Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:36, реферат
Католическая и православная церкви придают большое значение культу икон. Однако так было не всегда. Было время, когда в христианстве шли ожесточенные споры о том, следует ли почитать иконы или нужно отвергнуть их как пережиток язычества. Даже такие деятели христианской церкви, как Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский и другие, решительно возражали против почитания икон. Они ссылались на библейскую заповедь, которая требует от верующих "не делать себе кумира и никакого изображения, что на небе вверху", а также на то, что почитание икон - явление языческое.
Введение…………………………………………………………………….3
Происхождение культа икон………………………………………………5
История иконы……………………………………………………………..8
Икона в Церкви, икона в доме…………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………...28
Список используемой литературы
Для них личные отношения с живым Богом, и бережное выстраивание этих отношений в пространстве собственного духа - самое важное из всего, что есть у них в жизни. Они дорожат состоянием молитвенной сосредоточенности, позволяющей вести эту духовную работу. И в такие минуты и часы они не нуждаются во внешних, зрительных впечатлениях. Образ живого Бога в собственной душе для них драгоценнее тех изображений, которые сделаны другими, пусть даже весьма одаренными людьми.
Ни в Ветхом, ни в Новом Завете нет теологического обоснования практики иконописания и иконопочитания. Напротив, в тексте Библии присутствует запрет на изображения Бога, сформулированый в заповедях Моисея. Для того, чтобы устоять против соблазнов языческих культур, практиковавших создание изображений своих богов, Израиль должен был в этом вопросе проявлять категоричность и твердость. Отсюда запрет на изображения не только Бога, но и его творений - людей, животных и растений. Тотальный характер запрета закрывал врата для развития живописи и скульптуры, препятствовал развертыванию соответствующих творческих дарований, а значит и распространению категории таких людей, у которых не только мог возникнуть соблазн нарушить запрет, но и имелись бы необходимые творческие навыки, чтобы реализовать его. Этот запрет существовал как в древнем Израиле, так и в Иудее времен Христа.
Важность
этого запрета не ослабевала
в виду постоянного соседства
свидетельств римского
На иконоборческих
настроениях в Византии не могла
не сказаться географическая близость
духовно и политически
Характерно,
что впоследствии даже в древнерусском
православии, не существовало всеобщего
иконопочитания. Так, многих отшельников-пустынников,
не имевших в своих кельях икон и молившихся
без них, мало смущало это обстоятельство.
Св. Серафим Саровский тоже не относил
к обязательному атрибуту молитвенного
труда и считал, что во время молитвы лучше
закрывать глаза и тем самым исключать
все внешние впечатления, могущие нарушить
молитвенный настрой души.
В истории
иконоборческих умонастроений особое
место принадлежит
Когда в православном мире, начиная с XVII - XVIII вв., перестали появляться значительные по своим религиозно-эстетическим качествам произведения иконописи, когда в иконы стал проникать дух секулярности, а с ним исчезла обратная перспектива, появились светотень, пространственная трехмерность, объемность изображенний, то все это свидетельствовало об угасании православной духовности.
Упадок
иконописи можно рассматривать
как одно из дополнительных свидетельств
того, что протестантизм оказался
дальновиднее, освободившись от икон
как зримых свидетельств слабости человеческого
духа. В этой слабости приходится убеждаться
каждый раз при созерцании православных
икон, созданных в XIX - XX вв. и пронизанных
духом не истинного, а показного благочестия.
Подобные иконы зачастую служат укреплению
позиций сторонников иконоборчества,
у которых появляются серьезные основания
для того, чтобы видеть в современных иконописных
образах ложные формы духовности, симулякры,
отчужденные от высших сакральных сущностей
и смыслов.
Иконы
нельзя отнести к произведениям
живописи в обычном смысле слова.
Это не картины. Картины в линиях
и красках повествуют о людях
и событиях реальной действительности.
Начиная с эпохи Возрождения,
жизнь и природа на картинах изображаются
посредством иллюзорного
Живопись
экспрессионистов и абстрактная
живопись призваны отобразить переживания
художника, переживания, которые изменяют
и нарушают пропорции событий
и предметов, а также цветовые
соотношения между ними, деформируют
предметы до неузнаваемости или вообще
обходятся без предметных образов.
