Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 10:13, доклад
современной общественной жизни и сознании россиян религия существует в нескольких аспектах, зачастую имеющих разнонаправленный характер. Во-первых, это личностный, персональный религиозный опыт, определяемый во многом структурой религиозного сознания. Во-вторых, религия выступает в качестве основания для культурно-цивилизационной идентификации в качестве культурной традиции, не совпадающей с набором догматических постулатов того ли иного религиозного течения.
Место религии в сознании современного российского общества.
Существуют следующие факторы-потенциалы жизнеспособности страны в сегменте религии:
В настоящем разделе оценивается реальное состояние этих факторов с целью дальнейшего определения управленческих проблем, требующих решения, и выработки проектов самих государственно-управленческих решений.
Присутствие
религии в современном
В современной
общественной жизни и сознании россиян
религия существует в нескольких
аспектах, зачастую имеющих разнонаправленный характер. Во-первых, это
личностный, персональный религиозный
опыт, определяемый во многом структурой
религиозного сознания. Во-вторых, религия
выступает в качестве основания для культурно-цивилизационной
идентификации в качестве культурной
традиции, не совпадающей с набором догматических
постулатов того ли иного религиозного
течения.
И, наконец, это авторитет и легитимность
религиозных организаций, государственно-церковные
отношения, на специфику которых воздействуют
и представления о религии в обществе.
Итак, число россиян, называющих себя верующими,
неуклонно растет с середины 1990-х гг. (рис.
6.6.1).
Однако при
определении степени
При этом для
большей части опрошенных православие
– это не соблюдение религиозных
обрядов и участие в церковной
жизни, что предполагает воцерковленность,
а только национальная традиция (рис. 6.6.3).
При рассмотрении структуры религиозности
россиян бросается в глаза ее парадоксальность
и противоречивость. С одной стороны, можно
зафиксировать ее рост за последние 10
лет – 58% респондентов заявляют о своей
вере в Бога. С другой стороны, принадлежность
к определенной конфессии не влечет за
собой для россиян в их повседневной жизни
строгого следования постулатам и требованиям
вероучения. Так, 20% православных верят
в приметы, 11% - в некую сверхъестественную
силу, 6% - в колдовство, магию, 2% - в переселение
душ, треть православных верит в судьбу.
Среди последователей ислама эти показатели
еще выше.
Такая мозаичность религиозного сознания, вероятно, является наследием «религиозного бума» начала 1990-х гг. и демонстрирует наличие в мировоззренческих ориентациях россиян мистических, архаичных, языческих элементов, обладающих колоссальной устойчивостью.
Особенностью современной ситуации является феномен «веры без религии»: достаточно большая группа россиян (11%) заявляет о своей вере в некую высшую силу, но при этом они не являются сторонниками определенного течения. В данной группе наибольший процент молодежи, а также людей с высшим образованием. Вероятно, именно им наиболее свойственны как неудовлетворенность традиционными институционализированными конфессиями, так и нацеленность на духовный поиск. Этой группе респондентов также наиболее свойственны рациональные модели поведения.
Что касается численности
практикующих верующих, то государственной
статистики в этой сфере не существует, есть только данные экспертной
оценки. По данным социологов религии
С. Филатова и Р. Лункина, практикующих
верующих – от православных до представителей
новых религиозных движений – 12-24 млн
человек. Как и везде, лидирует РПЦ – в
пределах 3-15 млн человек, затем следуют
мусульмане (около 3 млн), протестанты (около
1,5 млн). Старообрядцы, иудаисты, буддисты
и язычники – меньше 1 млн человек (рис.
6.6.4).
Основная часть верующих объединена с правовой точки зрения в религиозные организации, с помощью которых и осуществляется их взаимодействие с государством. По данным Минюста на 1 января 2009 г., среди религиозных организаций преобладает с большим отрывом РПЦ (71%), затем следуют мусульманские (11,7%) и протестантские религиозные организации (2-7%). 3% составляют разноплановые новые религиозные движения. Старообрядческие, католические, иудаистские и буддийские организации cоответственно занимают около 1%.
С религиозными
организациями связаны две
Новые религиозные движения, присутствующие в России, можно условно разделить на три группы.
1. Движения, которые в религиоведении лишь условно относятся к «новым» (поскольку ученые не могут однозначно отнести их к какой-либо сложившейся религии), типа Свидетелей Иеговы и Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов), которые появились в XIX в. на базе протестантизма, веры Бахаи, которая появилась тогда же на базе ислама и которую можно уже считать отдельной мировой религией, а также Международное общество сознания Кришны, которое в современном виде появилось в ХХ в., но генетически связано с древней индуистской традицией гаудиа-вайшнавизма.
2. Новые религиозные движения, впервые возникшие в последние 100-150 лет, в основах вероучения не соотносимые методологически ни с одной из известных мировых религий. Зачастую они провозглашают собственную культурно-религиозную автономность, имеют эклектичную доктрину, претендуют на надконфессиональность. Нередко такие движения, возглавляемые харизматическим лидером, выдвигают альтернативные программы развития человека и общества. К такого рода движениям, впервые привнесенным в Россию в последние десятилетия и подчиняющимся зарубежным религиозным центрам, могут быть отнесены, например, Церковь саентологии, Церковь Объединения Сан Мен Муна и некоторые другие.
