Мусульманское право: основные черты и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть то, что представляет собой шариат на самом на деле: показать его неразрывную связь с исламом, описать его источники и выявить основные черты.
Задачи моей работы:
1. определить понятие и характерные черты мусульманского права;
2. проанализировать источники мусульманского права;
3. определить отличительные особенности мусульманского права.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3 стр.
I. Понятие и характерные черты мусульманского права…….5 стр.
II. Характеристика источников права………………………...12 стр.
III. Отличительные особенности мусульманского права…….20 стр.
Заключение………………………………………………………....28 стр.
Список литературы………………………………………………...30 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 43.15 Кб (Скачать файл)

 

Мусульманское право, не являясь  самостоятельной отраслью науки, выступает  как одна из сторон религии ислама. Говоря об универсальном характере  мусульманского права и его нормативных  предписаний, я пришел к выводу, что  ислам – это одновременно вера в государство, а мусульманское  право выступает как собственное  право и как религия. В исламе господствует концепция теократического  общества, в котором государство  имеет значение лишь как служитель  установленной религии. Исламу свойственна  лишь религиозная часть и теология, мораль и правила культа, а юридические  нормы, если совпадут с предписаниями, то не имеют самостоятельной роли или занимают второстепенное место.

 

Таким образом, мусульманское  право – одна из правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее  время в мире нет ни одной исламской  страны, правовая система которой  не испытывала бы влияние норм шариата. На современном этапе развития в  странах мусульманского мира активно  идет процесс заимствования норм других правовых систем. Тем не менее, шариат основан на идее обязанностей, а не на правах.

 

 

II. Характеристика источников  права

 

Учение об источниках относится  к числу наиболее разработанных  в науке мусульманского права  и отличается большим своеобразием. Как уже отмечалось, мусульманские исследователи выделяет в составе мусульманского права две группы взаимосвязанных норм, первую из которых составляют юридические предписания Корана и сунны (собрания имеющих правовое значение преданий — хадисов — о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммада), а вторую — нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников, прежде всего единогласного мнения (иджма) наиболее авторитетных (правоведов — муджтаждов и факихов — и умозаключения по аналогии (кийас).

 

В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы, особенно те, которые зафиксированы в Коране. Для характеристики Корана как источника мусульманского права важно иметь в виду, что среди его норм, регулирующих взаимоотношения людей, заметно преобладают общие положения, имеющие форму отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие простор для толкования правоведами. Что же касается немногочисленных конкретных правил поведения, то большинство их возникло по частным случаям при решении Пророком конкретных конфликтов, оценке им отдельных фактов или в ответ на заданные ему вопросы. Преобладающая часть нормативных предписаний сунны также имеет казуальное происхождение[8].

 

Мусульманское право имеет  четыре источника права. Это, прежде всего Коран — священная книга  ислама; затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога; в-третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества; наконец, в-четвертых, кияс, или суждение по аналогии.

 

Важнейшим источником шариата  считается Коран - священная книга  мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку  Мухаммеду. Коран – слово Бога, ниспосланное пророку в результате откровения, является первым источником мусульманского права. Вместе с тем  важно понять, что это первый, но не единственный источник мусульманского права[9]. Поэтому неизбежно должны быть и существуют другие источники. Исследователи находят в Коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока  и из обычаев доисламской Аравии. Составление Корана растянулось  на несколько десятилетий. Канонизирование его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "И так мы ниспослали его как арабский судебник". Коран предписывает арабам также покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом.

 

Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

 

Большая часть положений  Корана носит казуальный характер и  представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют  весьма неопределенный вид и могут  приобретать разный смысл в зависимости  от того, какое содержание в них  вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в  результате достаточно свободного толкования разными мазхабами они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

 

Другим авторитетным и  обязательным для всех мусульман  источником права была Сунна ("священное  предание"). Она представляла собой  собрание рассказов, которые относятся  к жизни и деятельности пророка. Они подробно и детально описывают  то, как пророк задумал прожить  свою жизнь в соответствии с вновь  провозглашенным религиозным порядком, содержавшимся в Коране. Особый интерес  среди этих историй представляют те, которые касаются пророка, так  как его простили рассудить споры  или разрешить правовые казусы. Текстуально  сунна является гораздо большим формальным материальным источником, чем Коран, но она же также достаточно многовариантна и вызывает ещё больше споров. Текст Корана был сформулирован очень скоро после смерти пророка во время правления третьего халифа Османа. Сунна не была собрана, по крайней мере, на протяжении столетия после письменной фиксации Корана[10].

