Мораль – право – религия. Роль религиозного фактора в регуляции нравственного и правового поведения людей: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 07:37, контрольная работа

Описание работы

С момента зарождения человеческого общества в нем стали появляться социальные нормы, т.е. определенные необходимые правила совместного человеческого бытия. Социальные нормы вырабатывались и вырабатываются людьми, а само их появление явилось необходимостью, так как любая система, стремится к саморегуляции и упорядочению своей деятельности, иначе ее ждет хаос и разрушение. Процесс их появления и развития, напрямую связанный с переходом человека к стадии общественного сосуществования, который продолжается до сих пор.

Содержание работы

Введение
1. Понятие права, морали и религии
1.1 Понятие, сущность, функции и признаки права
1.2 Мораль. Определение, особенность и функции
1.3 Релгия
2. Роль религиозного фактора в регуляции нравственного и правового поведения людей
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Проф этика 1.docx

— 40.03 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Забайкальский государственный университет» 

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 

Профессиональная этика

Тема: Мораль – право – религия. Роль религиозного фактора в регуляции нравственного и правового поведения людей: история и современность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

Введение

1. Понятие права, морали и религии

1.1 Понятие, сущность, функции и признаки права

1.2 Мораль. Определение, особенность и функции

1.3 Релгия

2. Роль религиозного фактора в регуляции нравственного и правового поведения людей

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С момента зарождения человеческого общества в нем стали появляться социальные нормы, т.е. определенные необходимые правила совместного человеческого бытия. Социальные нормы вырабатывались и вырабатываются людьми, а само их появление явилось необходимостью, так как любая система, стремится к саморегуляции и упорядочению своей деятельности, иначе ее ждет хаос и разрушение. Процесс их появления и развития, напрямую связанный с переходом человека к стадии общественного сосуществования, который продолжается до сих пор.

Право сложилось позже других нормативных систем, таких как мораль, обычай и религия, главным образом, на их основе. Со временем в человеческом обществе вместо общественной власти появилась власть публичная, чьи интересы уже не совпадали с интересами всего общества. Для их достижения власть стала опираться на особый аппарат, призванный контролировать соблюдение определенных норм и наказывать за их нарушение. Право стало более жестко регулировать экономические и социальные отношения в обществе, постепенно выходя на ведущие позиции среди других социальных норм.       

Данная тема является актуальной, так как право мораль и религия действует зачастую в одних и тех же сферах. Предмет рассмотрения: религия и мораль в их взаимосвязи, взаимодействии и соотношении. 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие права, морали и религии

1.1 Понятие, сущность, функции и признаки права

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, «право человека на жизнь», «право народов на самоопределение». Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридически норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. «Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество» и т.п., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу - субъекту права.

Не может остаться без внимания и одно из последних определений понятия права, которое принадлежит С.С. Алексееву: «Право - это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно-государственным критерием правомерно дозволенного (а также запрещенного) поведения». Здесь правом являются лишь признанные государством нормативные положения. В соответствии с этим определением выделяют признаки права:

1) общеобязательная нормативность, единые и постоянные правила  поведения, имеющие всеобщее действие;

2) выражение норм в  законах, иных признаваемых государством  источниках, являющихся формой общеобязательной  нормативности, что придает праву качество институционного образования, т.е. явления объективированного в признаваемых государством документах.

Тем самым нормы приобретают свойство формальной определенности. Данные признаки подчеркивают, что стержнем права, его основным критерием является категория свободы, дозволения, правомерное поведение, даже, несмотря на то, что в содержание права включены запреты, предписания и т.п. Право находиться под авторитетом государственной власти, способной к принуждению.

В настоящее же время право понимается в объективном и субъективном смыслах. Под правом в объективном смысле понимается система юридических норм, которая выражается в соответствующих нормативных актах государства (кодексах, законах, конституциях, указах), не зависящих от отдельных индивидов. Под правом всубъективном смысле понимается система различных прав и свобод субъектов, вытекающие из государственных актов или принадлежащие индивидам от рождения и зависящие от их воли и сознания, особенно в процессе использования. Правовая наука воспользовалась данными терминами не только для того, чтобы разграничить два тесно связанных, но не совпадающих явления, но и чтобы полнее отразить их общественно-юридическую природу, функциональную и социальную роль. Например, естественные права человека не зависят от государства и не направлены против него, а существуют и реализуются при его поддержке. С другой стороны, само существование таких прав служит ограничителем для власти. Понятие права в субъективном и объективном смысле необходимы в юридической науке и практике, так как они выполняют важные познавательные, прикладные, операционные, аналитические, и социально-регулятивные функции.

Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений. Эти признаки можно определить следующим образом: 1) нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, определено в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве признак нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе право физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. 2) формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло - нарушением этой нормы.

Категория ценность права призвана раскрыть значение права для общества, конкретизировать саму сущность права. Под ценностью права понимается способность права служить средством для удовлетворения интересов общества и отдельной личности. Ценность права выражается в том, что оно выступает средством: защиты существующего общественного строя; регулирования общественных отношений; фактором прогресса общества; решения современных глобальных проблем (демографических, экологических); определения меры свободы личности в обществе; утверждения нравственных начал в жизни общества, инструментом воспитания населения и формирования правовой культуры.

Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения. С помощью понятия функция права можно определить социальное назначение права в обществе. Создание и обеспечение правопорядка - это главное предназначение права. В этом заинтересовано как общество, так и государство. Функция права - это основные каналы правового воздействия в упорядочении общественных отношений. Функции права можно рассматривать как специально-юридические (в более узких) или как общесоциальные (в более широких рамках).

С точки зрения специально-юридических функций выделяют две главные функции права - регулятивную и охранительную.

· Регулятивная - упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности уплачивать налоги). Формами осуществления этой функции выступают, к примеру, закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, установление и изменение правового статуса субъектов права, привилегий.

· Охранительная функция - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения. Реализуется с помощью правовых ограничений (наказаний, обязанностей, запретов) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, свободы, чести, правопорядка, безопасности

Итак, право является значимым социальным регулятором, обладающим набором специфических признаков и выполняющим в обществе важнейшие функции. Оно является неотъемлемой частью функционирования государства.

1.2 Мораль. Определение, особенность и функции

Существует несколько определений термина мораль, возникших в разное время и раскрывающих термин с разных сторон.

Мораль (лат. moralis - нравственный, от mos, множественное число mores - обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики. 

Мораль - социальный институт, система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения, выполняющих функции социального контроля и регулирования социальных отношений в той или иной социальной группе, обществе.

В словаре русского языка мораль определяется как “правила нравственности и сама нравственность”, а нравственность как “правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение”.

Исходя из определений, можно считать, что мораль и нравственность являются тождественными понятиями, особенно в практическом обиходе.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни: в быту, семейных, межличностных и других отношениях и даже в производственной деятельности. Более того, моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей и все народности, закрепляют основы культуры их взаимоотношений.

Любой поступок человека, его поведение могут быть оценены по единой, моральной шкале. Мораль служит согласованию деятельности индивидов, которая подчиняется определенным социальным законам. Моральные нормы рассчитаны на добровольное исполнение. Но их нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека.

Выделяют несколько функций морали: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную, воспитательную, коммуникативную. Мораль регулирует поведение отдельных индивидов и всего общества благодаря тому, что каждый человек стремится определять свою жизненную позицию в соответствии с общепринятыми нормами морали. В этом заключается регулятивная функция морали. Она же включает в себя оценочно-императивную функцию, которая выражается в нравственном освоении человеком окружающей среды. Познавательная функция морали подчинена оценочно-императивной функции. Она дает человеку не просто знание о поступках, а еще и объясняет их смысл. Мораль формирует у человека способность руководствоваться в своем поведении «высшими» ценностями. Можно сказать, что именно мораль «делает человека человеком», в этом и заключается ее воспитательная функция. Коммуникативная функция заключается в том, что мораль обеспечивает и упорядочивает общение людей между собой. Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно связаны друг с другом.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т.п. действующие в обществе, поэтому можно сказать, что мораль определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и общественным мнением, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном.

Информация о работе Мораль – право – религия. Роль религиозного фактора в регуляции нравственного и правового поведения людей: история и современность