Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:18, доклад
Выделим некоторые важнейшие черты представлений о мире человека периода охоты, собирательства и примитивного земледелия. Отношение к миру. Главное различие в отношении современного и древнего человека к окружающему миру состоит в том, что для современного человека мир есть безличный мировой порядок, где господствуют не зависящие от человека объективные законы. Для древнего человека мир не безличен.
свободного грека, который мог проявить себя, прежде всего, как гражданин полиса. Его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности гражданина полиса
Наиболее ярким выражением агона были Олимпийский игры. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г.до н.э. впервые на мраморной доске было записано имя победителя олимпийских игр в беге – этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр. Позже появляются Пифийские игры в Дельфах. Они были посвящены Аполлону, Истмийские – Посейдону, Немейские – Зевсу.
В греческом агоне берёт начало диалектика – умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы.
5) Праздничность, зрелищность.
Дионисии – аттический праздник в честь бога Диониса. Длился праздник пять дней. Яркие шествия, культовые танцы и песни, драматические представления.
Один раз в четыре года был праздник в честь богини города Афины – Большие Панафинеи. Праздник сопровождался факельными шествиями, музыкальными и танцевальными представлениями. Большая процессия с жертвенными животными и новыми одеждами для Афины в Эрехтейоне направлялась к Акрополю. Совершались жертвоприношения, затем музыкальные и атлетические состязания. Победитель награждался дарами Афины – венком священного дерева – оливы и замечательной амфорой с оливковым маслом. По преданию олива была подарена грекам Афиной.
6) Доминирующим явлением в греческой культуре была мифология.
Миф – это фантастическое объяснение и освоение мира в форме художественных образов.
Миф отвечает на вопрос об устройстве мира и космоса, о происхождении человека и ремесла. Миф соединяет в себе знания и художественные образы, мысли и эмоции, реальность и фантазию. Миф сближает мир природы и мир культуры, перенося человеческие черты на окружающий мир.
Функции мифа:
Основные этапы развития древнегреческой культуры.
1. Крито-микенский или эгейский период (III–II тысячелетие до н.э..).
В этот период достигает расцвета искусство мастеров Крита, растёт творческая активность ахейских племён на Балканском полуострове.
Критская культура в раннеминойский период она схематична и условна. Характерно то, что в живописи этого периода схематичен именно образ человека, а изображение животных более реалистично.
В среднеминойский период художественной культуре присуща гораздо большая реалистичность. Художники изображают не только контур, но и объём, светотень. Образ человека приобретает более индивидуальный характер (статуэтка богини со змеями, например).
В позднеминойскую эпоху возрастает и декоративность и орнаментальность в искусстве.
Микенская (ахейская) культура материковой Греции была тоже весьма своеобразна. Наиболее ранний памятник этой культуры –шахтовые гробницы в Микенах, где были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски. Основными центрами этой культуры были дворцы в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Фивах. Все дворцы были укреплены. Это были мощные цитадели-крепости, обнесённые высокими и толстыми стенами.
II. Гомеровский период (XII-VIII вв.до н.э.)
Происходит распад родовой общины и переход к раннему, рабовладельческому классовому обществу. В этот период складывается греческая мифология и эпос.
От гомеровского периода почти не сохранилось памятников зодчества или монументальной скульптуры, однако, мы имеем представление о гончарном ремесле. Самые ранние глиняные сосуды были украшены геометрическим узором из горизонтальных полос коричневого лака, вероятно, имевшим символическое значение (Х-VII вв. до н.э.), позже появились фигуры зверей птиц. Сосуды многообразны по форме: амфоры – для хранения вина и масла, кратеры – для смешивания вин с водой, пиксиды с крышками в виде фигурок животных или птиц – для благовоний, кувшины с фигурным венчиком – эхоноя – для разливания вина во время трапезы и т.д.
III.Греческая архаика (VII-VI вв. до н.э.)
Название от греческого «архайос» – древний. В этот период складываются полисы (города-государства), прокладываются дороги, мосты, водопроводы, складывается общегреческий рынок, чеканятся монеты.
Период
архаики – это время
Зодчие этого периода уже пользовались не деревом и кирпичом на каменной основе, как раньше, а камнем На главной площади города, где обычно происходили собрания и религиозные празднества, возвышался храм, посвящённый обычно божеству – покровителю города. Греческий храм, хранилище казны и художественных сокровищ, место поклонения главному богу или богам, был центром общественной жизни граждан полиса. Как правило, он не подавлял человека своими размерами.