3. Новые религиозные
движения отечественного
С 1990 г. по 2002 г. число конфессиональных разновидностей выросло с 16 до 75. При этом большая часть из названного – новые религиозные движения.
Следует отметить, что интерес к НРД, по сравнению с 1990-ми гг., среди российских граждан падает, последователей этих многочисленных направлений насчитывается не более 300 тыс. Проблема с контролем жестко организованных НРД заключается в том, что, как замечает доцент кафедры религиоведения РАГС В.В. Кравчук, статья 14 Закона о свободе совести указывает недостаточно конкретные основания для ликвидации, которые могут быть применимы к большинству т. н. «традиционных» религий. Например, «принуждение к разрушению семьи» может быть нивелировано существованием института монашества в большинстве мировых религий; «нанесение ущерба собственному здоровью» (например, в результате поста, умерщвления плоти и т. д.) является добровольным выбором верующего, имеющего, согласно нормам других законов, полное и неотъемлемое право самому определять, как распоряжаться своим телом и душой.
Ущерб психическому здоровью также практически не доказуем, поскольку проявление религиозного чувства в любой религии может быть связано с представлениями, воспринимаемыми со стороны как фантазия, бред и т. п. Наличие трансовых состояний отмечается в шаманизме и в буддийском направлении Ваджраяна, существенно повлиявшем на традиционный для России тибетский буддизм; почитание гуру есть в респектабельной индуистской традиции шиваизма; жесткую организованность можно при желании инкриминировать и римско-католической церкви; мелочная регламентация жизни, в том числе интимной, есть в ультраортодоксальном направлении иудаизма и т. д. Наконец, откровенно сектантские группировки, оппозиционные и обществу, и государству, есть и в Русской православной церкви, и в других «традиционных» организациях, и к ним далеко не всегда применяются какие-то санкции.
Провести же четкую грань между экстремизмом отдельных лиц и экстремизмом, как неотъемлемой частью системы, далеко не всегда возможно.
Даже в тех
случаях, когда организация
Наконец, с НРД
связана сложнейшая проблема: разрешение
противоречий между уважением права
каждого человека на свободу совести
и недопущением дискриминации по
религиозному признаку, с одной стороны,
и защитой национально-
В связи с НРД отметим деятельность протестантских объединений, насчитывающих, как было указано выше, около 1,5 млн последователей. От НРД протестанты существенно отличаются тем, что принадлежат к привычной для России религии – христианству, поэтому для русских людей не возникает такого резкого ценностного разрыва, как при вступлении в НРД. Христианские нормы остаются в целом теми же, что у православных. Разница обнаруживается в практическом богословии: для протестанта большее, чем для православного, значение имеет активное миссионерство и социальная активность. Большинство протестантских организаций активно занимаются благотворительностью.
Сходная с НРД
проблема «американизации» или «кореизации»
стоит довольно остро, однако осознается
протестантами в гораздо
Вторая серьезнейшая проблема — экстремизм внутри сложившихся религиозных традиций. Для России остро стоит проблема экстремизма среди исламистских группировок. Это ярко проявляется в северокавказском регионе.
Пришедшие на «постперестроечной волне» к власти в Чечне в начале
90-х гг. ХХ в. сепаратистски ориентированные
элиты сделали ставку на идеологию «интегристского
ислама», не признающего деления мусульман
на расы, этносы, тейпы, другие локальные
этнические и конфессиональные группы,
и ставшего известным в регионе как «ваххабизм»
(салафизм).
В нынешних условиях
северокавказского региона, когда
сепаратисты формально
Наиболее характерной формой самоорганизации радикалов на Северном Кавказе стали т. н. «джамааты», которые выстроены в целом по этническому принципу и действуют в основном в рамках «своих» республик. Поскольку в результате естественной убыли боевиков старшего поколения «джамааты» пополняются молодыми людьми, их нередко в научных изданиях и публицистике называют «молодежными джамаатами».
Организационно структуры «молодых» копируются с ближневосточных: жесткое единоначалие, сплоченность рядов, широкая внутренняя благотворительность и взаимопомощь — как, например, у палестинского «Движения исламского сопротивления» ХАМАС. Несмотря на некоторое снижение активности террористов по сравнению с пиковым 2005 г., ситуация в северокавказском регионе продолжает оставаться сложной и в настоящее время.
Отметим, что
в связи с проблемой
Проблема заключается
в том, что экстремистские высказывания
можно найти и в Библии, и
в Талмуде, что не дает основания
считать эти книги
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 224 г. был создан Научно-консультативный совет при Министерстве юстиции РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма. Совет формируется из специалистов в области теологии, религиоведения, социологии, истории, филологии, психологии и носителей иных специальных познаний.
Насколько активны
религиозные организации в
Между тем, в Дании, Ирландии, Нидерландах, Финляндии законодательно разрешено избрание священников на государственные должности. В 1942–1944 гг. президентом Словакии был католический священник, в 2008 г. президентом Парагвая был избран бывший католический епископ, после провозглашения независимости Кипра его главой стал православный архиепископ Макариос, в 2008 г. президентом Республики Корея избран пресвитер пресвитерианской церкви Ли Мен Бак.
Информация о работе Место религии в сознании современного российского общества