 

В хадисах также можно  встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений  в арабском обществе. Окончательное  редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены 6 ортодоксальных сборников сунны, наибольшую известность  из которых получил сборник Бухари (умер в 870 году). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих друг другу положений, и выбор наиболее "достоверного" из них всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.

 

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (число которых насчитывало более 100 человек) или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев или муджтахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

 

Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. В VIII-IX вв. в связи с широким распространением метода "иджтихада" мусульманское право активно развивалось доктринальным путем в трудах указанных выше основателей главных правовых школ, а позднее в работах их ведущих последователей и учеников. В Х в. рядом авторитетных теологов-юристов были проведены работы по систематизации накопленного к этому времени обширного правового материала. С XI в. в связи с обострившимися противоречиями между главными течениями в исламе и разными правовыми школами (мазхабами) мусульманское право фактически не существовало как единая система. Внутренние расхождения в нем приобрели существенный характер.

 

Одним из наиболее спорных  источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия между разными  направлениями, был кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями - ханифитами. Наиболее резко против кияса выступили ханбалиты и особенно шииты, которые вообще не признавали его в качестве источника права.

 

В качестве дополнительного  источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно  в само мусульманское право в  период его становления, но не противоречившие  прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну[11].

 

Наконец, производным от шариата  источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов - фирманы. В последующем в других мусульманских  государствах с развитием законодательной  деятельности в качестве источника  права стали рассматриваться  и играть все возрастающую роль законы - кануны. Фирманы и кануны также  не должны были противоречить принципам  шариата и дополняли его, прежде всего нормами, регламентирующими  деятельность государственных органов  и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением.

 

Также существовало большое  количество различных сборников  хадисов. Некоторые из них были созданы  юристами в качестве важного источника, так как юристы были склонны фабриковать  истории в поддержку своих  особых правовых точек зрения.

 

Исламские юристы разработали  мусульманское право, стремясь обосновать решения, вытекающие из Корана или Сунны. Но они не смогли избежать абстрактного восприятия феномена права. Впрочем, их задача состояла не в создании теории позитивного права, а в систематизации интеллектуальных методов легитимации (на основе исламской религии, практики, более или менее сознательно  применявшейся) поисков таких решений  новых ситуаций, которые не противоречили  бы общим принципам, содержащимся или  вытекающим из первоисточников —  Корана и Сунны.

 

Таким образом, это был  метод, в котором нуждались компетентные лица (фукаха), поставившие разум на службу религии. Они создали концепцию иджтихада, что привело к созданию теории о соотношении откровения (Коран — Сунна) и человеческого разума. Применяемые в определенных условиях коллективные права (иджтихад), предназначенные для принятия правового решения, приводят к иджме.

 

Все поступки в мусульманском  праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат  соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).

 

К числу вторичных источников права, возникших в более поздний  период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативно-правовой акт), который сегодня в большинстве  мусульманских стран играет весьма важную роль в социальном регулировании. В нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения первичных религиозно-правовых документов, но и идущие вразрез  с Кораном, сунной, иджмой (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций). В этом случае закон вряд ли может считаться формой мусульманского права.

 

Таким образом, я считаю, что  источники мусульманского права  обладают значительным своеобразием и  весьма отличаются от традиционных европейских  правовых систем.  В любом обществе с прерогативой ислама его принципы и нормы теоретически признаются обязательными к исполнению и стоящими выше любых иных правил поведения, однако на практике они применятся только тогда, когда становятся неотделимой частью системы местных обычаев.

 

 

III.   Отличительные особенности  мусульманского права

 

Система мусульманского права  отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские  юристы под нормой права подразумевают  предписание конкретного исторического  законодателя, то исламские правоведы  под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных, религиозных  догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, «поправить», оно  бесспорно и абсолютно, должно, безусловно, исполняться. Сверхсоциальная, догматическая природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общественным отношениям. Искусство судьи, правоприменителя часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных юридических уловок, фикций, других приемов противоположного результата. Наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации[12].

Информация о работе Мусульманское право: основные черты и особенности