Иудаизм и его основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

Иудаизм - современное название древнейшей монотеистической религии
мира. Название происходит от греческого слова “иудаисмос”, которым в начале
новой эры обозначали религию еврейского народа. Это слово в свою очередь
происходит от еврейского слова “иехуда” (призванный восхвалять Бога). Этот
термин появляется во второй книге Маккавеев и в послании Галатам апостола
Павла.
1. Основные

Содержание работы

-Введение
Основные принципы вероучения в иудаизме
основные периоды развития иудаизма
Основные направления современного иудаизма
Реформизм
Консервативный иудаизм
Ортодоксальный иудаизм
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Иудаизм..docx

— 126.25 Кб (Скачать файл)

что евреи являются не народом а религиозной общиной. Главным принципом было

признано библейское положение  “люби  ближнего  как  самого  себя”.  Ритуалы,

соблюдение  субботы,  пищевые  запреты  только  мешают  этому.  Несмотря  на

массовую эмиграцию в  США из Восточной  Европы  приверженцев  ортодоксального

иудаизма,  реформизм  и  сегодня   пользуется   там   массовой   поддержкой.

Достаточно указать, что  в настоящее  время  в  Америке  насчитывается  около

миллиона  сторонников  реформизма  и  примерно  800  реформистских  синагог.

Реформисты допускают  участие  своих  раввинов  в  бракосочетаниях  смешанных

браков даже  вместе  с  христианскими  священниками,  для  них  необязателен

религиозный  развод,  у  них  имеются  женщины-раввины,   принадлежность   к

еврейству определяется не только по матери, но и по отцу,  крайне  облегчено

обращение в иудаизм и  т.д. В других странах позиции  реформизма  значительно

слабее.

 

3.2. Консервативный иудаизм

 Направление  консервативного   иудаизма  сформировала  группа   в   США

умеренных  реформистов  в  ответ  на   радикальные   решения   Питтсбургской

платформы. В основу своей  программы были  положены  идеи  немецко-еврейского

ученого З. Френкеля (1801-1875  гг.),  полагавшего  иудаизм  и  национальные

традиции результатом  коллективного творчества еврейского народа и  полностью

отделившего религию от образа жизни. В связи с этим провозглашалась свобода

критического подхода  к иудаизму и к еврейской  истории.  Дальнейшему  успеху

консервативного иудаизма способствовала деятельность  знаменитого  гебраиста

и раввина С. Шехтера . В настоящее время консерватизм  сохраняет сильные

позиции среди приверженцев иудаизма, особенно в Америке.

      Сторонники  консервативного иудаизма признают  принципы  ортодоксального

раввинизма,  однако  сохранили многие  нововведения   реформистов.   В   их

синагогах мужчины и женщины  молятся совместно, богослужения  совершаются  на

английском языке,  используется  орган.  Подобно реформистам они отрицают

воскресение мертвых, но верят  в бессмертие души.  В  рамках  консервативного

иудаизма в США  возникла  направление  конструктивистов.  Они  провозглашают

принцип: “иудаизм для еврейского народа а не еврейский народ для иудаизма”.

Религия рассматривается  как часть культуры  а еврейские обычаи  и ритуалы

только как явления  национальной традиции.

 

                         3.3. Ортодоксальный иудаизм

 

      Ортодоксальный  иудаизм  решительно  возражал  против  нововведений  в

религии, видя  в  них  вредные  плоды  эпохи  распространения  среди  евреев

европейского просвещения (по - еврейски Гаскала),  начало  которому  положил

Мендельсон. С целью противодействия  этому И.  Салантер  (1810-1883  гг.)  из

Вильно основал движение “мусар” (по-еврейски -  мораль),  поставившее  своей

целью   совершенствование   нравственного   облика   верующего   с   помощью

самовоспитания  посредством   постоянного   чтения   религиозно-нравственной

литературы и последующего созерцания и размышления. Это направление  оказала

и оказывает большое влияние  на многих верующих.

