Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:21, реферат
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что важнейшей формой первобытных верований и связанной с ними практики была магия (греч. mageia - колдовство, чародейство) - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий. Истоки - этой формы религиозных верований были наиболее полно описаны английским этнографом Б. Малиновским в его работе "Магия, наука и религия".
I. Введение………………………………………………………………....3.
II. Магия и религия........................................................................................4.
II. Первобытная магия...................................................................................6.
III. О магии, как о науке оккультизма.........................................................8.
IV. Магия и наука...........................................................................................10.
V. Заключение................................................................................................20.
VI.Список использованной литературы......................................................21.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет психологии
Заочное отделение
РЕФЕРАТ
По Религиоведению на тему:
«Магия и научное мировоззрение: взаимоотношения и перспективы»
Выполнила:
Проверила:
Москва 2012 год.
Содержание
I. Введение…………………………………………………………
II. Магия и религия.......................
II. Первобытная магия.........................
III. О магии, как о науке оккультизма...................
IV. Магия и наука.........................
V. Заключение....................
VI.Список использованной литературы....................
Введение.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что важнейшей формой первобытных верований и связанной с ними практики была магия (греч. mageia - колдовство, чародейство) - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий. Истоки - этой формы религиозных верований были наиболее полно описаны английским этнографом Б. Малиновским в его работе "Магия, наука и религия". Изучая жизнь туземцев тихоокеанских островов, Б. Малиновский подметил очень любопытную закономерность. Оказалось, что туземцы используют магию в земледелии при посадке клубневых растений, урожай которых бывает изменчив, но магия не применяется при культивировании плодовых деревьев, дающих устойчивый, стабильный урожай. В рыболовстве магические приёмы практикуются при промысле акул и других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы магия считается излишней. Постройка лодок всегда сопровождается магическими обрядами, при строительстве же домов магия не используется. Это позволило Б. Малиновскому сделать вывод, что магические представления возникают тогда, когда -человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от самого человека, сколько от множества привходящих факторов. Именно это и заставляет его полагаться на помощь таинственных сил и совершать магические действия.
Магия и религия.
Как магия, так и религия зарождаются
и функционируют в ситуациях эмоционального
стресса, таких, как кризисы жизненного
цикла и жизненные тупики, смерть и посвящение
в племенные таинства, несчастная любовь
и неудовлетворенная ненависть. Как магия,
так и религия предлагают выход из ситуаций
и состояний, не имеющих никакого эмпирического
разрешения, только посредством ритуала
и веры в сверхъестественное. Эта сфера
в религии охватывает веру в призраков
и духов, мифических хранителей племенных
тайн, примитивных посланцев провидения;
в магии — веру в ее первозданную силу
и могущество. Как магия, так и религия
основаны строго на мифологической традиции
и обе существуют в атмосфере чуда, в атмосфере
постоянных проявлений чудотворной силы.
Обе они окружены запретами и предписаниями,
которые отграничивают сферу их влияния
от мира профанного.
Что же тогда отличает магию от религии?
В качестве отправного пункта мы выбрали
самое отчетливое и ясное разграничение:
мы определили магию как практическое
искусство в сфере сакрального, состоящее
из действий, которые являются только
средствами достижения цели, ожидаемой
как их следствие; религию же — как совокупность
самодостаточных актов, цель которых достигается
самим их свершением. Теперь мы можем проследить
это отличие более глубоко. Практическое
ремесло магии имеет свою ограниченную,
узко очерченную технику: заклинание,
обряд и наличие исполнителя — вот что
образует ее нехитрое триединство, своего
рода магическую Троицу. Религия, с ее
многосложными аспектами и целями, не
имеет такой простой техники, и ее единство
может быть обнаружено не в форме ее действий
и даже не в единообразии ее содержания,
а, скорее, в функции, которую она выполняет,
и в ценностном смысле ее веры и ритуала.
И опять же, вера в магию, сообразно своему
незамысловатому практическому характеру,
исключительно проста. Она всегда заключается
в убеждении в способности человека достигать
некоторых определенных результатов посредством
определенных заклинаний и обрядов. В
религии же мы имеем целый мир сверхъестественных
объектов веры: пантеон духов и демонов,
благосклонные силы тотема, дух-хранитель,
племенной Всеотец и образ загробной жизни
образуют вторую сверхъестественную реальность
примитивного человека. Мифюлогия религии
также более разнообразна, сложна и креативна.
