Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:21, реферат
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что важнейшей формой первобытных верований и связанной с ними практики была магия (греч. mageia - колдовство, чародейство) - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий. Истоки - этой формы религиозных верований были наиболее полно описаны английским этнографом Б. Малиновским в его работе "Магия, наука и религия".
I. Введение………………………………………………………………....3.
II. Магия и религия........................................................................................4.
II. Первобытная магия...................................................................................6.
III. О магии, как о науке оккультизма.........................................................8.
IV. Магия и наука...........................................................................................10.
V. Заключение................................................................................................20.
VI.Список использованной литературы......................................................21.
Маги работают не сами, а в тесном контакте с особыми сущностями, которых тоже называют по-разному. Это и демоны, и дьяволы, и инкубусы, и суккубусы. Суть одна – их нужно подчинить, заставить на себя трудиться. Все эти сущности представители невидимого нам параллельного мира. Он многослоен или, правильнее сказать, многоуровневый. Полтергейст, барабашки, домовые – это все представители различных уровней параллельного мира. Сущности тоже подчиняются не даром. Душу, конечно, никто не требует. Это все страшилки для наивных. Плата для них – живая энергия, причем, взять они могут так много, что последует болезнь и даже смерть. А подчиняют их с помощью заклинаний.
По сути, что такое заклинание? Это произносимый в строго определенном порядке набор слов, иногда мантр. Звук создает колебательные движения, волны определенной длины, скорости распространения и направления. Воздействуя на живую материю, звук может выполнять огромную работу, как созидательную, например, молитва или доброе пожелание, так и разрушительную, например, проклятие. Есть выражение «слово не воробей, вылетит – не поймаешь» Оно очень верное, потому что все произносимые нами слова, хорошие или плохие, попадая в пространство, мгновенно начинают действовать. Заклинания, равно как и молитвы, производят целенаправленные действия. Цели у них разные, но и те и другие воспринимаются сущностями, только заклинания их притягивают, а молитвы отпугивают.
Также маги прибегают к помощи трав,
камней и частичек человеческого
тела. Кровь, ногти, волосы – все
это сохраняет энергетику своего
бывшего хозяина и открывает магу и его
помощникам из параллельного мира доступ
к энергетической ауре, или еще говорят,
к матрице жизни бывшего владельца. Растения,
являющиеся живыми, тоже очень хорошо
реагируют на заклинания и магические
действия. Одни по своему строению подходят
для магических ритуалов, другие их разрушают.
Камни и кристаллы считаются условно живыми.
Сейчас некоторые ученые считают, что
камни умеют дышать, только их вдох и выдох
длятся несколько дней. Есть камни, например,
опал, которые очень хорошо помогают во
всех магических действиях. Раньше даже
считалось дурным тоном подарить кому-нибудь
украшение с опалом. Воры же, наоборот,
старались опал иметь при себе обязательно,
так как считалось, что именно этот камень
лучше всего реагирует на так называемую
воровскую магию или магию мертвой руки.
Так что магия – это серьезная наука, и воспринимать ее тоже нужно серьезно.
Магия и наука.
Магия в современном сознании воспринимается как примитивное мировоззрение, свойственное в основном бесписьменным культурам, но роль её в современной жизни нисколько не меньше, чем в этих культурах. Формы проявления магии в современном обществе отличаются от магии бесписьменных культур, сама природа и суть магии нисколько не изменилась. В чем такая живучесть магии? Казалось бы, что для общества, основанного на научном мировоззрении, для магии не существует никакого места, и она должна рассматриваться как пережиток донаучного мировоззрения. Несмотря на это, магия победоносно продолжает своё существование. Не только недостаточно хорошо образованные люди посвящают магии все своё время, но также и люди с университетскими дипломами и учеными степенями интересуются магией, не говоря уже о представителях творческих профессий.
