Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:36, реферат
Католическая и православная церкви придают большое значение культу икон. Однако так было не всегда. Было время, когда в христианстве шли ожесточенные споры о том, следует ли почитать иконы или нужно отвергнуть их как пережиток язычества. Даже такие деятели христианской церкви, как Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский и другие, решительно возражали против почитания икон. Они ссылались на библейскую заповедь, которая требует от верующих "не делать себе кумира и никакого изображения, что на небе вверху", а также на то, что почитание икон - явление языческое.
Введение…………………………………………………………………….3
Происхождение культа икон………………………………………………5
История иконы……………………………………………………………..8
Икона в Церкви, икона в доме…………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………...28
Список используемой литературы
Государственное
бюджетное образовательное
«Самарский
государственный медицинский
Министерства
здравоохранения и социального
развития РФ
Кафедра
философии и культурологии
РЕФЕРАТ
Культ
икон в православии.
Руководитель: Воеводина А.А.
Самара, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Происхождение культа икон………………………………………………5
История
иконы……………………………………………………………..
Икона
в Церкви, икона в доме…………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………29
Введение
Католическая и православная церкви придают большое значение культу икон. Однако так было не всегда. Было время, когда в христианстве шли ожесточенные споры о том, следует ли почитать иконы или нужно отвергнуть их как пережиток язычества. Даже такие деятели христианской церкви, как Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский и другие, решительно возражали против почитания икон. Они ссылались на библейскую заповедь, которая требует от верующих "не делать себе кумира и никакого изображения, что на небе вверху", а также на то, что почитание икон - явление языческое.
Действительно,
христианство наряду с другими элементами
культа заимствовало из древних религий
и культ икон. Наши далекие предки
верили, что духи, которым они
поклоняются, могут обитать в
различных предметах, окружающих людей:
в камнях, деревьях и т п. Эти
предметы, получившие название фетишей,
почитались как божественные, наделялись
сверхъестественными
Вера в то, что через изображение бога можно воздействовать на него самого, прямо уходит своими истоками к первобытному фетишизму, а затем к идолопоклонству в языческих религиях. Вот почему гак восставали против культа икон некоторые служители христианской церкви.
Однако противникам культа икон не удалось одержать верх. Культ икон прочно укрепился в христианстве. Церковники увидели в нем одно из средств духовного влияния на людей. Внушая верующим необходимость поклоняться иконам, служители культа убеждали их, что только путем обращения к богу можно достичь в жизни желаемого, облегчить свои невзгоды.
В
наши дни верующие поклоняются
иконам так же, как они поклонялись
им в древние времена. Это
поклонение закрепляет у них
чувство зависимости от
Вместе
с тем не следует забывать о
психологической стороне
В ходе работы над этой темой, я определила следующие задачи:
Таким
образом, я определила целью своей
работы изучение культа икон в православии.
Происхождение культа икон
Культ иконы (от греч. eikon - изображение, образ) зародился во 2 в. и расцвел в 4 в.; древнейшие сохранившиеся иконы относятся к 6 в. Икону нужно рассматривать не как тождественное Божеству изображение, в отличие от дохристианских идолов, но как символ, позволяющий духовное приобщение к "оригиналу" (архетипу), то есть проникновение в мир сверхъестественный через предмет материального мира. Иконы выполнялись первоначально в технике энкаустики (восковой живописи), затем темперой ив редких случаях мозаикой, а позднее (в основном с 18 в.), масляной живописью. Особенно широкое распространение икона получила в Византии; самобытные школы иконописи возникали в коптском Египте и Эфиопии, в южнославянских странах, в Грузии. Настоящую художественную яркость и своеобразие приобрела древнерусская икона. На основании археологических раскопок установлено, что работа красками была известна в Древней Руси еще до принятия христианства. Об этом, в частности, свидетельствует находка пестика для растирания красок, обнаруженного в раскопе на месте древнего Саранского городища, там, где позднее был основан город Ростов Великий. Но технология живописи и связующие, на которых затирали тоща краски, пока не известны. При археологических раскопках древнего Киева в 1938 году было обнаружено жилище-мастерская художника, которое относят к IX-XIII векам, сгоревшее и обрушившееся, вероятно, при пожаре и разграблении города. В мастерской найдены 14 небольших горшочков с красками, инструменты для обработки дерева, а также бракованные, обломанные изделия из янтаря и медный сосуд. Все это свидетельствует о том, что здесь жил и работал художник. Он сам вытесывал доски под иконы, готовил краски, состав которых определен анализами (белила свинцовые, охра и другие). В медном сосуде иконописец, вероятно, выдерживал растительное масло, как это делали все средневековые художники.1
Из рукописных
наставлений для художников-
Икона состоит из четырех-пяти слоев, расположенных в следующем порядке: основа, грунт, красочный слой, защитный слой. Икона может иметь оклад из металлов или каких-либо других материалов. Первый слой - основа; чаще всего это деревянная доска с наклеенной на нее тканью, называемой паволокой. Иногда доска бывает без паволоки. Очень редко основу под произведения желтковой темперы изготовляли только из холста. Второй слой - грунт. Если икона написана в поздней манере, сочетающей темперу с красками на других связующих (преимущественно масляных), и слои грунтовки имеют окраску (использованы цветные пигменты, а не традиционные мел или гипс), то его так и называют - "грунт". Но в желтковой темпере, преобладавшей в иконописи, грунт всегда белый. Такой вид грунта называется левкасом.
