Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 15:21, реферат
Описание работы
Город-государство Ватикан - самостоятельное государство и центр римско-католической церкви, резиденция Папы Римского. Ватикан - абсолютная теократическая монархия. Глава государства - Папа Римский. С 1978 года папой римским являлся Иоанн Павел 2, его настоящее имя Кароль Войтыла, поляк по национальности. До него на протяжении нескольких веков папский престол занимали исключительно итальянцы. Папе принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть. В его компетенцию входит представление Ватикана в международных вопросах, заключение, ратификация и денонсация международных договоров и конкордатов, прием дипломатических представителей и назначение представителей Ватикана в других странах.
Содержание работы
Введение. Глава 1. Мир в политической доктрине Иоанна Павла II. Глава 2. Иоанн Павел II и проблема единства Европы. Глава 3. Ватикан между культурой и политикой. Заключение. Список литературы.
Следует отметить,
что Ватикан не только приветствовал и
адаптировал эту новую широкую понятную
европейскую идею, но и заявил о своей
давней приверженности и почти что авторстве
концепции европейского единства. В своем
выступлении на конференции» Святейший
престол и новая социально-политическая
реальность в Европе», проведенной в январе
1972г. итальянским Исследовательским институтом
международной политики, А. Казароли напомнил,
что после второй мировой войны Ватикан
всегда выступал за «единую Европу», подразумевая
под этим прежде всего политическое, идеологическое
и социокультурное единство западноевропейских
стран. Принятие концепции единой Европы
давало Ватикану надежду на возвращение
в мировую политику.
Папа Иоанн Павел II
внес в теорию и практику разработанной
и реализуемой Казароли политики серьезные
принципиальные изменения. Концепция
«объединенной Европы» становиться у
нового папы центральной частью не только
европейской политики Ватикана, но и политической
доктрине евангелизации мира. Реализация
идеи европейского единства понимается
папой, как построение фундамента для
спасения человечества от возникшей в
результате раскола мира на идеологические
и военные блоки, угрозы термоядерной
войны и духовного возрождения на христианской
основе. Эта концепция выступает одной
из основной политики папы по отношению
к странам социализма.
В своем проекте «объединенной
Европы» Иоанн Павел II пытается использовать
две реально существующие тенденции в
Западной Европе объединительные тенденции:
первая – объединение Западной Европы,
и вторая – объединение всей Европы «
от Португалии до Урала и от Исландии до
Мальты». [6]
Высказавшись с первых
дней своего пантификата за Европу от
Атлантики до Урала, Иоанн Павел II этим
не ограничился. Его Европейская идея
не является механическим воспроизведением
уже известного, а выступает как оригинальная
концепция. В ее основе представление
о славянских странах как основе для духовного
возрождения Европы. В свою очередь, возрожденная
и объединенная Европа выступает как пример
для всего человечества.
При этом следует подчеркнуть,
что изменения, вносимые новым папой, не
являются лишь проявлением личных настроений
и взглядов, не являются лишь проявлением
личных настроений и взглядов Иоанна Павла
II, а обусловлены принципиальными изменениями,
происшедшими как в системе международных
отношений, так и в позиции самой Западной
Европы. Наряду с ухудшением международной
обстановки во второй половине 70-х годов
происходит ухудшение внутри- и внешнеэкономического
положения Западной Европы.
Мир, говорил папа,
страдает от «современных, постоянно углубляющихся
идеологических, социально-политических
и экономических противоречий и расколов».[7]
Церковь в состояние указать не только
на причины кризиса, но и предложить единственный
возможный путь для возрождения Европы
и мира. По мнению папы, причины кризиса
«глубоко укоренившиеся и многоплановые»
Но основу этого кризиса папа видит в глубоком
кризисе европейской культуры, в уничтожении
или обесценивании общих идейных ценностей.
Поиск христианских корней Европы должен
дать руководство в жизни каждому гражданину
и придать общий смысл и направление современной
истории.
Объединенная Европа
представляется папе не империей прошлого,
предполагающей господство одного народа
над другим, а демократическим сообществом
стран, стремящихся еще сильнее сплотить
свою экономику, гармонизировать во многих
пунктах свое законодательство и создать
для своих граждан единую сферу свободы
с перспективами взаимного сотрудничества.
Существовавшая интеграция Западной Европы
и принятое западноевропейскими странами
обязательство ускорения политической
интеграции к 1992 г., подчеркивал Иоанн
Павел II, не завершают процесса объединения
Европы. Поэтому папа выражал надежду,
что и другие народы с уверенностью смогут
присоединиться к тем, которые уже участвуют
в процессе интеграции. Иоанн Павел II напомнил
о странах Восточной Европы.
Объединенная Европа,
подчеркивал папа, не изолируется от остальных
народов, а придет к ним с помощью, как
она это делала на протяжении всей своей
истории.
Глава 3.
Ватикан между культурой
и политикой.
Культура современного
мира трактуется церковью крайне пессимистически.
Настойчиво создается и внедряется в массовое
сознание апокалипсическое видение современного
мира и его культуры. Начиная с нагнетания
«ужасов» современной цивилизации и живописания
драматических перспектив развития человечества
в первой энциклике Иоанна Павла II»Искупитель
человека»1979г., вплоть до его последних
выступлений по проблемам культуры и современного
общественного развития проводится идея
о всеобщем характере кризиса человеческой
цивилизации.[8]Эта идея стала фундаментом
социально-политической доктрины католицизма
и служит обоснованием необходимости
нового обращения к христианству как к
основе духовного обновления мира.
На торжествах по случаю
внеочередного юбилейного 1983 г. искупления
Иоанн Павел II выступил со своим анализом
кризиса человека и кризиса культуры.
