозначали религию еврейского народа. Это слово в свою очередь
происходит от еврейского слова “иехуда” (призванный восхвалять Бога). Этот
термин появляется во второй книге Маккавеев и в послании Галатам апостола
Павла.
1. Основные
-Введение
Основные принципы вероучения в иудаизме
основные периоды развития иудаизма
Основные направления современного иудаизма
Реформизм
Консервативный иудаизм
Ортодоксальный иудаизм
Заключение
Литература
систематизацией и нормативной ритуализацией иудейского культа, который из
храмового священнодействия превратился во всепроницающую систему
предписаний, иногда скрупулезно мелочных, для всех случаев жизни
ортодоксального иудея, вплоть до требований подчеркивания своей
принадлежности к избранному Богом народу с помощью особых деталей внешнего
облика (прически, одежды). Наиболее полный Вавилонский Талмуд содержит 613
таких установлений.
Письменное
оформление талмудической
иерусалимскими книжниками - продолжателями Ездры, а с конца 1 века нашей
эры, после разрушения Иерусалима - таннаями (законоучителями) и амораями
(толкователями) в
Явны, Ципоры и Тивердиады (Палестина 1 -V века), которые в то время были
центрами религиозно-общинного самоуправления евреев Римской империи. Однако
начиная с IV века в связи с христианизацией Палестины, которая сделалась
"Святой Землей" христианства,
палестинский очаг иудаизма
Ведущую
роль после этого стала играть
еврейская община в
существовавшая со времен "Вавилонского пленения", которая с III века при
сасанидских правителях Ирана получила внутреннюю автономию. Непререкаемый
авторитет в вопросах иудейского вероучения приобрели вавилонские гаоны
(дословно "красота", "гордость") - ученые законоучители, возглавлявшие
йешивы в городах Сур, Нагардея и Пумбедита.
После арабского завоевания Месопотамии гаонат Вавилонии не только
сохранил свое значение, но и сделался высшим духовным авторитетом для всех
евреев Арабского халифата. Как отмечал в этой связи еврейский историк С.
Дубнов, "политически объединенная халифатом восточная диаспора объединялась
внутренней властью гаонов Вавилонии".
Период истории иудаизма VI - XVIII веков именуется раввинистическим.
Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а с XVII
- XVIII веков - Нового Света
(Америка) привело к
еврейских национально-религиозных общин. Они обладали внутренней автономией
и возглавлялись раввинами (от древнееврейского слова "рабби" - мой
учитель).
На существование
еврейских национально-
воздействие оказывал фактор антисемитизма - враждебного отношения к евреям
как к низшей и порочной расе, способной лишь к нанесению ущерба народам,
среди которых она живет. Зародившись еще в Древнем Риме, антисемитизм в
средневековой Европе принял религиозную форму: утверждалась враждебность
иудейской религии христианству и христианской цивилизации.
Антисемитизм
активно использовался
общества для подавления экономических конкурентов и в целях политической
борьбы. Результатом антисемитизма явилось постоянное перемещение
значительных масс еврейского населения, уничтожение в результате
преследований иудейских общин в одних странах и возникновение их там, где
обстановка была более благоприятна.
Крупнейший
еврейский культурно-
после завоевания ее арабами в 711 г. Однако после Реконкисты (отвоевания
коренным населением захваченных арабами территорий) положение евреев в
Испании резко ухудшилось. Последние арабские крепости в Испании пали в 1488
г., а уже в 1492 г. испанские евреи были изгнаны из страны, расселившись
преимущественно на Балканах и в странах Ближнего Востока. Еще раньше, в
1290 г., евреи были изгнаны из Англии, где новая иудейская община сложилась
лишь после Английской буржуазной революции XVII века. Еврейский культурный
очаг в Провансе (Юго-Восточная Франция) был уничтожен французскими королями
в XIII - XIV веках; особенно жестокому геноциду евреи Прованса подверглись
во время так называемых Альбигойских войн. В 1242 г. в Париже торжественно
сожгли иудейские священные книги, свезенные со всей территории нынешней
Франции.
С IX века значительный центр еврейской национально-религиозной жизни
складывался в Германии, но в XI-XII веках германские иудейские общины
подвергались разгрому в период трех первых крестовых походов,
сопровождавшихся вспышками религиозного фанатизма. Дальнейшее ухудшение
положения германских евреев, поставленных в условия принудительной изоляции
от христианского населения (так называемый режим гетто), привел к их
миграции в XIII -XV веках на территорию Восточной Европы (Польша, Литва,
западнорусские земли).
Существенно лучше было положение иудейских общин в мусульманских
странах благодаря традиционной веротерпимости исламских владык. Однако и
здесь иудеи страдали от многочисленных войн, особенно во время восстаний
христианского населения Турции.
Несмотря на то, что диктуемые объективными обстоятельствами случаи
ренегатства иногда имели место, в целом в Европе до конца XVII века для
евреев была характерна крайне малая подверженность ассимиляции, в
экстремальных ситуациях доходившая до готовности скорее погибнуть, чем
отречься от своей веры и своего народа. Так произошло, в частности, с
марранами - крещеными испанскими евреями, сохранившими тайную
приверженность иудаизму и подвергшимися за это жесточайшим преследованиям
инквизиции. Новый период истории еврейства и иудаизма наступил в конце
XVIII века. Он характеризуется
политической эмансипацией
в результате событий Великой Французской революции 1789 - 1794 гг. и
последовавшей за этим разрушением средневековой изоляцией иудейских общин,
на которые были распространены юридические акты о свободе вероисповедания.
