Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:03, контрольная работа
Маркс рассм. религию как соц. феномен, по своей природе вкл. в систему общ. связей и отнош. Религия и ее источник коренятся в самих соц. структурах. Согласно К.Марксу, религия выполняет вполне реальные функции в жизни общества, удовлетворяет вполне определенные потребности. К. Маркс заложил функциональный метод исследования религии. Отличной особенностью концепции К. Маркса является убеждение в истор. природе религии, как порождении преходящих соц. условий. Основу этих условий составляет система присвоения чужого труда, соц. нерав., при кот. свобода одних означает порабощение других. Результаты этого – разнообразные соц. антагонизмы, класс. борьба. Религия и обусловлена этими отнош. В связи с этим, религия – надстройка над порождающим ее эконом. базисом.
В. 37. Религия в концепции Георга Зиммеля
Георг Зиммель стремился найти в многообразных явлениях абстрактную модель религ. формы, отыскать «чистый тип» религии. Он анализ. формальные закономерности по кот. религии конституируются, исследует ее в контексте индивид. жизни, стремится показать вклад религии в процесс социализации личности. Свою концепцию религии Г. Зиммель изложил в работах «Социология религии» и «Религия. Социально-психолог. этюд».
Исходным для Зиммеля является понятие индивид. жизни. Индивид. жизнь неповторима и недолговечна. Как личная жизнь индивида соединяется с развитием общества и ходом истории и с помощью каких механизмов осуществляется процесс социализации индивида? При ответе на этот вопрос, Г. Зиммель производит анализ устойчивых форм жизни.
У человека имеется неупорядоченная масса душевных и матер. потребностей, образующих, словами Г. Зиммеля, «вещество жизни». Каждый род потребностей удовл. в своих формах. Например, техника дает форму, в кот. осуществляется господство над природой, рынок – форма приобретения и обмена благ, а общество в качестве формы обеспечивает межчел. связи.
Религ. потребности и порывы Г. Зиммель считает стремлением к восполнению несовершенства жизни, примирению противоречий между людьми, достижению прочности и стабильности, справедливости и единства, счастья и блага. Религия – нечто большее, она – «душевный способ жить и переживать мир». Религия – это форма наличного бытия, приспособленная для удовлетворения религ. потребностей, придающая чел. существованию единство, смысл и совершенство. Она становится предметной в качестве религии только тогда, когда усваивает определенное «вещество жизни».
Г. Зиммель выделяет две этажа жизни. Нижний уровень – это уровень опыта и практики. На этом уровне осуществляется планомерное овладение природой с помощью техники, сознательное управление душевными процессами и межчел. связями посредством общества. Техника и общество обеспечивают удовлетворение потребностей первой степени, требующих форм, непосредственно воспроизводящих жизнь. На другом уровне происходит удовл. потребностей 2 степени (сфера искусства, науки и религии). От форм, действующих на первом этаже, религия отличается двумя признаками. Во-первых, стремится защищать действительность как единое целое, в ее единстве. Во-вторых, она имеет дело с уже отработанным веществом. То есть, религ. жизнь создает мир еще раз и придает всему существующему определенный тон. Из действительности она выбирает то, что соответствует ее потребностям. Религ. действительность основана на межчел.взаимоотношениях, из них она черпает свое содержание.
Зиммель считает, что отношение индивида к Богу сходно с отношением индивида к обществу в целом: религия повторяет те связи, которые существуют между индивидом и его соц. гр.
Г. Зиммель видит «парадокс религии»: она развертывается не по ту сторону жизни, а, наоборот, глубоко коренится в ней. Однако достигает своего расцвета она именно за ее пределами в трансцендентном мире. Зиммель считает, что религия способствует преодолению противоречий, ведущих к конфликтам. Хаотичное, расколотое вещество «общества» наполняет религиозную форму и посредством этой формы направляется к интегративной точке – к Богу. Человек пользуется религиозной силой трансцендирования, чтобы выразить свои интегративные стремления.
