Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:18, доклад
Выделим некоторые важнейшие черты представлений о мире человека периода охоты, собирательства и примитивного земледелия. Отношение к миру. Главное различие в отношении современного и древнего человека к окружающему миру состоит в том, что для современного человека мир есть безличный мировой порядок, где господствуют не зависящие от человека объективные законы. Для древнего человека мир не безличен.
Население древнего Рима времен архаики жило родами в территориальных общинах - пагах. Жители пага имели общий культ, казну, осуществляли совместную трудовую деятельность. Во главе архаического Рима стоял царь, при нем был сенат, а наиболее важные вопросы решало народное собрание. В 510 году до н. э. образуется Римская республика, просуществовавшая до 30-х годов до н. э. Затем наступает период империи, завершившийся падением «вечного города» в 476 г. н. э.
Идеологию римлянина определял патриотизм, признающий интересы страны как высшую ценность. Римляне считали себя богоизбранным народом и были ориентированы только на победу во всех своих деяниях. В Риме почитались мужество, достоинство, строгость, практическое хозяйственное и юридическое мышление, умение подчиняться дисциплине и закону. Ложь и обман считались пороками, характерными для рабов. Если грек преклонялся перед философией и искусством, то для знатного римлянина единственно достойными занятиями были войны, политика, земледелие и право.
Перечисленные выше тенденции сформировали определенные моральные ценности и нормы поведения. Они легли в основу т. н. «римского морального кодекса», объединенного понятием доблесть, добродетель (virtus) и включавшего в себя следующие нравственные принципы:
- благочестие (pietas);
- верность (fides);
- серьезность (gravitas);
- твердость (constantia).
Религиозные представления
римлян были небогаты образностью. Из
богов в древнеримской
Подлинный переворот в культурной жизни Римской империи произошел к I-му веку до н. э., после завоевания эллинистической Греции. Римскую цивилизацию, безусловно, питали своими богатствами различные чужеземные культуры, но решающим оказалось влияние поверженной Греции. Римский поэт Гораций напишет об этом так: «Греция плененная пленила своих победителей». Римляне начинают изучать греческий язык, философию и литературу; приглашают прославленных греческих ораторов и философов и сами отправляются в греческие полисы, чтобы приобщиться к культуре, перед которой они тайно преклонялись.
Особое место в римской культуре начинают играть исторические, юридические, философские сочинения. Главной темой произведений Полибия, Саллюстия, Тита Ливия, Цицерона становится пропаганда великой цивилизационной миссии Рима и поиск путей создания под его эгидой Вселенского государства. В I в. до н. э. в Риме мощно развивается риторика или искусство политического и судебного красноречия, что являлось следствием отражения бурной социальной жизни переходной эпохи от Республики к Империи. Достижение авторитета в обществе и успешная политическая карьера были невозможны без виртуозного владения живым словом. Самым ярким римским оратором был Марк Туллий Цицерон (I в. до н. э.). Будучи к тому же и тонким знатоком философии, он много сделал для знакомства римлян с классической греческой философией Платона и стоиков.
Свой неповторимый облик
имеет и римское искусство. И
хотя в содержании его произведений
ощущается этрусское и
Как уже отмечалось выше, с I века н. э. в восточных провинциях Римской империи начинается распространение христианских идей, провозгласивших равенство всех перед богом, что имело существенное значение для консолидации раздираемого противоречиями общества. Появление нового мифа о возможности всеобщего достижения царства божьего на земле и идея воздаяния страждущим и обездоленным счастья в царстве небесном стали весьма притягательными, особенно для низших социальных слоев Рима. Христианство восприняло многие элементы восточных культов и религий, а также включило в свою идеологию достижения эллинистической философии. Начав с жестоких гонений и преследований христианство постепенно захватило своими идеями римскую аристократию и интеллигенцию, а в начале IV-го в. н. э. стало официальной религией Римской Империи.
С 410 по 476 гг. Рим подвергается разгрому со стороны варваров - готов, германских наемников и др. Восточная часть Римской империи просуществовала еще тысячу лет, а западная, погибнув, стала фундаментом для культуры формирующихся западноевропейских государств.
Греко-римская античность (IX в. до н. э. - V в. н. э.) оставила в наследство мировой культуре следующие достижения:
- богатейшее мифотворчество;
- опыт демократического устройства общества;
- систему римского права;
- непреходящие произведения искусства;
- законы истины, добра и красоты;
- многообразие философских идей;
- обретение христианской веры.
Примечания:
1В мифе о Мелеагре интересна следующая черта: мать Мелеагра, Алфея, узнав о том, что он в бою убил ее брата, молит богов покарать ее сына, и Аполлон убивает Мелеагра. Почему преступление Мелеагра так велико, что родная мать проклинает и осуждает на смерть своего единственного сына? Это можно объяснить лишь тем, что миф этот - пережиток времени материнского права, когда брат матери был ее ближайшим родственником, а за убийство ближайшего родственника нужно было мстить. Мифом о Мелеагре, как доказательством того, что у греков существовало в древнейшие времена материнское право, воспользовался Ф. Энгельс в своем труде "Происхождение семьи, частной собственности и государства".
Мелеагр1
Николай Кун
Царь Калидона2, Ойней, отец героя Мелеагра, навлек на
себя гнев великой богини Артемиды. Однажды,
празднуя сбор плодов в своих садах и виноградниках,
он приносил богатые жертвы богам-олимпийцам,
и только одной Артемиде не принес он жертвы.