Такая живучесть
магии связана не с тем, что
магия позволяет получить знания
для управления собственной судьбой
и формировать события в
Человек постоянно сталкивается с такими событиями в собственной жизни, какие он не в состоянии ни правильно понять, ни объяснить их, но, несмотря на такое положение дел, все эти события оказывают на его жизнь очень сильное влияние и практически в той или иной степени формируют его жизнь. У каждого человека в жизни случаются самые разные события: разные душевные переживания, неприятности и удача, приобретения и потери, болезни, смерть близких и неизбежность собственного конца земного существования, и поэтому он вынужден искать на все эти, беспокоящие его вопросы, ответы. Одни люди в жизни более удачливые, чем другие — у других случаются всякие нежелательные события. Почему это происходит со мной? Почему это происходит так, а не иначе? Современная наука не способна дать необходимый ответ. Если человек надеется на высшую справедливость, то он обращается к религии, а если желает воздействовать на мир самостоятельно и не ждать, когда к нему придет долгожданная удача, то обращается к магии.
Несмотря на господство научного мировоззрения, существуют народные представления, позволяющие объяснить очень многие события, если не вскрыть причину, то дать необходимые советы, как себя вести, и сделать так, чтобы исправить негативно сложившиеся обстоятельства. Все эти знания основываются не просто на каких-то ошибочных представлениях, а в их основе лежат наблюдения многих поколений людей над своей жизнью и жизнями других людей. Такие знания отбирались с помощью опыта многих поколений, а не на основе теоретических построений. И поэтому эти знания не имеют объяснений, почему они действуют так, а не иначе, и в чем их сила воздействия, на чем она основана. Эти знания имеют практическую направленность. Повторяемость одних и тех же симптомов болезней, одних и тех же ситуаций в жизни многих поколений людей позволили найти способы для их решений; Методы такого управления жизненными ситуациями и воспринимаются как магия. Потому что в своей основе кроме как наблюдений они ничего другого не имеют и маг, как правило, не может дать ответ, чем эти события были вызваны, но опираясь на свой жизненный опыт может сказать, каким образом необходимо строить свою жизнь, чтобы избежать подобных событий в будущем. В основе магии лежат не только наблюдения над судьбами людей, но и наблюдения воздействия на организм различных препаратов из растений, животных, минералов, а также воздействия заговоров, молитв, амулетов, магических мест и т. д. Также неотъемлемой частью любой магической практики является гадание. Человек живёт в настоящем, знает своё прошлое, но также очень хочет знать своё будущее. Необходимость знания будущего вполне понятна, человек хочет подготовиться к тем событиям, которые его ожидают в будущем и постараться избежать возможных негативных последствий, и сделать это он может только с помощью магии, которая может раскрыть тайны его будущей судьбы. Люди вступают в сексуальные отношения между собой, которые складываются не всегда так, как желают стороны и поэтому они прибегают к магии, чтобы получить ожидаемые преимущества над соперниками или склонить объект влечения на свою сторону. В отношениях между людьми всегда существовала и будет существовать некая напряженность, зависть, соперничество, борьба за власть, противостояние вплоть до открытой борьбы. Для разрешения таких отношений люди прибегают к различным способам, и одним из них является получение преимуществ перед своим соперником с помощью магии и колдовства.
Магия распространена в обществе значительно шире, чем это принято считать. Всевозможные предсказания влияют не только на жизни простых людей, которые являются основными потребителями, по большей части, очень низкого качества подобной информации. Астрономические события трактуются астрологами в глобальном понимании некоего космического климата, сформированного планетами и звездами и оказывающего сильное воздействие не только на судьбы людей, но и на различные события в жизни всей страны: на формирование и развитие различных отношений в бизнесе, в политике и т. п. Если большинство людей получают подобную информацию из средств массовой информации, то представители различных элит пользуются услугами высокопрофессиональных магов и колдунов. Поэтому магия относится к закрытой части жизни общества и частной жизни. В основе магической практики лежит прогноз возможного будущего и управление событиями таким образом, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. Владение такой информацией даёт преимущества в виде предсказания прогнозов возможного развития будущих событий, и делиться такой информацией никто не собирается, наоборот, разрабатываются различные сценарии и стратегии возможного развития событий и необходимые мероприятия для каждого из возможных вариантов развития событий. Кто оповещен — тот вооружен.
