Культ икон в православии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:36, реферат

Описание работы

Католическая и православная церкви придают большое значение культу икон. Однако так было не всегда. Было время, когда в христианстве шли ожесточенные споры о том, следует ли почитать иконы или нужно отвергнуть их как пережиток язычества. Даже такие деятели христианской церкви, как Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский и другие, решительно возражали против почитания икон. Они ссылались на библейскую заповедь, которая требует от верующих "не делать себе кумира и никакого изображения, что на небе вверху", а также на то, что почитание икон - явление языческое.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Происхождение культа икон………………………………………………5
История иконы……………………………………………………………..8
Икона в Церкви, икона в доме…………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………...28
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Копия Ирм реферат.docx

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский  государственный медицинский университет»

Министерства  здравоохранения и социального  развития РФ 

Кафедра философии и культурологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Культ икон в православии. 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Исполнитель: Митрофанова Татьяна  Сергеевна,

                                                                студентка 4 курса, 473 группы

               Руководитель: Воеводина А.А. 
 
 
 
 
 

Самара, 2011

Содержание 

Введение…………………………………………………………………….3

Происхождение культа икон………………………………………………5

История иконы……………………………………………………………..8

Икона в Церкви, икона в доме…………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………...28

Список  используемой литературы………………………………………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Католическая  и православная церкви придают большое  значение культу икон. Однако так было не всегда. Было время, когда в христианстве шли ожесточенные споры о том, следует ли почитать иконы или  нужно отвергнуть их как пережиток  язычества. Даже такие деятели христианской церкви, как Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский и другие, решительно возражали против почитания икон. Они ссылались на библейскую заповедь, которая требует от верующих "не делать себе кумира и никакого изображения, что на небе вверху", а также на то, что почитание икон - явление языческое.

Действительно, христианство наряду с другими элементами культа заимствовало из древних религий  и культ икон. Наши далекие предки верили, что духи, которым они  поклоняются, могут обитать в  различных предметах, окружающих людей: в камнях, деревьях и т п. Эти  предметы, получившие название фетишей, почитались как божественные, наделялись сверхъестественными свойствами.

Вера  в то, что через изображение  бога можно воздействовать на него самого, прямо уходит своими истоками к первобытному фетишизму, а затем  к идолопоклонству в языческих  религиях. Вот почему гак восставали против культа икон некоторые служители  христианской церкви.

Однако  противникам культа икон не удалось  одержать верх. Культ икон прочно укрепился  в христианстве. Церковники увидели  в нем одно из средств духовного  влияния на людей. Внушая верующим необходимость  поклоняться иконам, служители культа убеждали их, что только путем обращения  к богу можно достичь в жизни  желаемого, облегчить свои невзгоды.

 В  наши дни верующие поклоняются  иконам так же, как они поклонялись  им в древние времена. Это  поклонение закрепляет у них  чувство зависимости от сверхъестественных  сил, рабскую психологию. Но ведь  церковь как раз и стремится  к тому, чтобы подавить человека, заставить его почувствовать  свое бессилие перед силами  небесными. И именно этой цели служат иконы.

Вместе  с тем не следует забывать о  психологической стороне поклонения иконам. Люди нуждаются в общении, и эту потребность подчас они, особенно одинокие, реализуют в молитве  перед иконами, находя в изображенных на них Иисусе Христе, богородице, святых воображаемых собеседников, обладающих огромными возможностями. Преодоление поклонения иконам, таким образом, связано с восполнением потребности человека в живом общении, в чутком и внимательном отношении к нему со стороны трудового коллектива, окружающих людей, что сделает ненужным обращение к незримым покровителям, изображенным на досках кистью иконописцев.

В ходе работы над этой темой, я определила следующие задачи:

  1. Попытаться охарактеризовать культ икон в православии;
  2. Более подробно рассмотреть православные иконы и подробно описать их;

Таким образом, я определила целью своей  работы изучение культа икон в православии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Происхождение культа икон

