Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:20, реферат
Термин «иудаизм», обозначающий монотеистическую религию древних и современных евреев, происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным из 12 еврейских колен. Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец XI века - ок. 977 года до н.э.), при котором Израильско-Иудейское царство в конце XI века до н.э. достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство подчеркнуло привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин “иудей” стал использоваться как эквивалентный слову «еврей»
Введение
Источники: Ветхий Завет, Талмуд
Основные этапы истории иудаизма
Древнейший период: происхождение верований и архаические культы
Моисей и исход в Израиль
Формирование концепций единобожия и богоизбранничества в палестинский и послепленный периоды
Период диаспоры и образование сект
Иудаизм после возникновения христианства. Секты и течения в средние века, новое и новейшее время
Этика иудаизма и культ
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Московский государственный университет печати
Факультет рекламы и связей с общественностью
Кафедра связей с общественностью
Реферат
По дисциплине Религиоведение
Тема
Иудаизм: основные этапы развития и направления
Выполнила: Захарьева А.В.
Группа: 8-4
Проверила: Мещерина Е.Г.
Москва
2011
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Термин «иудаизм», обозначающий монотеистическую религию древних и современных евреев, происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным из 12 еврейских колен. Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец XI века - ок. 977 года до н.э.), при котором Израильско-Иудейское царство в конце XI века до н.э. достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство подчеркнуло привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин “иудей” стал использоваться как эквивалентный слову «еврей».
В узком смысле под иудаизмом
подразумевается религия, возникшая
на рубеже II - I тысячелетий до н.э. среди
еврейских племен; в более широком
смысле иудаизм - это комплекс правовых,
морально-этических, философских и,
конечно, религиозных представлений,
определяющий на протяжении вот уже
четырех тысячелетий уклад
Возникновение иудаизма было революционным шагом в развитии культуры человечества, т.к. он был первой монотеистической религией.
Нет ничего удивительного в том, что монотеистическая религия сложилась в ближневосточной зоне, где ранее всего появились древнейшие очаги цивилизации и где еще в III тысячелетии до н. э. сформировались достаточно развитые первые религиозные системы. Неудивительно и то, что именно здесь, где существовали древнейшие в истории централизованные деспотии, в первую очередь Египет, сама идея абсолютной власти и высшего суверенитета обожествленного правителя могла привести к монотеизму. Важно, однако, заметить, что эту связь не следует воспринимать упрощенно. Конечно, подданные египетского фараона вполне определенно видели в своем повелителе высший божественный символ, олицетворявший всю их разросшуюся этнокультурную и социально-политическую общность. Такая исключительная в своем роде концентрация земной власти могла привести к мысли, что и на небесах, т. е. в мире сверхъестественных сил, структура власти являла собой нечто подобное. Именно такие предположения должны были способствовать вызреванию идеи монотеизма.
Итак, иудаизм (мозаизм) - одна из немногих национальных религий древнего мира, сохранившаяся с небольшими изменениями до наших дней. Вошла существенной частью в христианство и ислам. Распространена среди евреев.
1. Источники: Ветхий Завет, Талмуд
Библия по-гречески означает "книги" (перевод еврейского "соферим"). Состоит из Ветхого и Нового завета (последний в иудаизме не признается). Ветхий Завет состоит из следующих книг:
В греческом переводе Ветхий завет появился в III в. до н.э. и носит название Септуагинта (перевод 70 толковников). В него были добавлены книги Товита, Юдифь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сириахова, пророка Варуха, книги Ездры и книги Маккавеев, но они не вошли в иудейский канон.
Библию изучает специальная
дисциплина - библеистика. С XVIII в. в
этой науке доминирует критический
подход, много внимания уделяется
датировкам. Текст Библии неоднократно
перерабатывался и
Другие источники по истории иудаизма: Иосиф Флавий ("Иудейские древности", "Иудейская война"), рукописи Мертвого моря, апокрифы.
После изгнания евреев из Палестины
в I-II вв. н.э. (Иудейская война и
восстания против Рима) и рассеяния
по всему Средиземноморью
Каждая из них делится еще на 2 части:
Позже в VI-X вв. к Талмуду
были добавлены и различные
Впоследствии роль источников стали также играть сочинения богословов и авторитетных лидеров еврейских общин.
2. Основные этапы истории иудаизма
Иудаизм возник во II тыс.до н.э.
на основе политеистических обрядов
кочевых еврейских племен Северной
Аравии, а после завоевания Палестины
в XIII в. впитал религиозные представления
местных земледельческих
2.1 Древнейший период: происхождение верований и архаические культы
К архаическим культам в иудаизме можно отнести:
О родовых культах свидетельствует почитание духов предков. Так, в книге Бытие описано как одна из жен Иакова во время бегства похитила идолов отца. Идолы (терафим) были родовыми покровителями. Отец разгневался не столько за бегство дочерей и зятя, сколько за похищение, догнал и требовал возвращения идолов. В Книге Царств Давид произносит: "У нас в городе родственное жертвоприношение". Также родовые культы прослеживаются в преданиях о патриархах, их образы рассматриваются как персонификация родоплеменных делений. В древности предкам отдавались религиозные почести.