Обычно она сосредоточена вокруг различных
догматов веры и развивает их в космогонии,
сказаниях о деяниях культурных героев,
богов и полубогов. Мифология же магии,
несмотря на всю свою значимость, состоит
лишь из неизменно повторяющихся переутверждений
первичных достижений.
Магия, особое искусство, предназначенное
для особых целей, во всякой своей форме
становится однажды достоянием человека
и дальше должна передаваться по строго
определенной линии из поколения в поколение.
Поэтому с самых ранних времен она остается
в руках избранных, и самой первой профессией
человечества является профессия колдуна
или знахаря. Религия же, напротив, в примитивных
условиях является делом всех, в котором
каждый принимает активное и равноценное
участие. Каждый член племени должен пройти
инициацию, а затем сам участвует в инициациях
других, каждый причитает, скорбит, копает
могилу и поминает, и в должное время каждый,
в свою очередь, тоже будет оплакан и помянут.
Духи существуют для всех, и каждый становится
духом. Единственная специализация в религии
— т.е. ранний спиритуалистический медиумизм
— является не профессией, а индивидуальным
даром. Еще одно отличие магии от религии
- игра черного и белого в колдовстве. Религии
в на ранних стадиях не присуще столь явное
противопоставление добра и зла, благотворных
и вредоносных сил. Это также связано с
практическим характером магии, которая
стремится к конкретным, легко поддающимся
оценке результатам, в то время как ранняя
религия, хотя и является носительницей
нравственности по сути своей, оперирует
с роковыми, непоправимыми событиями,
а также входит в контакт с силами и существами
куда более могущественными, чем человек.
Не ее это дело — переделывать дела человеческие.
Аф-юризм — страх прежде всего создал
богов во вселенной — представляется
определенно неверным в свете антропологии.
Чтобы в полной мере понять различие между
религией и магией и иметь ясную картину
тройственного созвездия магии, религии
и науки, давайте кратко очертим культурную
функцию каждой.
Функция примитивных знаний и их значение
уже рассматривались, и действительно
понять их несложно. Знакомя человека
с его окружением, позволяя ему использовать
силы природы, наука, примитивные знания
даруют ему огромное биологическое преимущество,
высоко поднимая над остальным мирозданием.
К пониманию функции религии и ее значения
мы пришли в обзоре верований и культов
дикаря, представленном выше. Там мы показали,
что религиозная вера обосновывает, закрепляет
и развивает все полезные установки, такие,
как почтение к традиции, гармония с окружающим
миром, мужество и самообладание в борьбе
с трудностями и перед лицом смерти. Эта
вера, воплощаемая в культе и обряде и
поддерживаемая ими, имеет огромное биологическое
значение и открывает человеку примитивной
культуры истину в более широком, прагматическом
смысле слова.
В чем же культурная функция магии? Мы
видели, что любой инстинкт и эмоция, любое
практическое занятие могут завести человека
в тупик или подвести его к пропасти —
когда пробелы в его знаниях, ограниченность
его способности к наблюдению и размышлению
в решающий момент делают его беспомощным.
Человеческий организм реагирует на это
спонтанным взрывом эмоций, в котором
рождаются зачатки магического поведения
и зачаточная вера в его эффективность.
Магия закрепляет эту веру и этот рудиментарный
обряд, отливает их в стандартные, освящаемые
традицией формы. Таким образом, магия
обеспечивает примитивного человека готовыми
ритуальными способами действий и верованиями,
определенными духовными и материальными
техниками, которые в критические моменты
могут послужить как бы мостами, перебрасываемыми
через опасные пропасти. Магия позволяет
человеку с уверенностью заниматься своими
важными делами, сохранять устойчивость
и целостность психики при вспышках гнева,
в приступах ненависти, при безответной
любви, в минуты отчаяния и тревоги. Функция
магии заключается в ритуализации человеческого
оптимизма, в укреплении его веры в победу
надежды над страхом. Магия есть свидетельство
того, что для человека уверенность важнее
сомнения, упорство лучше, чем колебания,
оптимизм предпочтительнее пессимизма.
Глядя издалека и с высока, с вершин нашей
развитой цивилизации, нам, куда более
надежно защищенным, легко увидеть всю
вульгарность и несостоятельность магии.