Магия как элемент человеческой практики существует во всех культурах как настоящих, так и существовала во всех исчезнувших древних культурах. Приведем определение, данное в Большом Энциклопедическом словаре: «Магия (от греч. mageia) (колдовство — волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов». Магия изучается, исследуется и практикуется разными методами в зависимости от той цели, которую ставят перед собой исследователи или последователи магии. Из всего многообразия подходов к исследованию магии можно выделить несколько, позволяющих рассматривать различные аспекты магии под разными углами.
1.Магия является предметом исследования науки и изучается учеными самых разных специальностей и научных дисциплин, во всех этих исследованиях используется методы и приёмы традиционной науки. Ученый не является практикующим магом и, как правило, в своих исследованиях опирается или на собственные наблюдения практики магии, или использует самые разные вторичные источники. В таких исследованиях магия описывается не средствами самой магии, а с помощью научного аппарата.
2.К другому способу исследования магии относятся магические практики глазами магов, а). Современные практикующие маги используют последние научные открытия для описания и объяснения основных принципов магии. Трактаты по магии пишутся как научные труды: предлагается теоретическое описание магии, а также рассматривается магическая практика, а для тех, кто желал бы им обучиться, даются наставления и объяснения общей организации практики и тому или иному магическому приему, b). Магическая практика описывается «изнутри» глазами самого мага, а не как изложение самой сути учения. Маг последовательно описывает магические ритуалы и переживаемый им личный опыт, полученный в этих практиках, и раскрывает шаг за шагом как саму магическую практику, а показывает собственное развитие и трансформацию под воздействием этой практики, а также взаимодействия и отношения к формированию событий в видимом мире сущностями непроявленного мира. с). Практикующие маги раскрывают секреты древних магических учений, передающиеся непосредственно от учителя к ученику, а также проясняется скрытый смысл древних трактатов, магические термины заменяются понятными и доступными терминами, привычными для современной западной культуры и имеющими научное происхождение.
Один из первых, кто обратил внимание на происхождение магии, был английский философ и социолог Г. Спенсер. В его «Основании социологии» ещё нет развернутого исследования магии, но этому предмету уже уделяется внимание.
В качестве основы магической практики любые действия, считает Спенсер, направлены на приобретение власти над сверхъестественным миром. «Действия колдуна имеют своей первичной целью приобрести власть над живым человеком и вторичной (которая на конец становится последствую-щей), — приобретение власти над душами умерших людей, или над сверхъестественными действиями» [203, 151]. Магия претерпела изменения, расширив сферу своего влияния, и её цели стали значительно более глобальными — не просто воздействие на человека, а управление посредством магических приёмов и процедур всеми событиями, которые подвластны сверхъестественным силам. Для мага стало важным овладеть таким знанием, которое, по его мнению, даёт ему власть над всем миром.
Во все времена маги справедливо считали, что подобное воздействует на подобное и поэтому старались в изготовлении своих магических снадобий использовать натуральный продукт. Поэтому в древнее времена считалось опасным оставлять трупы умерших людей без присмотра, так как «они могли быть обезображены колдунами, которые брали из них большую часть самых ценных ингредиентов для составления своих чародейских снадобий». Представления, что необходимость хоронить трупы, не только связано с распространением инфекционных заболеваний, но и есть попытка лишить колдунов возможности извлекать из трупа все необходимое для колдовской практики. Сначала трупы начали хоронить, а затем последовал запрет и на вскрытие могил.
