Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:01, реферат
Иудаизм - современное название древнейшей монотеистической религии
мира. Название происходит от греческого слова “иудаисмос”, которым в начале
новой эры обозначали религию еврейского народа. Это слово в свою очередь
происходит от еврейского слова “иехуда” (призванный восхвалять Бога). Этот
термин появляется во второй книге Маккавеев и в послании Галатам апостола
Павла.
1. Основные
-Введение
Основные принципы вероучения в иудаизме
основные периоды развития иудаизма
Основные направления современного иудаизма
Реформизм
Консервативный иудаизм
Ортодоксальный иудаизм
Заключение
Литература
что евреи являются не народом а религиозной общиной. Главным принципом было
признано библейское положение “люби ближнего как самого себя”. Ритуалы,
соблюдение субботы, пищевые запреты только мешают этому. Несмотря на
массовую эмиграцию в США из Восточной Европы приверженцев ортодоксального
иудаизма, реформизм и сегодня пользуется там массовой поддержкой.
Достаточно указать, что в настоящее время в Америке насчитывается около
миллиона сторонников реформизма и примерно 800 реформистских синагог.
Реформисты допускают участие своих раввинов в бракосочетаниях смешанных
браков даже вместе с христианскими священниками, для них необязателен
религиозный развод, у них имеются женщины-раввины, принадлежность к
еврейству определяется не только по матери, но и по отцу, крайне облегчено
обращение в иудаизм и т.д. В других странах позиции реформизма значительно
слабее.
3.2. Консервативный иудаизм
Направление консервативного
умеренных реформистов в ответ на радикальные решения Питтсбургской
платформы. В основу своей программы были положены идеи немецко-еврейского
ученого З. Френкеля (1801-1875 гг.), полагавшего иудаизм и национальные
традиции результатом коллективного творчества еврейского народа и полностью
отделившего религию от образа жизни. В связи с этим провозглашалась свобода
критического подхода к иудаизму и к еврейской истории. Дальнейшему успеху
консервативного иудаизма способствовала деятельность знаменитого гебраиста
и раввина С. Шехтера . В настоящее время консерватизм сохраняет сильные
позиции среди приверженцев иудаизма, особенно в Америке.
Сторонники
консервативного иудаизма
раввинизма, однако сохранили многие нововведения реформистов. В их
синагогах мужчины и женщины молятся совместно, богослужения совершаются на
английском языке, используется орган. Подобно реформистам они отрицают
воскресение мертвых, но верят в бессмертие души. В рамках консервативного
иудаизма в США возникла направление конструктивистов. Они провозглашают
принцип: “иудаизм для еврейского народа а не еврейский народ для иудаизма”.
Религия рассматривается как часть культуры а еврейские обычаи и ритуалы
только как явления национальной традиции.
3.3. Ортодоксальный иудаизм
Ортодоксальный иудаизм решительно возражал против нововведений в
религии, видя в них вредные плоды эпохи распространения среди евреев
европейского просвещения (по - еврейски Гаскала), начало которому положил
Мендельсон. С целью противодействия этому И. Салантер (1810-1883 гг.) из
Вильно основал движение “мусар” (по-еврейски - мораль), поставившее своей
целью совершенствование нравственного облика верующего с помощью
самовоспитания посредством постоянного чтения религиозно-нравственной
литературы и последующего созерцания и размышления. Это направление оказала
и оказывает большое влияние на многих верующих.
Как указывал С. Дубнов, "уже давно скорбный путь еврейской истории
измеряется катастрофами. От одного "хурбана " (разрушения) до другого -
такова обычная характеристика этапных пунктов на этом пути. Созданные
великим трудом еврейские центры разрушаются не вследствие процесса
внутреннего разложения, а насильственно, рукою внешнего врага, и в начале
каждой историческом эпохи народу-страннику приходится создавать новые
центры национальной культуры, новые позиции для армии духа, которая может
быть разбита, но не побеждена".
Моё мнение заключается в том, что иудаизм как религия является
составной частью современной государственной политики, она не отделена от
государства и играет важную роль в сферах общественной и личной жизни - от
рождения человека до его похорон. Иудаизм сыграл значительную роль в
самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное в душе
верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства,
что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь,
означало смерть: наложение херема - отлучения от синагоги и от еврейства -
рассматривалось как самое страшное наказание.
Иудаизм не лучше и не хуже других религий, но он нам интересен тем,
что это еврейская религия, религия народа, избранного Богом. Однако не
только в этом его значение. Из него произошли две другие крупнейшие мировые
религии: христианство и ислам. Христианство - это бабочка, вышедшая из
кокона иудаизма. Здесь имеется в виду истинно христианская вера, вера
апостолов и ранней христианской общины, а не ее религиозные течения,
сковывающие живую веру.