1).Простейший тип греческого храма – храм в антах, состоящий из одного небольшого помещения – наоса, открытого на восток. Между выступами боковых стен – антами – на фасаде размещены две колонны.
2). Простиль – более сложный тип храма, на его фасаде уже не две, а четыре колонны.
3). Амфипростиль – имел колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где был вход в сокровищницу.
4).Периптер – основной тип храма. Он имел прямоугольную форму, окружён со всех сторон колоннадой. Появляется во второй половине VII века до н.э.
В основе греческого зодчества уже в архаический период лежала определённая система соотношения, равновесия несомых и несущих частей – ордер (от латинского «ордо» – строй, порядок).
Греческие храмы архаического периода подкрашивались (обычно синим и красным цветом).
Сложным путём шло развитие архаической скульптуры. Можно сказать, что греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях и на олимпиадах. Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в честь их воздвигались статуи. Поскольку на состязаниях юноши выступали обнажёнными, то скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики обнажённого юношеского тела. Так появились в период греческой архаики скульптурные изображения юношей – куросы, которые долго называли греческими аполлонами. Руки прижаты к туловищу, одна нога выставлена, шаг вперёд. Подчёркнуто атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бёдра. Углы губ чуть приподняты, что позволило ввести термин «архаическая улыбка». Куросы посвящались богам, ставились в храмах и святилищах, изображения атлетов исполнялись на надгробных плитах – стелах.
Если в скульптурном
изображении мужских фигур
Лица куросов и кор не индивидуализировались, а обобщались.
О монументальной живописи этого периода ничего не известно. Развитие получила вазопись ( чёрнофигурная и краснофигурная).
2. Эллинистический период (IV –I вв.до н.э.).
Это был период кратковременного выхода из кризиса рабовладельческих городов-государств путём образования эллинистических империй.
Две черты характерны для культуры этого периода:
1) широкое
распространение греческой
2) объединение элементов греческой культуры с местными, главным образом, восточными культурными традициями.
Этот период характеризуется развитием всех художественных форм, связанных, как с греческими, так и с «варварскими» принципами культуры, наукой и техникой, философией и религией.
Особенности эллинистической культуры
Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и восточных элементов. Одним из основополагающих культурных явлений III—I вв. до н. э., без сомнения, следует считать эллинизацию местного населенияна восточных территориях, связанную с потоком греков-переселенцев, который хлынул на завоеванные земли. Греки и уже практически не отличимые от них македоняне, естественно, занимали в эллинистических государствах наиболее высокое социальное положение. Престиж этой привилегированной прослойки населения побуждал значительную часть египетской, сирийской, малоазийской знати подражать их образу жизни, воспринимать античную систему ценностей. На Ближнем Востоке в богатых семьях правилом хорошего тона было воспитывать детей в эллинском духе. Результаты не заставили себя долго ждать: среди эллинистических мыслителей, писателей, ученых мы встречаем немало выходцев из стран Востока.
Пожалуй, единственной областью, упорно сопротивлявшейся процессам эллинизации, была Иудея. Специфические особенности культуры и мировоззрения еврейского народа обусловливали его стремление к сохранению этнической, бытовой и особенно религиозной самобытности. В частности, иудейский монотеизм, представлявший собой более высокую ступень религиозного развития по сравнению с политеистическими верованиями греков, решительно препятствовал заимствованию извне каких бы то ни было культов и теологических идей. Правда, некоторые иудейские цари II—I вв. до н. э. (Александр Яшгай, Ирод Великий) были поклонниками эллинских культурных ценностей. Они возводили в столице страны Иерусалиме монументальные здания в греческом стиле, пытались даже организовывать спортивные Игры. Но со стороны населения такие начинания никогда не встречали поддержки, а часто проведение прогреческой политики наталкивалось на упорное сопротивление.
Вместе с тем, местная культура Ближнего Востока имела собственные традиции, причем в ряде стран (Египет, Вавилония) они были значительно более древними, чем греческие. Неизбежен был синтез греческих и восточных культурных начал. В этом процессе греки были активной стороной, чему способствовал более высокий социальный статус греко-македонских завоевателей по сравнению с положением местного населения, которое оказывалось в роли воспринимающей, пассивной стороны. Образ жизни, приемы градостроительства, «стандарты» литературы и искусства – все это на землях бывшей персидской державы выстраивалось теперь по греческим образцам. Обратное влияние – восточной культуры на греческую – в эпоху эллинизма менее заметно, хотя оно тоже было немалым. Но проявлялось оно на уровне общественного сознания и даже подсознания, в основном в сфере религии.
