Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 10:13, доклад
современной общественной жизни и сознании россиян религия существует в нескольких аспектах, зачастую имеющих разнонаправленный характер. Во-первых, это личностный, персональный религиозный опыт, определяемый во многом структурой религиозного сознания. Во-вторых, религия выступает в качестве основания для культурно-цивилизационной идентификации в качестве культурной традиции, не совпадающей с набором догматических постулатов того ли иного религиозного течения.
Как видно на
рис. 6.6.7, количество призывов выполнять
гражданский долг со стороны централизованных
религиозных организаций было невысоким.
Наибольшая активность была проявлена
ими в период парламентских выборов 2007
г. и после объявления Путиным своим «преемником»
Медведева, из чего можно сделать вывод
о том, что политические взгляды этих организаций
не самостоятельны, а основная их цель
– наладить отношения с действующей властью.
Более жесткая позиция отмечается у протестантов.
Российский объединенный союз христиан
веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ)
декларирует свою полную лояльность власти
и борется с той частью своей паствы, которая
призывает к кардинальным переменам в
политической системе. Резко была осуждена
«оранжевая революция» на Украине в 2004
г. Заявления пастора церкви «Торжествующий
Сион» А. Дзюбы о том, что в России желательна
«оранжевая» революция, а в качестве лидера
он видит лидера РОСХВЕ С. Ряховского,
были резко пресечены данным союзом, и
все церкви «Посольства Божьего» были
из него исключены.
Итак, политическая активность религиозным организациям в России в целом не свойственна. Однако это отнюдь не исключает их активности в других сферах общественной жизни. Для этой цели религиозные организации участвуют в создании формально светских общественных организаций, и здесь лидируют православные и протестанты.
Чем же занимаются
религиозные организации в
С середины 2000-х гг. верующие выступают
более консолидированно: были совместные
протесты против гей-парада в Москве,
а также против шоу «Дом–2»
и телеканала «2×2». Отметим, что экспертное
сообщество, опрошенное Центром проблемного анализа,
хотя и считает, что подобные выступления
верующих – это прежде всего стимул для
общественной дискуссии о нравственности,
чем непреложная истина, все же в целом
положительно относится к подобной деятельности.
Объем и разнообразие видов социально значимой деятельности религиозных организаций весьма велики. Многие из них могут осуществляться религиозными организациями самостоятельно на инициативной основе, однако большая часть приводит к необходимости взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления.
Роль и статус РПЦ.
Как уже было отмечено, православная самоидентификация россиян вовсе не говорит о высокой степени их воцерковленности. Объяснить основные церковные догматы могут только 8% опрошенных (рис. 6.6.10).
С одной стороны, результаты опроса
позволяют сделать вывод о
том, что в российском обществе, отказавшемся
от вульгарного атеизма (хотя трудно
сказать, в какой степени это
произошло сознательно, а в какой
– ситуативно, благодаря политическим
обстоятельствам, приведшим к падению
советской идеологической машины и сделавшим
религиозное мышление своеобразной социальной
«модой»), налицо серьезный христианский
религиозный потенциал.
С другой стороны, опрос показывает, что православие превращается в среде существенной части самоопределившихся православных в этнический феномен.
Самоопределение в качестве «православных»
может быть связано не столько
с религиозно-догматической
Указанное обстоятельство создает объективные условия для взаимодействия РПЦ с государством в идейно-духовной сфере. Однако представителям государственной власти следует учитывать, что подобное взаимодействие следует строить, максимально уважительно относясь к универсалистским установкам Церкви и ее особой духовной миссии, не связанной с национальными проектами, а также к тому, что у РПЦ есть часть паствы, проживающей за границей, для которой «русская идея» не является определяющей в плане религиозной самоидентификации и которую важно не оттолкнуть ни от Церкви, ни от Российского государства прямолинейными политическими лозунгами.
Для России традиционна
многоконфессиональность при
Органы местного
самоуправления учитывают это обстоятельство:
в большинстве субъектов РФ они
поддерживают РПЦ как первую конфессию,
однако редко соглашаются на исключительно
«проправославную» политику (рис. 6.6.11).
Там, где мусульман,
буддистов и язычников
Разные конфессии
выступают с публичным
Жалобы православных обычно касаются
споров о принадлежности памятников архитектуры
и искусства государству или РПЦ, мусульман-
запретов богословской литературы и преследований
согласно законодательству об экстремизме,
католиков и протестантов – запретов
на проведение мероприятий, лишения аренды
и регистрации.
