Культура и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:16, реферат

Описание работы

Тема «Культура и религия» очень широка: все без исключения проявления религиозной жизни включены в реальную культуру. Логически понятия «культура» и «религия» связаны отношениями части и целого, религия есть часть культуры, а аксиологически – в сфере отношений ценности и оценки – они равноправны: не только религия может быть оценена с позиций культуры, но и культура – с позиций религии.

Файлы: 1 файл

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА.docx

— 30.45 Кб (Скачать файл)

Религия и культура соотносятся  между собой как часть и  целое, однако эти их значения могут  меняться под влиянием исторических условий (до эпохи Нового времени  религия безгранично царила в  обществе) и под воздействием мировоззренческих  предпочтений (доминирующие в религиозном  сознании сакральные смыслы порой не позволяют разглядеть фактическое  преобладание секулярной культуры в  обществеве). Представители либеральной  теологии, прислушивавшиеся к достижениям  исторических наук, полагали, что религия  представляет собой часть общей  культурной истории, тогда как выступившие  против них неоортодоксы расценивали  культуру как исход и выражение  религии.

Культура (в том или ином соотношении с религией) образует одну из трех главных функциональных составляющих (сторон) общества, наряду с взаимообратимым процессом производства-потребления и социумом (системой общественных связей, институтовтов, форм общения и совместной деятельности). При этом культура представляет собой своеобразный управляющий центр всей общественной жизни, являясь хранилищем коллективного социального опыта, арсеналом норм, императивов, целей и ценностей, с помощью которых регулируется и контролируется существование общества и направляется его развитие. Культура является парадигмой человеческой жизнедеятельности на данном историческом этапе общественного развития. Она осуществляет свою регулирующую функцию, воздействуя, с одной стороны, на процесс производства-потребления (и тогда появляется «материальная», «производственная», «бытовая» культура, так же как и культура духовного производства и потребления), а с другой стороны, на социум, проявляясь в качестве «политической» культуры. В этих двух сферах социальной деятельности опредмечивается ее содержание, реализуется свойственная ей парадигма человеческой деятельности и общественной интеграции. Такова приоритетная роль культуры в обществе.

Воздействие религии как  одного из направлений (форм) духовной культуры на общество осуществляется двояко: прямо и косвенно. С одной  стороны, религиозные ориентации и  нормы непосредственно регулируют сферы производства-потребления  и социума, с другой — опосредствованно влияют на них через другие направления  культуры (морально-этическое сознание, художественно-эстетические ориентации и даже научные воззрения, которые  религия стремится примирить  со своими представлениями

Прямое воздействие религии  на общество осуществляется в трех разных формах[9]: 1) воздействия идей и приоритетов религиозного сознания; 2) религиозных институтов (клерикальное влияние, основанное либо на византийском принципе симфонии — согласии светской и церковной власти, либо подчинения первой из них второй); 3) органичные слияния религиозных отношений  с национальными, бытовыми, государственно-правовыми  в особые синкретические образования: этноконфессиональные общины, сектантский  коммунализм, теократические структуры.

Существуют два противоположных  понимания роли религии и культуры в развитии общества и цивилизации[10]:

1) в них видят источник  общественного развития (в последние  годы все чаще раздаются голоса, что источником возрождения России  должно стать православие, являющееся  первоисточником российской культуры  и государственности);

2) само общество в процессе  своего развития обновляет религию  и культуру.

В первом случае конечной причиной цивилизационного процесса считается  божественное начало, потусторонний  мир, сакральные ценности которого воздействуют по руслу религиозного сознания на все сферы культуры, а затем  и на общество в целом. При такой  точке зрения почти неизбежно межконфессиональное соперничество в борьбе за определяющее влияние на общественную жизнь и государственное устройство страны. Во втором случае речь идет о саморазвитии общества и о совершенствовании его взаимоотношений с природой, в том числе, с природной стороной человеческой жизни. Духовному фактору принадлежит здесь во многом определяющая роль: общество должно осознать свои приоритеты, достичь единства в их понимании и совместной реализации. Этот творческий процесс общественного самосознания протекает в различных культурных формах, не в последнюю очередь — в религиозной. В результате должна быть выработана столь необходимая нам сейчас общегосударственная идея, идея российского возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, существование  религии обогащает всю систему  культуры в целом. Если отказать религии  в праве на существование (а такие  попытки в истории неоднократно предпринимались), тем самым культура лишится своих важнейших функций. Конечно, «свято место пусто не бывает», поэтому функции религии частично переходят к другим подсистемам  культуры, менее для этого приспособленным. Например, к искусству или науке. С развитием общества происходит рационализация и латентных функций  религии, когда религиозные институты  начинают ориентироваться не на духовные, а на материальные ценности. И в  этом случае искусство парадоксальным образом становится более религиозным, чем сама религия, поскольку оно  противопоставляет художественно-символическое, эстетическое мировосприятие бюрократическо-деловому клерикальному подходу. Но обычно наука, искусство, хотя и относятся к  духовной сфере, все же значительно  уступают религии в обращенности к «предельному». Поэтому свои функции  в системе культуры религия успешно  выполняет уже многие тысячи лет, являясь обязательной составляющей любой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.  Балагушкин Е.Г. Религия  как социокультурный феномен  // Введение в культурологию. М., 1993.

 

2.  Балагушкин Е.Г. Культурогия  XX век. Энциклопедия. Т.2. - СПб.: Университетская  книга; ООО «Алетейя», 1998.

 

3.  Задорожнюк И.Е. Культура  и религия: прогнозы бурж. социологов // Культурный прогресс: филос. проблемы. М., 1984.

 

4.  Лебедев С.Д. Культура  и религия в теории социокультурной  динамики П.А. Сорокина // Дух и  время: философско-культурологический  альманах. Вып. 3.– Белгород: Крестьянское  дело, 2000.

 

5.  Лебедев С.Д. Методологические  аспекты взаимодействия религиозной  и светской культурных систем // Синергетика, философия, культура. – М.: РАГС, 2001.

 

6.  Мень А. Вера и  культура. Христианская культура  на Руси. Христианство и творчество // Радостная весть. М., 1991.

 

7.  Розанов В.В. Религия  и культура. М.: Философская мысль, 2000.

 


Информация о работе Культура и религия