Важным фактором развития эллинистической культуры было изменение политической ситуации.Жизнь новой эпохи определялась не множеством враждующих полисов, а несколькими крупными державами. Эти государства различались, в сущности, лишь правящими династиями, а в цивилизационном, культурном, языковом плане представляли собой единство. Такие условия способствовали распространению элементов культуры по всему эллинистическому миру. Эпоха эллинизма отличалась большой мобильностью населения,но особенно это было характерно для «интеллигенции».
Если греческая культура прежних эпох была полисной, а восточных государств во многом локальной из-за слабых контактов, то в эпоху эллинизма впервые можно говорить о складывании единой мировой культуры.
Еще одним весьма значимым фактором культурной жизни эпохи эллинизма была активная государственная поддержка культуры.Богатые монархи не жалели средств на культурные цели. Стремясь прослыть просвещенными людьми, снискать славу в греческом мире, они приглашали к своим дворам знаменитых ученых, мыслителей, поэтов, художников, ораторов и щедро финансировали их деятельность. Безусловно, это не могло не придавать эллинистической культуре в известной степени «придворный» характер. Интеллектуальная элита ориентировалась теперь на своих «благодетелей» – царей и их окружение. Культуру эпохи эллинизма характеризует ряд черт, которые показались бы неприемлемыми свободному и политически сознательному греку из полиса классической эпохи: резкое уменьшение внимания общественно-политической проблематике в литературе, искусстве и философии, порой неприкрытое подобострастие по отношению к власть имущим, «куртуазность», зачастую становившиеся самоцелью.
Птолемей I открыл в начале III в. до н. э. в своей столице Александрии центр всех видов культурной деятельности, особенно литературной и научной, – Мусей (или Музей). Непосредственным инициатором создания Мусея был философ Деметрий Фалерский. Мусей представлял собой комплекс помещений для жизни и работы ученых и писателей, которых приглашали в Александрию со всех концов греческого мира. Помимо спален, столовой, садов и галерей для отдыха и прогулок, он включал в себя также «аудитории» для чтения лекций, «лаборатории» для научных занятий, зоосад, ботанический сад, обсерваторию и, конечно же, библиотеку. Гордость Птолемеев, Александрийская библиотека была крупнейшим книгохранилищем античного мира. К концу эпохи эллинизма в ней насчитывалось около 700 тысяч папирусных свитков. Главой библиотеки назначался обычно известный ученый или писатель (в разное время эту должность занимали поэт Каллимах, географ Эратосфен и др.). Цари Египта ревностно заботились о том, чтобы по возможности все книжные «новинки» попадали к ним в руки. Был издан указ, согласно которому с кораблей, прибывавших в александрийскую гавань, изымались все имевшиеся там книги. С них делали копии, которые и отдавали владельцам, а оригиналы оставляли в Александрийской библиотеке.
Когда составлением библиотеки активно занялись также цари Пергама, Птолемеи, опасаясь конкуренции, запретили экспорт папируса за пределы Египта. Чтобы преодолеть возникший кризис с писчим материалом, в Пергаме был изобретен пергамент– особым образом обработанная телячья кожа. Книги из пергамента имели уже привычную нам форму кодекса. Однако, несмотря на все старания царей Пергама, их библиотека уступала Александрийской (в ней было около 200 тысяч книг) .
Создание крупных библиотек знаменовало собой еще одну новую реальность эллинистической культуры. Если культурная жизнь полисной эпохи во многом определялась устным восприятием информации, что способствовало развитию в классической Греции ораторского искусства, то теперь много информации распространяется письменным путем. Литературные произведения создаются уже не для декламации в общественном месте, не для чтения вслух, а для чтения в узком кругу или просто наедине с собой (скорее всего, именно в эпоху эллинизма впервые в истории возникла практика чтения «про себя»). Ораторы же блистали красноречием преимущественно при дворах могущественных владык. Их речи теперь характеризовали не гражданский пафос и сила убеждения, а вычурность и холодность стиля, техническое совершенство, когда форма преобладает над содержанием.
3. Римская цивилизация стала последней страницей в истории античной культуры, просуществовав более двенадцати веков (VIII в. до н. э. -V в. н. э.). Географически она возникла на территории Апеннинского полуострова, получив у греков название - Италия. Впоследствии Рим собрал в необъятную империю те страны, которые возникли в результате распада державы Александра Македонского. Характерной особенностью Римской империи был универсализм. Древний Рим претендовал на то, чтобы стать государством Вселенским, совпадающим по своим масштабам со всем цивилизованным миром.
Информация о работе Мифология как основа культуры др. Греции и др. Рима