Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:24, доклад
Цель работы:
1)Как можно подробнее исследовать историю возникновения ирландских саг, в связи с малой изученностью данной темы, отсутствием точных свидетельств их возникновения.
2)Выяснить , кто же являлся истинными создателями ирландского эпоса. 3) Остановиться на отличительных чертах повестей.
4) Выявить актуальность саг в современном мире.
Рядом с сидами мы всё же находим в сагах образы старых, “классических” богов. Из числа богов назовем, как наиболее часто встречающихся, следующих.
Это Луг: ( галлск. “сияющий”), в кельтской мифологии – бог света. О распространении почитания Луга в Галлии свидетельствует многочисленные надписи в названии населённых пунктов ( Лион, Лан, Лейден). В ирландских мифологических повествованиях Луг изображался новопришельцем среди богов племён богини Дану.
Ещё одним богом был Огме – бог мудрости, красноречия и письменности; от его имени происходит якобы название огама – дохристианского, рунического алфавита ирландцев, в котором буквы определялись числом и направлением нарезок на куске дерева.
Из многочисленных божеств войны ( которые все – женского пола) назовем Морриган. Морриган - богиня войны и смерти на поле боя, которая помогала племенам богини Дану в обеих битвах при Мойтуре. Сама богиня Морриган участия в битвах не принимала, но непременно присутствовала при них и использовала все свое могущество, чтобы помочь той или иной стороне. При этом Морриган использовала магию, чтобы наложить оковы на воинов и выбрать того, кто из них погибнет.
Кроме этих “светлых” божеств, мы находим в сагах и “тёмных богов”; это зловещие и вредоносные фоморы, живущие в мрачном обиталище где-то на севере, за морем. Фоморы ("нижние демоны"), в ирландской мифологии демонические существа, противники Племен богини Дану. Ирландцы представляли себе этих демонов в виде одноруких, одноглазых или одноногих существ, уродливых и злобных.
В ирландском эпосе мы находим мало подробностей о языческих праздниках и связанной с ними обрядности, но знаем, что главным праздником был Самайн, знаменовавший собою наступление зимы. Жрецы (друиды) разводили священный огонь, и пока он горел, все другие огни в Ирландии должны были быть погашены. В костры бросались жертвы, и при этом происходило поклонение идолам. За этим следовали игры и увеселения, длившиеся целую неделю. В ночь Самайна разверзались волшебные холмы, и тогда обитатели их, сиды, вступали чаще всего в общение с людьми.
Сохранилась в сагах и вера в Духов. Мы встречаем их несметные полчища – “козловидных”, “бледноликих” и иного вида, призраков, волшебных существ, страшных старух волшебниц, девушек – птиц. Главною роль в магической практике играли заклинания . Но совершенно особым видом колдовских поверий были у ирландцев так называемые гейсы. Это – своеобразные запреты или зароки, лежащие на отдельных лицах.
Интерес к кельтской мифологии не угас с годами, мифы кельтов не забыты в современном мире. Наоборот, своей красотой и эпичностью они вдохновляют многих авторов на создание произведений, зачастую копирующих сами саги.
Дважды, по меньшей мере, кельтские мотивы вошли в обиход всей европейской литературы, оказав на неё определённое воздействие. В первый раз это случилось в 12 веке, когда появились романы Круглого Стола, в сюжетах и колорите которых многое почерпнуто из кельтских сказаний. Фигуры Тристана, короля Артура, волшебника Мерлина имеют прообразы и близкие параллели в ирландском эпосе. Второй раз это произошло уже в 18 веке, когда вся европейская поэзия, не исключая и русской ( Карамзин, Пушкин, Жуковский), попала под обаяние «Оссиана» Макферсона (словарь: шотландский поэт и музыкант), которой сам вдохновлялся шотландскими балладами, берущими начало из того же ирландского эпоса.
В настоящее время всё более популярным становится вид фантастики, сформировавшийся в 20 веке и получивший название “Фэнтези”. Он основан на использовании мифологических и сказочных мотивов, взятых из мифологических и фольклорных традиций разных стран мира. Первым и самым популярным видом фэнтези является так называемое эпическое фэнтези. Основателем и создателем классического произведения этого вида является Джон Рональд Руел Толкин, долгое время увлекавшийся кельтскими мифами и подробно их изучивший. Как следствие, его книги «Хоббит или туда и обратно» и «Властелин Колец» имеют много общего с мифологической традиции кельтов. За основу берётся не прекращающаяся борьба главных героев с врагами, и даже пейзаж в выдуманных фентези во многом схож с пейзажем ирландских мифов.
Ирландские саги стали источником и для написания живописных полотен. Вот некоторые из картин, посвященных мифологическому циклу ирландских саг.
“Вторая битва при Маг-Туиред.”(А.
н. Фанталов, 1996)
В ирландских легендах Туата-Де-Данан
- племена Богини Дану (или просто туаты)
бились с фоморами - одноглазыми, однорукими
и одноногими морскими великанами.
Картина
“Дагда.”(А. Н. Фанталов, 1998)
Картина показывает верховного бога
сидов - мудрого Дагда.
Помимо того, что саги стали источником
вдохновения для написания
Не увижу я света, что мил
мне.
Весна без цветов,
Скотина без молока,
Женщины без стыда,
Мужи без отваги,
Пленники без короля,
Леса без желудей,
Море бесплодное,
Лживый суд старцев,
Неправые речи брегонов,
Станет каждый предателем,
Каждый мальчик грабителем,
Сын возляжет на ложе отца,
Отец возляжет на ложе сына,
Зятем другого тогда станет каждый.
Дурные времена —
Сын обманет отца,
Дочь обманет мать.
Нет такого темного неграмотного, забитого ирландского крестьянина, который бы не знал кое-каких сказаний о грозном Финне и его сыне, певце Ойсине (Оссиане), равно как и десятка-другого преданий о древних королях или местностях Ирландии - преданий, в которых под покровом вымысла таится зерно исторической действительности. Задача нашего нового поколения в том, чтобы это древнее пророчество не осуществилось. Быть более внимательным к тем знакам, которые оставила нам история. Знать, беречь и исследовать традиции и своего народа.
Информация о работе Кельтская мифология.Мифы, божестваи сказания Ирландии