Погребальный культ у древних иудеев был простым. Умерших зарывали в землю. Представления о загробном мире были очень смутные. Не было веры в загробное воздаяние: за грехи бог наказывал людей в этой жизни, либо их потомство. В Библии есть эпизоды, в которых бог наказывает вину отцов в детях до третьего и четвертого рода. Верили в возможность вызывать тени (души) умерших и беседовать с ними, например, царь Саул приказал волшебнице вызвать тень умершего Самуила.
Со скотоводческим культом связывают происхождение Пасхи (Песах), которая, как считают, имеет тотемистическое происхождение и первоначально посвящалась весеннему жертвоприношению первого приплода стада (позднее Пасха стала ассоциироваться с исходом евреев из Египта). Также кочевой образ жизни древних иудеев отражает мифический образ Азазела, в жертву которому приносили козла ("козел отпущения") - прогоняли живым в пустыню, возлагая на его голову все грехи народа (искупительная жертва). В кочевую эпоху существовал и лунный культ, с которым связывают празднование субботы, происходящего из праздника полнолуния.
Для иудейской религии характерно множество запретов (табу), связанных с пищей и половой жизнью, в которых усматривают отражение древнейших культов. Например, запрет есть мясо отдельных животных (свинина, верблюжатина, зайчатина, мясо тушканчика и некоторых птиц) существовал с кочевых времен, как и запрет употреблять в пищу кровь, которую считали душой тела. Обряд обрезания возник из инициаций - посвящений во взрослую жизнь. Он представлял собой освящение супружества, а позднее стал рассматриваться как знамение завета.
2.2 Моисей и исход в Израиль
Собственно возникновение иудаизма как религии принято связывать с именем Моисея (отсюда одно из названий этой религии - мозаизм), а также Ягве - центральными фигурами всей религии. Происхождение Ягве спорно: некоторые исследователи считают, что первоначально это - тотем, бог грозы, олицетворение пустыни и т.п. Вначале Ягве был богом только иудеев (племя Левитов), а затем стал общенациональным богом всех евреев-израильтян. При этом не исключалось существование других богов: у каждого народа был свой бог-покровитель (генотеизм).
Оформление образа Ягве и его культа происходило в период завоевания Палестины. Ягве выступает прежде всего как воитель и предводитель в борьбе против всех врагов (Саваоф - бог воинств). Он помогал в битвах, повелел завоевать Палестину. Характерными чертами его в это время являются беспощадность, кровожадность и жестокость: "побили все дышащее", "ибо от господа было то, что они ожесточили сердце свое", "истреблены были так, как повелел господь Моисею" и т.п. Ягве дал Моисею законы - заповеди (Исход 20.1-17), которые представляют собой этический кодекс иудеев. Эти же заповеди положены в основу христианских заповедей.
2.3 Формирование концепций единобожия и богоизбранничества в палестинский и послепленный периоды
Завоевание Палестины
привело к изменению всей жизни
древних иудеев - от кочевой к
оседлой - и религии. В это время
происходит оформление государственности.
Смешение с местными жителями привело
к почитанию местных божеств
ваалов (общинные и городские покровители).
Ягве почитали, но, хотя Соломон в Х в. до
н.э. и построил в Иерусалиме роскошный
храм, централизации культа еще не было.
В жизнь иудеев вошли земледельческие
культы и праздники: маццот (весенний праздник
опресноков, который слился со скотоводческой
пасхой), шеббуот - пятидесятница (праздник
жатвы пшеницы), суккот (праздник кущей
в честь сбора плодов и др.
Весь культ был сосредоточен в руках обособленной и наследственной группы жрецов из левитов. Существовали также волшебники и гадатели (упоминаются в Библии). Особую роль играли назореи - люди, посвященные или посвятившие себя богу. Они соблюдали строгие правила ритуальной чистоты: ограничивали себя в пище, не пили вина, не прикасались к телу умершего, не стригли волос. Их считали святыми, и им приписывали вещие знания и необычайные способности. Правила назорейства были изложены в Книге Чисел Библии. Там же фигурируют легендарные личности, например, Самсон.
С VIII в. до н.э. в среде иудеев появляются пророки. Первоначально - это гадатели с шаманскими чертами (приходили в исступление, раздевались догола). Со временем пророки стали выразителями народного недовольства: выступали как обличители грехов народа, ратовали за восстановление культа Яхве, проповедовали идею морального греха, а не ритуального, как ранее (Исаия 1:16-17). Некоторые выступали как политические публицисты и составляли оппозицию официальному храмовому жречеству.
В 621 г. до н.э. царь Иосия провел религиозную реформу, направленную на резкую централизацию культа. Из Иерусалимского храма были удалены предметы культа всех других богов кроме Яхве, по приказу царя были перебиты все жрецы-служители этих культов, а также заклинатели, волшебники и т.п., официально был восстановлен праздник Пасхи. С помощью религиозной централизации царь стремился достичь централизации политической.
Информация о работе Иудаизм: основные этапы развития и направления