Вера втискивается религией в жесткую оболочку правил и предписаний.
Зачастую религиозными вождями на определенных, как правило, начальных,
стадиях являлись искренние, истинно верующие люди. Однако их желание
заставить других жить по их законам (что в корне противоречит принципам
Христа) приводило к страшным последствиям. Нет необходимости их
перечислять, они общеизвестны. Здесь наблюдается поразительное сходство с
тоталитарными идеологиями: коммунизм - тоже религия. К руководству в
религиях всегда пристраивались, а затем занимали там ведущее место
проходимцы, приспособленцы, без всяких принципов, которым нужна только
власть. У них за душой не было ничего святого, а религия являлась лишь
прикрытием. Конечно, и здесь, как, впрочем, всюду, можно отыскать
исключения, которые, как известно, только подчеркивают правила.
Любая религия - родник, который не утоляет жажды и не спасает.
1. И. Телушкин. Еврейский мир. М. 1992
2. С. М. Пилкингтон. Иудаизм. М. 1999.
3. Тайна Израиля. СПб. 1993.
4. Религии народов современной России. М. 1999. Статьи Иудаизм в России,
Иудаизм и сионизм, Иудаистские обряды и ритуалы, Хасидизм,
Реформистский иудаизм.
5. Российская цивилизация. Энциклопедический словарь. М. 2001. Статьи
Антисемитизм в России, Иудаизм в России, Сионизм.
6. Писманик М. Г. , Вертинский А. В., Демьяненко С. П. и др. Религия в
истории и культуре: Учебник для вузов (под ред. проф. Писманика М.
Г.) М: «ЮНИТИ», 1998.
7. Вихнович В. Л. Караим Авраам Фиркович. Еврейские рукописи, история,
путешествия. СПб 1997.
Термин «иудаизм» происходит от
греческого Ἰουδαϊσμός (в
русском произношении «иудаисмо́с»), появляющегося
в еврейско-эллинистической литературе
на рубеже I в. до н. э.(2Макк.2:21[8]; 8:1) и обозначающего еврейскую
религию как антитезу эллинистическому
язычеству. В некоторых языках наряду
с термином «иудаизм», обозначающим еврейскую
религию в узком смысле, существует более
общий термин, охватывающий всю еврейскую
цивилизацию, включая религию, в целом
— русское еврейство, немецкое Judentum, английское Jewry или Jewish People. На иврите
термины «иудаизм» и «еврейство» — синонимы.
Термин ивр. יַהֲדוּת (яхадут), возник
в иврите после Вавилонского пленения. На идишеиудаизм традиционно обозначается
термином идиш ייִדישקײט (и́
ИУДАИ́ЗМ — одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых авраамических религий.
Иудаизм начал складываться в 3 в. до н. э. на Ближнем Востоке, прежде всего в Иудее, Вавилонии и Египте. Основой для иудаизм послужила религия древних евреев (библейский иудаизм). Окончательные очертания И. принял после разрушения римлянами Второго Храма в Иерусалиме (70 г. н. э.). В 1—5 вв. н. э. И. — в первую очередь система заповедей, законов и правил, регламентирующих все стороны жизни общины и каждого из ее членов, как собственно в ритуальных аспектах, так и в области повседневной жизни, права, культуры, образования и т. д. Т. о., существеннейшей частью иудейской традиции является именно закон (галаха́). Галаха содержится во всех главнейших книгах иудейского канона. Это прежде всего Пятикнижие Моисеево, Тора, к-рая вместе с Писаниями и Пророками составляет корпус еврейской Библии (Танах), несколько отличающейся по составу канонических книг от христианского Ветхого Завета. Устная традиция, начавшая формироваться вместе с И., была кодифицирована в кон. 2 в. н. э. в Иудее и получила название Мишны. Комментарий на Мишну, называемый Гемарой, был составлен в Вавилонии в 3—5 вв. Объединение Мишны и Гемары — Вавилонский Талмуд есть, по существу, основа И. как обрядовой и, что очень существенно, как юридической системы. Дальнейшее развитие И. получил за счет усилий авторитетных раввинов, трудившихся в различных общинах диаспоры. Галахе противостоит неоднородный в жанровом отношении пласт литературы, не имеющий характера прямого закона или заповеди, — агада. Агада включает в себя повествовательную, житийную, нравоучительную, мистическую и т. д. традиции. Существенной особенностью как галахической, так и агадической литературы служит то, что она зачастую создавалась в форме комментария на Танах, Талмуд и др. книги, находящиеся в центре традиции.