Но даже и в этом случае различные
эксперименты с цветом, линиями, со
всевозможными способами
И цвет на иконах выполняет особую функцию — функцию символического языка, который должен выражать не соотношения цветов предметов и их взаимовлияние в помещении или на открытом воздухе, но свечение предметов и человеческих лиц, озаренных светом, источник которого вне нашего физического мира. Золотые штрихи на иконахолицетворяют этот неземной свет, а золотой фон символизирует пространство "не от мира сего". Теней на иконах нет. В царствии Божьем все пронизано светом.
По
самому их предназначению и
по самой их природе иконы
нельзя и рассматривать как
картины. В них нет не только
обычного пространства, но нет
и событий, обусловленных
Для того
чтобы приблизиться к пониманию
икон, надо видеть их глазами верующего
человека, для которого Бог —
несомненная реальность при всей
ее непостижимости и недоступности,
реальность неизмеримо более важная
и непреложная, чем быстротечная
собственная земная жизнь. Реальность
вездесущая, незримо стоящая за каждым
событием, незримый свидетель и судья,
от чьего взора невозможно укрыться никогда
и нигде.
Но само пространство тоже таинственно: есть пространство видимых и ощущаемых событий, но есть и пространство событий потусторонних — невидимых и неощущаемых, о которых люди узнают только в результате откровения.
Из
"того" мира в этот вливается
Божественная воля и
Принципы и художественные средства создания икон формировались в течение многих веков, прежде чем Древняя Русь приобщилась к этой стороне человеческой культуры. Традиции иконотворчества пришли в Древнюю Русь вместе с принятием ею христианства из Византии в конце Х века.
Искусство
Византии того времени носило,
главным образом, религиозный
характер и подчинялось
Регламентация
канонических типов икон и
иконографического стереотипа
Одной
из важнейших причин отрицания,
В 730 году византийский император Лев III запретил культ икон. Этому в значительной мере способствовало то, что до воцарения он в течение многих лет служил в восточных провинциях Империи и, очевидно, не только был хорошо знаком с религиозными концепциями ислама, но и испытал известное влияние со стороны епископов Малой Азии, которые стремились (опять-таки под подспудным воздействием идеологии ислама) в максимальной степени очистить христианскую религию от всего материального, чувственного, недуховного. Многие иконы, мозаики, фрески были уничтожены.
Однако иконопочитание не прекратилось.Оно продолжалось, хотя его приверженцы подвергались преследованиям, порой очень жестоким.
Культ
икон был восстановлен
Одним
из авторитетных защитников
Опираясь на учение предшественников, Иоанн Дамаскин обосновывал правомерность творения образов тем, что "человеколюбию Божию угодно было облекать в вид и форму то, что лишено всякого образа и вида". Бог изволил прийти к людям Своим Сыном, воплотившимся Словом, Иисусом Христом. Он является в мир людей и обладает человеческим телом и обликом, — "ибо мы имеем нужду в том, что нам родственно". Он даровал нам Свой видимый образ.
Однако
то, что было дано как видимое,
конечно же, не передает и не
выражает все свойства и
И
как само Священное писание
есть словесное изображение,
Не
имея возможности обозначить
в видимых чувственных формах
невидимые свойства
Икона, таким образом, играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным.
Так
был определен смысл и
В решениях
VII Вселенского собора декларируется
подчинение художников-иконописцев
требованиям Церкви в отношении
строгого следования иконографическим
канонам при написании образа.
Однако иконографические каноны оформились не сразу, а постепенно и закрепились как традиции и правила, регламентирующие и набор, и характер, и способ изображения религиозных сцен и образов святых. Это объясняется тем, что иконам был придан статус носителей и хранителей церковного исторического предания. Поэтому нарушение иконографического канона было чревато искажением предания, впадением в ересь и строго наказывалось. "Иконы должны быть написаны по существу и подобию, а не по догадкам и самомышлению."
С
появлением Православия в