Третий слой - красочный. Красочный слой состоит из различных красок последовательно нанесенных на грунт. Это самая существенная часть произведения живописи, так как именно с помощью красок создается изображение. Четвертый - защитный (или покровный) слой из олифы или масляного лака. Очень редко в качестве материала для защитного слоя использовали белок куриного яйца (на белорусских и украинских иконах). В настоящее время нередко используют смоляные лаки.
Оклады для икон изготовлялись отдельно и закреплялись на них гвоздями. Они бывают из металлов, тканей с шитьем и даже резные деревянные, покрытые левкасом и позолотой. Закрывали окладами не всю живописную поверхность, а преимущественно нимбы (венцы), фон и поля иконы и реже - почти всю ее поверхность за исключением изображений голов (ликов), рук и ног.
На протяжении многих столетий на Руси писали в технике желтковой темперы; сейчас употребляют термины "яичная темпера", или просто "темпера".
Темпера (от итальянского "temperare" - смешивать краски) - живопись красками, в которой связующим веществом является чаще всего эмульсия из воды и яичного желтка, реже - из разведенного на воде растительного или животного клея с добавлением масла или масляного лака. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, обладают несравненно большей стойкостью к внешним воздействиям и сохраняют первоначальную свежесть значительно дольше по сравнению с красками масляной живописи.
Техника желтковой темперы пришла в Россию из Византии в конце Х века вместе с искусством иконописи. Русские художники-иконописцы вплоть до конца XIX века, говоря о процессе смешения пигмента со связующим, употребляли выражение "тереть краски", или "растворять краски". А сами краски именовались "твореными". С начала XX века твореными стали называть только краски из порошков золота или серебра, смешанных со связующим (твореное золото, твореное серебро). Остальные краски называли просто темперными.
В каждом
древнерусском храме иконам были
отведены определенные участки стен
и другие части интерьера. Одни иконы
предназначались для
История иконы
Истоки возникновения иконы возводят к мистическому акту появления нерукотворного изображения Иисуса Христа на платке, приложенном к Его лику женщиной по имени Вероника. Предание гласит, что когда Иисус нес свой крест, она протянула ему платок, чтобы он смог утереть пот и кровь. На возвращенном ей плате, Вероника увидела отпечатавшийся лик Спасителя.
Существует еще одно сходное предание, связанное с эдесским царем Авгарем, у которого, будто бы, хранилось полотенце с другим нерукотворным изображением лика Христа, оставшимся после того, как Сын Божий приложил его к Своему лицу.
Нередко
происхождение иконописи
Иконоборчество.
Процесс исторического развития
христианской иконописи не был простым
и гладким. Одним из характерных
феноменов, сопровождающих ее распространение,
стало иконоборчество. Это характерное
умонастроение, периодически рождавшееся
в христианском сознании, заставляло
богословов и простых прихожан выступать
против церковно-храмовой живописи. Мотивы,
движущие иконоборцами, имеют как
психолгическую, так и философско-религиозную
природу.
У негативного
отношения отдельных категорий
людей к визуально
Достоверно неизвестно, быль это или легенда, но рациональный смысл всей истории заключается в том, что, во-первых, поток зрительных впечатлений действительно может мешать человеку сосредоточиться на умозрительном созерцании ценных для него внутренних образом и препятствовать поиску важных смыслов, а во-вторых, действительно существует категория людей, в ценностной иерархии которых их собственная внутренняя жизнь важнее жизни внешней.