 

                                 Заключение

 

      Как указывал  С. Дубнов, "уже давно скорбный  путь  еврейской истории

измеряется катастрофами. От одного "хурбана  "  (разрушения)  до  другого -

такова обычная  характеристика  этапных  пунктов  на  этом  пути.  Созданные

великим  трудом  еврейские  центры  разрушаются   не   вследствие   процесса

внутреннего разложения, а  насильственно, рукою внешнего врага,  и  в  начале

каждой  историческом  эпохи народу-страннику приходится  создавать   новые

центры национальной культуры, новые позиции для армии  духа,  которая  может

быть разбита, но не побеждена".

      Моё мнение  заключается  в  том,  что   иудаизм  как  религия   является

составной частью современной  государственной политики, она  не  отделена  от

государства и играет важную роль в сферах общественной и личной жизни  -  от

рождения человека  до  его  похорон.  Иудаизм  сыграл  значительную  роль  в

самосохранении  евреев  как этноса.  Национальное  и религиозное в   душе

верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход  из  еврейства,

что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в  свою  очередь,

означало смерть: наложение  херема - отлучения от синагоги и  от  еврейства  -

рассматривалось как самое  страшное наказание.

      Иудаизм  не лучше и не хуже других  религий, но он  нам  интересен   тем,

что это еврейская религия,  религия  народа,  избранного  Богом.  Однако  не

только в этом его значение. Из него произошли две другие крупнейшие  мировые

религии: христианство и  ислам.  Христианство  -  это  бабочка,  вышедшая  из

кокона иудаизма. Здесь  имеется  в  виду  истинно  христианская  вера,  вера

апостолов и  ранней  христианской  общины,  а  не  ее  религиозные  течения,

сковывающие живую веру.

      Вера втискивается  религией в жесткую оболочку  правил  и  предписаний.

Зачастую религиозными  вождями  на  определенных,  как правило,  начальных,

стадиях  являлись  искренние,  истинно верующие  люди.  Однако  их  желание

заставить других жить по их законам  (что  в  корне  противоречит  принципам

Христа)  приводило   к   страшным   последствиям.   Нет   необходимости   их

перечислять, они общеизвестны. Здесь наблюдается  поразительное  сходство  с

тоталитарными  идеологиями:  коммунизм  -  тоже  религия.  К  руководству  в

религиях  всегда  пристраивались,  а затем занимали  там   ведущее   место

проходимцы, приспособленцы,  без  всяких  принципов,  которым  нужна  только

власть. У них за душой  не было  ничего  святого,  а  религия  являлась  лишь

прикрытием.  Конечно,  и  здесь,  как,  впрочем,   всюду,   можно   отыскать

исключения, которые, как  известно, только подчеркивают правила.

      Любая религия  - родник, который не утоляет жажды  и не спасает.

 

                                 Литература

 

   1. И. Телушкин. Еврейский  мир. М. 1992

   2. С. М. Пилкингтон. Иудаизм. М. 1999.

   3. Тайна Израиля.  СПб. 1993.

   4. Религии народов  современной России. М. 1999. Статьи  Иудаизм в  России,

      Иудаизм   и  сионизм,   Иудаистские   обряды   и   ритуалы,   Хасидизм,

      Реформистский  иудаизм.

   5. Российская цивилизация.  Энциклопедический  словарь.  М.  2001.  Статьи

      Антисемитизм  в России, Иудаизм в России, Сионизм.

   6. Писманик М. Г. , Вертинский А. В., Демьяненко С. П. и др.   Религия в

      истории  и культуре:    Учебник для вузов (под ред. проф. Писманика  М.

      Г.)  М:  «ЮНИТИ», 1998.

   7. Вихнович В. Л. Караим Авраам Фиркович.  Еврейские рукописи,  история,

      путешествия.  СПб 1997.