Покарала за это Артемида Ойнея. Она послала
на страну грозного кабана. Свирепый, громадный
кабан опустошал все окрестности Калидона.
Своими чудовищными клыками он вырывал
с корнем целые деревья, уничтожал виноградники
и покрытые нежными цветами яблони. Кабан
не щадил и людей, если они попадались
ему навстречу. Горе царило в окрестностях
Калидона. Тогда сын Ойнея Мелеагр, видя
общую печаль, решил устроить облаву и
убить кабана. Он собрал на эту опасную
охоту многих героев Греции. Участие в
охоте принимали пришедшие из Спирты Кастор
и Полидевк, Тесей из Афин, царь Адмет из
Фер, Ясон из Иолка3, Иолай из Фив, Пейрифой из Фессалии,
Пелей из Фтии4, Теламон с острова Саламин5 и многие другие герои. Явилась на охоту
из Аркадии и Атланта, быстрая в беге, как
самый быстроногий олень. Она была воспитана
в горах. Ее отец велел отнести ее в горы
тотчас же после рождения, так как он не
хотел иметь дочерей. Там, в ущелье, вскормила
Атланту медведица, а выросла она среди
охотников. Как охотница была равна Атланта
самой Артемиде.
Девять дней пировали собравшиеся герои
у гостеприимного Ойнея. Наконец, они отправились
на охоту за кабаном. Окрестные горы огласились
громким лаем многочисленных свор собак.
Собаки подняли громадного кабана и погнали
его. Вот показался мчащийся вихрем кабан,
гонимый собаками. Бросились к нему охотники.
Каждый из них спешил поразить кабана
своим копьем, но тяжела была борьба с
чудовищным кабаном, не один из охотников
изведал силу его страшных клыков. Насмерть
поразил кабан своими клыкам и неустрашимого
охотника, аркадца Анкейя, когда он, замахнувшись
своей обоюдоострой секирой, хотел убить
кабана. Тогда Атланта натянула свой тугой
лук и пустила в кабана острую стрелу.
В это мгновенье подоспел и Мелеагр. Могучим
ударом копья убил он громадного кабана.
Кончилась охота. Все радовались удаче.
Но кому же присудить награду? Много героев
участвовало в охоте. Многие из них разили
кабана своими острыми копьями. Возник
спор из-за награды, а богини Артемида,
гневаясь на Мелеагра за то, что он убил
ее кабана, еще сильнее раздула распрю.
Эта распря привела, наконец, к войне между
этолянами, жителями Калидона, и куретами,
жителями соседнего города Плеврона. Пока
могучий герой Мелеагр сражался в рядах
этолян - на их стороне была победа.
Как-то, в пылу битвы, Мелеагр убил брата
своей матери Алфеи. Опечалилась Алфея,
узнав о гибели любимого брата. В неистовый
гнев пришла она, узнав, что брат ее пал
от руки ее сына Мелеагра. В гневе на сына,
Алфея молила мрачного царя Аида и жену
его Персефону покарать Мелеагра. В исступлении
призывала она мстительниц Эриний услышать
ее мольбы. Мелеагр разгневался, узнав
о том, что мать призывала гибель на него,
своего сына, и удалился от битвы. Он сидел
печальный, склонив голову на руки, в покое
жены своей, прекрасной Клеопатры, Лишь
только перестал сражаться Мелеагр в рядах
этолян, как перестала сопутствовать им
победа. Стали побеждать куреты. Они осадили
уже богатый Калидон. Гибель грозила Калидону.
Напрасно молили Мелеагра старцы Калидона
вернуться в ряды войска. Они предлагали
герою великую награду, но не внял герой
их мольбам. Сам престарелый отец Мелеагра,
Ойней, пришел к покою жены Мелеагра, Клеопатры;
он стучал в закрытую дверь и молил Мелеагра
забыть свой гнев - ведь погибал родной
ему город Калидон. И его не послушался
Мелеагр. Молили помочь Мелеагра и его
сестра, и мать, и любимые друзья, но Мелеагр
был непреклонен. Куреты между тем уже
завладели стенами Калидона. Они уже поджигали
городские дома, желая предать все пламени.
Наконец, сотряслись от ударов и стены
покоев, где находился Мелеагр. Тогда юная
жена его в ужасе бросилась перед ним на
колени и стала молить мужа спасти город
от гибели. Она молила его подумать о той
злой участи, которая постигнет и город,
и побежденных, подумать о том, что победители
уведут жен и детей в тяжкое рабство. Неужели
же он хочет, чтобы такая участь постигла
и ее? Могучий Мелеагр внял мольбам своей
жены. Он быстро облекся в блестящие доспехи,
опоясался мечом, взял в руки свой громадный
щит и копье. Ринулся Мелеагр в битву, отразил
куретов и спас родной Калидон. Но гибель
ждала самого Мелеагра. Услышали боги
царства теней умерших мольбы и проклятия
Алфеи. Пал Мелеагр в битве, сраженный
насмерть золотой стрелой далеко разящего
бога Аполлона, и отлетела душа Мелеагра
в печальное царство теней.6
Информация о работе Мифология как основа культуры др. Греции и др. Рима