Культ иконы (от греч. eikon - изображение, образ) зародился во 2 в. и расцвел в 4 в.; древнейшие сохранившиеся иконы относятся к 6 в. Икону нужно рассматривать не как тождественное Божеству изображение, в отличие от дохристианских идолов, но как символ, позволяющий духовное приобщение к "оригиналу" (архетипу), то есть проникновение в мир сверхъестественный через предмет материального мира. Иконы выполнялись первоначально в технике энкаустики (восковой живописи), затем темперой ив редких случаях мозаикой, а позднее (в основном с 18 в.), масляной живописью. Особенно широкое распространение икона получила в Византии; самобытные школы иконописи возникали в коптском Египте и Эфиопии, в южнославянских странах, в Грузии. Настоящую художественную яркость и своеобразие приобрела древнерусская икона. На основании археологических раскопок установлено, что работа красками была известна в Древней Руси еще до принятия христианства. Об этом, в частности, свидетельствует находка пестика для растирания красок, обнаруженного в раскопе на месте древнего Саранского городища, там, где позднее был основан город Ростов Великий. Но технология живописи и связующие, на которых затирали тоща краски, пока не известны. При археологических раскопках древнего Киева в 1938 году было обнаружено жилище-мастерская художника, которое относят к IX-XIII векам, сгоревшее и обрушившееся, вероятно, при пожаре и разграблении города. В мастерской найдены 14 небольших горшочков с красками, инструменты для обработки дерева, а также бракованные, обломанные изделия из янтаря и медный сосуд. Все это свидетельствует о том, что здесь жил и работал художник. Он сам вытесывал доски под иконы, готовил краски, состав которых определен анализами (белила свинцовые, охра и другие). В медном сосуде иконописец, вероятно, выдерживал растительное масло, как это делали все средневековые художники.1

Из рукописных наставлений для художников-иконописцев  более позднего времени (XVII-XIX веков) нам известно, что в выдержанном  масле, сильно нагретом (250-325°), распускали (плавили) янтарь и получали янтарную олифу, создающую твердую, трудноразмягчаемую пленку. Подтверждение древности янтарной олифы дали археологические раскопки. Обломки изделий из янтаря и его кусочки обнаружены в Новгороде в 1973-1977 годах, когда там была открыта и изучена богатая усадьба, в которой в конце XII века находилась мастерская художника Олисея Гречина. В мастерской найдены деревянные дощечки с ковчегами, приготовленные для писания икон, фрагменты окладов, в большом количестве керамические чашечки для красок, маленькие стеклянные сосуды, кусочки разноцветных красок, золотая, серебряная и бронзовая фольга, смальта, воск.

Икона состоит из четырех-пяти слоев, расположенных  в следующем порядке: основа, грунт, красочный слой, защитный слой. Икона  может иметь оклад из металлов или каких-либо других материалов. Первый слой - основа; чаще всего это деревянная доска с наклеенной на нее тканью, называемой паволокой. Иногда доска  бывает без паволоки. Очень редко  основу под произведения желтковой  темперы изготовляли только из холста. Второй слой - грунт. Если икона написана в поздней манере, сочетающей темперу  с красками на других связующих (преимущественно  масляных), и слои грунтовки имеют  окраску (использованы цветные пигменты, а не традиционные мел или гипс), то его так и называют - "грунт". Но в желтковой темпере, преобладавшей  в иконописи, грунт всегда белый. Такой вид грунта называется левкасом.

Третий  слой - красочный. Красочный слой состоит  из различных красок последовательно нанесенных на грунт. Это самая существенная часть произведения живописи, так как именно с помощью красок создается изображение. Четвертый - защитный (или покровный) слой из олифы или масляного лака. Очень редко в качестве материала для защитного слоя использовали белок куриного яйца (на белорусских и украинских иконах). В настоящее время нередко используют смоляные лаки.

Оклады  для икон изготовлялись отдельно и закреплялись на них гвоздями. Они бывают из металлов, тканей с  шитьем и даже резные деревянные, покрытые левкасом и позолотой. Закрывали  окладами не всю живописную поверхность, а преимущественно нимбы (венцы), фон и поля иконы и реже - почти  всю ее поверхность за исключением  изображений голов (ликов), рук и  ног.

На протяжении многих столетий на Руси писали в технике  желтковой темперы; сейчас употребляют  термины "яичная темпера", или  просто "темпера".

Темпера (от итальянского "temperare" - смешивать краски) - живопись красками, в которой связующим веществом является чаще всего эмульсия из воды и яичного желтка, реже - из разведенного на воде растительного или животного клея с добавлением масла или масляного лака. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, обладают несравненно большей стойкостью к внешним воздействиям и сохраняют первоначальную свежесть значительно дольше по сравнению с красками масляной живописи.