Но без ее силы и руководства ранний человек
не мог бы справляться со своими практическимитрудностями
так, как он это делал, не смог бы продвинуться
к более высоким стадиям развития культуры.
Вот почему в примитивных обществах магия
имеет универсальное распространение
и такую огромную власть. Вот почему мы
находим магию неизменным спутником всякого
важного занятия. Я думаю, мы должны видеть
в ней воплощение высокого безрассудства
надежды, которое и сегодня остается наилучшей
школой человеческого характера.
Первобытная магия.
Первобытная магия — одна из основных форм древней культуры и одна из древнейших форм религии. Первобытная магия возникла уже на заре человеческой истории. Именно к этому времени относят исследователи появление первых магических ритуалов и использование магических оберегов, считавшихся подспорьем в охоте, — например, ожерелий из клыков и когтей диких животных. Сложная система магических обрядов, сложившаяся в древнейшую эпоху, ныне известна по археологическим раскопкам и из описаний жизни и быта народов, живущих в условиях первобытного строя.
Древняя магия неотделима от образа могущественного мага, колдуна, способного воздействовать на явления природы и людей при помощи необычных, сверхъестественных сил. Считалось, что такие люди непосредственно соприкасаются с миром духов и способны защитить от враждебных сил и исцелить от болезни, вызвать дождь и обеспечить удачную охоту. В ведении магов находились общение с духами-предками племени, совершение магических ритуалов и обрядов, изготовление разного рода лекарств, ядов, противоядий и других "волшебных" зелий, забота о благосостоянии рода и многое другое.
Магические обряды, которые проводили древние колдуны, часто представляли собой настоящее театральное действо. Они сопровождались пением заклинаний, танцами или игрой на костяных или деревянных музыкальных инструментах. Одним из элементов такого звукового сопровождения часто служило и красочное, производившее шум одеяние самого колдуна.
У многих народов маги, колдуны часто выступали в качестве общинных "лидеров", а то и признанных племенных вождей. С ними связывалось представления об особой, как правило передававшейся по наследству, колдовской силе. Только обладатель такой силы и мог стать предводителем. Представления о волшебной силе вождей и их необыкновенной причастности миру духов всё ещё встречаются на островах Полинезии. Там верят в особую силу вождей, передающуюся по наследству, — ману. Считалось, что с помощью этой силы вожди одерживают военные победы и напрямую взаимодействуют с миром духов —предков, своих покровителей. Для того чтобы не лишиться маны, вождь соблюдал строгую систему запретов, табу.
Одними из самых древних являются магические обряды, обеспечивавшие удачную охоту. У многих первобытных народов члены общины под предводительством своего общинного мага обращались за помощью в охоте к тотемным духам. Часто обряд включал ритуальные танцы. Изображения таких танцев доносит до наших дней искусство каменного века Евразии. Судя по сохранившимся изображениям, в центре ритуала был коллун-заклинатель, одевавшийся в "личину" того или иного животного. В этот момент он как бы уподоблялся духам древнейших предков племени, полулюдям-полуживотным. В мир этих духов он и собирался вступить.
Часто таких духов-предков необходимо было расположить к себе. Следы ритуала "задабривания" обнаружены археологами на одной из карпатских гор. Там первобытные охотники на протяжении длительного времени складывали останки животных. Обряд, видимо, способствовал возвращению душ зве рей, погибших от рук человека, в небесную обитель духов. А это, в свою очередь, могло убедить духов не гневаться на людей, истребляющих их детей.
Важнейшим магическим подспорьем в охоте служила и наскальная живопись. Изображения удачной охоты на стенах древних пещер встречаются в разных уголках земного шара. По они прежде всего служили залогом повторения хорошей охоты в будущем. До наших дней сохранились и выразительные следы обрядов, во время которых символическое изображение животного поражалось охотничьим оружием.
Другие обряды первобытной магии были направлены на обеспечение плодородия. С глубочайшей древности для этих обрядов использовались разнообразные изображения духов и божеств из камня, кости, рога, янтаря, дерева. Прежде всего это были статуэтки Великой Матери - воплощения плодородия земли и живых существ. В древнейшую эпоху статуэтки после обряда разбивались, сжигались или выбрасывались. У многих народов считалось, что длительное сохранение изображения духа или божества приводит к его ненужному и опасному для людей оживанию. Но постепенно такое оживание перестаёт считаться чем-то нежелательным. Уже в древнейшем палеолитическом поселении Мезин на Украине одна из подобных статуэток в так называемом доме колдуна закреплена в земляном полу. Вероятно, она служила объектом постоянных заклинательных обращений.