Термин «иудаизм» происходит от греческого Ἰουδαϊσμός (в русском произношении «иудаисмо́с»), появляющегося в еврейско-эллинистической литературе на рубеже I в. до н. э.(2Макк.2:21[8]; 8:1) и обозначающего еврейскую религию как антитезу эллинистическому язычеству. В некоторых языках наряду с термином «иудаизм», обозначающим еврейскую религию в узком смысле, существует более общий термин, охватывающий всю еврейскую цивилизацию, включая религию, в целом — русское еврейство, немецкое Judentum, английское Jewry или Jewish People. На иврите термины «иудаизм» и «еврейство» — синонимы. Термин ивр. יַהֲדוּת‎ (яхадут), возник в иврите после Вавилонского пленения. На идишеиудаизм традиционно обозначается термином идиш ייִדישקײט (и́дишкейт или и́дишкайт), дословно означающим «еврейскость» (от прилагательного идиш ייִדיש, еврейский), то есть еврейский образ жизни.

ИУДАИ́ЗМ — одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых авраамических религий.

Иудаизм начал складываться в 3 в. до н. э. на Ближнем Востоке, прежде всего в Иудее, Вавилонии и Египте. Основой для иудаизм послужила религия древних евреев (библейский  иудаизм). Окончательные очертания И. принял после разрушения римлянами Второго Храма в Иерусалиме (70 г. н. э.). В 1—5 вв. н. э. И. — в первую очередь система заповедей, законов и правил, регламентирующих все стороны жизни общины и каждого из ее членов, как собственно в ритуальных аспектах, так и в области повседневной жизни, права, культуры, образования и т. д. Т. о., существеннейшей частью иудейской традиции является именно закон (галаха́). Галаха содержится во всех главнейших книгах иудейского канона. Это прежде всего Пятикнижие Моисеево, Тора, к-рая вместе с Писаниями и Пророками составляет корпус еврейской Библии (Танах), несколько отличающейся по составу канонических книг от христианского Ветхого Завета. Устная традиция, начавшая формироваться вместе с И., была кодифицирована в кон. 2 в. н. э. в Иудее и получила название Мишны. Комментарий на Мишну, называемый Гемарой, был составлен в Вавилонии в 3—5 вв. Объединение Мишны и Гемары — Вавилонский Талмуд есть, по существу, основа И. как обрядовой и, что очень существенно, как юридической системы. Дальнейшее развитие И. получил за счет усилий авторитетных раввинов, трудившихся в различных общинах диаспоры. Галахе противостоит неоднородный в жанровом отношении пласт литературы, не имеющий характера прямого закона или заповеди, — агада. Агада включает в себя повествовательную, житийную, нравоучительную, мистическую и т. д. традиции. Существенной особенностью как галахической, так и агадической литературы служит то, что она зачастую создавалась в форме комментария на Танах, Талмуд и др. книги, находящиеся в центре традиции.

Основы иудейской обрядности сформулированы в Пятикнижии, однако, как и И. в целом, получили развитие в постбиблейское время. Для И. характерны: строгое соблюдение особого диетарного закона (кашрута), почитание суббот и праздников, законы ритуальной чистоты, существенное разделение ролей мужчины и женщины, отсутствие (после разрушения Храма) священства. Существенны для И. мессианские чаяния, в к-рых эсхатологическая идея тесно переплетена с идеей национального избавления и возрождения.

Для И. характерна подробная регламентация  всей практики (общественной, бытовой  и ритуальной) в сочетании с  большой терпимостью в теоретических  и богословских вопросах. Это, а также  то, что формирование И. происходило  в основном в диаспоре, в условиях отсутствия единого религиозного центра, привело к возникновению в  И. большого кол-ва неантагонистических  толков. Существенно, что галаха включает и обычное право, сложившееся в данной общине, к-рое быстро кодифицируется: обычай приравнивается к закону. Т. о., каждая община имеет свои особенности и обряды, образовавшиеся непосредственно в ней самой. Одно из существенных отличий, существующих между разными общинами, это различие нусахов, молитвенных ритуалов. Два основных нусаха — нусах ашкеназ и нусах сфарад. (Сфарад — средневековое еврейское название Испании, Ашкеназ — Германии.) Первого придерживаются евреи-сефарды, выходцы из Испании и Португалии, "восточные" общины, второго — европейские евреи-ашкенази.