Религия как явление и ее содержание представляют собой соединение «вещества жизни» и религиозной формы. Объективные религиозные образования – церковь и догматика, по мнению Зиммеля, являются слабым отблеском чистой формы религии. Религиозная форма – атрибут индивидуальной жизни и должна удовлетворять индивидуальные потребности отдельного человека. Социальный институт церкви с течением времени твердеет, а догматика становится самоцелью. Поэтому индивидуальная религиозность постоянно приходит в противоречие с догматикой и с церковью и колеблет их. В этом – «неразрешимая трагедия» религии и культуры вообще. С тех пор как «религиозные импульсы», выражающие жизненные стремления индивида, институционализированы в строго фиксируемых догмах, религия потеряла источник развития. Отсюда – противостояние новых неинституционализированных движений и традиционной религии, которая больше не способна выражать глубинные стремления человеческой души. Разложение традиционных форм религиозной жизни происходит в русле гибели традиционных культурных форм. По существу нетрадиционные формы религиозной жизни ставят под сомнение основу религии – веру в потусторонние силы. Разрушая традиционные формы религиозной жизни, а также нормы совместного существования, жизнь не дала взамен новых. Отсюда такое явление как аномия, разрушение традиционной этики и т.д. В связи с этим не появилось новой идеи, способной стать основой человеческого общежития. Социология религии Г. Зиммеля сочетает в себе подход к религии с идеей «трагедии культуры» и гибели всех традиционных культурных форм, включая и религиозную.
В. 38. Концепции религии в современной западной социологии
В современной западной социологии религия рассматривается с точки зрения структурно-функционального подхода, заложенного Э. Дюркгеймом. Идеи этого подхода были в дальнейшем развиты крупными этнологами и социальными антропологами А. Радклифф-Брауном, Б.Малиновским и американскими социологами Т. Парсонсом и Р. Мертоном. Согласно этого подхода, общество рассматривается как иерархическая система, состоящая из множества подсистем (элементов). В центре внимания этого подхода находится проблема структурирования, дифференциации, функционирования, интеграции, стабильности различных статусов, ролей, норм, образцов.
Радклифф-Браун рассматривал общество как единое целое и видел слаженную работу всех его частей. Анализируя структуру общества, он стремился выделить в социальных институтах повторяющиеся образцы и связи. Функциональное единство общества, причину этого единства Радклифф-Браун видел в согласованной и гармоничной работе всех частей социальной системы. А существование той или иной части социальной системы он объяснял на основе вклада, который каждая из этих систем вносит в воспроизводство общества как единого целого и различных элементов его структуры. Религию Радклифф-Браун изучал не как систему верований. Он стремился раскрыть ее социальные функции, определить тот вклад, который она вносит в формирование и поддержание социального порядка. В религии Радклифф-Браун видит один из способов контроля над поведением человека, наряду с моралью и законами. В связи с этим религия вырабатывает систему санкций. В одной из основных работ «Структура и функции в примитивном обществе» (1952) он подчеркнул, что социальные функции религии не зависят от ее ложности или истинности, и что религии, которые кажутся ошибочными и абсурдными, могут быть частями социального механизма, без них невозможна была бы социальная эволюция и нормальное развитие современных цивилизаций.
Бронислав Малиновский,
отыскивая функции какого-либо элемента
внутри социального целого, сформулировал
постулат универсальной
Т. Парсонс изучал и
анализировал структуры и процессы,
обеспечивающие интеграцию общества,
и механизмы поддержания
Парсонс Т. считает, что при обеспечении интеграции общества особую роль играет «система поддержания образцов», которая соединяет нормы и ожидания с ценностями, регулирующими их. В «системе поддержания образцов» решающее значение имеет религия с ее акцентом на ценности. Соединение норм и ожиданий с регулирующими их ценностями может быть названо легитимизацией нормативной системы. Здесь сочетается социальная система с системой культуры. В итоге легитимизация восходит к религиозным обоснованиям, но в сложных обществах кроме религии существуют и другие уровни и способы узаконения.
Роберт Мертон пришел
к выводу, что одно и то же явление
может иметь многочисленные функции,
и в то же время одна и та же
функция может по-разному