Обеспечению плодородия служили и широко распространённые у многих народов мира магические обряды вызывания дождя. Они до сих пор сохранились у некоторых народов. Например, у австралийских племён магический обряд вызывания дождя проходит так: два человека по очереди зачерпывают заколдованную воду из деревянного корытца и разбрызгивают в разные стороны, производя в тоже время лёгкий шум пучками перьев в подражание звуку падающего дождя.
Похоже, что всё, что попадало в поле зрения древнего человека, наполнялось магическим смыслом. И любое важное, значимое для рода (или племени) действие сопровождалось магическим ритуалом. Ритуалы сопровождали и изготовление обычных, повседневных предметов, например глиняной посуды. Такой порядок прослеживается и у народов Океании и Америки, и у древних земледельцев центральной Европы. А на островах Океании изготовление лодок превращалось в настоящее празднество, сопровождаемое магическими обрядами под предводительством вождя. В нем принимало участие всё взрослое мужское население общины, распевались заклинания и восхваления для долгой службы судна. Похожие, хотя и менее масштабные, обряды существовали у многих народов Евразии.
С течением времени многое менялось в жизни людей. Менялись и их представления о мире духов и богов, а вместе с этим и сам характер обращения к ним. Появлялись и новые посредники между миром людей и миром божеств — жрецы, священнослужители. В устах жрецов древние заклинания постепенно превращались в молитвенные обращения к божествам, и сами магические обряды стали носит уже не требовательный, а просительный характер. Но магия не исчезла. В каждой общине по-прежнему был свой чародей, умеющий влиять на людей и природу...
Обряды, заклинания и представления, восходящие к первобытной магии, пережили века. Они прочно вошли в культурное наследие многих народов мира. Магия продолжает существовать и ныне.
О магии, как о науке оккультизма.
Оккультизм в переводе с латыни означает тайный, сокровенный. Всегда считалось, что эта наука только для избранных. А еще считалось, что она греховная и очень опасная. Герметизм, кабалла, алхимия – все это направления оккультизма. Но особенно влечет к себе магия, ведь считается, что с ее помощью можно управлять людьми, вершить судьбы. Фактически, можно властвовать над миром. Существует множество книг с подробными инструкциями как стать магом и как заставить всех демонических сущностей повиноваться. Раньше такие книги были раритетными. Сейчас интернет дает возможность пользоваться ими любому.
Многие начинают магические ритуалы из любопытства, не осознавая их серьезности и не веря в последствия. А ведь нужно понимать, что нас окружает не просто воздух, а энергетическое поле, которое, как и любая физическая величина, обладает определенными свойствами и подчиняется определенным законам. Их можно назвать по-разному – закон добра и зла, кармы, бумеранга, баланса, а можно обобщить – закон жизни. Магия изучает этот закон жизни и управляет энергией, которая нас окружает и из которой мы все состоим. По цвету ее делят условно. Белая, значит вершит добро, черная зло, красная любовь и так далее. Суть у любой магии одна – управлять энергией, направляя ее на требуемый объект.
Чтобы стать магом, обязательно нужно пройти ритуал посвящения. Кто думает, что это театр, ошибается. Посвящение в маги очень серьезно, а главное, бесповоротно. Тут нельзя попробовать, а если не получится, вернуться назад. Человек, решивший стать магом, должен отречься от своего прошлого, от бога, нередко и от родных. Без этого ничего не выйдет. Исключение составляет белая магия, работающая только на основе веры в бога. Но и здесь маг, лечащий или спасающий кому-то жизнь, должен помнить, что черная энергия, которую он убирает с человека, должна куда-то деться. Чаще всего она возвращается к самому магу, и тот, кто не умеет от нее защититься, может и сам пострадать, и на членов семьи беду навлечь. Так случилось со знаменитой Джуной, которая потеряла сына. Известны случаи, когда у людей, пытающихся проникнуть в тайны магии, начинали гнить ноги. Есть такие, которые сходили с ума. Так что шуткам тут не место.
Информация о работе Магия и научное мировоззрение: взаимоотношения и перспективы