Первые материальные следы еврейского присутствия на территории быв. СССР — это надгробные памятники и надписи первых веков новой эры из греческих колоний на Черном море. В последующие века на Кавказ и в Сев. Причерноморье происходит постоянный приток евреев из Персии и Византии. На рубеже 7—8 вв. правящая династия и, очевидно, какая-то часть населения Хазарского каганата принимает И. Так как Киев и другие древнерусские города лежали на важном торговом пути, то еврейские торговые фактории и еврейские кварталы появляются здесь уже в раннем средневековье.

В результате переселения из Германии на территории Речи Посполитой в 14—17 вв. происходило формирование той этнической общности, к-рую называют евреями Вост. Европы. Начало расцвета еврейской учености и И. в Польше и Литве приходится на 16 — нач. 17 в. Именно в это время происходит перемещение основных центров И. из Германии в Польшу.

После разделов Польши (1772, 1793, 1795, 1815) Россия приобретает крупнейшее в  мире население, исповедующее И. Впоследствии к нему присоединяются евреи Крыма, Бессарабии, Кавказа и Ср. Азии. Российская империя и СССР включили в свой состав целый ряд земель с очень значительным еврейским населением. Именно оттуда началось расселение евреев по всей России. Традиционными регионами еврейского расселения являлись Белоруссия, Украина, Литва, часть Латвии, Молдавия.

Царское пр-во на протяжении полутора столетий выстраивает сложную систему  мер по ограничению прав, в том  числе и религиозных, еврейского населения. Тем не менее именно на территории быв. Советского Союза возникли и развились важнейшие направления современного ортодоксального И.: хасидизм (Подолье, Волынь, Галиция, Сев. Белоруссия) и противостоявшая ему "литовская ученость" (Литва, Зап. Белоруссия). На этой территории жили крупнейшие религиозные авторитеты, функционировали знаменитые иешивы (школы). Россия была важным центром еврейского книгопечатания. Начиная с 1760-х гг. возникает множество еврейских типографий по всей черте оседлости и за ее пределами. Виленское издание Вавилонского Талмуда (изд-во "Типография вдовы и братьев Ромм") до сих пор считается образцовым и стереотипно воспроизводится во всем мире.

Тяжелый удар И., так же как и  др. конфессиям, был нанесен после  Окт. рев-ции. Были закрыты и зачастую уничтожены почти все синагоги, полностью уничтожено религиозное образование. Страну покинуло большинство религиозных лидеров, многие были арестованы. Тем не менее какая-то религиозная активность сохранялась. В нек-рых городах продолжали действовать синагоги. В целом религиозные общины были полностью разрушены, за исключением нек-рых регионов (Закарпатье, Ср. Азия, Грузия). В постсов. годы началось возрождение еврейских общин на территории быв. СССР. Вновь открыты многие синагоги. Воссоздана структура религиозного образования. Стала доступной религиозная лит-ра, в т. ч. издаваемая на рус. языке.

ВЕРОУЧЕНИЕ

Вероучение, этика, обычаи и  социальные аспекты иудаизма изложены в Торе, которая в широком смысле включает Устный и Писаный Закон, а также всю совокупность учений еврейского народа.

Еврейское вероучение не содержит догматов, принятие которых обеспечивало бы еврею спасение. Иудаизм придает  гораздо большее значение поведению, чем вероисповеданию, и в вопросах вероучения предоставляет известную  свободу. Существуют, однако, определенные основополагающие принципы, которые  разделяют все евреи.

Евреи верят в реальность Бога, в его единственность и выражают эту веру в ежедневном чтении молитвы  «Шема»: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един». Бог есть дух, абсолютное существо, именующее себя «Я есмь Сущий».

Иудаизм утверждает, что человек  сотворен «по образу и подобию  Божию». Иудаизм признает бессмертие человеческой души, но между приверженцами разных течений существуют разногласия относительно воскресения из мертвых. Ортодоксальный иудаизм считает, что оно произойдет с приходом Мессии(«помазанник»), реформисты эту идею полностью отвергают. Существует несколько интерпретаций небесного рая, где блаженствуют праведники, и ада (геенны), где несут наказание грешники.

Информация о работе Иудаизм и его основные направления