Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 07:37, контрольная работа
С момента зарождения человеческого общества в нем стали появляться социальные нормы, т.е. определенные необходимые правила совместного человеческого бытия. Социальные нормы вырабатывались и вырабатываются людьми, а само их появление явилось необходимостью, так как любая система, стремится к саморегуляции и упорядочению своей деятельности, иначе ее ждет хаос и разрушение. Процесс их появления и развития, напрямую связанный с переходом человека к стадии общественного сосуществования, который продолжается до сих пор.
Введение
1. Понятие права, морали и религии
1.1 Понятие, сущность, функции и признаки права
1.2 Мораль. Определение, особенность и функции
1.3 Релгия
2. Роль религиозного фактора в регуляции нравственного и правового поведения людей
Заключение
Список литературы
Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека - нравственную деятельность. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Внутренний аспект выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, обязанности, духовности, общественного долга. Внешний аспект морали - формы проявления моральных качеств, которые раскрывают действительную сущность человека. Эти два аспекта тесно связаны между собой и не могут существовать друг без друга.
Таким образом, мораль является важным социальным регулятором, имеющим свои отличительные черты и функции. Мораль неотделима от человека, поэтому нельзя недооценивать ее значение в различных сферах человеческой деятельности.
1.3. Религия
Религия (от лат. «religio» – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. По предположению ученых, религия возникла в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40–50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества.
На первоначальной стадии человеческой истории религия выступает как форма практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил. Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, – фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т.п. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли политеистические (политеизм – многобожие) религии раннего классового общества. На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии – буддизм (VI–V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличительных особенностей таких мировых религий, как христианство и ислам, является монотеизм (вера в одного бога). Постепенно складываются новые формы религиозной организации и религиозных отношений – церковь, духовенство (клир) и миряне. Получает развитие теология (учение о боге).
Маркс утверждал, что «религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм». Однако «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо, в конечном счете, и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия».
На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В период распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация (разделение) мононорм на религию, право, мораль.
2. Роль религиозного
фактора в регуляции
Значительную и важную группу социальных норм составляют религиозные нормы. Эти нормы регулируют отношение верующих к Богу, церкви, друг к другу, структуру и функции религиозных организаций. Свод морально-этических установлений - составная часть религии, которая включает в себя религиозные верования, специфические действия и религиозные учреждения. Божественный авторитет религиозных норм определяется прежде всего их связью с религиозной верой. Свод религиозных канонов (предписаний, правил) представляет собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В Античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: иудаизм, христианство, буддизм, ислам воздействуют не только на духовную, нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем так же, как законы морали.
Христианская религия, каноны морали христианства оказали и оказывают большое влияние на жизнь народов Земли, прежде всего населения Европы и Америки.
Религиозные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующими и государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 г. римско-католическая церковь опубликовала Кодекс канонического права.
«Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Эта система правовых предписаний, основывающаяся на Коране, указывает мусульманину вытекающий из религии ислама "путь следования". Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - создан в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна, иджма (высказывания проповедников мусульманской религии), кияс (толкование Корана и Сунны)»[9].
В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы морали. Такие общепризнанные нормы человеческого общежития содержатся, например, в Библии в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди.
Во Всеобщей декларации прав человека, основанной на морали, говорится: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов" (ст. 18). Свобода совести и религии, сотрудничество всех конфессий для достижения благополучия и согласия в мире - замечательное достижение цивилизации.
В Российской Федерации действуют нормы различных религиозных верований и направлений. Среди российских граждан есть православные, старообрядцы, католики, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.
Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы Всеобщей декларации прав человека, Итогового документа Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В принятой в 1991 г. в России Декларации прав и свобод человека и гражданина говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные или атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона (ст. 14).
Российская Федерация является светским государством. Это один из его важнейших конституционных принципов. Ни одна религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Запрещаются любые ограничения прав граждан по признаку их религиозной принадлежности. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Конституция Российской Федерации указывает, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними"
В современных условиях жизни российского общества повышается значение религиозного сознания, религиозных норм в укреплении общественного согласия и здоровой морали.
Заключение
Единство права религии и морали характеризуется нормативностью, универсальностью и общностью. Нормативность заключается в совокупности определенных норм, являющихся эталоном и критерием оценки поведения людей. Универсальность проявляется в том, что и религия, и мораль распространяется на все общественные отношения, и являются универсальными регуляторами в системе социальных норм. Общность морали и религии выражается в одинаковой оценке ими идеологии, нравственности, права, политики и иных сфер человеческой жизнедеятельности.
Взаимодействие религии и морали
проявляется в их взаимопроникновении
и взаимовлиянии.
В условиях кризисного состояния российского общества противоречия между религией и моралью крайне обострились. Резко понизился порог нравственных требований, предъявляемых к личности.
Мораль стала более терпима и снисходительна к ловкачеству, жульничеству, противоправным действиям. Наблюдается общее падение нравов, культуры, совестливости. Возросло число людей с низменными страстями и помыслами. Честный человек теперь не авторитет, а предмет насмешек.
Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо сделать определенные выводы. Я считаю, что на данном этапе истории роль религии огромна. Вера - это своего рода спасательный круг для общества в трудные времена; религиозная консервативность в этой ситуации - некий фундамент, почва под ногами человечества, которая не позволит провалиться в пучину агрессии, жестокости, разврата, обмана и меркантильности; некий базис для возрождения высокодуховных норм морали.
Список используемой литературы:
1. Венгеров А.Б. Теория
государства и права. Вып. №1/-М.,1993.
2. Керимов Д.А. Проблемы
общей теории права и государства. Том
1.М.,2001.
3. Клименко С.В., Чигерин
А.П. Основы государства и права. -М.,1997.
4. Комаров С.А. ,Малько
А. В. Теория государства и права. Третье
издание./ - М. 1999.
5. Теория государства
и права: учебник под ред. Власова В.И. М.:
2002.
6. Лукашева Е. А. Право.
Мораль. Личность. И.,1986.
7. Найдыш В.М. Концепции
современнного естествознания: Учебник.
Изд. 2-е. М.: 2003.
Интернет-издания:
8. Большая советская энциклопедия //
http://slovari.yandex.ru/dict/
9. Национальная социологическая энциклопедия //
http://voluntary.ru/
10. Словарь Ожегова //