Современное общество подчеркнул он, пытается
навязать человеку серию ложных императивов:
вместо примата истины- примат действия,
вместо примата воспитания – примат моды.
Но человек должен знать тотальное значение
своей жизни, ибо он стремится к унифицирующему
принципу реальности, то есть к истине.
Только так он может достичь зрелости
и ответственно действовать в истории.
Существует христианская
культура, и не бойтесь утверждать это!-
говорит Иоанн Павел II.[9] Такова концепция
диалога церкви с современной культурой.
Она призывает не смотреть на нее с подозрением,
мечтая о возвращении прошлого, но предпринять
мощное интеллектуальное усилие, чтобы
ввести христианскую веру в современную
культуру. Отношение католицизма к современной
культуре не ограничивается рамками диалога.
Наше время, утверждает церковь, это один
из тех темных и трагических моментов
в истории человечества, когда, несмотря
на продвижение процесса секуляризации,
многие разочарованные в других идеологиях
вновь обращаются с надеждой к христианству.
Культура находится в глубоком кризисе.
Церковь берет на себя ответственность
за создание «альтернативной культуры»
как «глобального предложения более истинных
ценностей и нового стиля жизни. Прежние
идеалы – отечество, семья, свобода, прогресс
– сошли со сцены, а новые – демократия,
революция, справедливость, мир – потеряли
свою привлекательность в самой современной
действительности, которая извращает
их или показывает их утопический характер.
Культ потребительства, экологический
кризис, гонка вооружений, пропасть между
богатыми и бедными странами, манипулирование
сознанием человека, кризис моральных
ценностей – так описываются церковью
основные тенденции развития современной
культуры. Ей должна быть противопоставлена
новая культура, новая система ценностей,
новый способ мыслить, новый стиль жизни.
Для этого необходимо интеллектуальное
и моральное обращение, которое позволит
людям взять свою судьбу в свои руки. Церковь
спешит оказать «ценное содействие» этому
обращению.[10]
Новая стратегия Ватикана,
направленная на достижение высшей идеологической
позиции для церкви опиралась на две католические
организации – «Божье дело» и «Единение
и освобождение». Последняя была создана
в начале 50-х годов. Задача, которая тогда
была поставлена – «воспитывать гармонических
людей, которые жили в точном соответствии
с идеалами христианства». Что касается
культуры, то, хотя организация отрицала
свою приверженность средневековью, фактически
все, начинающееся с эпохи Просвещения,
презрительно сбрасывается со счетов
и объявляется «интеллектуализмом».
В конце 70- начале 80-х
годов «Единение и освобождение» выступает
во второй своей ипостаси – «Народное
движение». В это время появляются чисто
политические претензии, фактически выдвинуто
нечто вроде альтернативы христианско-демократической
партии. Основной тезис – надо создать
культуру, отвечавшую требованиям времени,
а «культура порождает или, во всяком случае,
может породить политику».[11]
Благосклонное отношение
Иоанна Павла II к этому движению проявилось
с начала его понтификата. Он использует
его массовую базу для проведения своей
политики в массы верующих.
Отношение Ватикана
к светской культуре авторитарное. В своем
выступление в 1980 г., во время праздника
пасхи в Турине, Иоанн Павел II использовал
пасхальные сюжеты, чтобы рассказать о
страхе, которым были объяты ученики Христа
после его распятия. «Разве страх, которым
охвачены современные люди, не порожден
так же, в самых своих глубоких корнях,
смертью бога?».[12] Ответ на этот вопрос
такой: только Христос, только религия
могут принести человечеству спасение
от всех бед и грядущих катастроф. Выступление
папы было воспринято как вызов современной
светской культуре.
Заключение.
Для католической церкви
начало XX века прошло под знаком углубления
процесса освобождения практических сфер
общественно-политической жизни от прямого
воздействия религии.
Современные условия
требовали от церквей неординарных усилий,
поскольку развивающийся на фоне кризиса
веры во всемогущество человека феномен
новой религиозности сопровождался углубляющимся
кризисом институциональных церквей.
Об этом свидетельствовали пустые храмы
и семинарии в большинстве западноевропейских
стран. Ситуация требовала не только нетрадиционных
и современных форм борьбы католической
церкви за выживание, но и незаурядной
личности. Такой личностью и стал папа
Иоанн Павел II.
Избранный в период
серьезного ухудшения отношений между
Западом и Востоком папа поставил во главу
угла своей доктринальной о политической
деятельности борьбу человечества за
мир. Папа не оставил никакого сомнения
в том, что своей задачей он ставит превращение
Ватикана в духовный центр мира и человечества.
Период пантификата Иоанна Павла II стал
временем поиска новых форм воздействия
на массы и очередной попытки модификации
позиций Ватикана по вопросам мира, объединенной
Европы и современной культуры.
Список литературы.
1.Папство в современном
мире. М. 1989.
2.Рашкова Р.Т. Ватикан
и современная культура. М. Политиздат.1989.
[1] Папство в современном
мире. М.1989. С. 15.
[2] Папство в современном
мире. М.1989. С.18
[3] Папство в современном
мире. М.1989. С.18
[4] Там же. С. 19.
[5] Папство в современном
мире. М.1989. С.25
[6] Папство в современном
мире. М.1989. С. 42
[7] Папство в современном
мире. М.1989. С. 65
[8] Рашкова Р.Т. Ватикан
и современная культура. М. :Политиздат.
1989. С. 273.
[9] Там же. С. 275.
[10] Рашкова Р.Т. Ватикан
и современная культура. М. :Политиздат.
1989. С. 275.
[11] Рашкова Р.Т. Ватикан
и современная культура. М. :Политиздат.
1989. С. 278.