Магическая практика оценивалась по конечному результату тех воздействий, на которые она была направлена. Маг мог применить своё искусство для лечения болезней, изменения погоды, получения обильного урожая и т. п., и такой результат достаточно высоко оценивался соплеменниками. Но та же самая практика могла привести к болезням, неурожаю, неудачам, потери имущества и т. п. Поэтому отношение к магии всегда было неоднозначным. «Если чудесные действия приписываются сверхъестественному существу, враждебному свидетелям этих действий, то вызвавшее эти действия искусство есть колдовство; если же эти удивительные действия приписываются дружественному сверхъестественному существу, то они относятся к разряду высшего порядка». Таким образом, разделяются не только маги между собой на белых и черных, но и сверхъестественные существа. Те, которые оказывают людям помощь, защищают и оберегают их, превращаются в добрых духов и богов, которым со временем начинают поклоняться, а те, кто вредит людям, превращаются в злых духов. Одних призывают, а от других защищаются.
По тем принципам, которые заложены в магии, английский антрополог Э. Тайлор считает, что магия принадлежит к самым низшим из всех известных ступеней цивилизации. Магия, считает Тайлор, возникла естественно и по определённому умственному закону, в основе которого лежит принцип ассоциации идей, и носит символический характер. Предметы, однажды бывшие в соприкосновении, продолжают оставаться в этом состоянии и воздействуют друг на друга на большом расстоянии, между ними существует связь, и такая связь имеет симпатический характер, говорит Тайлор. Та простота операций, лежащая в основе магии, говорит о том, что магия произошла очень давно. «Человек ещё в низшем умственном состоянии научился соединять в мысли те вещи, которые он находил связанными между собой в действительности. Однако в дальнейшем он ошибочно извратил эту связь, заключив, что ассоциация в мысли должна предполагать такую же связь и в действительности» [208, 94]. Не совсем понятно, что случилось с человеком, когда он «поумнел», если, будучи не столь «умным», увидел правильные связи в действительности и отразил их в своих мыслях, а потом утратил эту способность? Если бы такое событие произошло с одной культурой, то можно было бы сказать, что здесь повлияли какие-то неизвестные причины. Но такой процесс произошел со всеми культурами, не имевшими никакого соприкосновения друг с другом. Вряд ли такое событие могло случиться.
Эти две разновидности магии Фрэзер обозначает единым термином — «симпатическая» магия — «поскольку в обоих случаях допускается, что благодаря тайной симпатии вещи воздействуют друг на друга на расстоянии и импульс передается от одной к другой посредством чего-то похожего на невидимый эфир» [244, 20]. Эфир рассматривается как некая невидимая среда, через которую вещи могут поддерживать между собой однажды установившуюся связь.
В симпатической магии существуют не только одни позитивные предписания, но и запреты, говорящие о том, как необходимо поступать, и о том, чего не следует делать. Совокупность позитивных предписаний Фрэзер относит к колдовству, а совокупность негативных предписаний к табу. Фрэзер говорит, что эти «эти законы не сформулированы дикарем в словесной форме и не постигаются им абстрактно, он тем не менее верит в то, что они регулируют течение природных явлений совершенно независимо от человеческой воли».
Между магией и наукой Фрэзер видит сходства и отличия. Между магией в чистом виде, когда предполагается следование одного природного события за другим, без вмешательства каких-то сил, и наукой, лежит вера в порядок и единообразие природных явлений. Маг верит, что, следуя правилам своего искусства или природным законам, как он их понимает, он всегда добьется поставленной цели. Поэтому, говорит Фрэзер, «аналогия между магическим и научным мировоззрением является обоснованной». Как магия, так и наука раскрывает свои тайны перед теми, кто знает причины и законы, позволяющие прикоснуться к тайным пружинам природы и возможности, которые они получают — потенциально безграничны. Несмотря на аналогии между магией и наукой, существуют так же и различия. «Роковой порок магии заключается не в общем допущении законосообразной последовательности событий, а в совершенно неверном представлении о природе частных законов, которые этой последовательностью управляют». Правильное применение ассоциаций, считает Фрэзер, даёт науку, а их неправильное применение даёт магию. Согласно взглядам Фрэзера, «магия, как оказалось, близкая родственница науки». Магия является тем первичным материалом, на котором развивается наука.
Информация о работе Магия и научное мировоззрение: взаимоотношения и перспективы