Основы иудейской обрядности сформулированы в Пятикнижии, однако, как и И. в целом, получили развитие в постбиблейское время. Для И. характерны: строгое соблюдение особого диетарного закона (кашрута), почитание суббот и праздников, законы ритуальной чистоты, существенное разделение ролей мужчины и женщины, отсутствие (после разрушения Храма) священства. Существенны для И. мессианские чаяния, в к-рых эсхатологическая идея тесно переплетена с идеей национального избавления и возрождения.
Для И. характерна подробная регламентация
всей практики (общественной, бытовой
и ритуальной) в сочетании с
большой терпимостью в
Первые материальные следы еврейского присутствия на территории быв. СССР — это надгробные памятники и надписи первых веков новой эры из греческих колоний на Черном море. В последующие века на Кавказ и в Сев. Причерноморье происходит постоянный приток евреев из Персии и Византии. На рубеже 7—8 вв. правящая династия и, очевидно, какая-то часть населения Хазарского каганата принимает И. Так как Киев и другие древнерусские города лежали на важном торговом пути, то еврейские торговые фактории и еврейские кварталы появляются здесь уже в раннем средневековье.
В результате переселения из Германии на территории Речи Посполитой в 14—17 вв. происходило формирование той этнической общности, к-рую называют евреями Вост. Европы. Начало расцвета еврейской учености и И. в Польше и Литве приходится на 16 — нач. 17 в. Именно в это время происходит перемещение основных центров И. из Германии в Польшу.
После разделов Польши (1772, 1793, 1795, 1815) Россия приобретает крупнейшее в мире население, исповедующее И. Впоследствии к нему присоединяются евреи Крыма, Бессарабии, Кавказа и Ср. Азии. Российская империя и СССР включили в свой состав целый ряд земель с очень значительным еврейским населением. Именно оттуда началось расселение евреев по всей России. Традиционными регионами еврейского расселения являлись Белоруссия, Украина, Литва, часть Латвии, Молдавия.
Царское пр-во на протяжении полутора столетий выстраивает сложную систему мер по ограничению прав, в том числе и религиозных, еврейского населения. Тем не менее именно на территории быв. Советского Союза возникли и развились важнейшие направления современного ортодоксального И.: хасидизм (Подолье, Волынь, Галиция, Сев. Белоруссия) и противостоявшая ему "литовская ученость" (Литва, Зап. Белоруссия). На этой территории жили крупнейшие религиозные авторитеты, функционировали знаменитые иешивы (школы). Россия была важным центром еврейского книгопечатания. Начиная с 1760-х гг. возникает множество еврейских типографий по всей черте оседлости и за ее пределами. Виленское издание Вавилонского Талмуда (изд-во "Типография вдовы и братьев Ромм") до сих пор считается образцовым и стереотипно воспроизводится во всем мире.
Тяжелый удар И., так же как и др. конфессиям, был нанесен после Окт. рев-ции. Были закрыты и зачастую уничтожены почти все синагоги, полностью уничтожено религиозное образование. Страну покинуло большинство религиозных лидеров, многие были арестованы. Тем не менее какая-то религиозная активность сохранялась. В нек-рых городах продолжали действовать синагоги. В целом религиозные общины были полностью разрушены, за исключением нек-рых регионов (Закарпатье, Ср. Азия, Грузия). В постсов. годы началось возрождение еврейских общин на территории быв. СССР. Вновь открыты многие синагоги. Воссоздана структура религиозного образования. Стала доступной религиозная лит-ра, в т. ч. издаваемая на рус. языке.
ВЕРОУЧЕНИЕ
Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе, которая в широком смысле включает Устный и Писаный Закон, а также всю совокупность учений еврейского народа.
Еврейское вероучение не содержит догматов, принятие которых обеспечивало бы еврею спасение. Иудаизм придает гораздо большее значение поведению, чем вероисповеданию, и в вопросах вероучения предоставляет известную свободу. Существуют, однако, определенные основополагающие принципы, которые разделяют все евреи.
Евреи верят в реальность Бога, в его единственность и выражают эту веру в ежедневном чтении молитвы «Шема»: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един». Бог есть дух, абсолютное существо, именующее себя «Я есмь Сущий».
Иудаизм утверждает, что человек сотворен «по образу и подобию Божию». Иудаизм признает бессмертие человеческой души, но между приверженцами разных течений существуют разногласия относительно воскресения из мертвых. Ортодоксальный иудаизм считает, что оно произойдет с приходом Мессии(«помазанник»), реформисты эту идею полностью отвергают. Существует несколько интерпретаций небесного рая, где блаженствуют праведники, и ада (геенны), где несут наказание грешники.