Техника желтковой темперы пришла в Россию из Византии в конце Х века вместе с искусством иконописи. Русские  художники-иконописцы вплоть до конца XIX века, говоря о процессе смешения пигмента со связующим, употребляли выражение "тереть краски", или "растворять краски". А сами краски именовались "твореными". С начала XX века твореными стали называть только краски из порошков золота или серебра, смешанных со связующим (твореное золото, твореное серебро). Остальные краски называли просто темперными.

В каждом древнерусском храме иконам были отведены определенные участки стен и другие части интерьера. Одни иконы  предназначались для иконостаса, другие - для помещения у нижних частей столбов и стен, третьи - для  временного размещения в центре храма (на подставке - аналое) в определенные праздничные дни. Размеры икон, их тематика обусловлены их культовой  функцией. Изготовляли иконы и  для жилища, их помещали обычно в  переднем или красном (то есть самом  красивом) углу дома. Домовые иконы, как правило, имеют меньшие размеры, чем иконостасные и киотные (то есть иконы, которые ставили или подвешивали  в храмах в специальных больших  коробах - киотах). Аналойные иконы  по сюжетам и размерам чаще всего  совпадают с домовыми иконами. Большинство  икон, хранящихся в музеях, происходят из храмовых иконостасов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

История иконы

Истоки  возникновения иконы возводят к мистическому акту появления нерукотворного изображения Иисуса Христа на платке, приложенном к Его лику женщиной по имени Вероника. Предание гласит, что когда Иисус нес свой крест, она протянула ему платок, чтобы он смог утереть пот и кровь. На возвращенном ей плате, Вероника увидела отпечатавшийся лик Спасителя.

Существует  еще одно сходное предание, связанное  с эдесским царем Авгарем, у которого, будто бы, хранилось полотенце с другим нерукотворным изображением лика Христа, оставшимся после того, как Сын Божий приложил его к Своему лицу.

Нередко происхождение иконописи связывают  с именем евангелиста Луки, миссионера, врача, писателя и художника. Однако, многие христианские богословы склонны считать не более, чем апокрифом известное предание о том, что Лука создавал живописные изображения Богородицы. Его достоверность подвергается сомнению из-за целого ряда обстоятельств. Во-первых, иудейское окружение не допустило бы такого явного нарушения ветхозаветного запрета со стороны Луки. Во-вторых, как справедливо отмечал архиепископ Михаил (Мудьюгин), "несостоятельность этого апокрифического предания подтверждается количеством приписываемых кисти евангелиста икон Богоматери: их около двух сотен, что значительно превышает физические возможности одного человека, занятого в основном врачебной (Кол 4:4), миссионерской (он - спутник апостола Павла, см. Деян 16:13; 20: 5-6; 27: 1-2) и литературной деятельностью (апостол Лука, как известно, автор не только Евангелия, носящего его имя, но и новозаветной книги "Деяния Апостолов"). К тому же иконы, приписываемые святому Луке, весьма разнообразны по манере исполнения, одни из них носят явно черты византийского, другие (особенно многочисленные) - древнерусского стиля, некоторые - позволяют без труда установить наличие западного влияния".2 
 
 
 
 

 

Иконоборчество. Процесс исторического развития христианской иконописи не был простым  и гладким. Одним из характерных  феноменов, сопровождающих ее распространение, стало иконоборчество. Это характерное  умонастроение, периодически рождавшееся  в христианском сознании, заставляло богословов и простых прихожан выступать  против церковно-храмовой живописи. Мотивы, движущие иконоборцами, имеют как  психолгическую, так и философско-религиозную природу. 

У негативного  отношения отдельных категорий  людей к визуально воспринимаемой реальности давняя история. Одним из первых в ряду иконоборцев следует  назвать греческого философа Демокрита. Как свидетельствуют историки, Демокрит, будучи уже известным на всю Элладу мудрецом, совершил неожиданный для все поступок - лишил себя зрения, выколов себе глаза. При этом им двигало желание не отвлекаться на созерцание внешней мишуры окружающего мира, а сосредоточить все усилия умственного взора на постижение истины.

Достоверно  неизвестно, быль это или легенда, но рациональный смысл всей истории заключается в том, что, во-первых, поток зрительных впечатлений действительно может мешать человеку сосредоточиться на умозрительном созерцании ценных для него внутренних образом и препятствовать поиску важных смыслов, а во-вторых, действительно существует категория людей, в ценностной иерархии которых их собственная внутренняя жизнь важнее жизни внешней.

Информация о работе Культ икон в православии