150 представителями
40 протестантских деноминаций в
целях совместного отстаивания
своих интересов перед
Иудаисты в
РФ по-прежнему ориентированы на сохранение
замкнутости единственно
В неформальной беседе один из видных
деятелей казанской еврейской диаспоры
заявил: «Вначале говорят о Святой
Руси, а все кончается новым
Кишиневским погромом».
Для российских последователей учения Будды (бурят, калмыков и тувинцев) прежде всего важны бурятский, калмыцкий и тувинский варианты «национальной» идеи. Этнические буддисты также готовы к восприятию русской культуры и просвещения, но исключительно в их светском прочтении. Так, в последние годы президент Калмыкии К. Илюмжинов спонсировал ежегодную подготовку групп молодых калмыков и калмычек для поступления в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Вся эта программа осуществляется на русском языке. В то же время, разговоры об общероссийской «национальной» идее вызывают обеспокоенность в среде буддийской элиты, которая прежде всего ждет от ее реализации проявления русификаторско-ассимиляторских великодержавных начал.
Для российских мусульман характерно, как правило, совмещение двух тенденций: ориентации на свои этнические ценности – татарские, башкирские, чеченские, черкесские и др. и восприятия себя как части полуторамиллиардного «мусульманского мира». Последний, в свою очередь, при помощи серьезных финансовых вливаний (прежде всего из Саудовской Аравии) стремится направить вектор интересов мусульман России в свою сторону. Следует отметить, что крупнейший отечественный исламский деятель конца XIХ в. – начала ХХ в. Исмаил Гаспринский подчеркивал значение получения мусульманами русскоязычного образования. В 1881 г. он писал о необходимости обретения через русское просвещение «знания и света».
В то же время
Гаспринский был твердым
Можно констатировать,
что планы продвижения
Помимо мировых религий и конфессий, во многих субъектах Российской Федерации присутствуют и многочисленные верования и традиции малых коренных народов, локальных территориальных поселений, которые, тем не менее, несут важные культурные и социальные нагрузки, хотя и в ограниченных ареалах. К ним можно отнести «Белую веру» в Горном Алтае, местные древние культы и обряды, шаманизм. К ним же можно отнести и создаваемые этнической элитой клубы и сообщества по изучению национальной культуры, которые занимаются реконструкцией и творческим переосмыслением древних языческих традиций. Довольно внушительна статистика подобных верований в стране (табл. 6.6.3).
Отметим, что
данный религиозный потенциал
Представляется, что в случаях, когда эти верования представлены действующими по закону религиозными организациями, их локальная социокультурная миссия должна быть уважаема.
В религиозных организациях большая роль отводится воспитанию своих прихожан в духе религиозной морали. Достаточно много представителей светского общества полагают, что нравственный потенциал религии можно использовать и для влияния на секулярных граждан. Как обстоят дела с реализацией воспитательной функции религиозных организаций в современной России?
Несмотря на доверие общества к
Церкви (по данным соцопроса Института
социологии РАН в 2009 г., ей доверяют
68% населения), экспертное сообщество,
опрошенное Центром проблемного анализа,
в целом критически оценивает реальное
влияние РПЦ на российское общество. 37%
полагают, что православная церковь оказывает
влияние только на своих прихожан, в то
время как 31% оценивают влияние Церкви
как незначительное (рис. 6.6.15). Вместе с
тем, 24% опрошенных считают, что РПЦ оказывает
большое влияние на россиян.
Опыт зарубежных стран показывает, что наибольшим нравственным влиянием обладают те религиозные организации, которые занимают независимую позицию по отношению к властям. Таким образом, представляется, что РПЦ, не отказываясь от сотрудничества с государством в социально значимых сферах, умножит свой авторитет, сохраняя независимую позицию по отношению к государству. «Огосударствление» Церкви приведет к снижению уважения и доверия к ней в обществе.
Помимо собственно церковного воспитания прихожан, религиозная организация реализует свой воспитательный потенциал в школе, армии и в тюрьмах.
Согласно пункту 1 статьи 1 Приказа Минобразования РФ от
1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными
и муниципальными образовательными учреждениями
религиозным организациям возможности
обучать детей религии вне рамок образовательных
программ», обучение религиозными организациями
детей религии в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях может осуществляться
только с согласия детей и по просьбе их
родителей и по согласованию с соответствующим
органом местного самоуправления (пункт
2 статьи 1).
Религиозные организации заключили договоры с Министерством образования как на федеральном (РПЦ), так и на региональном уровне (РПЦ – 35 субъектов Федерации), а также с образовательными учреждениями (РПЦ – в 14 субъектах Федерации, Совет муфтиев России и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии – в одном). В рамках подобных соглашений осуществляется преподавание Основ православной культуры, Основ исламской культуры и т. д.
Информация о работе Место религии в сознании современного российского общества