В еврейской среде зародилось движение за приобщение евреев к
достижениям европейской цивилизации, получившее название хаскалы
(просвещение). У его истоков
стоял выдающийся еврейский
Мозес Мендельсон (1729 - 1786). Одновременно развернулась кампания за
ослабление системы ритуальных предписаний и запретов в иудаизме и внешнее
сближение иудаистского богослужения с христианско-протестантским (так
называемый "реформированный иудаизм").
С XIX века еврейство Западной Европы, а затем и США захватили процессы
секуляризации и эмансипации: история иудаизма и история евреев, ранее
неразделимые, начали расходиться. Стала фактом национальная
самоидентификация евреев вне религиозных рамок. В то же время евреев
Восточной Европы, Российской империи и Азии эти процессы в XIX веке
затронули весьма незначительно, либо не затронули вообще.
К концу XIX века наряду с движениями, ведущими к ассимиляции евреев,
сформировалось национально-
еврейского государства на исторической родине еврейского народа - в
Палестине, получившее наименование сионизма (от названия холма Сион, на
котором расположен Иерусалим). Его основоположником явился еврейский
публицист из Австрии Теодор Герцль (1860 - 1904), автор книги "Еврейское
государство".
В 1897 г. состоялся 1 Всемирный сионистский конгресс, проходивший в
Базеле (Швейцария), на котором была создана Всемирная сионистская
организация. Имевший своими истоками догматические положения иудаизма об
"избранном народе Божием", сионизм, тем не менее, сделался явлением не
религиозной, а светской политической жизни. В его рамках сложились самые
разнообразные идейные
течения - от религиозно-фундаменталистских
социалистических.
В XX веке процесс ассимиляции евреев получил наибольшее развитие в
странах Западной Европы и на территории СССР. Но в итоге Холокоста
(катастрофы) - физического уничтожения 6 млн. евреев в гитлеровской
Германии и на оккупированной ею территории Европы погибла подавляющая часть
европейских евреев, как ассимилированных, так и сохранивших традиционную
культуру. Причем в силу германской оккупации наиболее крупных
цивилизационных центров восточноевропейского еврейства носителей
традиционной еврейской культуры погибло больше.
Гитлеровский геноцид и вызванный им массовый психический шок не
сломили, однако, еврейского национального духа. Напротив, фактами
послевоенной истории мирового еврейства стали прорыв в неразрешимой ранее
проблеме возвращения евреев в Палестину (образование в 1948 г. государства
Израиль) и возвращение к иудаизму большого числа ассимилированных евреев,
получившее наименование тшува (возвращение), а также связанное с этим
оживление еврейской религиозной жизни, как в Израиле, так и в диаспоре .
3. Основные направления
Основные направления современного иудаизма - ортодоксальное,
реформистское и консервативное. Они в свою очередь делятся на различные
течения.
3.1. Реформизм
Реформистское
направление в иудаизме
в. На его становление оказали с одной стороны идеи европейского
Просвещения, главным проводником которого в еврейской среде был немецко-
еврейский философ Моисей Мендельсон, а с другой стороны радикальные
социально-исторические перемены в жизни Европы, вызванные Великой
французской революцией. Мендельсон (1729 - 1786 гг.), стремясь изменить
положение евреев Германии, веками прозябавших в тесных городских еврейских
кварталах (гетто), перевел Библию на современный немецкий язык и много
сделал для распространения среди еврейской молодежи европейской культуры.
Хотя он сам лично полагал, что иудаизм как боговдохновленная религия
включает в себя и всю его обрядовую сторону, среди его последователей
формируется доктрина реформированного иудаизма.
Ее сущность
заключается в том, что
ритуалов, налагаемых на верующего еврея талмудическим иудаизмом, является
только исторически преходящим фактором, не отражающим подлинного духа
религии. Отсюда делался вывод о необходимости радикального реформирования
иудейского культа. Эти идеи стали претворяться в жизнь после оккупации
Германии наполеоновскими войсками и введения там французских либеральных
порядков, включавших в себя также гражданское равноправие евреев.
Один из первых идеологов реформизма Израиль Якобсон в 1808 г. основал
в Касселе (Вестфалия) еврейскую школу, где наряду с еврейскими
преподавались светские науки, а также молитвенный дом с отправлением службы
не на еврейском языке Священного Писания а на немецком. Затем его
последователь Э. Клей в 1818 г.
основал реформистскую
названную Тампль (Храм). Наряду с введением богослужения на немецком языке
и аккомпанементом на органе, из текстов молитв были выброшено упоминание о
пришествии Мессии, одно из главных положений традиционного иудаизма. С
появлением раввинов, получивших образование в европейских университетах,
количество сторонников реформистского иудаизма резко возросло. Их главным
идеологом стал Авраам Гейгер (1810 - 1874 гг.), выдающийся ученый и глава
еврейской общины г.Бреслау (Вроцлав). По его представлениям, иудаизм - это
только религия, евреи не являются единым народом.
Концентрированная доктрина реформизма нашла свое выражение в
декларации участников съезда его сторонников, прошедшего в г. Франкфурт-на-
Майне в 1842 г.:
. мы признаем
за религией Моисея
. Талмуд не
имеет для нас никакого
практической точки зрения;
. Мессии, который бы вернул евреев в Палестину мы не ждем и не желаем,
мы не
признаем никакого другого
принадлежим по рождению и по гражданству.
Радикальному изменению подвергся и ритуал богослужения: вся служба
велась на немецком языке, отменено трубление в ритуальный рог (шофар),
ношение во время молитвы ритуального облачения (талес), во всех религиозных
вопросах женщины были уравнены в правах с мужчинами.
Однако наибольшего успеха реформизм добился в США, куда эмигрировали
многие его идеологи. В 1885 г. на съезде в Питтсбурге было подтверждено,